- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по русскому языку для 1 класса (Школа 2100)
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса (Школа 2100)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шаныгина Е.В. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Рассмотрена Утверждаю На заседании МО Директор школы № 4 протокол № Приказ № от «___» ___________ 2012 г. от «___» ___________ 2012 г.
Рабочая программа
по «Русскому языку» для 1 класса
учитель начальных классов
Шаныгина Е.В.
Переславль-Залесский
2012 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для первого класса общеобразовательной школы составлена на основе приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», приказа Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 год № 1241 «Изменения, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Министерством образования и науки РФ от6 октября 2009 года № 373», приказа Министерства образования и науки РФ № 889 от 30 августа 2010 года «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 года № 1312; авторской учебной программы «Русский язык» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой («Школа 2100»). Изменения в авторскую программу не вносились. Курс русского языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка. Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно - формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель); - формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель). В соответствии с этой целью ставятся задачи: 1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; 2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой; 3) формирование у детей чувства языка; 4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой; 5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке. В период обучения грамоте дети проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики», учебнику «Русский язык», 1-й класс.
II. Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом литературного чтения: 1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов; 3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи. Линии, специфические для курса «Русский язык»: 4) приобретение и систематизация знаний о языке; 5) овладение орфографией и пунктуацией; 6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка; 7) развитие чувства языка. Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники (Букварь, «Русский язык»; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.). В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка. Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи-ши, чу-щу, ча-ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов. В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов. В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления. Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки. Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Букваря идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.
Разделы «Предложение» и «Текст»
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, - разделы «Предложение» и «Текст». В 1-м классе, после завершения курса обучения грамоте, дети повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме.
Раздел «Слово»
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово». Слово рассматривается с четырёх точек зрения:- звукового состава и обозначения звуков буквами;
- морфемного состава и словообразования;
- грамматического значения;
- лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
- видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);
- находить и исправлять орфографические ошибки.
Изучаются следующие орфограммы:
- обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
- большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
- буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];
- разделительные ь и ъ;
- проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);
- проверяемые буквы согласных на конце слова;
- пробел между предлогом и соседним словом.
Третий аспект рассмотрения слова - лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвёртый аспект рассмотрения слова - морфологический. Морфология - самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности. В 1-м классе в курсе обучения грамоте и во 2-м классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы (1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто? - что?», могут называть один предмет и много предметов; частично усваивают определения частей речи. Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их - без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трёх группах слов в русском языке - самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях - и об их функциях в речи. Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы. Основные направления работы по развитию речи в 1 классе:
- Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
- Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых предложений, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
- Развитие связной устной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
- Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.
Отличие данной программы заключается в том, что:
- Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
- Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
- Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
- Сведения о частях слова вводятся раньше - с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
- Усилено внимание к синтаксису и пунктуации - основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
- Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка - формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Курс обучения грамоте составляет 200 часов (25 недель по 8 часов в неделю. Из них «Русский язык» - 4 часа, «Литературное чтение» - 4 часа). Обучение после периода обучения грамоте составляет 32 часа. Общий объём учебного времени в 1 классе на изучения предмета «Русский язык» составляет 132 часа (4 часа в неделю).IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей. Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Взаимосвязь результатов освоения предмета «Русский язык» можно системно представить в виде схемы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
- осмысленно, правильно читать целыми словами;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке;
- называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные; согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
- определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
- обозначать мягкость согласных звуков на письме;
- определять количество букв и звуков в слове;
- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
- ставить пунктуационные знаки конца предложения;
- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
- находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Таблица предметных требований
к умениям учащихся по русскому языку (1-й класс)
Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»
-
овладение функциональной грамотностью;
-
развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;
-
развитие умений и навыков понимания и анализа текстов
-
приобретение и систематизация знаний о языке;
-
развитие чувства языка
-
овладение орфографией и пунктуацией
Речевые умения
Учебно-языковые умения
Правописные умения
-
составлять предложения из слов;
-
отличать текст от набора предложений;
-
составлять небольшой текст (3-4 предложения) на заданную тему и записывать его с помощью учителя;
-
правильно списывать слова, предложения, текст; проверять написанное, сравнивая с образцом
-
различать гласные и согласные звуки, согласные звонкие и глухие (парные и непарные), твердые и мягкие (парные и непарные);
-
делить слова на слоги, ставить ударение;
-
находить корень в группе доступных однокоренные слов
-
писать большую букву в начале предложения, в именах собственных;
-
писать буквы и, у, а после шипящих (в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу);
-
обозначать мягкость согласных на письме с помощью ь;
-
не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч, нщ и т.п.;
-
писать изученные слова с непроверяемой безударной согласной в корне;
-
делить слова на части для переноса;
-
ставить знак препинания в конце предложения
Содержание учебного предмета «Русский язык»
1-й класс
Обучение грамоте и развитие речи (200 ч)
Добуквенный период (36 ч). Задачи добуквенного периода - развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы. В добуквенный период ведётся подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв). Букварный период (164 ч). В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению. Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией при чтении на буквы согласных звуков, с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ). В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость. В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца. Языковая пропедевтика в период обучения грамоте
В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии. Из области фонетики - это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог; слогообразующая роль гласных звуков; ударение: ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твёрдые и мягкие; парные и непарные обозначения мягкости согласных на письме (с помощью ь, букв е, ё, ю, я, и); ь и ъ разделительные. Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу). Из области лексики - дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений; наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении. Из области морфемики - дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова (кроме окончания). Из области морфологии - происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью в речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет - много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки. Из области синтаксиса и пунктуации - дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение - законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и её коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточием в конце предложения. В ходе чтения текстов происходит практическое знакомство с обращением; даётся общее понятие о тексте. Из области орфографии - в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.Тематическое планирование уроковобучения грамоте
(100 сдвоенныхурокачтенияиписьма,всего200часов)200
№
п/п
Тема для работы по «Букварю»
Стр.
«Букваря»
Тема для работы в прописях
Стр. прописей
Кол-во часов
Дата/ Корр.
Характеристика деятельности учащихся
Раздел I. «Говорим, рассказываем...»
(18 сдвоенных уроков).
36
1
Вводный урок
2
Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаи- моотношений со взрослыми, сверстни- ками.
Моделировать и оценивать различ- ные ситуации поведения в школе и
других общественных местах. (П)*
Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах. Практическая работа: составить режим дня.
Моделировать и оценивать различ- ные ситуации использования слов, показывающих направление. Работать в группах и самостоятельно с источниками информации. (П) Познакомиться с новым учебником
«Букварь».
Учиться находить нужную страницу, иллюстрацию.
Ориентироваться на развороте
«Букваря».
Осознавать цель и ситуацию устного общения.
Вводный урок. Знакомство с «Букварем»
Обложка
и с. 2-3
Вводный урок. Знакомство с прописями. ИКТ, презентация.
Тетрадь № 1.
Обложка
(стр. 0)
2
Урок № 2. Учимся говорить, рассказывать и рассматривать.
2
Календарь и календар- ные праздники.
ИКТ, презентация
4-5 Обучение штриховке и обведению по контуру. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 1. Обложка (стр. 0)
3
Урок № 3. Животные и растения вокруг нас.
2
Животные и растения вокруг нас. Слова-названия.
6-7
Правила письма.
ИКТ, презентация
Тетрадь
№ 1,
стр. 1
4
Урок № 4. Природа вокруг нас.
2
Природа вокруг нас. Знакомство с предложе- нием.
8-9
Написание вертикаль- ных линий. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 1,
стр. 2-3
5
Урок № 5. Летом в деревне (на даче).
2
Составление предложе- ний.
ИКТ, презентация
10-11
Обведение по контуру, штриховка.
ИКТ, презентация
Тетрадь
№ 1,
стр. 4-5
* П - повышенный уровень, остальные виды деятельности - необходимый уровень.
№
п/п
Тема для работы по «Букварю»
Стр.
«Букваря»
Тема для работы в прописях
Стр. прописей
Кол-во часов
Дата/ Корр.
Характеристика деятельности учащихся
6
Урок № 6. Кто помогает человеку в саду и в огороде?
2
Адекватно воспринимать звучащую речь. Понимать на слух информацию, содержащуюся в устном высказыва- нии.
Различать времена года по призна- кам, объяснять и рассказывать. Различать, перечислять календарные праздники. Классифицировать животных и расте- ния. Сопоставлять признаки предме- тов, с помощью которых они узнают- ся.
Обозначать слово схемой. Сопоставлять схемы и слова, сравни- вать и различать. Составлять схемы предложений. Выбирать нужный знак конца пред- ложения.
Определять признаки текста, смысло- вое единство предложений в тексте. Выбирать заглавие текста. Устанавливать последовательность предложений в тексте, последователь- ность частей текста.
Читать схему текста.
Составлять схему текста. Определять основную мысль текста, передавать его содержание по вопросам. Различать речевые и неречевые звуки.
Характеризовать гласные звуки рус- ского языка (ударные, безударные). Делить слово на слоги, обозначать ударный слог.
Знакомство с текстом.
12-13
Обведение по контуру, штриховка. ИКТ, презентац., интерактивная игра
Тетрадь
№ 1, стр. 6-7
7
Урок № 7. Звуки вокруг нас. Звуки речи.
2
Составление текста с опо- рой на рисунки.
ИКТ, презентация
14-15
Обведение по контуру, штриховка наклонными линиями. ИКТ, презентац.
Тетрадь
№ 1, стр. 8-9
8
Урок № 8. Цирк.
2
Подбор тематических групп слов. Составление предложений и текста.
16-17
Обведение по контуру и написание овалов. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 1, стр. 10-11
9
Урок № 9. На рыбалке.
2
Предложение. Текст. Со- ставление рассказа по сюжетным картинкам.
18-19
Написание наклонных линий и овалов. ИКТ, презен., интерактивная игра
Тетрадь
№ 1, стр. 12-13
10
Урок № 10. Сказочные герои. Сказочные предметы.
2
Предложение. Текст.
20-21
Написание наклонных линий с петлёй внизу и вверху. ИКТ, флипчарт
Тетрадь
№ 1, стр. 14-15
11
Урок № 11. Театр.
2
Повторение основных по- нятий. Составление рас- сказа по сюжетным кар- тинкам с введением диа- лога действующих лиц.
22-23 Упражнения в обведе- нии по контуру и штри- ховке. ИКТ, флипчарт
Тетрадь
№ 1, стр. 16-17
№
п/п
Тема для работы по «Букварю»
Стр.
«Букваря»
Тема для работы в прописях
Стр. прописей
Кол часов
Дата/ Корр.
Характеристика деятельности учащихся
12
Урок № 12. Гласные звуки.
2
Классифицировать предложения по цели высказывания. (П)
Выбирать нужную интонацию. Составлять текст по серии сюжетных картинок. Перечислять названия известных ска- зок, сказочных героев, сказочных предметов.
Объяснять правила поведения в театре. Называть театральные профессии. Рассказывать и инсценировать известные сказки по картинкам и по памяти. Осознавать ситуацию общения: где, с кем и с какой целью происходит обще- ние.
Учиться диалогической форме речи. Определять диалог (спор, беседа). Выражать собственное мнение. Использовать связные высказывания на определённую тему. Слышать, выделять гласные звуки, обозначать их схемой. Определять количество слогов в слове. Определять, на какой слог падает уда- рение, обозначать ударный слог в схеме слова. Различать ударные и без- ударные слоги. Наблюдать за многозначными слова- ми. Определять направление движения при письме различных письменных элементов.
Гласные звуки. ИКТ, презентация
24-25
Написание прямой на- клонной линии, наклонной линии с закруглением внизу.
Тетрадь
№ 1, стр. 18-19
13
Урок № 13. Мои игрушки.
2
Гласные звуки. Деление слова на слоги. Слого- образующая роль глас- ных звуков.
26-27
Написание е-образных элементов. ИКТ, флипчарт
Тетрадь
№ 1, стр. 20-21
14
Урок № 14. Наши занятия.
2
Ударение. ИКТ, презентация
28-29 Подготовка к написа- нию буквы г и буквы и. Написание е-образных элементов и элементов с закруглением вверху и внизу.
Тетрадь
№ 1, стр. 22-23
15
Урок № 15. Повторение.
2
Деление слова на слоги, ударный и безударные слоги. Наблюдение над значением слова.
30-31
Написание элементов с закруглением вверху и внизу. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 1, стр. 24-25
16
Урок № 16. Повторение.
2
О чём рассказывает текст.
32
Написание основных графических элементов.
ИКТ, флипчарт
Тетрадь
№ 1, стр. 26-27
№
п/п
Тема для работы по «Букварю»
Стр.
«Букваря»
Тема для работы в прописях
Стр. прописей
Кол-во часов
Дата/ Корр.
Характеристика деятельности учащихся
17-
18
Урок № 17, 18. Говорим, рассказываем, слушаем, пишем.
4
Овладевать разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических тре- бований к этому виду учебной работы. Различать и использовать разные виды штриховки. Ориентироваться на странице пропи- си и на строке прописи.
- Повторение основных понятий. Звук, слог, слово.
- Повторение основных понятий. Предложение, текст
Закрепление изученных графических элементов. - Наклонные линии с закруглением. - Наклонные линии с закруглением, петлей.
Тетрадь
№ 1, стр. 28-29
Раздел II. Учим буквы - учимся читать и писать
164
19
Урок № 19. Звуки, обозначаемые буквами г, п, и.
2
Выделять звук (звуки) в слове.
Находить слова с заданным звуком.
Различать звуки и буквы: буква как знак звука.
Различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, соглас- ные твёрдые и мягкие, звонкие и глу- хие, парные и непарные; буквы глас- ных как показатель твёрдости - мягко- сти согласных звуков.
Обозначать букву соответствующей схемой.
Определять парные и непарные по звон- кости - глухости согласные звуки.
Делить слова на слоги.
Соотносить слова со слогоударными схемами.
Овладевать начертанием письменных букв. Знакомство с согласными звуками [г, п]. Гласный звук [и]. Разграничение понятий «звук» - «буква».
33-34
Строчные буквы г, п, и.
ИКТ, презентация
Тетрадь
№ 2, стр. 1
20
Урок № 20. Звуки, обозначаемые буквами т, р.
2
Звуки, обозначаемые буквами т, р.
ИКТ, презентация
35
Строчные буквы т, р.
ИКТ, презентация
Тетрадь
№ 2, стр. 2-3
21
Урок № 21. Гласный звук [о], буква о.
2
Гласный звук [о], буква
о. ИКТ, презентация
36-37
Заглавная и строчная буквы О, о. ИКТ, презентация
Тетрадь
№ 2, стр. 4-5
22
Урок № 22. Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами.
2
Чтение слогов и слов с изученными буквами.
38-39
Соединение изученных букв в слоги и слова. ИКТ, флипчарт
Тетрадь
№ 2, стр. 6-7
23
Урок № 23. Заглавная буква О.
2
Упражнения в чтении слогов и слов. Заглавная буква О в именах людей.
40-41 Письмо заглавной буквы О в соединении с изучен- ными буквами.
Тетрадь
№ 2, стр. 8-9
`
№
п/п
Тема для работы по «Букварю»
Стр.
«Букваря»
Тема для работы в прописях
Стр. прописей
Кол-во часов
Дата/ Корр.
Характеристика деятельности учащихся
24
Урок № 24. Гласный звук [а], буква а.
2
Писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм.
Писать под диктовку слова и предло- жения, написание которых не расхо- дится с произношением.
Усваивать приёмы и последователь- ность правильного списывания текста.
Понимать функции небуквенных гра- фических средств: пробела между сло- вами, знака переноса, красной строки (абзаца).
Сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.
Воспроизводить звуковую форму слога и слова по его буквенной записи (чте- ние).
Соотносить прочитанные слова и кар- тинки.
Находить слово в группе слов по его лексическому значению.
Воспринимать слово как объект изу- чения, материал для анализа.
Наблюдать над значением слова. Различать слова и предложения. Работать с предложением: выделять слова, изменять их порядок, распро- странять и сокращать предложения.
Гласный звук [а], буква
а. ИКТ, презентация
42-43 Строчная буква а, со- единения с различными буквами. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 2, стр. 10-11
25
Урок № 25. Гласный звук [ы], буква ы.
2
Понятие о словах в един- ственном и множествен- ном числе. Гласный звук [ы], буква ы.
44-45 Строчная буква ы, со- единения с различными буквами. Упражнения в письме.
Тетрадь
№ 2, стр. 12-13
26
Урок № 26. Заглавные буквы Г, П, Т, Р.
2
Заглавные буквы Г,П,Т,Р. Упражнения в чтении. ИКТ, презентация
46-47
Написание заглавных букв Г, П, Т, Р. Упражнения в письме. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 2, стр. 14-15
27
Урок № 27. Заглавная буква И.
2
Заглавная буква И. Заглавные буквы в име- нах людей и географиче- ских названиях.
48-49
Написание заглавной буквы И. Упражнения в письме. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 2, стр. 16-17
28
Урок№28.Согласные звуки[н],[н,],букван.
2
Согласные звуки[н],[н,],букван. Чтение слогов и слов с буквой н.
50-51 Строчная буква н, со- единения с различными буквами, написание слов. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 2, стр. 18-19
29
Урок№29.Согласные звуки[к],[к,],буквак.
2
Согласные звуки [к], [к,], буква к. Чтение слогов и слов с буквой к. ИКТ, презентация
52-53 Строчная буква к, со- единения с различными буквами, написание слов. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 2, стр. 20-21
№
п/п
Тема для работы по «Букварю»
Стр.
«Букваря»
Тема для работы в прописях
Стр. прописей
Кол-во часов
Дата/ Корр.
Характеристика деятельности учащихся
30
Урок № 30. Упражнения в чтении и письме.
2
Запоминать правила правописания и применять их при письме: обозначе- ние букв гласных после шипящих в позиции под ударением (ча-ща, чу-щу, жи-ши); заглавная буква в начале предложения, в именах соб- ственных; раздельное написание слов; перенос слов без стечения согласных по слогам; знаки препинания в конце предложения.
Использовать на письме разделитель- ный ь и ъ.
Понимать прослушанный и прочитан- ный текст.
Составлять рассказы по серии сюжет- ных картинок.
Сочинять небольшие устные рассказы повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений).
Восстанавливать деформированный текст.
Сокращать, изменять текст повество- вательного характера из прописи или «Букваря». (П)
Определять и объяснять значение слова в тексте.
Различать однозначные и многознач- ные слова. (П) Различать прямое и переносное значение слов. (П)
Чтение слогов и слов с изученными буквами. ИКТ, презентация
54-55
Написание букв, слогов и слов с изученными буквами. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 2, стр. 22-23
31
Урок № 31. Знакомство с местоимениями он, она, оно, они
2
Знакомство с местоиме-ниями он, она, оно, они. Их роль в речи.
54
Местоимения он, она, оно, они. Написание слогов и слов. ИКТ, флипчарт
Тетрадь
№ 2, стр. 24-25
32
Урок № 32. Гласный звук [у], буквы У, у.
2
Гласный звук [у], буквы У, у. Чтение слогов и слов с буквой у. ИКТ, презентация
56-57
Написание заглавной и строчной буквы У, у. ИКТ, презентация
Тетрадь
№ 2, стр. 26-27
33
Урок № 33. Упражнения в чтении и письме.
2
Работа над интонацией. Точка, восклицательный, вопросительный знак в конце предложения.
58-59
Написание слов и пред- ложений с изученными буквами. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 2, стр. 28-29. Тетрадь
№ 2, с. 30
(материал для коррек- ционной
и инд-ной рабо- ты с уч-ся.)
34
Урок№34.Согласные звуки[с],[с,],буквас.
2
Согласные звуки [с], [с,], буква с. Чтение слогов и слов с буквой с. ИКТ, презентация
60-61
Строчная буква с. Написание слогов и слов с буквой с. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 3, стр. 0-1
№
п/п
Тема для работы по «Букварю»
Стр.
«Букваря»
Тема для работы в прописях
Стр. прописей
Кол-во часов
Дата/ Корр.
Характеристика деятельности учащихся
35
Урок № 35. Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами.
2
Сопоставлять синонимы и антонимы: наблюдать в эталонных текстах, использовать в речи. (П)
Различать однокоренные слова. (П)
Выделять в слове корень, приставку, суффикс. (П) Понимать и объяснять значения суффиксов и приставок. Образовывать новые слова (одноко- ренные) с помощью суффиксов и при- ставок.
Разбирать доступные слова по соста- ву. (П)
Классифицировать слова по вопросам (кто? что? какой?... что делать?...)
Различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?».
Распознавать имена собственные.
Различать слова мужского, женского и среднего рода. (П) Изменять слова по числам (один - много).
Отличать слова-местоимения от дру- гих слов. (П)
Распознавать предлоги. Запомнить наиболее употребительные предлоги.
Отличать предлоги от приставок. (П)
Различать предложения, словосочета- ния, слова (понимать их сходства и различия).
Чтение слов, предложе- ний. Работа с текстом. ИКТ, презентация
62 Написание слогов, слов, предложений с изучен- ными буквами. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 3, стр. 2-3
36
Урок № 36. Работа с текстом.
2
Чтение текста. ИКТ, презентация
62-63 Обучение списыванию текста с печатного и письменного образца. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 3, стр. 4-5
37
Урок 37. Упражнения в чтении и письме.
2
Знакомство с предлогами и словами, которые отве- чают на вопрос как?
64-65
Написание слогов и слов с изученными буквами. ИКТ, презентация, ига
Тетрадь
№ 3, стр. 6-7
Тетрадь № 3, материал на страницах 8-9 предназначен для кор- рекционной и индивидуальной работы с учащимися.
38
,
Урок № 38. Согласные звуки [л], [л ], [м], [м ], буквы л, м.
2
Звонкие согласные звуки [л], [л,], [м], [л,], буквы л, м. ИКТ, презентация
66-67
Написание строчных букв л, м. ИКТ, презентация, флипчарт
Тетрадь
№ 3, стр. 10-11
39
Урок № 39. Упражнения в чтении и письме.
2
Чтение и наблюдение над смыслом слов в предло- жении.
68-69
Написание слогов и слов с заглавными буквами Л, М. ИКТ, презентация
Тетрадь
№ 3, стр. 12
40
Урок № 40. Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении и письме.
2
Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах - географических названиях.
70
Написание заглавной буквы К. Обучение списыванию с печатно- го текста.
Тетрадь
№ 3, стр. 13-14
№
п/п
Тема для работы по «Букварю»
Стр.
«Букваря»
Тема для работы в прописях
Стр. прописей
Кол-во часов
Дата/ Корр.
Характеристика деятельности учащихся
41
Урок № 41. Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении и письме.
2
Самостоятельно составлять предло- жения.
Осознавать ситуацию общения: где, с кем и с какой целью происходит обще- ние.
Овладевать диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа).
Устанавливать последовательность предложений в тексте; последователь- ность частей текста (абзацев).
Работать над структурой текста: оза- главливать, корректировать и редак- тировать порядок предложений и частей текста (абзацев).
Отвечать на вопросы автора текста. Задавать вопросы автору текста с помощью учителя.
Выборочно читать с целью нахождения необходимого материала.
Находить информацию, заданную в тексте в явном виде.
Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.
Запоминать названия и последова- тельность букв русского алфавита.
Заглавная буква в словах-географических названиях. Работа с текстом.
71
Заглавная буква Н. Написание слов с заглавными буквами К, Н. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 3, стр. 14-15
42
Урок № 42. Заглавная и строчная буква С, с.
2
Заглавная буква С. Наблюдение над однокоренными словами.
72-73
Написание заглавной и строчной буквы С, с. ИКТ, флипчарт
Тетрадь
№ 3, стр. 16-17
43
Урок № 43. Упражнения в чтении письма.
2
Работа с деформирован- ными предложениями. ИКТ, презентация
74-75
Написание слогов, слов и предложений с изученными буквами. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 3, стр. 18-19
44
Урок № 44. Упражнения в чтении и письме.
2
Знакомство с новым зна- ком препинания в конце предложения - многото- чием.
76-77 Работа с деформирован ными предложениями. ИКТ, флипчарт
Тетрадь
№ 3, стр. 20-21
45
Урок № 45. Заглавная буква М.
2
Заглавная буква М. Упражнения в чтении. ИКТ, презентация
78
Написание слов с заглав- ными буквами. ИКТ, презентация
Тетрадь
№ 3, стр. 22
46
Урок № 46. Заглавная буква в словах и предложениях.
2
Заглавная буква в словах и предложениях. Развитие осознанности и правиль-ности чтения.
79 Развитие умения писать заглавную букву в сло- вах и предложениях.
Тетрадь
№ 3, стр. 23
№
п/п
Тема для работы по «Букварю»
Стр.
«Букваря»
Тема для работы в прописях
Стр. прописей
Кол-во часов
Дата/ Корр.
Характеристика деятельности учащихся
47
Урок № 47. Урок развития речи.
2
Урок развития речи. Упражнения в чтении и анализе текста. ИКТ, презентация
-
Упражнения в списыва- нии текста. ИКТ, презентация
Тетрадь
№ 3, стр. 24-25
48-
49
Уроки № 48-49. Согласные звуки [ш], буква ш.
4
- Согласный звук [ш], буква ш. Чтение слогов и слов с буквой ш. ИКТ, презентация
- Наблюдение над словами с буквосочениниями ши. Чтение предложений.
80-81 - Написание строчной буквы ш. Упражнения в написании слогов и слов.
- Написание слов с сочетаниями ши. Упражнения в копировании письменного образца
Тетрадь
№ 3, стр. 26-29
50
Урок № 50. Заглавная буква Ш.
2
Заглавная буква Ш. Чте- ние слов с изученными буквами. ИКТ, презентация
82-83 Написание заглавной буквы Ш. Упражнение в написании слов, обозна- чающих имена людей, клички животных.
Тетрадь
№ 4, стр. 0-1
51
Урок № 51. Упражнения в чтении и письме.
2
Чтение слов, предложе- ний, текста. Наблюдение над словами с гласными после шипящих.
84-85
Написание слов и пред- ложений с изученными буквами. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 4, стр. 2-3
52
Урок № 52. Упражнения в чтении и письме.
2
Чтение слов с изученны- ми буквами. Работа с тек- стом.
86-87
Написание слов, предложе-ний и текста с изученными буквами. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 4, стр. 4-5
53
Урок № 53. Упражнения в чтении.
2
Формирование навыка различения звуков [с] и [ш] при чтении.
88-89
Обучение выборочному списыванию. ИКТ, презентация, флипчарт
Тетрадь
№ 4, стр. 6-7
№
п/п
Тема для работы по «Букварю»
Стр.
«Букваря»
Тема для работы в прописях
Стр. прописей
Кол-во часов
Дата/ Корр.
Характеристика деятельности учащихся
54
Урок № 54. Заглавная буква А.
2
Упражнение в чтении слов, предложений с заглавной буквой А.
90-91 Написание слов, пред- ложений с заглавной буквой А. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 4, стр. 8-9
55-
56
Уроки № 55-56. Проверка техники чтения и письма.
4
-Упражнения в чтении и анализе текста. ИКТ, презентация.
-Проверка техники чте- ния вслух. ИКТ, презентация
-
- Упражнение в списывании с печатного текста. ИКТ, презентация
-Самостоятельная работа. Списывание с печатного текста. Запись под диктовку
Тетрадь
№ 4, стр. 10-13
57
Урок№57.Согласные звуки[д],[д,],буквад.
2
,
Согласныезвуки[д],[д,],
буква д. Наблюдение над однокоренными словами.
92-93
Написание строчной буквы д. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 4, стр. 14-15
58
Урок № 58. Упражнения в чтении и письме.
2
Наблюдение над словами с парными согласными звуками на конце; над однокоренными словами.
94-95 Написание слов с изу- ченными буквами. За- главная буква в именах людей.
Тетрадь
№ 4, стр. 16-17
59-
60
Уроки№59-60.Согласные звуки[в],[в,],буквав. Строчная буква в. Заглавная буква Д.
4
-Согласные звуки[в],[в,],буквав.ИКТ, презентация
-Заглавная буква Д. Практическое знакомство с суффиксами на примере суффикса -ушк-.
96-97 - Написание строчной буквы в. ИКТ, презентация - Написание заглавной буквы Д. Упражнения в письме. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 4, стр. 18-19
61
Урок № 61. Заглавная буква В. Упражнения в чтении и письме.
2
Заглавная буква В. Продолжение знакомства с суффиксами, корнем, наблюдение над одноко- ренными словами.
98-99
Написание заглавной буквы В; слов, обозна-чающих имена. Диктант.
Тетрадь
№ 4, стр. 20-21
№
п/п
Тема для работы по «Букварю»
Стр.
«Букваря»
Тема для работы в прописях
Стр. прописей
Кол-во часов
Дата/ Корр.
Характеристика деятельности учащихся
62
Урок № 62. Буква е. Упражнения в чтении и письме.
2
Звуки буквы е. Буква е. Упражнения в чтении.
100-101
Строчная буква е. Написание слогов и слов с буквой е. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 4, стр. 22-23
63
Урок № 63. Упражнения в чтении и письме.
2
Наблюдение над одноко- ренными словами. Работа с текстом.
102-103 Обучение списыванию с печатного образца. ИКТ, презентация
Тетрадь
№ 4, стр. 24-25
64
Урок № 64. Буква ё. Повторение и закрепление введённых понятий.
2
Звуки буквы ё. Наблю- дение над однокоренными словами; суффиксами.
104-105
Строчная буква ё. Написание слогов и слов с буквой ё. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 4, стр. 26-27
В тетради № 4 на стр. 28-29 предлагается материал для индивидуальной и кор- рекционной работы с детьми.
65
Урок № 65. Заглавные буквы Е, Ё. Упражнения в чтении и письме.
2
Заглавные буквы Е, Ё. Чтение диалога, наблю- дение над суффиксами в словах. Работа с текстом.
106-107 Написание заглавных букв Е, Ё. Упражнения в письме. Выборочное списывание.
Тетрадь
№ 5, стр. 0-2
66-
67
Уроки № 66-67. Упражнения в чтении и письме.
4
-Знакомство с пристав- кой.
-Внеклассное чтение. Г.Цыферов «Про чудака лягушонка»
108-109
-Списывание с печатного образца. ИКТ, презентация, флипчарт
-Запись предложений под диктовку. ИКТ, флипчарт
Тетрадь
№ 5, стр. 3-4
68
Урок№68.Согласные звуки[б],[б,],букваб.
2
Согласныезвуки[б],[б,],
буква б. Чтение слогов и слов с буквой б.
110-111 Написание строчной буквы б, слогов, слов с буквой б. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 5, стр. 5
№
п/п
Тема для работы по «Букварю»
Стр.
«Букваря»
Тема для работы в прописях
Стр. прописей
Кол-во часов
Дата/ Корр.
Характеристика
деятельности учащихся
69
Урок № 69. Упражнения в чтении и письме.
2
Развитие умения видеть в слове его части. ИКТ, презентация.
112-113
Написание слов, пред- ложений с изученными буквами. Выборочное списывание текста.
Тетрадь
№ 5, стр. 6-7
70
Урок № 70. Упражнения в чтении и письме.
2
Работа с текстом. Развитие осознанности и правиль-ности чтения.
-
Обучение выборочному творческому списыва- нию текста. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 5, стр. 8-9
71
Урок № 71. Заглавная буква Б.
2
Упражнения в чтении слов с заглавной буквой Б. Чтение текста. ИКТ, презентация.
114-115
Написание заглавной буквы Б, Упражнение в письме. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 5, стр. 10
72
Урок№72.Согласные звуки[з],[з,],букваз.
2
,
Согласные звуки [з], [з ],
буква з. ИКТ, презентация.
116-117
Написание строчной буквы з, слогов и слов с буквой з.м. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 5, стр. 11
73
Урок № 73. Заглавная буква З.
2
Чтение слов, предложе- ний, текста. Повторение парных звонких и глухих согласных.
118-119
Написание слогов и слов с заглавной буквой З. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 5, стр. 12-13
74
Урок № 74. Буква я.
2
Звуки буквы я. Буква я. ИКТ, презентация.
120-121
Написание слогов и слов со строчной буквой я. Списывание предложений с печатного образца.
Тетрадь
№ 5, стр. 14
75
Урок № 75. Заглавная буква Я.
2
Заглавная буква Я. Обоз-начение мягкости согласных звуков на письме.
122-123 Написание слов с заглав- ной буквой Я. Списы- вание текста с печатного образца.
Тетрадь
№ 5, стр. 15-16
№
п/п
Тема для работы по «Букварю»
Стр.
«Букваря»
Тема для работы в прописях
Стр. прописей
Кол-во часов
Дата/ Корр.
Характеристика деятельности учащихся
76
Урок № 76. Согласные звуки [х], [х,], буква х.
2
Согласные звуки [х],
[х,], буквах. Слова-
междометия.
124-124
Написание строчной буквы х, слогов, слов с буквой х. ИКТ, флипчарт
Тетрадь
№ 5, стр. 17
77
Урок № 77. Согласные звуки [ж], [х], буквы ж, х.
2
Согласные звуки [ж], [х], буквы ж, х. Слова с букво- сочетаниями -жи--ши.
126-127
Написание строчной буквы ж. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 5, стр. 18
78
Урок № 78. Заглавные буквы Х и Ж.
2
Чтение предложений, текста. Наблюдение над словами с парными со- гласными [ж], [ш].
128-129
Написание заглавных букв Ж, Х; слов с букво- сочетаниями -жи--ши.
Тетрадь
№ 5, стр. 19
79
Урок № 79. Развитие речи. Работа с текстом.
2
Упражнения в чтении и анализе текста. Составление рассказа по картинке. ИКТ, презентация.
-
Развитие речи. Составление и запись предложений. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 5, стр. 20
80
Урок № 80. Строчная и заглавная буква й, Й.
2
Звук [й,], буква й. Чтение слогов, слов. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
130-131
Написание строчной и заглавной буквы й, Й. Списывание текста с печатного образца.
Тетрадь
№ 5, стр. 21-22
81
,
Урок № 81. Согласный звук [ч ], буква ч.
2
Согласныйзвук[ч,],буквач. Правописание буквосочетаний ча, чу. ИКТ, презентация.
132-133 Написание слогов, слов со строчной буквой ч. Слова с буквосочетания- ми ча, чу, чк, чн.
Тетрадь
№ 5, стр. 23
№
п/п
Тема для работы по «Букварю»
Стр.
«Букваря»
Тема для работы в прописях
Стр. прописей
Кол-во часов
Дата/ Корр.
Характеристика деятельности учащихся
82
Урок № 82. Заглавная буква Ч.
2
Заглавная буква Ч. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? ИКТ, презентац.
134-135
Написание слов, пред- ложений с заглавной буквой Ч. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 5, стр. 24
83
Урок № 83. Согласные звуки [ц ], [щ, ],буквы ц, щ.
2
Согласные звуки [ц ], [щ, ],буквы ц, щ. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
136-137 Написание строчных букв ц и щ, слогов и слов с этими буквами. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 5, стр. 25
84-
85
Уроки № 84-85. Заглавные буквы Ц, Щ. Упражнения в чтении и письме слов с изученными буквами.
4
- Заглавные буквы Ц, Щ. Буквосочетания ща, щу. ИКТ, презентация.
- Работа с текстом.
Развитие осознанности и правильности чтения.
138-139
- Написание заглавных букв Ц и Щ. ИКТ, презентация, игра
- Написание слов с сочета-ниями ща, щу. Списывание с печатного образца. ИКТ, игра
Тетрадь
№ 5, стр. 26-27
86
Урок № 83. Согласные звуки [ф ], [ф, ],буква ф.
2
Согласные звуки [ф ], [ф, ],буква ф. Чтение слогов, слов с буквой ф.
140-141
Написание слов и соеди- нений со строчной бук- вой ф. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 5, стр. 28
87
Урок № 87. Заглавная буква Ф.
2
Заглавная буква Ф. Чтение слов и предложений с буквой ф.
142-143
Написание заглавной буквы Ф, слогов и слов с буквой Ф. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 5, стр. 29
88
Урок № 88. Гласный звук [э], буква э. Строчная буква э.
2
Гласный звук [э], буква э. Чтение слогов, слов с буквой э. Работа с текстом.
144-145 Написание строчной бук- вы э, слогов, слов, пред- ложений с буквой э. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 5, стр. 30
№
п/п
Тема для работы по «Букварю»
Стр.
«Букваря»
Тема для работы в прописях
Стр. прописей
Кол-во часов
Дата/ Корр.
Характеристика деятельности учащихся
89
Урок № 89. Заглавная буква Э.
2
Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами.
146-147
Написание слов и соеди- нений с заглавной бук- вой Э. Списывание с пе- чатного образца.
Тетрадь
№ 5, стр. 31
90
Урок № 90. Внеклассное чтение.
2
Внеклассное чтение. Н. Сладков. «Лесные сказки».
-
Упражнения в написа- нии изученных букв, написание слов с буква- ми парных согласных звуков на конце.
Тетрадь
№ 5, стр. 32
91
Урок № 91. Буква ю и её звуки.
2
Буква ю и её звуки. Двойная роль буквы ю. Чтение слов с изученны- ми буквами. Работа с тек- стом.
148-149
Написание строчной буквы ю, слогов, соеди- нений; списывание слов с печатного образца.
Тетрадь
№ 5, стр. 33
92
Урок № 92. Заглавная буква Ю.
2
Заглавная буква Ю. Упражнения в чтении.
150-151
Упражнения в письме. Списывание с печатного образца. ИКТ, флипчарт
Тетрадь
№ 5, стр. 34
93
Урок № 93. Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме.
2
Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных. Работа с текстом.
152-153
Написание буквы ь, слов с мягким знаком на конце и в середине слова.
Тетрадь
№ 5, стр. 35
94
Урок № 94. Разделительный ь.
2
Разделительный ь, его роль в слове. ИКТ, презентация.
154
Написание слов с разде- лительным ь. ИКТ, презентация, флипчарт
Тетрадь
№ 5, стр. 36
№
п/п
Тема для работы по «Букварю»
Стр.
«Букваря»
Тема для работы в прописях
Стр. прописей
Кол-во часов
Дата/ Корр.
Характеристика деятельности учащихся
95
Урок № 95. Буква ъ, Разделительный ъ.
2
Буква ъ, Разделительный ъ. Чтение слов с раздели- тельным ъ. Работа с тек- стом.
155
Написание буквосочета- ний с разделительным ъ. Списывание слов и предложений с печатно- го образца.
Тетрадь
№ 5, стр. 37
96-
97
Уроки № 96-97. Алфавит. Упражнения в чтении и письме.
4
- Алфавит. Упражнения в чтении и анализе текста
- Чтение текста. Развитие осознанности и правильности чтения.
158
- Алфавит. Написание букв русского алфавита. ИКТ, презентация.
- Упражнения в списывании с печатного текста. ИКТ, флипчарт
Тетрадь
№ 5, стр. 38-39,
42-43
98
Урок № 98. Проверочная работа.
2
Чтение и анализ текста.
Проверка техники чте- ния.
-
Проверочная работа по письму. ИКТ, презентация.
Тетрадь
№ 5, стр. 40-41
99
Урок № 99. Обобщение пройденного материала
2
Упражнение в чтении текста. Развитие осознанности и правиль-ности чтения.
Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе. Упражнения в записи под диктовку.
100
Урок № 100 Праздник «Прощание с букварем». ИКТ, интерактивная игра
2
Тематический план
уроков русского языка в 1 классе
№ п/п
Тема
Основное содержание тем
Количество часов
1
Слово Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка. Звуки речи (гласные - ударные и безударные), согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твёрдые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Алфавит. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн. Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях. Однокоренные слова. Корень слова. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал?
27
2
Предложение. Текст
Признаки предложения, оформление предложения на письме. Отличие текста от набора предложений, записанных как текст.
5
Итого
32
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков русского языка в 1-м классе
32 (8 недель по 4 часа)
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата/ Корр.
Характеристика
деятельности учащихся
1. Слово (27 часов)
Знакомиться с новым учебником: рассматривать обложку, читать оглавление, прогнозировать содержание. Читать и понимать смысл заданий к упражнениям. Выполнять задания в нужной последовательности.
Проверять себя по учебнику.
Выделять звуки в слове.
Находить слова с заданными звуками. Характеризовать звуки (гласные - ударные, безударные; согласные - звонкие, глухие; парные - непарные; твёрдые - мягкие, парные - непарные; шипящие).
Ставить ударение, делить слова на слоги. Соотносить слова со слогоударной схемой. Подбирать слова, соответствующие схеме. Характеризовать функцию букв гласных, букв ъ и ь.
Находить однокоренные слова в группе слов.
Выделять корень слова. Подбирать проверочные слова. Анализировать поэлементный состав букв.
Писать прописные и строчные буквы, сравнивать написанное с образцом.
Записывать под диктовку отдельные слова, предложения. Списывать слова и предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы.
Составлять и читать схему предложения, конструировать предложение по схеме.
Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этап своей работы.
Участвовать в учебном диалоге, включаться в групповую работу.
Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык (первые уроки)»..
1
Повторение. Гласные звуки и их буквы. ИКТ, флипчарт
1
Гласные буквы обозначают мягкость и твёрдость согласных звуков на письме. ИКТ, презентация.
1
Согласные звуки и их буквы. ИКТ, презентация.
1
Обобщение. Звуки и буквы. ИКТ, презентация.
1
Слоги и ударение. ИКТ, флипчарт
1
Перенос слов. ИКТ, флипчарт
1
Развитие умения переносить слова. ИКТ, презентация.
1
Проверочная работа по теме «Звуки и буквы».
1
Работа над ошибками.
1
Гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме.
1
Обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.
1
Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы ь. ИКТ, презентация.
1
Повторение. Написание большой буквы и разделительного ь в словах. ИКТ, флипчарт
1
Слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному - с большой и маленькой буквы.
1
Упражнение в написании слов с большой буквы и слов с разделительным ь..
1
Написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах. ИКТ, флипчарт
1
Повторение написания буквосочетаний чк, чн, щн. ИКТ, презентация.
1
Повторение по теме «Корень слова». ИКТ, презентация.
1
Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень..
1
Правописание букв безударных гласных в корне слова. ИКТ, флипчарт
1
Упражнение в подборе проверочных слов к словам с безударным гласным в корне. ИКТ, презентация.
1
Упражнение в написании слов с буквами безударных гласных в корне, проверяемыми ударением. ИКТ, тренажер
1
Проверочная работа по теме «Безударные гласные в корне».
1
Работа над ошибками.
1
Повторение слов, написание которых надо запомнить. ИКТ, тренажер
1
Повторение словарных слов. Словарный диктант.
1
2. Предложение. Текст (5 часов)
Закрепление знаний о предлогах и предложении. ИКТ, презентация.
1
Правила оформления предложений на письме. ИКТ, флипчарт
1
Проверочная работа по теме «Предложение».
1
Работа над ошибками. ИКТ, тренажер
1
Обобщающий урок. ИКТ, интерактивная игра
1
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык»
УМК: Обучение грамоте и пропедевтический курс русского языка обеспечиваются: • учебником для первоклассников «Букварь» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина). - М. БАЛАСС, 2012г. • комплектом прописей в 5-ти тетрадях «Мои волшебные пальчики» (автор О.В. Пронина). - М. БАЛАСС, 2012г. • «Тетрадью для печатания» (авторы О.В. Пронина, Е.П. Лебедева, О.Ю. Мальцева). - М. БАЛАСС, 2012г. • комплектом наглядных пособий; • методическим пособием для учителя «Уроки обучения грамоте по учебнику "Букварь" и прописям "Мои волшебные пальчики"» (под ред. Е.В. Бунеевой). - М. БАЛАСС, 2012г. Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями: • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык (первые уроки)» (1-й класс). - М. БАЛАСС, 2011г. • Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык (первые уроки)». - М. БАЛАСС, 2012г. • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1-го класса; • Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, М.А. Яковлева. «Русский язык», 1-2 классы. Методические рекомендации для учителя. - М. БАЛАСС, 2010г. Для мультимедийных демонстраций:
- компьютер,
- интерактивная доска,
-
мультимедийный проектор,
- колонки,
- DVD-проигрыватель,
- документ-камера.
- изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы),
- DVD диск «Уроки Кирилла и Мефодия. 1 класс». (Анимированные интерактивные игровые упражнения),
- мультимедийные презентации.