Урок технологии. Витраж

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок технологии

3 класс


Тема: резание, склеивание бумаги и картона. Работа с разными материалами.

Цели и задачи урока:

- ознакомление с видом монументального искусства - витражом, обучение технике выполнения витража, закрепление приёмов резания картона ножом, цветной плёнки - ножницами, закрепление приёмов склеивания деталей, конструирование из геометрических фигур;

- развитие координации движения рук при разметке, резании, склеивании, развитие воображения, логического мышления, исполнительских и конструкторских умений, творческих способностей;

- воспитание коллективизма, ответственности за порученное дело, аккуратности, эстетического вкуса, трудовой культуры.

Оборудование: демонстрационный образец витража- панно «Солнышко», мультимедийное оборудование, технологическая карта, подкладные деревянные доски, клеёнки, тряпочки для вытирания рук, клей, кисточки, чёрный картон, кусочки полиэтилена жёлтого и оранжевого цвета, линейка, угольник, циркуль, простой карандаш, ножницы, канцелярские ножи, инструкции «Правила работы с ножом, ножницами, циркулем».

Ход урока

Организация урока.

Проверка учителем наличия у учащихся материалов, инструментов, оборудования.

Работа над новым материалом.

Посмотри, какое чудо!

Это вовсе не мираж,

А прекрасное искусство,

Называется - витраж.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом искусства - витражом, научимся изготавливать простые витражи.

Рассказ учителя сопровождается показом витражных работ, выполненных знаменитыми живописцами и искусными мастерами от древних времён до современности. Заочная экскурсия по музеям Мира.

Витраж - от французского слова vitre - означает оконное стекло, застеклённые окна или стеклянная дверь, перегородка, картины или орнаментальные композиции, выполненные из цветных стёкол или другого материала, пропускающего свет.

Первоначальные витражи делались из кусков стекла разных цветов, вырезанных соответственно рисунку, и скреплённых между собою свинцовым переплётом. Позднее появились витражи как живопись по стеклу. Очень большое значение имели витражи в церковных сооружениях. Свет, проникая через цветные стёкла, отражаясь на полу, стенах, создаёт фантастическую сказочную обстановку.

Старое искусство сборки витража!

В маленьких стекляшках мастера душа!

Из цветных осколков сложится узор

Вычурных соцветий, неба и озер.

Если вместо стекол в окнах витражи,

Мир через картинку будто миражи -

Красками раскрашен, что в природе нет,

Сказочно счастливым виден белый свет,

Как и не бывало горя и беды -

Сглаживают краски острые углы!

Благодаря тёмному фону, вокруг всё ярче и глубже выступает красота каждого отдельного кусочка-стекла, каждого цвета. Современный витраж рассчитан в основном на электрическое освещение.

- Может быть, вы где-то видели витражи?

- Да, витрины некоторых магазинов, фирм, ресторанов, в театрах, вокзалах, метро. В домах есть двери, люстры, перегородки, которые, пропуская электрический или солнечный свет, создают в доме красоту, уют, хорошее настроение.

- Сделать настоящий витраж слишком сложно. Это пока не в ваших силах, а вот имитацию - можно.

- Наступает праздник наших мам, и, чтобы порадовать их, мы приготовим для них панно - витраж «Солнышко».

- Подумайте, чем мы можем заменить цветное стекло (светофильтры)?

- Цветной плёнкой жёлтого или оранжевого цвета.

- А свинцовыё переплёт?

- Чёрным картоном.

- Какие операции и в каком порядке будем выполнять?

Рассматривание технологической карты посредством мультимедийного оборудования.

1. Чертёж рамки-границы.

2. Выполнение рисунка на обратной стороне чёрного картона так, чтобы каждый кусочек цветной плёнки или бумаги был соединён с другим тёмной полосой примерно в 1 см шириной. Рисунок выполняется из геометрических фигур - круга, треугольников. Пересечением двух линий находим центр. Чертим окружность диаметром ….Внутри круга чертим другой, диаметром на 1см меньше. Проводим две диагональные линии. Две другие линии, которые мы начертили для нахождения центра, нам тоже пригодятся. Теперь проводим параллельные линии, отступив от каждой 1 см (места для приклеивания). Получилось солнышко из геометрических фигур(1 круг и 8 треугольников).

3. Вырезаем окошки, оставляя полоски-перегородки. Края должны быть чёткими, ровными.

- Получилась своеобразная сетка, имитирующая свинцовый переплёт.

- С помощью какого материала создадим имитацию светофильтров?

4. Возьмём кусочки от полиэтиленовых пакетов. Они прозрачные и цветные.

- Нужно положить сетку на полиэтилен, перенести изображение и вырезать каждый кусочек в отдельности. Кусочки должны быть немного больше, чем прорези.

- А зачем?

- Места для склеивания.

- С какой стороны будете приклеивать кусочки?

- С изнаночной.

- Старайтесь, чтобы с изнаночной стороны ваша работа была тоже аккуратной.

- Какими инструментами и материалами придётся пользоваться при изготовлении витражей?

1. Деревянная линейка, угольник, циркуль, простой карандаш для разметки рамки-границы, для построения чертежа, для выкройки кусочков из цветного материала.

- Деревянная линейка нужна, чтобы ровно и безопасно провести линии ножом-резаком, она не скользит по картону.

2. Канцелярский нож, ножницы для вырезания рамки из картона и цветного материала, деревянные досочки.

-Впервые на уроке технологии мы используем такое количество опасных инструментов. Вспомним правила работы с ними.

Правила безопасной работы

Ох, и острый же предмет -
Нанесёт любому вред.
С ним веди себя построже -
Будь предельно осторожен.
Стоит только зазеваться -
Ранит, некуда деваться.
Хоть опасен он, но всё ж,
Повседневно нужен нож.

Работать ножницами можно,

Но только очень осторожно.

Коль кто-то просит - не зевай,

Вперед колечками подай.

Храните ножницы на месте

С концами, сомкнутыми вместе.

Циркуль целый день кружится,
В готовальню спать ложится,
Чтоб наутро быть готовым
Помогать ребятам снова.

На доске инструкции обращения с ножом, ножницами, циркулем, которые всегда вывешиваются на уроках технологии.

Практическая работа

После коллективного обсуждения плана работы, учитель раздаёт на каждую парту технологическую карту.

В ходе практической работы учитель контролирует работу детей, следит за соблюдением правил безопасности, культуры труда, за рабочей позой, правильной хваткой инструментов, рациональным выбором трудовых операций и приёмов.

Подведение итогов.

- Что нового узнали на уроке?

- Что понравилось?

- Как вы думаете, где и когда вы сможете применить полученные знания на уроке?

Выставка работ.

Витражи - как окна в мир иной.
Позвала нас сказка за собой.
Разноцветный из стекла узор,
Это горы и морской простор,


Осень и зима, весна и лето,
Краски от заката до рассвета.

Золотистою ладошкой солнце
Постучало в пестрое оконце.


Сквозь цветные стекла посмотрело,
Платье разноцветное одело!

Дети показывают свои панно «Солнышко», прикрепляют скотчем к окнам, чтобы увидеть свет, проходящий через цветные лучики поделки.

- К следующему уроку подготовьте плёнку различных оттенков красного цвета и зелёного, будем изготавливать более сложный витраж.

Литература

  1. Минухин Е. Возродим витражное искусство. / "Архитектура и строительство". 1949 г. № 8. С.80.

  2. Минухин Е. Об искусстве витража / "Искусство". 1950 г. № 7-8. С.76-79.

  3. Яглова Н. Т. Витраж. / Русское декоративное искусство. Т.3.М., 1965.

  4. Шульгина Т. М. Витражи Э. Тоде. / Краеведческие записки. Исследования и материалы. Выпуск 5. Л., 1997.

  5. Татьяна Княжицкая. "Три поколения витражей в здании Российского Географического Общества" / "Художественное стекло и витраж". Вып. 7., М., 2013.

  6. festival.1september.ru/articles/532679/
  7. ru.wikipedia.org/wiki/Сент-Шапель


© 2010-2022