Технологическая карта урока по русскому языку на тему Слово и формы этого слова. Родственные слова

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Высочина Наталья Андреевна

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема урока: «Слово и формы этого слова. Родственные слова».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технология построения урока: проблемное обучение

Форма работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная

Цель: Создать условие для сравнения разных форм одного слова и родственных слов.

Планируемый результат:

  • Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила работы в паре.

  • Регулятивные УУД: волевая саморегуляция; определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать своё предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем давать оценку деятельности на уроке.

  • Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания - незнания); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

  • Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи; взаимодействие в группе, в паре.

Ресурсы:

  • Экран, проектор, ноутбук, презентация «Слово и формы этого слова. Родственные слова».

  • Карточки для детей (для групповой работы и индивидуальной)

  • рабочая тетрадь, раздаточный материал.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД, технологии 1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятель-ности. Организует класс на работу:

  • Приветствие
  • Психологический настрой
  • Создание доброжела-тельной рабочейатмо-сферы в классе

- Пожелаем друг другу удачи, улыбнёмся. Пусть девизом нашего урока будут слова: «Терпение и труд всё перетрут»
Проверяют готовность рабочего места, при-ветствуют учителя, на-страиваются на работу.


- Желают друг другу удачи. Объясняют значение девиза к уроку. Личностные УУД: внутренняя позиция на основе положи-тельного отношения к школе. Регулятивные УУД: стабилизация эмоци-онального состояния для решения заданий 2.Актуализация знаний и поста-новка учебной проблемы. Мише приснился страшный сон: - Я ничего не различаю: не могу сказать, где ЭТО слово, а где ДРУГОЕ… Кошмар! Что же мне делать?! Вдруг в сон Миши проникла волшебница АнишитЙоко-повна: - Я помогу тебе избавиться от кошмаров, если ты, Миша, примешь мои условия. Вот мои условия. Ты должен быстро читать, много думать, красиво писать, чётко отвечать на вопросы.
- Как вы думаете, ребята, примет ли Миша условия волшебницы?
Самое верное лекарство от ночных кошмаров - это упражнения и тренировка. Начнём тренировку, а ребята нам помогут.
Работа с картинкой. - Прочитайте слова.
- Какой темой объединены эти слова? - Как думаете, какова тема урока? Какие у вас будут гипотезы? (Если детям сложно, можно помочь вопросами: Что объединяет слова? Какой термин есть для определения смысла этих слов?)
Стр.89 учебника, часть 1 - Давайте прочитаем тему урока в учебнике. - Нам знакомы термины «форма слова», «родствен-ные слова».


- Правильно ли сделали предположение о теме урока? - Давайте поставим перед собой цель урока.

- Как вы думаете, на какую ступеньку «Лестницы успеха» мы можем поставить себя в начале нашего пути? Почему? Технологическая карта урока по русскому языку на тему Слово и формы этого слова. Родственные слова.
Технологическая карта урока по русскому языку на тему Слово и формы этого слова. Родственные слова.

Лесенка успеха
- Начнём!















Предположения детей.








- Рыбка, рыбёшка, рыба, рыбища.
Предположения детей.









- Слово и формы этого слова. Родственные сло-ва. - Формы слов - изменение слов. Родственные слова - это слова, имеющие общую основную часть.



- Научиться различать формы слова и род-ственные слова.
Дети высказываются и ставят табличку со своим именем на ступеньку лестницы. Личностные УУД: мотивация учебной деятельности. Регулятивные УУД: Поиск и выделение необходимойинфор-мации, способность формулировать учеб-ную задачу. Предметные УУД: использование зна-ний для форму-лирования цели.









































Технология оцени-вания образователь-ных достижений 3.Проблемное объяснение ново-го материала. - С чего же начать «открытие нового знания»? Предлагаю посмотреть на экран.
- Перед вами слова. Прочитай.
- Что скажете? Какое задание я хочу вам дать?



- Записать в тетрадь слова в столбик.
- Миша думает, что ИЗБа и ИЗБУШКа - это формы одного слова. - Согласитесь ли вы с Мишей? - - Выскажите свою точку зрения и попробуйте доказать Мише, что он не прав.

- Какие это слова? - Какие слова называются родственными? Давайте по-пробуем сделать вывод. Родственные слова - это слова… - Давайте проверим свои предположения по учебнику стр.91. Прочитать правило. - Кто был самым точным в своих гипотезах?




- Избушка, дом, изба, избёнка. Предположения детей. - Лишнее слово дом. - Слова дом и изба разные. - У слов изба, избушка, избёнка есть общая часть. Изба Избушка Избёнка


- Миша ошибается. Если выделить у этих слов окончания и основы, то можем увидеть, основы слов разные, значит это разные слова. - Родственные слова.
Дети высказывают свои гипотезы, что такое родственные слова.



Прочитать правило. - Самым близким в своих рассуждениях был… Технология про-блемного обучения
Регулятивные УУД: строить речевые высказывания в устной форме. Познавател-е УУД: проводить анализ учебного материала, проводить сравнение. Коммуник-е УУД: слушать и понимать речь других


4.Первичная про-верка понимания. - Как вы, ребята, думаете, кто может обитать в этих домах?


- Кто же здесь всё-таки живёт?



- Из какой сказки эти медведи?
- Назовите обитателей избушки по имени отчеству.


На слайде слова: медведи, медведь, медведица, медвежонок. - Слова «медведи, медведь, медведица, медвежонок» - это формы одного слова или родственные слова? - Миша, поразмыслив, решил: Медведи - медведь, медведица, медвежонок - это одна семья, значит и слова из одной семьи, они родственные, у них общая значимая часть - медведь. Согласны ли вы с Мишей? -По какому алгоритму будем работать со словами? Попытайтесь потвердить или опровергнуть слова Миши.





- Запишите слова, выделив в них окончания и основы. Подтвердите или опро-вергните слова Миши? - Все ли справились с работой? Кому было трудно, почему?






Дети фантазируют. - Изба - красна - девица… - Избёнка - гном… - Избушка - заяц, медведь… Дети смотрят отрывок из мультфильма «Три медведя»


- Русская народная сказка «Три медведя» - Медведь - Михайло Потапович, медведица - Настасья Петровна, медвежонок - Мишут-ка.
Записать в тетрадь эти слова.
Предположения детей.









Ответы детей.

- Выделим у слов окончания, затем основы, сравним, сделаем вывод. Если основы одинаковые и разные окончания - это разные формы одного слова. Если основы разные - это род-ственные слова.
Самостоятельнаяра-бота детей.
Взаимопроверка.
Сличение с образцом.
Вывод: медведи и медведь - разные формы одного слова. Медведь, медведица, медвежонок - родственные слова, разные основы, общая часть.
Познавател-е УУД: развитие умения извлекать инфор-мацию из иллюст-раций, текстов, на основе анализа объектов делать выводы. Коммуник-е УУД: развитие умения слушать и понимать других, уменее работать в паре. Регулятивные УУД: умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Предметные УУД: осознавать необхо-димость получения новых знаний.

Физминутка
5.Первичное за-крепление. - Миша, спросила брата Маша, - «стол» и «стул» - это разные слова? Миша задумался, а вы, ребята, как считаете? - Со столом всё понятно, а вот как быть со стульями (сколько их было в сказке?) Миша просит - Помогите мне, пожалуйста, разобраться, где разные родственные слова, а где их формы. С чего начать, я и не знаю! С каких слов на-чать? - Найдём начальную форму слов. Как? - «Стул», «Стульчик» - это разные родственные слова, потому что имеют разные основы. - У каждого из вас на парте контур стула и стульчика. Поработайте в паре Договоритесь кто с каким словом будет работать «сколотите» из слов - дощечек - «Стул» и «Стульчик», подобрав к слову в начальной форме другие формы этого слова. Выделите в словах окончание, основу, проговорите про себя вывод. Обсудите выполнение с соседом. На всю работу вам даётся 2 минуты. - Проверим, что у вас получилось. Оцените себя в группах. По каким критериям можно себя оценить? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты выполнял свою работу сам или с помощью соседа? - Кто какие затруднения испытывал при выполнении задания? - Какие умения форми-ровались при выполнении этого задания? - Это разные слова, так как обозначают совер-шенно разные пре-дметы и у них разная основа.










-Слова - названия предметов в начальной форме отвечают на вопросы Кто? Что? и стоят в форме единственного числа.











- Вывод. Формы одного слова имеют одинаковую основу и разные окончания. Познавател-е УУД: развитие умения извлекать инфор-мацию из иллюст-раций, текстов, на основе анализа объектов делать выводы. Коммуник-е УУД: развитие умения слушать и понимать других, уменее работать в паре. Регулятивные УУД: умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Предметные УУД: осознавать необхо-димость получения новых знаний.
















Технология оцени-ванияобразова-тельных дости-жений 6.Применение но-вых знаний: дидактическая игра «Кто самый наблюдательный?» - В избушке медведей Маша увидела много разных вещей. Чтобы помочь своему младшему брату разо-браться в трудностях русского языка, Маша предложила игру «Кто самый наблюдательный?» - Посмотреть отрывок из мультфильма «Три медведя», назвать родственные слова.







Смотрят отрывок (Маша обедает у медведей, приход медведей) Называют родственные слова: ложка - ложечка, кровать - кроватка …
- Что такое род-ственные слова? Вывод. Игровая технология
Познавател-е УУД: развитие умения извлекать инфор-мацию из иллюст-раций, текстов, на основе анализа объектов делать выводы. Коммуник-е УУД: планирование учеб-ного сотрудничества с учителем и сверстниками, строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

7.Включение в систему знаний и повторений. - Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. - Почему в речи используют не только формы слов, но и разные родственные слова? - Миша, ты понял, как отличить формы слова от родственных слов? - спросила Маша. - Я-то понял! А вы, ребята? - Дополнить моё высказывание: Формы слова отличаются ____________________ (окончанием), а вот ________________ (основа) у них всегда одинаковая. Родственные слова имеют общую значимую часть ___________ (корень), а вот основа у них всегда ___________(разная). - Миша, ты выполнил все мои условия, пришла пора просыпаться. - проговорила АнишитЙокоповна.


- Чтобы наша речь была красивой, разнообраз-ной…













Каждый ребёнок состав-ляет правило. Зачитывают получен-ные ответы. Сверяют с образцом. Предметные УУД: умение применять правила. Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, умение осуществлять контроль по резуль-тату,оценивать правильность своих действий на уроке. 8.Домашнее зада-ние. Необходимый уровень: Учебник: стр. 91 правило, стр. 92 №63 Повышенный уровень: Учебник: стр. 91 правило, стр. 92 №63, составить и записать 10 родственных слов к слову - цветок. Записывают домашнее задание в дневник.
9.Рефлексия учеб-ной деятельности. Итог урока. - Исследование какой темы вели на уроке? - Какие понятия разобрали? - Удалось ли нам решить поставленную в начале урока задачу? - Каким способом? - У кого какие получились результаты? - Где можно применять новые знания?
- Давайте вернёмся к нашей «лесенке успеха», кому-нибудь удалось сегодня подняться на ступеньку выше? Кто стал разбираться лучше в этой теме? (если нужно ребёнок поднимает табличку с именем выше на ступеньку, а кто-то может наоборот спустит себя вниз) - Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше?
Подводят итоги работы на уроке, отвечают на вопросы, делают выводы о достижении ими цели. Личностные УУД: самооценка на основе критериев успеш-ности учебной дея-тельности.






© 2010-2022