Разработки уроков по краеведению, ИКН

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комментарии к подготовке к урокам по теме «Моя родная школа». На основании Примерной общеобразовательной программы «История и культура народов Марий Эл», данный раздел делится на 2 урока по следующим темам: «Школа - источник знаний» и «Библиотека - «кладовая» знаний».
В процессе подготовки к первому уроку предлагаем использовать метод проектов. За 2-3 недели обучающимся предлагается тема проекта и разрабатывается план действий. Поскольку ученики младших классов находятся на начальном уровне реализации обучения исследовательской деятельности, то педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, а само решение ученики находят самостоятельно.
Тема проекта «Моя родная школа». Варианты работы над проектом:

  1. Опрос родителей или других родственников о школьных годах. Результат направления - оформление альбома «Страницы воспоминаний о школьной жизни».
  2. Изучение истории родной школы (сотрудничество с участниками краеведческого кружка). Результат направления - компьютерная презентация «История нашей школы», проведение экскурсии по виртуальному музею школы. (если нет действующего музея).
  3. Изучение мнения ребят, родителей, учителей о том, какая должна быть школа (социальный опрос). Результат направления - выставка творческих работ «Школа моей мечты».
Формирование исследовательских групп учитель может организовать по желанию детей или по своему усмотрению. В первую группу могут войти обучающиеся, чьи родственники окончили данную школу. В группу, изучающую историю школы - дети, владеющие умением публично выступать, имеющие некоторые навыки работы с компьютером. Третью группу могут составлять творческие ребята. В процессе подготовки к уроку применяются такие педагогические технологии, как обучение в сотрудничестве и метод проектов. Также используются методические приемы: малая дискуссионная группа, работа с документами, интервью, беседа.
Второй урок целесообразно провести в школьной библиотеке. Содержание урока необходимо согласовать с библиотекарем, так как в процессе занятия ребятам предстоит выполнить практическую работу по ремонту книг. Так же до проведения этого урока рекомендуется провести классный конкурс «Самый активный читатель школьной библиотеки», в качестве поощрения активных читателей можно поручить проведение какого-либо этапа урока.


Урок 1.

«Школа - источник знаний» Задачи:

  • познакомить обучающихся с историей школы;
  • развивать навыки проектной деятельности у обучающихся, способствовать приобретению опыта деятельности: исследовательско-поисковой и социальной.
  • Воспитывать интерес к школе как источнику знаний на примере устного народного творчества.
Оборудование: видеопроектор, компьютер, выставка детских творческих работ, карточки с пословицами и поговорками о пользе знания.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации. 1.Актуализация знаний. Сказка об истоке. «Глубоко под землей жил-был маленький Исток. Он был очень любознательный, ему хотелось узнать: что же находится там, наверху в большом мире. Однажды Исток пробился наверх и очень удивился, как светло в этом большом мире: ярко светит солнце, дружно шелестит листва на деревьях, весел поют птицы. Истоку стало так радостно, что он зажурчал ручейком и побежал по большому миру. Как же он радовался, когда встречал на своем пути разных жителей большого мира! Но больше всего он был рад встрече со своими друзьями-ручейками, бегущими за знаниями о большом мире. Друзья-источники сливались и постепенно превратились в реку. Наш Исток узнавал о большом мире все больше и больше нового. Когда он и его друзья стали большой полноводной рекой, они отправились путешествовать в море. Здесь им предстоит еще очень многое узнать о большом и загадочном мире». - Что вы можете сказать о герое сказки? Какие черты характеризуют его? Можно ли сравнить Исток с ребенком, который узнает мир? Кто помогает маленькому человеку в этом? (родители, учителя, книги и др.) На прошлых занятиях мы говорили о том, какую важную роль в жизни человека играет его семья. Именно родители помогают своему ребенку узнавать мир. Старшие родственники передают свой жизненный опыт младшему поколению.
2. Постановка проблемного вопроса. - Можно ли считать школу источником знаний? Это главный вопрос урока, на который мы сегодня будем искать ответ.
III. Совместное открытие нового знания. 1.Беседа учителя. - Иногда говорят: школа - наш второй дом, потому что мы в ней проводим большую часть времени, здесь мы учимся дружить, в школе получаем знания. Чему вы научились в школе? У кого в школе можно учиться? (у учителей, библиотекаря, одноклассников). Что нужно делать ученику, чтобы получить много знаний? (быть любознательным, как Исток из сказки). - На протяжении трех недель мы все работали над проектом «Наша родная школа». Для этого мы составили план действий и разделились на группы. Сегодня каждая группа представит результат своей работы, исследования. - Любая школа, как и семья, имеет свою историю. С историей нашей школы нас познакомят ребята, которые сотрудничали с участниками краеведческого кружка. Результат работы они представят в виде компьютерной презентации.
2.Экскурсия по «виртуальному» музею истории школы. (рассказ экскурсоводов сопровождается показом слайдов): - В 1933 году на месте поселка, в котором мы живем, был Митькинский лесоучасток. Для детей лесорубов открыли школу, где обучалось всего несколько человек. История сохранила имя первой учительницы. Это Ермолаева Ульяна Варсанафеевна. В одном лице и учитель, и директор, и техслужащая. Лесоучасток быстро развивался, увеличилось число детей и к 1936 году в школе стало 4 класса, где обучалось 17 детей. Известно, что перед войной в 1940 году школа размещалась в сохранившемся до наших дней здании по адресу ул.Ленина, д.10. Великая Отечественная война внесла свои изменения и в историю нашего поселка. Сюда был эвакуирован военный склад из г.Можайска. население поселка увеличилось. Школа была преобразована в семилетку. Дети обучались в семилетней школе до 1953 года. В 1951 году поселок поменял свое название - Краснооктябрьский. Поэтому и школа из Митькинской становится Краснооктябрьской. В 1953 году было построено трехэтажное здание, в котором обучались ребята до 1 сентября 2005 года. В День Знаний 2005 года была открыта новая школа - первое здание, а 1 сентября 2012 года было торжественное открытие второго здания новой современной школы. За 78 лет Краснооктябрьская школа выпустила много ребят. Каждый год школу заканчивают выпускники, которые за свой труд и знания получили золотую или серебряную медаль. Самые «звездные выпуски» - 2002 год - 7 медалистов, 2009 год - 7 медалистов. Выпускники нашей школы работают в разных уголках России и за ее пределами. Многие из ваших родителей тоже являются выпускниками школы. У Краснооктябрьской средней школы много традиций. Но одну из них любят и ждут все - «Вечер встречи выпускников», который собирает всех в первую субботу февраля каждый год. На этом вечере выпускники вспоминают о своих школьных годах, встречаются со своими товарищами и учителями. Учитель: - Сразу после физкультминутки мы познакомимся с воспоминаниями о школе ваших родственников.
3.Физкультминутка.
4.История школьной жизни в воспоминаниях ее выпускников. О том, как учились раньше, нам расскажу ребята из второй группы. Рассказ ребят: - Для того, чтобы выполнить задание, наша группа беседовала с выпускниками школы. Мы предложили им ответить на наши вопросы:
  • В какие годы вы обучались в данной школе?
  • Кто был вашей первой учительницей?
  • Какими воспоминаниями о школьной жизни вы можете поделиться?
Свои воспоминания выпускники записывали на специальных страницах, которые мы заготовили. В результате получился целый альбом «Страницы воспоминаний о школе». Много интересного мы узнали из рассказа родителей. Некоторые из них зачитаем. (Зачитываются самые яркие воспоминания. Если есть возможность, можно пригласить родителей, которые смогут интересно рассказать о школьных годах).
5. Посещение выставки творческих работ «Школа моей мечты». Выступление ребят третьей группы: - У нас была очень интересная работа. В нашей группе собрались ребята, которые любят мечтать и фантазировать. Но при выполнении задания, мы учитывали желания других школьников, родителей и учителей. Детям и взрослым мы задавали вопрос: «Какой должна быть школа в будущем?» Результатом работы стала выставка. (комментируют свои работы: поделки и рисунки).
IV. Расширение нового знания. 1.Словарная работа. (Звучание слов школа, учитель, ученик на марийском языке). 2.Работа с пословицами и поговорками. Работа в малых группах. (группам раздаются карточки с деформированным предложением. Перед учениками ставится задача: объяснить смысл марийской народной мудрости). Марийская народная мудрость:
  • Торопливый труд боком выйдет. (Вашке паша важык кая)
  • Было бы желание, работа научит. (Ыштымет шужо - паша туныкта)
  • Будешь трудиться - будет и результат. (Ыштет гын, паша эре ушна)
- Ребята, а русская мудрость говорит: «Ученье - свет, а неученье - тьма». О чем хотел сказать народ в этом высказывании?
V. Итог урока. - Удалось ли нам ответить на главный вопрос урока? Почему школу считают источником знаний? VI. Рефлексия. Анализ и самоанализ деятельности обучающихся на уроке. VII. Домашнее задание. Найти и прочитать произведения писателей о роли знаний в жизни человека (можно читать произведения о школе и сверстниках).



Урок 2.

«Библиотека - «кладовая» знаний». Задачи:

  1. Продолжить работу по формированию мотивации к учению.
  2. Развивать ОУУН (коммуникативные, регулятивные, познавательные).
  3. Воспитывать бережное отношение к книгам.
Оборудование:

Ход урока. I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации. 1. Актуализация знаний. - На прошлом уроке мы говорили о школе. Каждый из вас старался ответить на вопрос: «Можно ли школу считать источником знаний?» Какой вывод мы сделали? Почему? - Прочитайте пословицу на плакате: «Чтоб других учить, надо свой разум наточить». Как вы понимаете это высказывание? Что значит «наточить разум»? (Необходимо самому много знать, быть грамотным, много учиться, читать). - Правильным ли будет предположение, что много знать надо только учителю, потому что он учит других? (Ответы детей необходимо подвести к пониманию того, что быть образованным важно человеку любой профессии). 2. Постановка проблемного вопроса. - Как можно «наточить свой разум» вам ученикам начальной школы? (Быть старательным и любознательным учеником, читать много книг и т.д.) - Для того, чтобы ответить на этот вопрос и на многие другие, мы пришли в школьную библиотеку. Что вы знаете о библиотеке? - Вы правильно сказали, что в библиотеке хранится много книг, а ведь книги - это настоящий клад для образования людей. Как можно еще назвать библиотеку? (кладовая знаний). - Давайте назовем тему нашего урока так: «Библиотека - «кладовая» знаний».
III. Совместное открытие нового знания.

1. Правила поведения в библиотеке. (Рассказывают дети - победители классного конкурса «Самый активный читатель»). 2. Словарная работа. Рассказ библиотекаря: - Слово «библиотека» к нам пришло из греческого языка от сов «книга» и «хранилище». Поэтому можно назвать библиотеку книжным хранилищем или «кладовой» знаний. (Знакомит со звучанием слов библиотека и книга на марийском языке). 3. Физкультминутка. 4. Знакомство с произведениями писателей о школе и пользе учения. (На данном этапе урока учитель использует знания обучающихся, которые они получили в процессе выполнения задания прошлого урока: найти и прочитать произведения писателей о роли знаний в жизни человека, о школе и сверстниках). Так же предлагается выставка художественной литературы, рекомендуемой для чтения.
IV. Расширение нового знания. 1. Знакомство с иллюстрированным журналом для детей «Кече» («Солнышко»). (Библиотекарь знакомит с рубриками журнала, обращает внимание на произведения марийских авторов, на творчество детей в журнале). 2. Практическая работа. (Для организации работы можно привлечь старшеклассников.) Старшеклассники инсценируют «жалобы» книг. Обучают ребят простым способам ремонта книг. Подводят итог, подсчитывают, сколько книг отремонтировали, подарив библиотечным книгам «вторую жизнь». Напоминают о бережном отношении к книге.
V. Итог урока.

1. Рефлексия.

- Ответили ли мы на вопрос урока?

2. Анализ и самоанализ деятельности обучающихся на уроке.

VI. Домашнее задание: продолжить чтение книг о пользе учения.

© 2010-2022