Урок -экскурсия Жизнь растений осенью

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-экскурсия в 1 классе (Познание мира)

Тема: «Жизнь растений осенью»

Цель: расширить знания учащихся об изменениях в жизни растений в осеннее время года.

Задачи:

- сформировать представление о характерных признаках осени в живой природе;

- развивать внимательность и наблюдательность;

- воспитывать культуру поведения в природе.

Оборудование: блокноты, карандаши, коробка для листьев.

Планируемые результаты:

Предметные: умеют определять характерные признаки осени, фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков.

Метапредметные: умеют планировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя, следовать инструкциям и правилам поведения на экскурсии, проводить простейшие наблюдения для нахождения необходимой информации, делать обобщения

Личностные: умеют видеть красоту осенней природы, бережно относиться к окружающим объектам природы, понимают, что полученные знания на уроке окружающего мира пригодятся в практической деятельности
Ход урока:


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Формируемые УУД


1. Самоопределение к деятельности (Мотивация)


Начало урока проходит в классе.

«Осенняя пора - очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…»

(Показ репродукций картин об осени, фотографий)

-Какое время года изображено? По каким признакам вы догадались?

- Сегодня мы отправимся на экскурсию в осенний лес.


Рассматривают картины, отмечают признаки осени


Личностные УУД: смыслообразование


2. Формулировка цели и задач экскурсии


- Ребята, какое время года следует за осенью?

- Правильно! Сейчас люди готовятся к зиме, убирают урожай. Как вы думаете, а природа тоже готовится к зиме?

- Молодцы, вы много знаете о животных. А что бы вы еще хотели узнать, за чем понаблюдать? Какую цель мы поставим, прежде чем отправимся в лес?


- После осени наступает зима.

Учащиеся приводят примеры, как к зиме готовятся животные.

- Узнать, как растения готовятся к зиме.


Личностные УУД:

самоопределение.

Познавательные УУД: общеучебные умения

Регулятивные УУД:

целеполагание

3. Планирование деятельности


- Как вы думаете, ребята, какую работу нам необходимо провести в лесу, чтобы ответить на интересующие вопросы?

Учитель фиксирует на доске предложения детей, немного корректирует, и в результате вырисовывается план деятельности на экскурсии.

-Как нам лучше организовать работу, чтобы все успеть?

Учитель проводит инструктаж, повторяют правила поведения на экскурсии.


Дети предлагают рассмотреть разные деревья, кустарники, травянистые растения, отметить, что в них изменилось и поразмышлять, почему и для чего это нужно растению, как поможет пережить зиму.

Дети предлагают разделиться на группы и каждой группе выполнить часть работы.

Учащиеся понимают и объясняют, почему нельзя громко разговаривать в лесу, рвать растения, ломать ветки, пробовать на вкус листья и плоды, ловить насекомых, отставать от учителя и т.д.


Регулятивные УУД:

планирование деятельности

Коммуникативные УУД:

сотрудничество с учителем и сверстниками, высказывание суждений


4. Реализация проекта


- Закройте глаза, вспомните, какой вы видели природу летом и сравните с осенними изменениями (небо, солнце, осадки, ветер).

- А теперь посмотрите вокруг, и рассмотрите внимательно изменения, которые произошли осенью в жизни растений.

- Давайте остановимся и прислушаемся к природе. Что вы слышите? Шорох, который мы слышим - это шорох листьев, которые срываются и падают на землю.

- Глубоко вдохните и скажите, какие запахи вы чувствуете?

- Подойдите к деревьям. Потрогайте кору и листья, понюхайте веточки деревьев, пожухлую траву.

Иван Бунин, известный русский поэт, написал такие великолепные строки:

Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной…

- Как вы думаете, почему поэт сравнивает лес с расписным теремом?

-Какие цвета преобладают в осеннем лесу?


Дети называют различные изменения в природе: осенью становится прохладнее, ясных дней всё меньше, часто пасмурно, деревья и кустарники поменяли окраску листвы, начался листопад.

Прислушиваются, определяют звуки и их источники, отмечают запахи леса

- Поэт сравнивает лес с расписным теремом за его красоту и великолепие.

- Желтый, красный, оранжевый.


Коммуникативные УУД:

сотрудничество с учителем и сверстниками;

познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений


5. Осуществление самостоятельной деятельности учащихся


Каждой группе учитель выдаёт рабочий лист:


  • Внимательно прочитай загадку, отгадай её


  • Найди нужное дерево или кустарник


  • Внимательно рассмотри и запиши в блокноте:


- Какой ствол, какого цвета кора?

- Как расположены ветви дерева?

- Есть ли плоды? Как они выглядят?

- Есть ли листья? Какая у них форма (зарисуй), какого они цвета? Много ли листьев уже лежит на земле?

- Рассмотри черешок листа на ветке. Попробуй пошевелить листок, легко ли он отделился от ветки?

-Подумай, почему дерево к зиме сбрасывает листья?


  • Поделись с одноклассниками своими наблюдениями и предположениями


В группах выбирают командира, секретаря, художника, аналитика.

Выполняют работу, делают записи, зарисовки, высказывают различные предположения, делятся друг с другом впечатлениями.


Коммуникативные УУД:

взаимодействие со сверстниками, высказывание своего мнения


6. Информационно-аналитический этап


- Расскажите о результатах вашей работы.

Учитель по ходу отчетов групп сообщает необходимую информацию.

- Осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света и зеленое вещество - хлорофилл начинает разрушаться. Листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, желтеют, а там где красного - краснеют. А так как в листьях разное количество красящих веществ, то растения и окрашиваются в разные цвета.

- Обратите внимание на куст сирени и на ольху. Какого цвета листья? Как вы думаете, почему они до сих пор не поменяли окраску?

- Правильно, молодцы!

- Посмотрите вокруг, начался листопад.

-Как вы думаете, почему деревья сбрасывают листья на зиму?

- С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней почвенная влага. Холодную воду растения не всасывают. Помимо этого зимой на листьях скапливалось бы много снега и от тяжести ветви бы ломались.

Осенью на черешках листьев образуется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветра, чтобы лист отделился от ветки.

- Рассмотрите веточку. Есть ли ранки от опавших листьев?

- Листопад у всех деревьев начинается в одно и то же время?

- А есть ли такие деревья, которые не сбрасывают листву?


Ребята обобщают информацию, которую получили при наблюдении, показывают образцы листьев, высказывают свои предположения

- Листья сирени и ольхи зеленые. Наверное, в их листьях нет других красящих веществ, кроме зеленого.

Предположения детей.

- Ранок нет, потому что там образовался пробковый слой.

- Нет.

- Да, есть. Это хвойные растения.

Группа учащихся, изучившая сосну и ель, рассказывают о своих наблюдениях. И делают выводы об отличительных признаках этих деревьев.


Коммуникативные УУД:

взаимодействие (сотрудничество) со сверстниками

Регулятивные УУД: самоконтроль, самооценка.


7. Рефлексия (можно в классе)


-Подведем итог нашей экскурсии.

Какую цель ставили? Достигли ли мы ее? Сделайте общий вывод: как растения готовятся к зиме?
Продолжите высказывание:

- Я сегодня узнал …

- Мне понравилось …

- Было интересно …

- Я бы хотел узнать …
- Молодцы, спасибо за урок!


Учащиеся делают выводы, рассказывают о подготовке растений к зиме.

Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников, отмечают прирост знаний.


Регулятивные УУД: самоконтроль, самооценка.



© 2010-2022