Рабочая программа по информатике 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Полянская основная общеобразовательная школа



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________ Насонова С.И.

31.08.2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________ Жданкина И.Е

Приказ № 40/7 от 31.08.2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

информатика

для 3 класса



на 2015 - 2016 учебный год







Учитель: Иконникова Л.Е.



2015 год





Пояснительная записка к рабочей программе курса информатики и ИКТ по учебному курсу

«Информатика» (УМК «Школа России») 3 класс. Рабочая программа по информатике и ИКТ для 3 класса к учебному курсу "Информатика" А.Л.Семенова, Т.А.Рудченко создана на основе следующих документов:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089);
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016 учебный год;
  • Авторская программа начального общего образования по информатике и ИКТ А.Л Семенова, Т.А.Рудченко - Москва, «Просвещение», 2011 год.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы А.Л Семенова, Т.А.Рудченко «Информатика». На изучение информатики и ИКТ в 3 классе отводит 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю. Проведение контрольных работ рассчитано на 2 часа (по 1 часу в каждом полугодии).


Общая характеристика учебного предмета

В отличие от большинства дисциплин начальной школы, роль и место которых в структуре начального образования, а также содержание изучаемого материала определились достаточно давно, курс информатики в начальной школе в последние годы вызывал многочисленные споры. Они касались целей и задач курса, его содержания и объёма, причём мнения высказывались самые разные. Главная цель данного курса информатики - развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества. Задачи изучения курса - научить ребят: • работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам; • ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения; • читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения; • работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.; • планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы; • анализировать языковые объекты; • использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.

1-я часть курса («Информатика, 3») изучается во 2 классе,

2-я часть курса («Информатика, 3 - 4») изучается в 3 классе,

3-я часть курса («Информатика, 4») изучается в 4 классе.

Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта: Для учащихся:

  • Информатика. 3-4 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2 / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко. - 3-е изд. - М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2011. - 104 с.: ил.
  • Информатика. 3-4 классы. Рабочая тетрадь. Часть 2 / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 3-е изд. - М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2011. - 48 с.: ил.
  • Информатика. 3-4 классы. Тетрадь проектов. Часть 2 / А.Л.Семенов, Т.А.Рудченко Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 3-е изд. - М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2011. - 12 с.: ил.

Для учителя: Информатика. Рабочие программы. 1 - 4 классы / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко.- М.: Просвещение, 2011. - 50 с.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны:
• иметь представление о цепочке выполнения программ и дереве выполнения программ, использовать и строить цепочки и деревья выполнения программ, строить программу по результату ее выполнения исполнителем;
• иметь представление об играх с полной информацией, правилах игры, цепочке позиций игры, дереве игры;
• уметь использовать и строить дерево игры или часть дерева игры с полной информацией;
• иметь представление о выявлении, построении и использовании выигрышных стратегий в играх с полной информацией;
• использовать деревья для решения задач, иметь представление о переборе вариантов по дереву, построении дерева всех слов данной длины из букв данного мешка;
• иметь представление о методе последовательного приближения;
• иметь представление о дереве вычисления арифметического выражения со скобками и без скобок;
• иметь представление о лингвистических задачах, уметь решать простейшие из них.

Планируемый уровень подготовки обучающихся 3 класса В результате изучения предмета «Информатика» в 3 классе учащиеся должны:


• иметь представление об исполнителях, уметь строить для них простейшие линейные программы;
• уметь использовать и строить программы с конструкциями повторения;
• иметь представление об индуктивном построении цепочки, оперировать понятиями после каждой бусины, перед каждой бусиной, уметь строить цепочки по индуктивному описанию;
• иметь представление о толковании слов, смысле текста, полном, неполном и избыточном толковании;
• использовать и строить двумерные таблицы для мешка, строить мешок по его двумерной таблице;
• иметь представление об операциях на цепочках и мешках: склеивание цепочки цепочек, раскрытие цепочки мешков;
• иметь представление о дереве и его структуре, использовать и строить деревья по их описаниям; использовать и строить деревья для классификации, выбора действий, создания собственного семейного дерева, описания предков и потомков; иметь представление о деревьях и таблицах турниров и соревнований;
• строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей;
• иметь представление об алгоритме сортировки слиянием;
• иметь представление о процедуре поиска одинаковых мешков из большого числа разных;
• иметь представление об информационных технологиях в окружающем мире, помимо компьютеров; уметь пользоваться телефоном, справочниками, словарями и пр.;
• уметь самостоятельно проверять соответствие результата выполнения задачи (включая перечисляемые задачи) поставленному условию, строить пример объекта, отвечающего требованию «принадлежать к определенному классу» по описанию данного класса.


Особенности, предпочтительные методы обучения: проблемно-поисковые методы, фронтальная беседа, самостоятельная работа с учебником, методы обобщения и систематизации: словесные, наглядные, игровые, практические.



Образовательные технологии

  • Технология личностно-ориентированного обучения

  • Коллективные и групповые способы обучения

  • Технология проблемного обучения

  • Поисковые модели обучения

  • Игровые технологии

  • Компьютерные (информационные) технологии

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Ключевая компетенция

Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся

Общекультурная компетенция

Способность и готовность:

- извлекать пользу из опыта;

- организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих знаний

Социально-трудовая компетенция

Способность и готовность:

- включаться в социально-значимую деятельность;

- организовать свою работу

Коммуникативная компетенция

Усвоение основ коммуникативной культуры личности:

- умение высказывать и отстаивать свою точку зрения;

- овладение навыками неконфликтного общения

Ключевая компетенция

Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся

Компетенция в сфере личностного определения

Способность и готовность:

- уметь противостоять неуверенности и сложности;

- занимать личную позицию в дискуссиях и выковывать сове собственное мнение



Виды контроля:

  • вводный

  • текущий

  • тематический

Формы контроля:

  • фронтальный опрос

  • индивидуальный опрос

  • самостоятельные работы

  • контрольные работы

  • обобщение в игровой форме


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом. При выполнении письменной контрольной работы: Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

Оценка устных ответов учащихся Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: - полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой; - изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины; - правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу; - показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами; - продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; - отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков: - допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя: - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя. Отметка «3» ставится в следующих случаях: - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой; Отметка «2» ставится в следующих случаях: - не раскрыто основное содержание учебного материала; - обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; - допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Критерии оценок для проекта:

- эстетичность оформления;

- содержание, соответствующее теме работы;

- полная и достоверная информация по теме;

- отражение всех знаний и умений учащихся в данной программе.

1. Деревья - 10 ч. Понятие дерево. Структура дерева: следующие и предыдущие бусины, листья, корневые бусины. Уровни дерева. Путь дерева, мешок всех путей дерева. Дерево раскрытия цепочки мешков.
2. Мешки - 3 ч. Двумерная таблица для мешка. Цепочка мешков, операция раскрытия цепочки мешков.
3. Цепочки - 6 ч. Длина цепочки, цепочка цепочек. Операция склеивания цепочки цепочек.
4. Исполнитель Робот - 6 ч. Поле и команды Робота. Программа для Робота. Конструкция повторения.
5. Язык - 3 ч. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, знаки препинания, дефис, апостроф. Словарный (лексикографический) порядок. Расстановка слов в словарном порядке. Толковый словарь. Смысл текста. Полное и избыточное толкование. Лингвистические задачи.
6. Проекты - 6 ч. «Одинаковые мешки» - поиск одинаковых мешков в ситуации большого количества объектов и мешков. «Лексикографический (словарный) порядок» - работа с большими словарями, поиск слов. «Генеалогическое дерево» - построение генеалогического дерева своей семьи. «Сортировка слиянием» - сортировка большого массива слов с использованием метода сортировки слиянием. «Турниры и соревнования» - изучение способов проведения спортивных соревнований, записи результатов и выявления победителя.

Учебно-тематическое планирование

Название раздела, темы

Кол-во часов

1

Деревья

10

2

Мешок

3

3

Цепочки

6

4

Исполнитель Робик

6

5

Язык

3

6

Проекты

6

Итого:

34

Календарно - тематическое планирование

№ п/п


Дата

Название раздела и темы урока

Кол-во

Часов


Тип урока

Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся

план

факт


ТБ и правила поведения в кабинете информатики. Длина цепочки.

1

Ознакомление с новым материалом


Техника безопасности и правила поведения в кабинете. Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов.

Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках цепочек. Определять истинность утверждений о цепочке цепочек. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (цепочка цепочек). Строить цепочку по описанию, включающему понятие «длина цепочки». Строить знаково-символические модели объектов в виде цепочек цепочек. Строить цепочки слов, цепочки чисел, в том числе по описанию.

Цепочка цепочек.

1

Ознакомление с новым материалом

Урок-лекция с элементами беседы

Цепочка цепочек. 3-4


Проект «Мой лучший друг/Мой любимец»

2

Урок контроля и коррекции ЗУН

Урок-практикум

Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.

Работать в компьютерной адаптированной среде: составлять текст в письменной форме - небольшой рассказ о своем друге или домашнем любимце. Использовать программу подготовки презентации - готовить одностраничную презентацию, включающую графику и текст. Набирать текст с клавиатуры. Готовить сообщение и выступать с графическим сопровождением.

5

Таблица для мешка (по двум признакам)

1

Ознакомление с новым материалом

Урок-лекция с элементами беседы

Признаки бусин

Заполнять двумерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его двумерной таблице.

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Искать два одинаковых в большом наборе мешков: представлять информацию о составе мешков в виде сводной таблицы, обмениваться информацией о составе мешков, искать одинаковые столбцы в таблице используя общие методы решения информационных задач (в частности, метод разбиения задачи на подзадачи).

6-7


Проект «Одинаковые мешки»

2

Урок контроля и коррекции ЗУН

Урок-практикум

Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.

8

Словарный порядок. Дефис и апостроф.

1

Ознакомление с новым материалом

Урок-лекция с элементами беседы

Порядок слов в словаре, дефис и апостроф.

Упорядочивать русские слова по алфавиту, в том числе слова, включающие дефис и апостроф. Искать информацию в словарях: слова на некоторую букву, определенное слово. Искать и анализировать информацию о размещении слов в словарях: частные случаи словарного порядка, частотность встречаемости в словарях слов с разными первыми буквами.

9-10


Проект «Лексикографический порядок».

2

Урок контроля и коррекции ЗУН

Урок-практикум

Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.

11

Контрольная работа 1.

1

Урок учета и контроля знаний

12


Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

1

Комбинированный урок

Урок-лекция с элементами беседы

Решение дополнительных и трудных задач.

13

Дерево. Следующие вершины, листья. Предыдущие вершины.

1

Комбинированный урок

Урок-лекция с элементами беседы

Вершина дерева, лист дерева

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (дерево). Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева. Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятия: следующая вершина, предыдущая вершина, корневая вершина, лист, уровень вершин дерева. Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о деревьях. Определять истинность утверждений о деревьях, включающих эти понятия.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «дерево» для построения дерева в компьютерных задачах.

14


Уровень вершины дерева.

1

Комбинированный урок

Урок-лекция с элементами беседы

Корневые вершины, вершины первого, второго и т.д. уровней.

15


Робик. Команды для Робика. Программа для Робика.

1

Комбинированный урок

Урок-лекция с элементами беседы

Команды Робика, начальная позиция Робика

Знакомиться с важнейшими алгоритмическими понятиями (программа, команды, исполнитель). Выполнять программы для Робика - строить его заключительную позицию. Строить программы для Робика по его начальной и заключительной позиции. Определять начальное положение Робика по его программе и заключительной позиции.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «робик» для решения компьютерных задач.

16


Перед каждой бусиной. После каждой бусины.

1

Комбинированный урок

Урок-лекция с элементами беседы

Понятия «перед каждой бусиной» и «после каждой бусины», «следующая бусина после…»

Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках, включающие понятия «перед каждой/после каждой». Определять истинность утверждений о цепочек с этими понятиями. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (цепочка). Строить цепочку по индуктивному описанию. Строить знаково-символические модели процессов окружающего мира в виде периодических цепочек. Склеивать несколько цепочек в одну. Строить цепочки по описанию и результату их склеивания.

17


Склеивание цепочек.

1

Комбинированный урок

Урок-лекция с элементами беседы

Склеивание цепочек.

18


Контрольная работа 2.

1

Урок учета и контроля знаний

19


Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач.

1

Комбинированный урок

Урок-лекция с элементами беседы

Решение дополнительных и трудных задач.

20


Проект «Определение дерева по веточкам и почкам».

2

Урок контроля и коррекции ЗУН

Урок-практикум

Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.

Работать в компьютерной адаптированной среде: определять название растения по его веточке. Осуществлять информационное взаимодействие с программой в интерактивном режиме. Осуществлять познавательную рефлексию: сопоставлять полученный результат с исходным объектом (растением), проверять правильность получения результата пошагово.

21


Путь дерева.

1

Комбинированный урок

Урок-лекция с элементами беседы

Путь, цепочка, корневая вершина дерева, лист дерева.

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (дерево). Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятие «пусть дерева». Работать по алгоритму: строить все пути дерева с использованием формального алгоритма. Строить дерево по мешку его путей. Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева, в частности, представлять информацию о степени родства в виде дерева, использовать родословные деревья для получения информации о степени родства.

22


Все пути дерева.

1

Комбинированный урок

Урок-лекция с элементами беседы

Путь, цепочка, корневая вершина дерева, лист дерева.

23


Деревья потомков.

1

Комбинированный урок

Урок-лекция с элементами беседы

Корневая вершина, потомок в истории

24-25


Проект «Сортировка слиянием»

2

Урок контроля и коррекции ЗУН

Урок-практикум

Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (сортировка, упорядоченье) - упорядочивать большой набор слов в алфавитном порядке. Проводить слияние упорядоченных массивов (работать по алгоритму), использовать дерево сортировки (представлять реальный процесс в виде дерева), использовать для сортировки классификацию.

26


Робик. Конструкция повторения.

1

Конструкция повторения.

Знакомиться с важнейшими алгоритмическими понятиями (конструкция повторения). Выполнять программы для Робика, включающие конструкцию повторения. Строить программы для Робика, включающие конструкцию повторения.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «Робик» для определения начального положения Робика по его программе, включающей конструкцию повторения.

27


Склеивание мешков цепочек.

1

Комбинированный урок

Урок-лекция с элементами беседы

Склеивание мешков цепочек.

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (мешок цепочек). Выполнять операцию склеивания мешков цепочек. Строить мешки цепочек по результату их склеивания. Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс склеивания мешков в виде дерева и таблицы, представлять процесс проведения турниров в виде дерева и таблицы, моделировать словообразовательные процессы с помощью склеивания мешков цепочек. Заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места.

28


Таблица для склеивания мешков.

1

Комбинированный урок

Урок-лекция с элементами беседы

Таблица для склеивания мешков.

29-30


Проект «Турниры и соревнования», 1 часть.

2

Урок контроля и коррекции ЗУН

Урок-практикум

Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.

31


Контрольная работа 3.

1

Урок контроля и коррекции ЗУН

Урок-практикум

32


Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

1

Комбинированный урок

Урок-лекция с элементами беседы

Решение дополнительных и трудных задач.

33


Проект «Живая картина».

1

Урок контроля и коррекции ЗУН

Урок-практикум

Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.

Работать в компьютерной адаптированной среде: Осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учетом готовых элементов). Изготавливать компьютерное изображение, включающее хотя бы один движущийся персонаж: рисовать фон для картины, программировать простое движение объекта с помощью команд исполнителя.

34


Повторение изученного

1

Комбинированный урок

Урок-лекция с элементами беседы


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Во второй части курса ("Информатика, 3-4") дети продолжают работу с базовыми объектами математической информатики (и всей современной математики) - цепочками и мешками. В курсе появляются новые объекты - деревья и цепочки цепочек. С одной стороны, эти объекты, как говорят математики, являются "естественным обобщением" цепочек. С другой стороны, они отражают определённые важные свойства мышления, языка и окружающего мира. Объекты и события, входящие в цепочки, могут иметь собственную внутреннюю структуру, а ход событий необязательно будет однозначно заранее предопределён и может "ветвиться". Например, в цепочке дней каждый день является самостоятельной цепочкой событий. Другой пример: отпуск будет проходить так или иначе в зависимости от погоды и других условий.

Дети познакомятся с простейшим исполнителем - Робиком. Робик будет нашим главным партнёром в изучении соответствия между планом и его выполнением.

Цепочка
Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке - понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки - понятия: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже, второй перед, третий после и т. п. Понятия перед каждой и после каждой для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек - цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких.

Учащиеся должны знать:

  • иметь представление о цепочке как о конечной последовательности элементов;

  • знать все понятия, относящиеся к общему и частичному порядку объектов в цепочке;

  • иметь представление о длине цепочки и о цепочке цепочек;

  • иметь представление об индуктивном построении цепочки;

  • иметь представление о процессе шифрования и дешифрования конечных цепочек небольшой длины (слов).

Учащиеся должны уметь:

  • строить и достраивать цепочку по системе условий;

  • проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности цепочек (мощностью до 8 цепочек).

  • выделять одинаковые и разные цепочки из набора;

  • выполнять операцию склеивания цепочек, строить и достраивать склеиваемые цепочки по заданному результату склеивания;

  • оперировать порядковыми числительными, а также понятиями: последний, предпоследний, третий с конца и т. п., второй после, третий перед и т. п.

  • оперировать понятиями: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже;

  • оперировать понятиями: после каждой бусины, перед каждой бусиной;

  • строить цепочки по индуктивному описанию;

  • строить цепочку по мешку ее бусин и заданным свойствам;

  • шифровать и дешифровать слова с опорой на таблицу шифрования;

Учащиеся имеют возможность научиться:

  • проверять перебором одновременное выполнение 3-4 заданных условий для совокупности цепочек (мощностью до 10 цепочек).

Мешок
Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Одинаковые и разные мешки. Мешок бусин цепочки. Перебор элементов мешка (понятия все / каждый). Понятия есть / нет / всего в мешке. Классификация объектов по одному и по двум признакам. Одномерная и двумерная таблица для мешка. Операция склеивания мешков цепочек (декартово произведение).

Учащиеся должны знать:

  • иметь представление о мешке как неупорядоченной совокупности элементов;

  • знать основные понятия, относящиеся к структуре мешка: есть в мешке, нет в мешке, есть три бусины, всего три бусины и пр.;

  • иметь представление о мешке бусин цепочки;

  • иметь представление о классификации объектов по 1-2 признакам.

Учащиеся должны уметь:

  • организовывать полный перебор объектов (мешка);

  • оперировать понятиями все / каждый, есть / нет / всего в мешке;

  • строить и достраивать мешок по системе условий;

  • проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности мешков (мощностью до 8 мешков).

  • выделять из набора одинаковые и разные мешки;

  • использовать и строить одномерные и двумерные таблицы для мешка;

  • выполнять операцию склеивания двух мешков цепочек, строить и достраивать склеиваемые мешки цепочек по заданному результату склеивания;

  • сортировать объекты по одному и двум признакам;

  • строить мешок бусин цепочки;

  • *в компьютерных задачах: решать задачи на построение мешка при помощи инструмента «лапка» и библиотеки бусин.

Учащиеся имеют возможность научиться:

  • проверять перебором одновременное выполнение 3-4 заданных условий для совокупности мешков (мощностью до 10 мешков);

  • выполнять операцию склеивания трёх и более мешков цепочек с помощью построения дерева.

Язык
Русские и латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, знаки препинания, внутрисловные знаки (дефис и апостроф). Словарный (лексикографический) порядок. Учебный словарик и настоящие словари. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкование. Решение лингвистических задач.

Учащиеся должны знать и понимать:

  • знать русские и латинские буквы и их русские названия;

  • уверенно ориентироваться в русской алфавитной цепочке;

  • иметь представление о слове как о цепочке букв;

  • иметь представление об имени как о цепочке букв и цифр;

  • иметь представление о знаках, используемых в русских текстах (знаки препинания и внутрисловные знаки);

  • понимать правила лексикографического (словарного) порядка;

  • иметь представление о толковании слова;

  • иметь представление о лингвистических задачах.

  • *иметь представление о расположении буквенных, цифровых клавишах и клавишах со знаками препинания в русской раскладке на клавиатуре компьютера.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно называть русские и латинские буквы в именах объектов;

  • использовать имена для различных объектов;

  • сортировать слова в словарном порядке;

  • сопоставлять толкование слова со словарным, определять его истинность.

  • *вводить текст небольшого объёма с клавиатуры компьютера.

Учащиеся имеют возможность научиться:

  • решать простые лингвистические задачи.

Дерево
Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие листа дерева. Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево перебора. Дерево вычисления арифметического выражения.

Учащиеся должны знать и понимать:

  • иметь представление о дереве;

  • понимать отличия дерева от цепочки и мешка;

  • иметь представление о структуре дерева - его вершинах (в том числе корневых и листьях), уровнях, путях;

  • знать алгоритм построения мешка всех путей дерева.

Учащиеся должны уметь:

  • оперировать понятиями, относящимися к структуре дерева: предыдущая / следующие вершины, корневая вершина, лист дерева, уровень вершин дерева, путь дерева;

  • строить небольшие деревья по инструкции и описанию;

  • использовать деревья для классификации, выбора действия, описания родственных связей;

  • строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей и дополнительным условиям;

  • строить дерево перебора (дерево всех возможных вариантов) небольшого объёма;

  • строить дерево вычисления арифметического выражения, в том числе со скобками; вычислять значение арифметического выражения при помощи дерева вычисления;

  • *в компьютерных задачах: решать задачи по построению дерева при помощи инструментов «дерево», «лапка» и библиотеки бусин.

Учащиеся имеют возможность научиться:

  • строить деревья для решения задач (например, по построению результата произведения трёх мешков цепочек).

Алгоритмы. Исполнитель Робик
Инструкция. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком. Построение / восстановление программы по результату ее выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программы. Дерево выполнения программ.

Учащиеся должны знать и понимать:

  • знать команды Робика и понимать систему его ограничений;

  • иметь представление о конструкции повторения;

  • иметь представление о цепочке выполнения программы исполнителем Робик;

  • иметь представление о дереве выполнения всех возможных программ для Робика.

Учащиеся должны уметь:

  • планировать последовательность действий,

  • выполнять инструкции длиной до 10 пунктов;

  • последовательно выполнять указания инструкции, содержащейся в условии задачи (и не выделенные специально в тексте задания).

  • выполнять простейшие линейные программы для Робика;

  • строить / восстанавливать программу для Робика по результату ее выполнения;

  • выполнять и строить программы для Робика с конструкцией повторения;

  • строить цепочку выполнения программы Робиком;

  • строить дерево выполнения всех возможных программ (длиной до 3 команд) для Робика.

Учащиеся имеют возможность научиться:

  • восстанавливать программу для Робика с несколькими вхождениями конструкции повторения по результату ее выполнения.

  • слова с опорой на таблицу шифрования;

16


© 2010-2022