- Преподавателю
- Начальные классы
- Классный час Толерантность и мы
Классный час Толерантность и мы
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Парфенова Т.В. |
Дата | 06.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Толерантность и мы»
Форма проведения: занятие-практикум
Участники: учащиеся 2 класса
Цель: вызвать у детей стремление развивать в себе способность принимать других такими, какие они есть; быть терпеливыми, мириться с чужим мнением; быть снисходительными к поступкам других людей.
Задачи
-
Повторить понятие «толерантность».
-
Осветить в рамках темы проблему беженцев и переселенцев в России.
-
Выявить основные черты толерантности.
-
Сформировать правильное представление о толерантном поведении.
-
Показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны.
-
Ознакомить детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей: каждый человек - уникальная личность.
-
Учить младших школьников внимательно относиться к себе, к окружающим, уважать и принимать других такими, какие они есть.
-
Формировать позитивное отношение к другим людям.
-
Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение;
-
Развивать внимание, память, речь, познавательный интерес, творческие способности.
-
Оборудование:
мультфильм сказки «Медвежонок и тот, кто живет в речке», рисунки детей о толерантности, плакат «Дерево Толерантности», высказывания о толерантности, листики деревьев для добрых слов-пожеланий, мяч, шкатулка с зеркальцем, ведро.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель:
Добрый день, дорогие ребята. Я очень рада видеть сегодня всех вас в нашем классе на необычном занятии-практикуме, посвященному такому понятию как «Толерантность». Я благодарю всех вас и предлагаю вам занять места за круглым столом. Сегодня мы попытаемся создать уютную и комфортную для вас обстановку, в которой я предлагаю всем расслабиться, быть честным, открытым, чтобы после занятия вы смогли бы почувствовать солнышко в своем сердечке. Сегодня мы поговорим о понятии «Толерантность», выясним можно ли научиться толерантности, выведем основные правила, которые соблюдает толерантный человек, проведем тренинг по данной теме, в конце занятия нарисуем дерево дружбы. Если вы готовы, то мы начинаем.
Ученик читает стихотворение С. Маршака «Всемирный хоровод».
Стихи для ребят
Всех народов и стран:
Для абиссинцев и англичан,
Для испанских детей
И для русских, шведских,
Турецких, немецких,
Французских,
Негров, чья родина -
Африки берег,
Для краснокожих
Обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать надо,
Когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов, что
В стужу и снег лезут
В мешок меховой
На ночлег;
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых -
Тех, что живут
В городах и сёлах…
Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберется
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад - с Востоком,
А дети - друг с другом!
Учитель:
- Ребята о чем это стихотворение?
О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.
- Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?
Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.
- Многие из вас смотрят новости, интересуются жизнью вне школы, дома и знают, что сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь. Давайте подумаем, чем мы можем помочь беженцам.
Дать одежду, поделиться едой, игрушками, не обижать детей беженцев…
Ученик
- То есть к людям, даже другой национальности, нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать в беде.
Во время Великой Отечественный войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война ещё не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и др. Русским предоставляли жильё, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага - фашистов. И вот через много лет ситуация повторилась. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русским людям. Ведь добрая русская душа ещё издавна была известна всем народам.
Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.
- После небольшого вступления, давайте попробуем вспомнить, что же объясняет слово «толерантность».
Высказывания детей
«Толерантность» - это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга.
tolerance (французский) - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
tolerance (английский) - готовность быть терпимым, снисходительность;
терпимость (русский) - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
- Ребята, как вы думаете, какие понятия вмещает в себя слово «толерантность»? Доброта, любовь, взаимопонимание, взаимоуважение, терпение, дружба…. - все эти понятия живут в толерантном человеке.
- Где вы проявляете все эти качества в первую очередь?
В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, и мы становимся нетолерантными. Было с вами такое? Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой и видеть свои ошибки.
Но, конечно же, важнее не знать понятие «толерантность» и понимать это слово, а быть толерантным по отношению к иному, другому, к изменениям.
Уважать каждого, видеть в нем личность - это сложная работа ума и сердца.
-Сейчас я предлагаю вашему вниманию пересказ сказки В.Г. Капустиной «Медвежонок и тот, кто живет в речке».
- Ваша задача понять, как эта сказка связана с нашей сегодняшней темой?
СЛАЙД (МУЛЬТФИЛЬМ)
Ясным солнечным днем шел по лесу медвежонок. Шел и пел веселую песенку.
Удивлялись звери, спрашивали друг у друга, куда это идет Медвежонок один, без мамы? Никто не знал. А шел медвежонок далеко, за речку. Там на большой поляне росли красивые яркие цветы.
Сегодня у его мамы был день рождения, и Медвежонок хотел нарвать ей большой букет.
Шел да шел Медвежонок, пока не встретил дедушку Ежа. Поздоровался.
- Куда ты идешь один, малыш? - спросил Еж.
Медвежонок рассказал Ежу все и пошел дальше.
В тени под кустом лежал Заяц. Медвежонок не заметил его и нечаянно наступил на него. От неожиданности тот подскочил как ужаленный.
- Ты кого испугался? - спросил Заяц.
- Я не испугался, - схитрил Медвежонок. - Я споткнулся. - И рассказал Зайцу, куда и зачем идет.
- А ты не боишься того, кто в речке живет? - удивился Заяц.
Медвежонок не знал, кто в речке живет, но ответил храбро:
- Не-ет, не боюсь.
Пришел Медвежонок на берег реки, заглянул в воду и увидел того, кто в речке живет. Испугался, но виду не подал, а скорчил ему страшную рожу.
Тот, в свою очередь, тоже скорчил рожу. И она была такая страшная, что Медвежонок не выдержал и пустился наутек.
Он бежал быстро, не оглядывался. Снова наступил на Зайца.
- Ты возьми большую палку и покажи ему, что у тебя есть большая палка, - посоветовал Заяц.
Медвежонок так и сделал.
Но у того, кто в речке живет, тоже была палка. Медвежонок замахнулся своей палкой. Тот, кто в речке живет, погрозил ему своей. И маленькому Медвежонку стало так страшно, что он помчался в лес, не разбирая дороги.
Остановился он, увидев Ежа. Сел и заплакал:
- Я боюсь того, кто в речке живет, и не могу перейти через речку на поляну. Я не нарву цветов маме.
- А ты пойди и улыбнись тому, кто в речке живет. Только улыбнись и все, - сказал Еж.
И снова Медвежонок пошел к реке. Здесь он наклонился и робко, приветливо улыбнулся тому, кто живет в речке.
И тот улыбнулся Медвежонку приветливо и ласково.
- Ура! - закричал Медвежонок. - Теперь мы будем с ним дружить! - и обрадованный перешел на другую сторону реки. Медвежонок возвращался домой с большим букетов цветов, пел веселую песенку.
- Он совсем не плохой, тот, кто в речке живет! - сказал Медвежонок Ежу. Помолчал немножко и спросил:
- Дедушка Еж, а кто живет в речке?
Еж рассмеялся.
- Ладно, я спрошу у мамы, - сказал Медвежонок.
- Понравилась Вам сказка?
- О чем сказка?
- Кого испугался Медвежонок?
- Что нужно было сделать, чтобы «злой житель речки» стал добрым?
- Ребята, а в жизни случаются подобные случаи?
Упражнение «Отражение в воде»
Упражнение выполняется в парах.
Учитель: Один из вас будет медвежонком, другой - тем, кто живет в речке. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды:
а) Медвежонок скорчил страшную рожу.
б) Медвежонок замахнулся своей палкой.
в) Медвежонок приветливо улыбнулся тому, кто живет в речке.
Вопросы ученикам:
- Кого увидел медвежонок в речке?
- Что ты чувствовал, когда твой партнер скорчил тебе рожу (замахнулся на тебя палкой, улыбнулся)?
- Что тебе было приятнее делать: корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться?
- Как вы думаете, все ли из вас правильно выполняли мои задания, ведь в реке все отражается так же, как и в зеркале?
Учитель:
Вы знаете, что в каждой сказке есть доля правды. И наша злая, страшная рожа может испугать не только другого человека, но и нас самих. Замахиваясь на другого палкой, мы замахиваемся на себя, улыбаясь другому, мы улыбаемся сами себе.
Упражнение «Волшебное озеро»
Для упражнения понадобится шкатулка, в которую воспитатель заранее кладет небольшое зеркало круглой формы.
Все участники садятся в круг и закрывают глаза.
Учитель:
Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.
После того как в шкатулку заглянет каждый, воспитатель задает ученикам вопросы:
- Как вы понимаете значение слова «уникальный»?
- Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?
- Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
- Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?
Учитель:
Мы выяснили, что каждый человек - это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.
Учитель:
В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеёмся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным - означает уважать других, невзирая на различая. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность.
1. Саша плохо одет…
! Это неважно.
? Ты подсмеиваешься над ним.
2. Пожилая женщина медленно идет.
! Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
? Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
3. На твоих глазах на кого-то нападают…
! Ты пытаешься защитить его.
? Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
4. К тебе подходит ребенок-инвалид.
! Ты естественным образом разговариваешь с ним.
? Ты отходишь от него, не желая общаться.
- Проявлять толерантность - это значит, бережно относится ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее.
Молодцы! Многие из вас уверены в себе, могут выразить своё мнение. Вы добрые и пытаетесь помочь близким, да и всем людям.
Упражнение «Похвали себя и других»
Участники делятся на две подгруппы. Одна подгруппа образует внешний круг, другая - внутренний. Ученики стоят лицом друг к другу.
Учитель:
Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы не увидим ничего положительного и в другом человеке.
Поэтому сейчас каждый должен сказать партнеру, что вам в нем нравится. Партнер, выслушав вас, должен сказать: «А кроме того, я...» - и продолжить говорить комплименты в свой адрес.
Например, Саша говорит Вере: «Вера, ты очень добрый человек, мне нравится, что ты всегда помогаешь другим в беде». Вера продолжает: «А кроме того, я настойчивая, щедрая...» Затем Вера должна похвалить Сашу.
После обмена комплиментами ученики, стоящие во внешнем круге, передвигаются по часовой стрелке и повторяют задание с новым партнером.
Рефлексия:
- Что ты чувствовал(а), когда говорил(а) комплименты другим участникам?
- Что ты чувствовал, когда тебе говорили комплименты?
- Легко ли было похвалить себя?
«Мусорное ведро»
(я ставлю на середину класса небольшое ведёрко и предлагает детям порассуждать).
- Зачем человеку нужно мусорное ведро?
- Почему необходимо постоянно освобождать его от мусора?
Представьте себе жизнь без мусорного ведра, кода мусор постепенно наполняет комнаты, становится тяжело дышать, передвигаться, люди начинают болеть. Что будет происходить с человеком?
Но ведь также и с чувствами. У каждого из нас скапливаются чувства, часто ставшие ненужными и бесполезными. И некоторые любят копить эти чувства, например, копить свои обиды или страхи.
Я предлагаю вам выбросить ненужные обиду, гнев, страх в «мусорное ведро». Для этого вы на листочках бумаги записываете чувства, от которых хотите освободиться.
Например: «Я обижаюсь на …», «Я злюсь на…», «Я боюсь…».
Затем сворачиваете листочки комочками, выбрасываете в мусорное ведро, а дежурный выносит это ведро в мусорный ящик (таким образом, дети учатся справляться с чувством обиды, гнева).
Учитель:
Давай с вами составим правила, которые помогли бы другим быть более терпимыми к окружающим людям?
Составленные правила выдаются каждому участнику.
Ритуал прощания «Я желаю себе и другим...»
Мяч передается по кругу. Участник, который держит в руке мяч, отвечает на предложенные ниже вопросы, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передает мяч соседу.
Вопросы ученикам:
- Что вы узнали о понятии «толерантность»?
- Как отношение к самому себе влияет на отношение к другим людям?
- Что ты готов изменить в себе, чтобы попытаться стать более терпимым к окружающим?
- Чем тебе помогло наше занятие?
- После этого урока ты стал по-другому относиться к окружающим людям, товарищам?
В конце занятия ребятам предлагаем составить «Дерево Толерантности». «Толерантность - это дерево, которое не может вырасти самостоятельно». Выдаются листочки разных деревьев, на которых учащиеся пишут пожелания и приклеивают свой лист к «Дереву Толерантности».