Календарно-тематическое планирование по риторике

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно- тематическое планирование по риторикеКалендарно- тематическое планирование по риторикеКалендарно- тематическое планирование по риторикеКалендарно- тематическое планирование по риторикеКалендарно- тематическое планирование по риторикеКалендарно - тематическое планирование

по риторике

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Элементы содержания

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) -на необходимом уровне, (П) - на программном уровне


Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Дата проведения

Обобщение

5 ч.

1

Проверь себя

С.5

1

Слова, приветствия, благодарности, прощания, извинения.

Приводить примеры важности общения в жизни людей (Н).

Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения (П).

Знать о значении речи, некоторых этикетных средствах.

Уметь приводить примеры по пройденному материалу в 1 классе и объяснять их

Тематический


2

Наука риторика.

С.6-9

1

Наука риторика, ритор, риторическая задача.

Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению (Н).

Называть адресат, адресата высказывания (Н).

Характеризовать успешность высказывания ( сточки зрения достижения задачи взаимодействия) (Н).

Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях) (Н.

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).


Знать значение науки риторики.

Уметь объяснять значение риторических умений.

Текущий контроль


3

Кто - что -кому

С.10-13

1

Речевая ситуация. Рассказ по схеме.

Знать, что общение - это процесс взаимодействия людей, в котором есть две стороны (кто говорит и кому говорит);

Уметь определять компоненты речевой ситуации (кто- кому - о чем);

Учитывать в процессе общения того, кому мы адресуем свою речь

Текущий контроль


4

Кому - кто. Адресат - адресант

С.14 -19

1

Функции адресата и адресанта.

Знать, что такое речевая ситуация; функции адресата и адресанта.

Уметь анализировать и восстанавливать речевую ситуацию;

Выявлять особенности речи обобщающихся в зависимости от того, кто говорит (пишет), составлять текст приглашения.

Текущий контроль.



Творческое задание «Письмо другу»




Как мы говорим

6ч.

5

Темп

С.20-27

1

Произносим быстро и медленно. Скороговорки.

Называть несловесные средства общения (Н).

Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях (Н).

Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач (Н).

Знать:

-основные средства выразительности устной речи: темп, громкость тон.

-дополнительные средства выразительности устной речи: мимика, взгляд, жесты, поза.

Уметь:

-различать оттенки тона, соотносить тон с языком мимики и позы, взгляда говорящего;

- передавать чувства, настроение, состояние с помощью основных и дополнительных средств выразительности устной речи.

Текущий контроль.

Игра «Угадай, чей голосок».



6

Тон речи. То же слово, да не так бы вымолвить

С.28-34

1

Средства выразительности речи.

Знать:

-основные средства выразительности устной речи: темп, громкость тон.

-дополнительные средства выразительности устной речи: мимика, взгляд, жесты, поза.

Уметь:

-различать оттенки тона, соотносить тон с языком мимики и позы, взгляда говорящего;

- передавать чувства, настроение, состояние с помощью основных и дополнительных средств выразительности устной речи.

Текущий контроль.



7

Настроение, чувства и тон говорящего.

С.35-40

1

Оттенки тона. Основной тон.

Уметь озвучивать диалоги от имени различных героев. Обмениваться информацией, делиться мыслями и чувствами в кругу знакомых и близких.

Текущий контроль.

Чтение по ролям.


8

Мимика, жесты, поза.

С.41-42

1

Дополнительные средства выразительности устной речи.

Уметь использовать мимику жесты и позы при разговоре

Текущий контроль.

Инсеинирование, беседы с помощью жестов.


9

Говорящий взгляд

С.43-44

1

Средства общения

Уметь передать настроение сказанного тоном и взглядом.

Текущий контроль.

Инсценирование, беседы с помощью взглядов.


10

Подведем итоги. С.45-50

1

Тон, темп, громкость устной речи.

Настроение, чувства, состояние говорящего.

Уметь работать с кроссвордом, пословицами, ориентироваться в содержании текста.

Тематический контроль.

Самостоятельная работа

(15 мин.)


Учусь слушать

5 ч.

11

Мы слушаем -нас слушают. Сигнал принят! Слушаю!

С.53-57

1

Сигналы, показывающие собеседнику, что его слушают

Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения (Н).

Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают (Н).

Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах (Н).

Демонстрировать использование приемов, помогающих понять звучащий текст (Н).

Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности (Н)

Знать:

-слушание, как вид речевой деятельности;

- участников слушания: адресат и адресант;

- значение слов, называющих разные виды слушания;

-цели слушания;

- роль мимики, жестов, позы, слушателя в активном процессе слушания;

Уметь:

-быть внимательным слушателями;

- понимать текст, воспринимаемый на слух:

определять тему звучащего текста;

определять его основную мысль;

спрашивать о том, что непонятно ;-слушать, обращая внимание :

на содержание речи;

на тон, темп, громкость, мимику, жесты, позу.

Текущий контроль.

Фронтальный опрос

12

Слушали и услышали. Слушаем и стараемся понять.

С.58-63

1

Анализ речевой ситуации. Составление памятки.

Уметь пользоваться приемами слушания в учебной деятельности: при объяснении материала, при восприятии текстов на слух.

Текущий контроль.

Фронтальный и индивидуальный опрос

13

Слушаем и выделяем непонятное.

С.64-66

1

Тема звучащего текста и его основная мысль

Уметь пользоваться толковыми словарями.

Текущий контроль.

14

Слушаем, как говорят

С.67-69

1

Несловесные средства выразительности устной речи . (тон, темп, громкость, мимика, жесты, поза).

Уметь определять соответствие основного тона, темпа, громкости речи, речевой задаче говорящего.

Текущий контроль

15

Слушаем на уроке. Слушаем целый день!

С.70-73.

1

Игра -соревнование

Уметь слушать, понимать и запоминать устную речь.

Текущий контроль.

Письменный опрос

Вежливая просьба

2 ч.

16

Вежливая просьба .Прошу Вас.

С.74-83

1

Просьба как этикет речевого жанра. Вежливая просьба.

Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили (П).

Называть речевые формулы вежливой просьбы (П).

Характеризовать особенности скрытой просьбы (П)

Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения (П)

Знать:

- просьба кА этикетный речевой жанр;

- отличие просьбы от требования, мольбы;

- средства вежливого выражения просьбы;

- прямая и скрытая просьба;

-слова согласия и отказа.

Уметь:

- просить вежливо и убедительно;

- выбирать уместные средства выражения просьбы для данной ситуации;

- правильно реагировать на отказ и просьбу.

Текущий контроль.

Устный опрос.

Игра- инсценировка.

17

Скрытая просьба

С.84-87

1

Средства выражения просьбы.

Уметь строить просьбу с помощью вопроса.

-просить вежливо и убедительно; - выбирать уместные средства выражения просьбы для данной ситуации;

- правильно реагировать на отказ и просьбу.

Тематический контроль.

Самостоятельная работа (15 мин), устный опрос

Учусь читать и писать

2 ч.

18

О чем нам говорит шрифт?

С.88 -90

1

Оформление текста на письме

Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах (Н).

Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. (Н)

Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст ( из разных учебников для 2 класса) (Н)

Знать:

- как оформление текста на письме помогает понять его смысл.

Текущий контроль.

Фронтальный опрос.

19

Рисунки, таблицы, иллюстрации, схемы.

С.91-94

1

Чтение схем таблиц

Уметь:

- читать схемы, таблицы;

- понимать значение рисунков в учебных книгах.

Текущий контроль.

Индивидуальный опрос.

Текст. Тема и основная мысль.

2 ч.

20

Тема и основная мысль текста.

С.3-11

1

Отличие текста от набора предложения. Заголовок, отражающий тему текста.

Определять тему и основную мысль текста (Н)

Озаглавить текст (Н).

Выделять опорные слова в тексте (Н).

Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам (Н)

Знать определения понятий:

- текст;

- тема текста;

- основная мысль текста;

- заголовок текста;

- ключевые (опорные) слова;

Уметь:

- отличать текст от набора предложений;

- определять тему текста;

- подбирать заголовок, отражающий тему текста;

- определять основную мысль текста;

- подбирать заголовок, отражающий основную мысль текста;

- выделять ключевые (опорные) слова в тексте;

- определять тему текста по опорным словам;

- создавать текст на основе опорных слов.

Текущий контроль.

Устный опрос.

21

Опорные слова.

С.12-14

1

Ключевые слова в тексте. Создание текста

Уметь догадываться об основном содержании текста по опорным словам.

Текущий контроль.

Тест

Пересказы.

2 ч.

22

Подробный пересказ.

С.15-19

1

Воссоздания содержания исходного текста.

Различать подробный и краткий пересказ (П)

Пересказывать текст подробно (Н)

Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста (Н),

Объяснить, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста (Н).

Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам (Н)

Составлять план текста для пересказа (Н).

Знать определение понятий:

- пересказ текста;

- подробный пересказ;

-краткий пересказ;

- план - оглавление.

Уметь:

- в пересказе воссоздать содержания исходного текста, не исключая важных для понимания содержания фактов, не добавляя того, чего в тексте нет;

-в пересказе передавать основное содержание текста;

-соотносить текст и план.

Текущий контроль.

.

23

Краткий пересказ.

С.20-23

1

Передача основного содержания текста.

Уметь:

- в пересказе воссоздать содержание исходного текста, не исключая важных для понимания содержания фактов, не добавляя того, чего в тексте нет;

- в пересказе передать основное содержание текста;

- соотносить текст и план.

Знать определение понятий:

-пересказ текста;

-краткий пересказ;

- план -оглавление.

Текущий контроль.

Пересказы

1 ч.

24

План. Текст и план.

С.24-31

1

План -оглавление.

Сочинение плана к тексту.

Различать подробный и краткий пересказ (П)

Пересказывать текст подробно (Н)

Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста (Н),

Объяснить, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста (Н).

Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам (Н)

Составлять план текста для пересказа (Н).

Знать план-оглавление.

Уметь составлять план текста; пересказывать по плану

Текущий контроль.

Игра «Репортер».

Вежливый отказ.

2 ч.

25

Согласие или отказ.

Отказывай, не обижая.

С.32-43

1

Знакомство со средствами, смягчающими отказ. Слова согласия

Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы (Н).

Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ (П).

Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ (П)

Оценивать степень вежливости отказа (П).

Моделировать этикетный диалог: просьба- согласие- ответ на согласие (Н)

Моделировать этикетный диалог: просьба- отказ - ответ на отказ )Н).

Знать:

-согласие или отказ как возможные ответы на просьбу;

- слова, выражающие согласие или отказ;

- средства, смягчающие отказ: вежливые слова;

- объяснение причины отказа;

- обещание выполнить просьбу впоследствии;

- соответствующая мимика, жесты, тон.

Уметь:

- вежливо отказать; правильно реагировать на отказ.

Текущий контроль

26

Ответы на отказ

С.44-49

1

Средства смягчающие отказ

Знать средства, смягчающие отказ (вежливые слова, объяснение причины отказа, обещание выполнить просьбу впоследствии).

Текущий контроль.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Типы текстов

5 ч.

27

Типы текстов.

С.50-54

1

Текст повествование, описание рассуждение

Различать повествование, описание, рассуждение (П)

Объяснять, чем они отличаются (Н).

Знать разные типы текстов ( повествование, описание, рассуждение).

Уметь определять тип текста по вопросу;

подбирать заголовок.

Текущий контроль.

Фронтальный и индивидуальный опрос

28

Рассуждение. Примеры в рассуждении.

С.55-62

1

Доказываем, объясняем, высказываем мнение.

Определять задачу рассуждения: объяснять, доказывать (П).

Называть части рассуждения (Н).

Вводить в рассуждение убеждающие примеры (Н).

Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон (Н)

Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников (Н).

Различать точные и неточные рассуждения (Н).

Знать, что текст- рассуждение отвечает на вопрос «почему?;

Структуру текста простейшего рассуждения.

Уметь доказывать, объяснять, высказанное мнение;

развертывать объяснительно- доказательную часть, вводить в нее примеры, правила.

Текущий контроль.

Фронтальный опрос, игра.

29

Ссылка на правило, закон. Точные и неточные объяснения. Поведем итоги

С.63-69

1

Учимся рассуждать точно и убедительно. Правила рассуждения.

Уметь создавать точные и убедительные рассуждения;

Строить рассуждения по структурной схеме.

Текущий контроль.

Фронтальный и индивидуальный опрос

30

Описание. Признаки предмета.

С.70-76

1

Отличительные признаки описания предмета. Составление описаний животных.

Определять тему, основную мысль описания (Н).

Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли (Н).

Знать, что текст- описания отвечает на вопрос «какой?»;

-структуру текста описания;

- объявления- описания;

- загадки-описания.

Уметь выделять признаки предметов в соответствии с основной мыслью описания;

- составлять объявления с подробным описанием;

- конструировать загадки, включающие признаки предметов.

Текущий контроль.

Игра «Узнай сказку».

31

Описание в объявлении.

Загадки - описания. Сочини сказку.

С.77-83

1

Составление объявлений и сочинение сказок.

Уметь выделять признаки предметов в соответствии с основной мыслью.

Текущий контроль.

Фронтальный и индивидуальный опрос

Невыдуманный рассказ

2 ч.

32

Невыдуманный рассказ.

Было или придумано?

С.87-89

1

Размышление над невыдуманной историей

Определять в тексте его описательный фрагмент (Н).

Сочинять загадку, в основе которой лежит описание (Н).

Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошел с рассказчиком.(Н),

Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика (Н).

Реализовать рассказ о случае из своей жизни (Н).

Знать, что текст повествование отвечает на вопрос «как это было?»;

Структуру текста повествования на примере невыдуманного рассказа.

Уметь отличать невыдуманный рассказ от случая из жизни по его структуре.

Текущий контроль.

Фронтальный опрос.

Тест.

33

Части рассказа.

С90-92

1

Структура невыдуманного рассказа.

Уметь выделять части рассказа, строить его пор частям.

Текущий контроль.

Фронтальный и индивидуальный опрос

Повторение и обобщение

1 ч.

34

Хочу вам рассказать.

С93-94

Подведем итоги

1

Составление рассказов

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П).

Разыгрывать риторические игры (П),

Уметь систематизировать, обобщать и применять на практике полученные знания.

Тематический смотр знаний.

Рассказ на тему «Случай из жизни».



© 2010-2022