Внеклассное мероприятие по окружающему миру для 1 класса на тему: «Чудо земли - хлеб»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «СОШ п. Новопушкинское» Энгельсского района Саратовской области.










Внеклассное мероприятие по окружающему миру для 1 класса на тему:

«Чудо земли - хлеб»
















Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Шарипжанова З.К.







Цель: Формирование у детей гражданской позиции, бережного отношения к продукту жизнедеятельности, к культуре.



Задачи:

  • Дать представление о хлебе, как продукте труда многих людей;
  • формировать реалистические представления о природе:
  • развивать память, внимание, образное и логическое мышление;
  • активизировать словарный запас детей;
  • развивать эмоциональную сферу ребенка;
  • поддерживать естественный интерес и любознательность детей;
  • расширять кругозор детей.
  • воспитание патриотизма и национального самосознания детей;
  • воспитание бережного отношения к хлебу, уважения к людям с/х труда;

Оборудование:

мультимедийный проектор. Презентация «Откуда хлеб пришел»;












Ход мероприятия Учитель. Тему нашего мероприятия вы узнаете, если внимательно прочтете слова (на экране открывается слайд) ХАЛВА ЛЕПЕШКА ЕДА БУЛКА - Запишите первую букву каждого слова. Какое слово получилось? (ХЛЕБ) Мы каждый день едим хлеб, но никому и в голову не приходит мысль о том, что это одно из величайших чудес на свете. И дается он человеку путем больших усилий. Сегодня мы с вами поговорим, как выращивали хлеб в давние-давние времена, когда еще не было никаких машин. По серии картин «Как наши предки выращивали хлеб» педагог обращает внимание детей на путь, который хлеб проходит, прежде чем попасть к нам на стол. (Дети называют этапы выращивания и приготовления хлеба: вспахивание поля, высевание зерен, выращивание пшеницы, сбор урожая, молотьба, выпекание хлеба из муки. На экране появляются слайды с изображением названных этапов.) Учитель. К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и выходили в поле. Один мужик ведет лошадь, она тянет плуг, который рыхлит почву. А за ним идет сеятель, который через каждые 2 шага разбрасывает пригорошню зерна веером, слева направо. Издавна кормит людей матушка-земля. Но кто первым догадался сеять зерно? Об этом история умалчивает, но есть предположение о том, как это случилось. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, сочные стебельки, съедобные корешки. Случалось и так, что вместе с грибами, корешками человек случайно приносил спрятавшиеся в корзинке зернышки. Упадут они на землю возле дома - на этом месте вырастет несколько колосков. Попробовал человек зернышки, они оказались вкусными, а позже он научился и кашу из них готовить. Тогда люди поняли, что можно не случайно, а специально приносить с собой с поля зерна и сеять их возле жилья. Вот и появились первые колоски. Сначала ячменя, потом пшеницы, ржи.(Слайд) Загадки. Вырос в поле колоском, На столе лежит куском.(Хлеб.)
Железный нос в землю врос, Режет, копает, зеркалом сверкает.(Плуг.)
Весной-травкой шелковистой, Летом-нивой золотистой, К столу, булочкой душистой.(Пшеница.)
Ты не клюй меня, дружок, Голосистый петушок. В землю теплую уйду, К солнцу колоском взойду. В нем тогда таких, как я, Будет целая семья.(Зерно.)
Он на солнышке стоит и усами шевелит, Разомнешь его в ладони золотым зерном набит.(Колос.) Знакомство с профессиями Учитель. А сейчас мы поиграем и узнаем, что хлебу на стол прийти помогают. Посмотрите, на экране названия различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые на ваш взгляд имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор. (На экране - слайды с названиями различных профессий: артист, пианист, шофер, тракторист, повар, пекарь, учитель, комбайнер, механизатор, портной, мельник, кондитер.) Учитель. У русского народа много пословиц про хлеб, давайте вспомним их. Задание. Собрать пословицы о хлебе. (Каждой паре учеников учитель раздает карточки слов из которых нужно собрать пословицу.) Нет хлеба - нет обеда. Не шуба греет, а хлеб. Без соли невкусно, а без хлеба несытно. Много снегу - много хлеба. Хлеб всему голова. Хлебушко - пирогу дедушка. Покуда хлеб есть да вода, все не беда. Без печки холодно - без хлеба голодно.
Физминутка «Мы маленькие зерна» Мы маленькие зерна ( присесть) Сидим пока в земле (коснуться руками пола) Вот солнце пригревает (встаем) И мы растем в тепле (тянемся на носочках) Боимся непогоды (наклоны) Грозы, дождя и вьюг (рывки руками) Из зерен вырастают (прыжки) Колосья там и тут.
Учитель. Много труда надо приложить людям, чтобы в каждом доме был хлеб. К выпечке хлеба относились очень серьезно. Перед тем, как замешивать хозяйка произносила молитву. Когда хлеб выпекали в печи, полагалось вести себя тихо и смирно. Не разрешалось в это время делать уборку или уходить из дома. Люди считали, что хлеб оберегает от всяких бед и несчастий. Поэтому его клали в колыбель к ребенку. Гостей встречали хлебом с солью. К хлебу всегда относились с уважением. Если хлеб нечаянно роняли, то подняв кусок с пола, целовали его и просили прощения. (Слайд) Поэтому как мы должны относится к хлебу? (ответы детей) Задание. Подобрать родственные слова к слову «хлеб» -Назови хлеб ласково? (хлебушек) -Крошки хлеба какие? (хлебные) -Квас из хлеба как называется? (хлебный) -Прибор для резки хлеба? (хлеборезка) -Посуда для хлеба? (хлебница) -Кто выращивает хлеб? (хлебороб) -Кто печет хлеб? (хлебопек) -Назови завод, где выпекают хлеб? (хлебозавод) -Как называются изделия из теста? (хлебобулочные) Задание. Прочитать записи и узнать, что добавляют в муку, чтобы получились вкусные сдобные булочки, душистые батоны и мягкие плюшки.(На экране открывается слайд.) АДОВ ЬЛОС ИЖЖОРД РАХАС (Вода, соль, дрожжи, сахар.) Учитель. А вы знаете, что еще можно приготовить из муки? (Дети называют виды хлебобулочных изделий: пироги, пирожные, торты, пряники, печенье и т. д.) Физминутка «Месим тесто» Месим, месим тесто- (сжимаем руки в кулачки, поочередно двигая ими вверх-вниз -«месим тесто») Есть в кастрюле место. (Разводим руки в стороны) Переваливай, валяй- (Хлопаем в ладоши с поворотом ладоней вверх и вниз) Будет пышный каравай! (Соединяем руки перед собой так, чтобы получился круг) Тесто мы месили- (Поочередно двигаем кулачками вверх-вниз) Выбились из силы! (Тыльной стороной ладони проводим по лбу сначала одной рукой, потом другой- «вытираем лоб») Масло подливали- (Показываем, как льют масло из бутылки в кастрюлю.) Вот как мы устали! (Прижимаем руки к груди и резко опускаем их вниз) Лепка из соленого теста. Педагог предлагает детям слепить из соленого теста различные хлебобулочные изделия. Дети лепят под звучание народной мелодии «Веночек» в обработке Л.Головачева. Учитель. Каждому знакомы Мудрые слова: Хлеб-хозяин дома, Всему он голова! Крепкою державой Звали его встарь. Хлебушек по праву В государстве -царь! -Не кидайте хлеб, уважайте труд людей.









Использованная литература
1.«Классные часы» 1-2 класс Авторы-составители П.Н.Максимова. Москва «Вако» 2013г.
2. «Окружающий мир» 2 класс Система уроков По учебнику Н.Ф.Виноградовой Авторы-составители Т.В.Бут,Н.В.Лободина Издательство «Учитель» .Волгоград
3. «500 загадок для детей» Мазнин Й Москва «Сфера», 2002г.
4. « Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста» Тутубалина Н.В. Ростов-на-Дону 2000г. 5. «От зерна до каравая» Дацкевич В.П. Москва «Детская литература»,1985г.


© 2010-2022