Урок русского языка по теме Правописание частицы НЕ с глаголами

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка Тема урока: «Частица не. Правописание частицы не с глаголами»

Место и роль урока в изучаемой теме: …. урок по теме «Глагол».

Цель: Создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока, организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы «частица не с глаголами»

Задачи: образовательная:

  • исследовать частицу НЕ;
  • познакомиться с правилом написания частицы НЕ с глаголами;
  • формировать умение раздельно писать частицу НЕ с глаголом;
развивающая:
  • способствовать развитию речи, орфографической зоркости, мышления, внимания;
воспитательная:
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе, работе в паре.


Формирование УУД: Личностные:
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
  • умение определять и сохранять учебную задачу урока;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • работать по коллективно составленному плану;
  • соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; оценивание своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.


Познавательные УУД:
  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Коммуникативные УУД:
  • умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • участвовать в диалоге;
  • слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
  • выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).


Тип урока: открытия новых знаний.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная;

  • парная;

  • индивидуальная.

Средства обучения:

  • учебник «Русский язык», 3 класс, Канакина;

  • мультимедийный проектор;

  • лист исследований.

1. Орг. момент: Мотивация.

Прочитайте стихотворение, выполняя все движения, которые предлагаются.

Я ладоши протяну,

В них удачу я вложу,

Ей с друзьями поделюсь,

Всем вокруг я улыбнусь.

Пусть всем сегодня на уроке будет комфортно.

Возьмите карточки личных достижений, отметьте, чего бы вы хотели достичь на уроке. А в конце урока мы к ним вернемся.

Сегодня на уроке мы продолжаем исследовать слова, и чтобы ваши исследования были успешными, давайте составим формулу Успеха. (разговоры, внимание, лень, сообразительность, старание)

2. Актуализация знаний:

А) Орфографическая минутка. На доске слова

Б.жишь, л.тит, сп.шил

Исследуйте эти слова. Что общего?

Какие задания вы предложили бы. ( вставить пропущенные буквы и объяснить орфограмму, так как это глаголы можно определить время, число, поставить в неопределенную форму)

Какую букву мы пропишем? Выберите любую цепочку и продолжите закономерность.

Ее Ее

Ее Еее Ееее

Ееа Ееб Еев

Б) А теперь послушайте стихотворение и определите, чему мы посвятим наш урок.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду-

Всё в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здания

Цветут сады

И хлеб в полях растят.

О чем идет речь ? (о глаголах) Чему мы посвятим урок? Мы посвятим урок его Величеству Глагол и будем продолжать знакомиться с тайнами этой части речи.

Вы уже знакомы с некоторыми признаки глагола, поэтому предлагаю поиграть в игру «Да-нет», которая поможет узнать насколько глубоки ваши знания по этой теме.

( 1 пара работает по перфокарте по теме «Глагол»)

Игра «ДА-НЕТ» (мозговой штурм)

1. 1. Глагол обозначает предмет? (нет)

2. В предложении чаще всего бывает сказуемым? Да

3. Глагол- это самостоятельная часть речи. ( да)

4. Глагол отвечает на вопросы какая? Какое? Какие? Нет

5. Глагол в прошедшем времени единственного числа изменяется по родам? Да

6. Глагол настоящего времени отвечает на вопросы что сделал? Что делал? нет

7. Глаголы изменяются по числа и временам? Да

8. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что сделать? Что делать? Да

9.Глаголы во 2 лице единственного числа имеют окончания ешь, ишь, ёшь с мягким знаком на конце? да

Проверим какие сведения о глаголе нам подготовили ребята.

(оценили)

Так,ребята, как вы думаете мы все с вами узнали о глаголе? Хотите узнать еще что-то новое .

3. Самоопределение к деятельности

Прочитайте следующие строчки

- Ошибается тот, кто ничего делает. Откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Лодырю всегда здоровится.

Выскажите свои мнения. Почему данные высказывания звучат бессмысленно. Что нужно добавить? Перед какой частью речи стоит НЕ? Докажите что это глаголы. Добавьте НЕ и запишите глаголы.

Не ошибается

Не откладывай

Нездоровится

У вас получились разные варианты. Почему возникло затруднение?

Может кто-то, исходя из свой практики знает как пишется не с глаголами?

Сформулируйте тему урока. Какие цели поставим перед собой?

( Расширить и углубить знания о глаголе, уметь находить глаголы с НЕ и правильно их писать)

А для чего это нужно?

А что нам поможет? (учебник, учитель, собственный опыт)

Чтобы добраться до истины нам придется провести ряд исследований, в ходе которых мы должны будем выяснить:

- План работы.

Что такое НЕ?

Как пишется НЕ с глаголами.

4. Открытие новых знаний:

Исследование №1 Чем является НЕ?

Вы выясните самостоятельно (работа в парах) Возьмите кроссворды Если вы правильно заполните кроссворд , то по вертикали у вас получится слово, которое подскажет, какой частью речи является НЕ.

Картинный словарный диктант (одуванчик, ромашка, капуста, картофель, помидор, малина, пшеница)

Какое слово у вас получилось по вертикали? (частица)

Запишите вывод №1 НЕ - это частица.

Что объединяет все эти слова. (это словарные слова, с орфограммой безударная гласная непроверяемая ударением, на тему Растения)

(проверка по эталону) Самооценивание.

Исследование №2 Какой частью речи является частица НЕ- служебной или самостоятельной?

Что вы знаете о самостоятельный частях речи? Назовите самостоятельные части речи.

А служебные?

Куда же можно отнести частицу НЕ? ( служебная часть речи, так как нельзя поставить вопрос, она не является членом предложения)

Вывод №2 НЕ- это служебная часть речи

Физминутка: Я называю глаголы с частицей не, а вы выполняете действия наоборот

Не качайтесь, не кружитесь,

Не тянитесь, не шагайте,

Не приседайте, не моргайте,

Не шепчите, и не спите.

А теперь все просыпайтесь

И за дело принимайтесь.

Как изменяется смысл глагола, когда перед ним появляется частица НЕ?

( она отрицает, действия не совершаются) Значит, какой смысл несет в себе частица НЕ? (отрицательный)

Запишите следующий вывод №3: НЕ придает глаголу отрицательный смысл

Исследование №4-5. Как пишется НЕ с глаголами?

Работа с учебником. Стр. 124 упр 223 Прочитайте текст. Выпишите глаголы с НЕ. Какой сделаете вывод? Как пишутся глаголы с НЕ. Запишите вывод в лист исследований.

Как вы думаете, а всегда ли частица Не пишется с глаголами раздельно?

Откройте материал исследования №5. Прочитайте текст.

Дети (не)любят ходить в больницу. Они (не)навидят уколы и (не)годуют; когда им (не)здоровится.

Какое задание нужно выполнить? (написать слитно или раздельно)

Попробуйте прочитать глаголы без НЕ. Какие получились слова? Есть ли в русском языке такие слова? Кто догадался, когда надо писать слитно, а когда -раздельно? ( если можно употребить без НЕ, то пишем раздельно, а если не употребляется без НЕ , то пишем слитно.

Запишите глаголы, которые без НЕ не употребляются . Как запишем их?

Подберите к ним синонимы. Что такое синонимы?

Ненавидят- презирают, не любят

Негодуют- возмущаются ( что обозначает слово негодуют. 1 человек подготовил информацию об этом слове)

«возмущение, крайнее недовольство из словаря Ожегова»

Нездоровится - болеют

Давайте еще раз проговорим правило, которое вы самостоятельно вывели.

Где можно проверить наше утверждение? ( в учебнике)

Откройте учебник на стр. 124 и прочитаем правило. Правильный вывод сделали. Что -то новое узнали из правила? Тогда проговорите его друг другу.

Те слова, которые мы записали слитно- это слова исключения, в русском языке на самом деле много слов исключений, но вы с ними будите знакомиться в старших классах.

Запишите Вывод №4 Если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то пишем слитно.

- Предлагаю вам выстроить алгоритм рассуждения при написании частицы не с глаголами. - С чего начнѐм? 1. Читаем слово. 2. Если слово в русском языке употребляется без частицы не, то пишем раздельно. 3. Если слово в русском языке не употребляется без частицы не, то пишем слитно.

5. Первичное закрепление

Применяя алгоритм, давайте вернемся к первоначальным словам и проверим верно ли мы их записали?

Не ошибается, не откладывает, нездоровится

Резерв: запишите любую пословицу по памяти.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Работа в группах

1 группа:

Запишите глаголы- антонимы парами

Заботиться - ненавидеть

Любить- не спешить

Торопиться - не спешить

2 группа:

Восстанови правила поведения :

Разговаривай с соседом на уроке.

Рисуй на парте.

3 группа:

Дописать пословицы:

Кашу маслом …

Волков бояться …..

4 группа:

Раскрыть скобки, вставить недостающее слово:

(Не)сердись, (не) скучай,

(не)дерись, (не) спеши!

Не с глаголом ____________________ пиши!

А сейчас заслушаем отчеты групп. Проверка или самопроверка.

У кого все правильно?

У кого есть ошибки?

В чем причина?

7. Итог:

Вспомните те цели которые мы ставили перед собой ? Какие открытия сделали? Какие действия выполняли для этого?

Расскажите по схеме:

Я---знаю

Запомнил(а)

Смог (ла)

8. Рефлексия.

Оцените себя в карте достижений. Чего вы достигли, а что еще не получилось.

Какое сейчас время года? С приходом весны все в природе просыпается , зарождается новая жизнь и нам всем хочется пойти к матушке- природе в гости. Давайте дадим полезные советы, как вести себя в лесу и напишем их на листочках , с помощью глаголов с НЕ и прикрепим на дерево. Постараемся придерживаться этих советов. У кого лежат солнышки вы запишите пожелания для наших гостей.

9. Д/з стр 124 упр 227

Найти пословицы по теме

Не грустите! Не унывайте! Не отчаивайтесь, если что-то пока не получается. Вы меня не огорчили, не подвели! Спасибо за урок!

1 группа:

Запишите глаголы- антонимы парами

Заботиться - (не)навидеть

Любить- (не) спешить

Торопиться - (не)беспокоится

2 группа:

Восстанови правила поведения :

Разговаривай с соседом на уроке.

Рисуй на парте.

3 группа:

Дописать пословицы:

Кашу маслом …

Волков бояться …..

4 группа:

Раскрыть скобки, вставить недостающее слово:

(Не)сердись, (не) скучай,

(не)дерись, (не) спеши!

Не с глаголом ____________________ пиши!



© 2010-2022