- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок и презентация по русскому языку Суффикс как часть слова (2 класс)
Урок и презентация по русскому языку Суффикс как часть слова (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Орлова И.В. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Учитель: Орлова И.В.
Класс: 2 «г»класс
Предмет: русский язык
Тема: Суффикс как часть слова
Цели урока:
Обучающие: познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; особое внимание уделяется значению суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффиксов.
Развивающие: Развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке.
Воспитательные: Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки, воспитывать прилежание, активность.
Планируемые результаты:
Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.
Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.
Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.
Оборудование: интерактивная доска, проектор
Методическая литература: Система учебников «Начальная школа XXI века». Учебник «Русский язык: 2 кл. 1ч.» Иванов С.В., Евдокимова А.О.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
1. Организационный этап..
Ну-ка, проверь-ка, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят
Взаимное приветствие - Сегодня мы будем говорить о том, как устроен наш язык Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу.
2. Каллиграфическая минутка
Какая буква записана?
Дайте характеристику этой букве и звуку.
- Пропишите заглавную и строчную буквы «Ш,ш», обращая внимание на параллельность вертикальных линий и соразмерность элементов. (образец написания букв на доске) Прописывают буквы в рабочую тетрадь (написав 4 буквы дети подчёркивают «лучшую» букву, затем прописывают буквы до конца строки, сравнивая их написание с «лучшей» буквой. - Повторим алгоритм каллиграфического письма (с подчёркиванием «лучшей» буквы).
Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Словарная работа
Работа в парах
-Как называют ребёнка, который посещает учебные занятия в школе? (школьник ученик) На доске слова «школа» и «школьник».» ученик» -Какое слово является лишним? Почему? - Что вы можете сказать об этих словах? Докажите.
-Назовите 2 различия между этими словами - выделим известные нам части слов в обоих словах?
- какие возникли затруднения? - школьник (Записывают в тетрадь слова «школа» и «школьник»). - Они однокоренные, т.к. у слов «школа» и «школьник» есть общая часть, в которой содержится их общее значение. - Различия в составе и оттенке значения.
- Выделяем одинаковый корень этих слов (школ-) и окончания (школа - а школьник (нулевое). Работают в парах, обсуждают затруднения - в слове «школьник» есть часть слова (-ник-), которую мы никак не обозначили. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов. Личностные: применять правила делового сотрудничества
4. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности. - Почему вы её никак не обозначили? Является она корнем, окончанием? - Сегодня мы определим название этой части слова? Для чего она служит? Каким значком её обозначают? Где в слове находиться она? - Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. 5. Построение проекта выхода из затруднения. Изучение нового материала.
Самостоятельная работа
Работа с учебником
Работа с упражнением 1 на станице 107 -Прочитайте пары слов. Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова. Где она находится? -Так какую же тайну языка мы сегодня откроем? -Где мы можем получить знания?
- На странице 108, прочитайте материал рубрики «Тайна языка». Подчеркните название новой для нас части слова. Прочитайте его орфографически, запишите в тетрадь. Выделите роль суффикса в слове. Читают, называют соответствующую часть слов (-ёнк-) - Она находится между корнем и окончанием. - Как называется часть слова, которая находится между корнем и окончанием и с помощью которой образуются новые слова
Самостоятельное чтение, подчёркивание нового термина «суффикс», чтение его названия вслух орфографически, запись слова «суффикс» в тетрадь-.
Выделяют основную роль суффикса - образование новых слов. Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование; логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. 6. Первичное закрепление.
- Прочитайте задание к упр. 2. в учебнике. Допишите ряды слов.
- Проверьте работу товарища по парте, поднимите руки, если у вас возникли разногласия. - В каждом ряду вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова?
- Выделите в словах, обозначающих животное-маму и животное-детёныша суффиксы. Что вы заметили? Проверка усвоения знаний о значении суффиксов: - какой суффикс поможет образовать слова, называющее детёныша льва? Какое суффикс поможет образовать слово, называющего его маму? Фронтально письменно в раб. тетради, первые 2 ряда слов с подробным комментированием. Остальные самостоятельно по вариантам Взаимопроверка. Обсуждение и устранение разногласий.
- Это родственные слова: они близки по значению, их общее значение содержится в корне, но у второго и третьего слова есть и своё, дополнительное значение, которое проявляется при образовании слова и содержится в суффиксе. - У всех записанных слов, обозначающих животное-маму суффиксы -иц- или -их-; у всех записанных слов, обозначающих животное-детёныша суффиксы -онок- или -ёнок-.
Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера. 7.1. Введение нового материала в систему знаний. Групповая работа - создания алгоритма нахождения суффикса - Разделитесь на группы (по 4 человека). На листе бумаги покажите схематично с помощью условных знаков порядок нахождения суффиксов. - Давайте сравним ваши алгоритмы с алгоритмом в учебнике на стр. 111. Работа в группах, презентация своего проекта выхода из затруднения. Чтение алгоритма в учебнике, определение группы, наиболее правильно определившей алгоритм. Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; 6. Физминутка
А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.
Повторение движений за учителем.
Ценностное отношение к здоровому образу жизни
снятие физического и умственного напряжения
Познавательные : планирование своих действий,
Регулятивные: устанавливание аналогии. 7.2 Словарная работа Работа в парах - От какого слова образовано слово «собачка»? - на ваших партах лежат конверты со словами, поработайте в парах, составьте предложение из данных слов. - Какое предложение у вас получилось? - Из - суффикса -енок- , образуйте родственное слову «КОТ» слово. - В какое место в слове мы можем добавить этот суффикс? -образуйте новое слово. Какое предложение у вас теперь получилось? -Запишите это предложение в тетрадь. Выделите в слове «котёнком» известные вам части слова. В слове «собака» подчеркнём «опасное» место, постараемся выучить написание этого слова. - от слова «собака» с помощью суффикса -к-
- Собака играет с котом.
- Суффикс -ёнок- поможет образовать слово котёнок - Между корнем и окончанием. - Между корнем кот- и окончанием -ом.
- Собака играет с котёнком. Работают самостоятельно в тетради. «Собака» - безударная непроверяемая гласная в корне. Личностные: применять правила делового сотрудничества Познавательные: преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать. 8. Рекомендации по выполнению домашнего задания дифференцированного характера. - Рассмотрите в учебнике упр. 4 и упр.5. В этих упражнениях похожее задание, вам предлагают найти суффиксы с некоторых словах. Как вы считаете, какое из этих упражнений более сложное? - Запишите в дневник д.з. Рассматривают упражнения, изучают задание. - в упр. 4 слова, которые нужно выписать - выделены жирным шрифтом; в упр. 5 нужно самим найти слова с необходимым суффиксом. Это выполнить сложнее. Упр. 5 отмечено в учебнике «гирей» - «трудное задание». Регулятивные: контроль , коррекция; Личностные: самоопределение. 9. Рефлексия деятельности.
10.Итог урока.
-
Определили название этой части слова?
-
Для чего она служит?
-
Каким значком её обозначают?
-
Где в слове находиться она?
- Чем понравился урок? - Что нового узнали? - Всё ли понятно? - Что ещё хотелось бы узнать? Выставление и аргументация оценок за урок Рефлексия, самооценка. Принятие оценки учителя.
Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия.