Урок Буква ь знак - показатель мягкости согласного звука

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обучения грамоте (1 класс, III четверть, «Школа России»)

Тема урока: «Буква Ь - показатель мягкости согласных звуков».

Цели урока:

  • Формировать стремление к познанию нового, совершенствовать все виды речевой деятельности детей (умение слушать, высказывать свое мнение, читать связные тексты с выделением главной мысли в них).
  • Развивать фонематический слух, память, внимание (познавательные процессы).
  • Формировать навыки чтения слов с Ь - показателем мягкости согласных звуков; добиться осознания детьми того, что мягкий знак не обозначает звука.


  1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок -

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.


  1. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

- На какие две группы делятся все буквы? (гласные и согласные). - Что вы знаете о согласных звуках? - Почему одни из них произносятся твердо, а другие мягко? - Когда буквы Я, Е обозначают два звука? - Как вы думаете, почему об одних людях говорят, что у них мягкий характер, а про других, что у них твердый характер? - Какой характер у вас?

- Про что еще можно сказать «мягкий» или «твердый», придумайте предложение.


  1. Постановка темы и цели урока.

Над тобою, надо мною

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес -

Прохудился и исчез (дождевая туча) - (На доске нарисована туча, капли в виде Ь). Вот она, дождевая тучка, нахмурилась, расплакалась дождем. - Оторвалась капелька от тучки и полетела вниз. Закапал дождь на землю, умыл молодую весеннюю травку, пробудившиеся от зимнего сна деревья. Одна капелька прилетела к нам в класс и села ко мне на ладошку. Какая она маленькая, нежная. Я ее не выпущу и оставлю в классе, пусть она послушает, как мы умеем читать, рассказывать (модель капли прикрепляю на доску). - Ребята, капелька у меня одна, а вас много. Что же нам делать? Как быть? Возьмите листочки и нарисуйте капельку дождя, которую наша гостья подарила каждому (у каждого на парте листок, цветные карандаши, дети рисуют каплю). - На какую букву похожи капельки воды? (на Ь знак). Сегодня на уроке мы будем говорить о Ь знаке - показателе мягкости согласных звуков.


  1. Работа с новым материалом.


  1. Звуковой анализ слов.


- Назовите изображенные предметы (гусь, лоси, голуби, снегири, конь, медведи). Посмотрите, запомните порядок (игра «День-ночь»). Что изменилось? (провести 2-3 раза). На какие две группы разделим предметы? (птицы; звери). В каждой группе назовите лишний предмет (гусь, конь). Почему? (ед.число). Выберите, к какой схеме относится слово гусь. Слово соотносится со схемой. - Сколько в слове слогов? Как узнали? (сколько в слове гласных, столько и слогов). - Из чего слово состоит? (из слияния твердого согласного с гласным и мягкого согласного за слиянием). - Составьте слово из букв разрезной азбуки (печатают в печатниках). - Как составить это слово, чтобы было ясно, что последний звук надо произносить мягко? (поставить знак, букву, которая указывает на мягкость согласного звука). - Вот для этого и служит буква-помощница, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.

  1. Знакомство с новой буквой.

Буква Р перевернулась - Мягким знаком обернулась. (В.Степанов)
Нарисуем мягкий знак Нежно, капелькой, вот так. Букву капелька смягчит, Слово мягко зазвучит. (А.Шибаев).
- Найдите, где спряталась буква (на доске рисунки) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
  1. Чтение с доски.

ЛЬ МЕЛЬ ЗОРЬКА ПЬ ТЕНЬ ПОЛЬКА ВЬ ПЕНЬ БАНЬКА НЬ СЕМЬ КОНЬКИ
ПУрок Буква ь знак - показатель мягкости согласного звука.АСЛИ

Объясните значение этих слов (составьте с каждым словом

предложение) ПУрок Буква ь знак - показатель мягкости согласного звука.АСЛИСЬ

  1. Чтение текстов с мягким знаком (с.138 «Русской азбуки»).

- Где паслись гуси? Что сделал Петя? Что ему сказали? Что значит «за себя постоять»? - Озаглавьте рассказ («Не дразни гусей!»).
Повторное чтение и разбор прочитанного (Задания: прочитать слова с мягким знаком; определить, мягкость каких звуков обозначена с его помощью; прочитать слова, в которых мягкость согласного обозначена по- иному). Дети составляют рассказ о том, как надо заботиться о птицах.
  1. Игра «Слово или не слово?».

Дети читают написанное на доске и объясняют слово или не слово они прочитали.
СОЛЬ РУЛ СЕМЬ ГУС НЫТЬ ТЕН СТУЛЬ ПЫЛЬ ДЫМ ЛИСТ ШИТЬ ЛЕН
С объяснением «не слова» превращаются в слова.
  1. Чтение на с.136

- Как вы понимаете слово «ударили»? - Какое еще может быть значение этого слова? (ударили морозы)
  1. Развитие внимания, интереса к родному языку.

Мягкий знак, мягкий знак - Без него нельзя никак. Без него не написать Тридцать, двадцать, десять, пять. Вместо ШЕСТЬ получим ШЕСТ, Вместо ЕСТЬ получим ЕСТ. Станут ПЕНКАМИ ПЕНЬКИ, УГОЛКАМИ - УГОЛЬКИ, БАНЬКА в БАНКУ превратится. Вот что может получиться, Если будем забывать Мягкий знак в словах писать.
  1. Выводы по уроку.

Я волшебник. Захочу - Появлюсь и превращу Мел, которым пишут в школе, В мель, опасную на море. Кто волшебник - отгадай, Выше руку поднимай!
  1. Итоги урока (рефлексия).

- Что нового узнали о согласных звуках? (согласная звучит мягко, если на письме после нее стоит мягкий знак). - Какую роль в слове играет мягкий знак?
Возьмите свою капельку и прикрепите ее к той картинке, которая выражает ваше настроение (с каким настроением вы уходите с урока) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)



Литература Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. «Интегрированные уроки 1 класс». - М.: «Вако», 2006.
© 2010-2022