- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект открытого урока по литературному чтению на тему А. С. Пушкин и его сказки
Конспект открытого урока по литературному чтению на тему А. С. Пушкин и его сказки
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Манжурина Н.В. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект открытого урока
литературного чтения
в 1-ом классе
(по ФГОС)
Манжурина Нина Владимировна
учитель начальных классов ВКК
МКОУ Чернозёмная СОШ
2015-2016 учебный год.
Тема: «А.С.Пушкин и его сказки».
Цель: Познакомить с биографией и произведениями А.Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты:
Личностные: 1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности; 2.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.
Регулятивные (способность организовать свою деятельность): 1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу; 2.Адекватно оценивать свои достижения; 3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Познавательные (искать, получать и использовать информацию): 1.Осознавать познавательную информацию; 2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию; 3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами; 4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму; 5. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения; 6.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
Коммуникативные: 1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; 2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Межпредметные связи: ИЗО, русский язык, окружающий мир.
Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, презентация. Организация пространства: групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.
Ход урока:
Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.
ФУУД у учащихся
1.Организационный момент
(Слайд 1)
-Ребята, к нам сегодня на урок литературного чтения пришли гости. Давайте повернемся и поприветствуем их. Спасибо, садитесь.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости захотели,
Снова в гости к нам прийти!
2 Речевая разминка (Слайд 2)
Раз зубок, два зубок-
Скоро Дашеньке годок!
Хнычет доченька опять,
Будем Дашу утешать:
Уж вы, зубки, вырастайте
Потихонечку, полегонечку-
Не мешайте доче спать!
Не мешайте ей играть!
Будем прыгать и скакать,
Маму нежно обнимать!
- Определите, что это за произведение. (Потешка.)
- Как вы догадались?
- Для чего создаются потешки?
- Прочитайте потешку медленно, с ускорением.
- Прочитайте потешку выразительно.
Л1. Учащиеся настраиваются на работу.
3.Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности.
(музыка - песня « Приходи сказка»)
-Кто зовёт нас в гости?
-Кто догадался, чему будет посвящён наш урок?
- Вы любите сказки?
-Кто знает, какие бывают сказки?
Сказки можно разделить на две группы. (Слайд 3)
Сказки
народные авторские
-Почему они называются народными?
-Приведите примеры таких сказок.
(«Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»…)
-Почему называются авторскими?
-Какие авторские сказки вы читали?
( «Теремок» Е.Чарушин, Гаршин «Лягушка путешественница».
-Сегодня мы отправимся в путешествие по замечательным сказкам Лукоморья. Там познакомимся еще с одним автором сказок, послушайте внимательно.
Читается отрывок (со звуковым ориентиром) из поэмы А.Пушкина «Руслан и Людмила» («У Лукоморья дуб зеленый…»). (Слайд 4)
-Кто может сказать, что такое Лукоморье?
-Кот ученый задал вам сложную задачку: узнать автора этих слов.
- Сегодня на уроке мы будем учиться читать, думать, мыслить, рассуждать, учиться красиво говорить.
4.Работа в группах - разгадывание кроссворда (Слайд 5)
Кроссворд «Доскажи словечко»
-Разгадав кроссворд, мы узнаем тему сегодняшнего урока.
1
2
3
4
5
6
-
«А сама - то Величава,
Выступает, будто …. (пава)
(«Сказка о царе Салтане…»)
-
« Ой, вы, гости - господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно, ль за морем иль худо?
И какое в свете …. (чудо)?
(«Сказка о царе Салтане…»)
-
«Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
Между тем там приготовят … (мешок)».
( Сказка о попе и работнике его Балде»).
-
« А сидит в нём князь Гвидон,
Он прислал тебе… (поклон)».
(«Сказка о царе Салтане…»).
-
« Коли красная девица,
Будь нам милая … (сестрица)».
( Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).
-
«Нужен мне работник:
Повар, …(конюх) и плотник».
( Сказка о попе и работнике его Балде»).
(Проверка выполнения задания.)Слайд 3
- Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (Пушкин)
- Что вы знаете об этом писателе?
Л1; Р3; П4; К2.
Ответы детей.
Л1; Р1; П6; К2
Ответы детей.
Физ.минутка (Слайд 6)
5.Работа по теме урока
Фронтальная работа
Знакомство с краткими сведениями о поэте.
А.С.Пушкин - один из самых любимых писателей в нашей стране.
Родился он 6 июня 1799 года в Москве. (Слайд 7)
-А кто это, ребята, нарисован рядом с Пушкиным? (Слайд 8)
К своей няне Пушкин испытывал особую привязанность. Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Именно она заменила поэту мать , подарила все свое тепло и ласку , научила любить все русское , воспитала у молодого Пушкина любовь к замечательному, богатому, образному ,прекрасному русскому языку. Именно она, Арина Родионовна , рассказывала маленькому Саше старинные былины и сказки(Слайд 9)
о богатырях, выходящих из морской пучины ,
о царевне , отравленной собственной мачехой и заснувшей на долгие года …
-А кто читал произведения А.С.Пушкина? Какие? (Слайд 10)
Л2; Р1, 3; П1, 2, 4, 6; К1.
Прогнозировать содержание раздела.
6.Работа по учебнику, с. 52 - 53 Рассмотрите иллюстрации на с.52-53. -Узнаете ли вы это произведение? («Сказка о царе Салтане. о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» А.С.Пушкин.)
-Теперь давайте мы почитаем отрывки из сказок знаменитого русского писателя А.С.Пушкина. Но перед тем как начать читать проведем гимнастику для язычка.
Речевая разминка. (Учись отчётливо произносить звуки).
(Слайд 11)
ОЙ - ОЙ - ОЙ - попрощались мы с зимой.
НА -НА -НА - к нам пришла уже весна.
АЙ - АЙ - АЙ - приходи скорее май (хором).
Л2; Р1, 3; П1, 2, 4, 6; К1
Обсуждать прочитанное.
Читать произведение плавно, целыми словами, при повторении - читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение.
Физминутка (Слайд 12)
Много дети мы читали
И немножечко устали.
Встанем, детки отдохнём
Физминутку проведём.
Раз поднялись, потянулись,
Два согнулись, разогнулись,
Три в ладоши три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Семь и восемь - лень отбросим!
7.Продолжение работы по теме
Работа в парах.
Задания:
1 пара готовит выразительное чтение первого отрывка на с.52
2 пара готовит выразительное чтение второго отрывка на с.52
3 пара готовит выразительное чтение первого отрывка на с.53
4 пара готовит выразительное чтение второго отрывка на с.53
8.Выразительное чтение.
-Сейчас внимательно послушаем друг друга и аплодисментами оценим чтение товарищей.
Самостоятельная работа. Выразительное чтение.
- Найди в учебнике и прочитай выразительно четверостишие к иллюстрации. Назови название сказки и автора.
(Слайды 13, 14, 15, 16)
-Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.
-Как вы уже заметили, что сказки А.С.Пушкина написаны в стихах?
-Как вы думаете, трудно ли сочинять стихи?
-А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить стихи?
-Для начала нужно научиться подбирать рифму.
Рифма - это созвучие концов стихотворных строк. (Слайд 17)
Кошка - мошка, плошка, окошко;
Майка - лайка, чайка, гайка;
Ночка - почка, кочка, дочка …
-Найдите рифмующие слова в сказке А.С.Пушкина.
-В сказке о Царе Салтане… князь Гвидон три раза принимал облик насекомого, чтобы повидать батюшку. Чей облик он принимал? (комар, муха, шмель)
Работа в парах.
-Перед вами карточки подберите к данным словам рифмующие слова. Попробуйте, используя их составить четверостишие.
1 пара - комар, кошмар, отвар, шар…
2 пара - муха, ухо, уха, лопуха…
3 пара - шмель, ель, апрель, метель …
Работа в группах.
-В сказках всегда происходит волшебство. Сегодня я предлагаю вам побыть в роли волшебников. Дело в том, что злой колдун испортил иллюстрации к сказкам. Нужно помочь сказочным героям, соберите картинку и назовите к какой сказке она, назовите героев этой сказки.
Собери мозаику (в конверте)
Л2; Р1,3; П1,2,6; К1,2 Читать произведение плавно, целыми словами, при повторении - читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение.
Л1; Р2,3;П3,6; К2
Итог урока -С каким автором мы сегодня познакомились? -Отрывки, из каких сказок читали? -Что пробовали сами? - Что вам понравилось в сегодняшнем уроке?
К2. Отвечать на итоговые вопросы урока.
Рефлексия - Оцените свою работу на уроке. -Похлопайте - кто доволен своей работай. -Потопайте - кто испытывал затруднения при выполнении заданий. Вот и все. Последней сказки Закрываем мы страницу! В путешествии волшебном Очень быстро время мчится! Были вы, друзья, отважны, Не боялись злых героев. В жизни, верьте, очень важно За друзей стоять горою! Ну, а если захотите В Лукоморье возвратиться, То чудесные мгновенья Могут снова повториться. В этом нам поможет книга! Стоит в руки ее взять, И любимые герои С вами встретятся опять!
Р3. Оценивать свои достижения.
Ученики оценивают свою работу.