Конспект открытого урока по литературному чтению на тему А. С. Пушкин и его сказки

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект открытого урока по литературному чтению на тему А.С.Пушкин и его сказкиКонспект открытого урока по литературному чтению на тему А.С.Пушкин и его сказки

Конспект открытого урока

литературного чтения

в 1-ом классе

(по ФГОС)



Манжурина Нина Владимировна

учитель начальных классов ВКК

МКОУ Чернозёмная СОШ

2015-2016 учебный год.

Тема: «А.С.Пушкин и его сказки».

Цель: Познакомить с биографией и произведениями А.Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты:
Личностные: 1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности; 2.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.
Регулятивные (способность организовать свою деятельность): 1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу; 2.Адекватно оценивать свои достижения; 3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Познавательные (искать, получать и использовать информацию): 1.Осознавать познавательную информацию; 2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию; 3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами; 4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму; 5. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения; 6.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
Коммуникативные: 1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; 2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Межпредметные связи: ИЗО, русский язык, окружающий мир.
Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, презентация. Организация пространства: групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.



Ход урока:


Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

ФУУД у учащихся

1.Организационный момент

(Слайд 1)

-Ребята, к нам сегодня на урок литературного чтения пришли гости. Давайте повернемся и поприветствуем их. Спасибо, садитесь.

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,

Чтобы гости захотели,
Снова в гости к нам прийти!

2 Речевая разминка (Слайд 2)

Раз зубок, два зубок-

Скоро Дашеньке годок!

Хнычет доченька опять,

Будем Дашу утешать:

Уж вы, зубки, вырастайте

Потихонечку, полегонечку-

Не мешайте доче спать!

Не мешайте ей играть!

Будем прыгать и скакать,

Маму нежно обнимать!

- Определите, что это за произведение. (Потешка.)

- Как вы догадались?

- Для чего создаются потешки?

- Прочитайте потешку медленно, с ускорением.

- Прочитайте потешку выразительно.


Л1. Учащиеся настраиваются на работу.

3.Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности.

(музыка - песня « Приходи сказка»)

-Кто зовёт нас в гости?

-Кто догадался, чему будет посвящён наш урок?

- Вы любите сказки?

-Кто знает, какие бывают сказки?

Сказки можно разделить на две группы. (Слайд 3)

Сказки

народные авторские

-Почему они называются народными?

-Приведите примеры таких сказок.

(«Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»…)

-Почему называются авторскими?

-Какие авторские сказки вы читали?

( «Теремок» Е.Чарушин, Гаршин «Лягушка путешественница».

-Сегодня мы отправимся в путешествие по замечательным сказкам Лукоморья. Там познакомимся еще с одним автором сказок, послушайте внимательно.

Читается отрывок (со звуковым ориентиром) из поэмы А.Пушкина «Руслан и Людмила» («У Лукоморья дуб зеленый…»). (Слайд 4)

-Кто может сказать, что такое Лукоморье?

-Кот ученый задал вам сложную задачку: узнать автора этих слов.

- Сегодня на уроке мы будем учиться читать, думать, мыслить, рассуждать, учиться красиво говорить.

4.Работа в группах - разгадывание кроссворда (Слайд 5)

Кроссворд «Доскажи словечко»

-Разгадав кроссворд, мы узнаем тему сегодняшнего урока.


1

2

3

4

5


6




  1. «А сама - то Величава,

Выступает, будто …. (пава)

(«Сказка о царе Салтане…»)

  1. « Ой, вы, гости - господа,

Долго ль ездили? Куда?

Ладно, ль за морем иль худо?

И какое в свете …. (чудо)?

(«Сказка о царе Салтане…»)

  1. «Кто скорее из нас обежит около моря,

Тот и бери себе полный оброк,

Между тем там приготовят … (мешок)».

( Сказка о попе и работнике его Балде»).

  1. « А сидит в нём князь Гвидон,

Он прислал тебе… (поклон)».

(«Сказка о царе Салтане…»).

  1. « Коли красная девица,

Будь нам милая … (сестрица)».

( Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

  1. «Нужен мне работник:

Повар, …(конюх) и плотник».

( Сказка о попе и работнике его Балде»).

(Проверка выполнения задания.)Слайд 3

- Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (Пушкин)

- Что вы знаете об этом писателе?

Л1; Р3; П4; К2.

Ответы детей.






Л1; Р1; П6; К2

Ответы детей.

Физ.минутка (Слайд 6)

5.Работа по теме урока

Фронтальная работа

Знакомство с краткими сведениями о поэте.

А.С.Пушкин - один из самых любимых писателей в нашей стране.

Родился он 6 июня 1799 года в Москве. (Слайд 7)

-А кто это, ребята, нарисован рядом с Пушкиным? (Слайд 8)

К своей няне Пушкин испытывал особую привязанность. Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Именно она заменила поэту мать , подарила все свое тепло и ласку , научила любить все русское , воспитала у молодого Пушкина любовь к замечательному, богатому, образному ,прекрасному русскому языку. Именно она, Арина Родионовна , рассказывала маленькому Саше старинные былины и сказки(Слайд 9)

о богатырях, выходящих из морской пучины ,

о царевне , отравленной собственной мачехой и заснувшей на долгие года …

-А кто читал произведения А.С.Пушкина? Какие? (Слайд 10)

Л2; Р1, 3; П1, 2, 4, 6; К1.

Прогнозировать содержание раздела.


6.Работа по учебнику, с. 52 - 53 Рассмотрите иллюстрации на с.52-53. -Узнаете ли вы это произведение? («Сказка о царе Салтане. о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» А.С.Пушкин.)
-Теперь давайте мы почитаем отрывки из сказок знаменитого русского писателя А.С.Пушкина. Но перед тем как начать читать проведем гимнастику для язычка.

Речевая разминка. (Учись отчётливо произносить звуки).

(Слайд 11)

ОЙ - ОЙ - ОЙ - попрощались мы с зимой.

НА -НА -НА - к нам пришла уже весна.

АЙ - АЙ - АЙ - приходи скорее май (хором).

Л2; Р1, 3; П1, 2, 4, 6; К1

Обсуждать прочитанное.

Читать произведение плавно, целыми словами, при повторении - читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение.

Физминутка (Слайд 12)

Много дети мы читали

И немножечко устали.

Встанем, детки отдохнём

Физминутку проведём.


Раз поднялись, потянулись,

Два согнулись, разогнулись,

Три в ладоши три хлопка,

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Семь и восемь - лень отбросим!

7.Продолжение работы по теме

Работа в парах.

Задания:

1 пара готовит выразительное чтение первого отрывка на с.52

2 пара готовит выразительное чтение второго отрывка на с.52

3 пара готовит выразительное чтение первого отрывка на с.53

4 пара готовит выразительное чтение второго отрывка на с.53

8.Выразительное чтение.

-Сейчас внимательно послушаем друг друга и аплодисментами оценим чтение товарищей.



Самостоятельная работа. Выразительное чтение.

- Найди в учебнике и прочитай выразительно четверостишие к иллюстрации. Назови название сказки и автора.

(Слайды 13, 14, 15, 16)

-Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.

-Как вы уже заметили, что сказки А.С.Пушкина написаны в стихах?

-Как вы думаете, трудно ли сочинять стихи?

-А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить стихи?

-Для начала нужно научиться подбирать рифму.

Рифма - это созвучие концов стихотворных строк. (Слайд 17)

Кошка - мошка, плошка, окошко;

Майка - лайка, чайка, гайка;

Ночка - почка, кочка, дочка …

-Найдите рифмующие слова в сказке А.С.Пушкина.

-В сказке о Царе Салтане… князь Гвидон три раза принимал облик насекомого, чтобы повидать батюшку. Чей облик он принимал? (комар, муха, шмель)

Работа в парах.

-Перед вами карточки подберите к данным словам рифмующие слова. Попробуйте, используя их составить четверостишие.

1 пара - комар, кошмар, отвар, шар…

2 пара - муха, ухо, уха, лопуха…

3 пара - шмель, ель, апрель, метель …

Работа в группах.

-В сказках всегда происходит волшебство. Сегодня я предлагаю вам побыть в роли волшебников. Дело в том, что злой колдун испортил иллюстрации к сказкам. Нужно помочь сказочным героям, соберите картинку и назовите к какой сказке она, назовите героев этой сказки.

Собери мозаику (в конверте)

Л2; Р1,3; П1,2,6; К1,2 Читать произведение плавно, целыми словами, при повторении - читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение.

Л1; Р2,3;П3,6; К2


Итог урока -С каким автором мы сегодня познакомились? -Отрывки, из каких сказок читали? -Что пробовали сами? - Что вам понравилось в сегодняшнем уроке?

К2. Отвечать на итоговые вопросы урока.
Рефлексия - Оцените свою работу на уроке. -Похлопайте - кто доволен своей работай. -Потопайте - кто испытывал затруднения при выполнении заданий. Вот и все. Последней сказки Закрываем мы страницу! В путешествии волшебном Очень быстро время мчится! Были вы, друзья, отважны, Не боялись злых героев. В жизни, верьте, очень важно За друзей стоять горою! Ну, а если захотите В Лукоморье возвратиться, То чудесные мгновенья Могут снова повториться. В этом нам поможет книга! Стоит в руки ее взять, И любимые герои С вами встретятся опять!

Р3. Оценивать свои достижения.

Ученики оценивают свою работу.



© 2010-2022