Занятие по внеурочной деятельности Что такое песок?

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие по внеурочной деятельности.

Тема: Что такое песок?

Цели:

  • познакомить учащихся с самым распространенным полезным ископаемым - песком, его основными свойствами;

  • развивать навыки самостоятельной исследовательской работы, умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

  • способствовать воспитанию культуры общения, умения слушать и слышать друг друга.

Форма урока: урок - исследование.

Оборудование: медиа проектор, ёмкости для песка, ёмкости для воды, листы белой бумаги,песок, вода, карточки со словами, картинка с изображением песка, пластилин, влажные салфетки, воронки, кусочки ваты.

Ход занятия.

I.Оргмомент.

Посмотрите, друг на друга,

улыбнитесь друг другу,

ведь все мы друзья

нам друг без друга нельзя.

II. Сообщение темы и цели занятия.

- Отгадайте загадку:

Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть. (песок)

- Как вы думаете , о чём сегодня пойдёт речь?

- Что вы о нём знаете? Где его используют?

- Сегодня на некоторое время мы все вместе представим себя в современной научной лаборатории. Нам предстоит провести нелегкое, но интересное исследование.Вы узнаете что такое песок,его основные свойства и где его используют. Но для этого надо соблюдать определённые законы:

  • Все участвуют в работе, у каждого своя роль.

  • Все друг другу помогают.

  • Конфликты решаются мирным путем.

  • Когда один говорит, все внимательно слушают.

III. Формирование новых знаний и способов действий.

  1. Словарная работа.

а) Толковый словарь С.И.Ожигова.

- Сыпучие крупинки кварца или других твёрдых минералов.

б) В слове ПЕСОК безударная гласная Е.

в) Образуйте от слова ПЕСОК другие слова.

Песочница, песчаная,песочек, песочить.

- Назовите одинаковую общую часть слова.

2. Практическая работа.

Цель: установить, какими свойствами обладает песок , на какие свойства опирается человек при его использовании.

Опыт 1. Рассмотрите хорошо крупинки песка.Какие они? Опишите их.

( крупинки жёлтого и белого цвета,прозрачные и полупрозрачные, крупные и помельче,имеют окоуглую форму)

Моделирование частиц песка из пластилина.

Опыт 2. Сыпучесть песка.

- Попробуйте руками песок.Высыпьте немного песка на лист бумаги.Легко ли это получилось сделать? Что можно сказать о нём? Назовите свойство

Вывод: песок сыпуч.

IV. Физкультминутка.

Опыт 3. Водопроницаемость песка.

В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в воронку засыпать песок. Налить воды.

Вывод: Песок хорошо пропускает воду.

Опыт 4. У вас на парте две ёмкости с песком. Что вы видите? Поднимите их.

Что вы можете сказать? (мокрый песок тяжелее) Насыпьте в стакан с водой немного песка.

Песок всплыл на поверхности? Что это значит?

Вывод: песок тяжелее воды.

Опыт 5. Что можно сделать из мокрого песка?

Из мокрого, сырого песка можно делать куличики. Давайте попробуем. Возьмите формочки и аккуратно накладывайте в них мокрый песок. Вот так постучите по песку совочком, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком.

Вывод: Песок не обладает вязкостью, его частицы плохо прилипают друг к другу.

V. Выводы исследования.

  1. Песок пересыпается легко, т.к. крупные округлые частицы легко скользят, не задевают друг друга.

  2. Круглые частицы песка плохо прилипают друг к другу, поэтому песок не обладает вязкостью. Г

  3. Песок состоит из более круглых частиц, они расположены рыхло, между ними более крупные промежутки. Вода через них проходит легко.

  4. Строение частиц песка объясняет особенности вязкости, водопроницаемости, сыпучести.

VI. Беседа.

Вы хорошие исследователи: провели опыты и сделали выводы.

Но вы ещё не знаете как же образуется песок. Вот, что рассказывают учёные.

Беседа: Как образовался песок?

Когда твердая скала подвергалась воздействию ветра, дождя и мороза, она распадалась на маленькие кусочки. Если эти частички достаточно малы (от 0,05 мм до 2,5 мм в диаметре), они называются песком.

Песок можно обнаружить везде, где горы подвергаются природному воздействию. Одно из мест с наибольшим залеганием песка - морской берег. Здесь сказывается воздействие приливов, их разрушительное влияние на горы, трение о горы наносимого песка и растворение некоторых горных минералов соленой водой. Все это вместе способствует образованию песка.

Но откуда пески в пустынях? Большая часть песка нанесена в пустыни ветром. В некоторых случаях пустынный песок образован разрушением гор. Есть случаи, когда пустыни были первоначально морским дном, но тысячелетия назад вода отступила.

VII. Презентация.

Чем же полезен песок? Как песок использует человек?

VIII. Итог занятия.

Что узнали? Чему научились?

Что было трудно (легко)? Что было интересно (неинтересно)? Что было важного?



© 2010-2022