Статья на тему О зарядке

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья на тему О зарядкеСтатья на тему О зарядкеСтатья на тему О зарядкеСтатья на тему О зарядкеСтатья на тему О зарядкеСтатья на тему О зарядкеСтатья на тему О зарядкеСтатья на тему О зарядкеСтатья на тему О зарядкеСтатья на тему О зарядкеСтатья на тему О зарядкеСтатья на тему О зарядкеМБОУ «СОШ №15 г. Усть-Илимска

О зарядке

Статья


Яковлева Ольга Михайловна

Учитель физической культуры

Беседа на актуальную тему о зарядке. Все мы с детства знаем, что хорошо и полезно начинать свой день с зарядки. Само слово «зарядка» уже объясняет, почему - мы заряжаемся энергией, которой должно хватить на весь день. Утренняя зарядка позволяет окончательно проснуться, разбудить мышцы, доставить порцию кислорода «на завтрак» ко всем клеточкам тела, именно поэтому после нее такое приятное ощущение включенности в день.

При регулярности она развивает упорство, и дает понятие необходимости. Ребенок понимает, что есть вещи, которые необходимо делать для того, чтобы жить нормальной жизнью: чистить зубы, умываться, причесываться, делать зарядку. Дети, воспитанные с понятием необходимости, впоследствии более упорядочены. Они аккуратны и добросовестны по отношению к своим обязанностям.





Есть очень умный и добрый научно-познавательный фильм, посмотрев который невольно задумываешься: а почему же человек в утренние часы, после сна, ведёт себя не так, как всё живое, кровно связанное с природой? Фильм этот не об утренней зарядке - он называется «Кто как умывается» и снят народным артистом СССР С. Образцовым. Для ребят этот фильм действеннее «Мойдодыра». Здесь всё реально. И нет никакой альтернативы мудрости природы: всё живое должно начинать свой день умытым, подтянутым, бодрым. Пробуждается природа, а вместе с ней и всё живое: кошки, собаки, птицы, лесные звери…. Никто из них не торопится приступить к утренней трапезе, каждый совершает тщательный туалет: подтягивается, вытягивает лапки, выгибает спину, почёсывается, а потом уже умывается. Животные помоложе сразу же после этих церемоний готовы порезвиться или поиграть, был бы партнёр. А вот потом уже наступает время завтрака и всяких там дел. Ведь и сегодня многие из нас после сна потягиваются, вытягиваются…. Только это всё мимолётно, без всякого смысла и далеко не всегда. Всё это похоже на слабенький слепок с того ритуала, который существует в природе, который, возможно, существовал и у наших далёких предков. Пробуждение даётся людям по-разному: одни это делают легко, у них сразу же хорошее настроение и улыбка, другие трудно, с неохотой и раздражением. Очевидно, легко пробуждающиеся и составляют ту группу людей, которых называют «жаворонками», - людей, включающихся сразу же в ритм трудового дня, особенно продуктивно работающих в утренние часы. И можно полагать, что из числа занимающихся утренней зарядкой больше всего «жаворонков». Сложнее с труднопробуждающимися. Во-первых, у них после сна длительное время оказывается сниженным тонус коры больших полушарий и вместе с тем усиленные и порой дисхронизированные реакции вегетативной нервной системы. Например, после пробуждения наблюдается учащённое сердцебиение, повышенное давление и сниженная активность желудка и кишечника. В этих условиях страдает как интеллектуальная, так и физическая производительность труда. Таких людей можно увидеть и в школьном классе и в лекционной аудитории. Они похожи друг на друга: заспанные глаза, безразличное выражение глаз, апатичность. В этих проявлениях нетрудно разглядеть черты, схожие с симптомами гиподинамии. После пробуждения наши нервные центры заторможены. Организму требуется 2 - 3 часа, чтобы прийти после сна в рабочее состояние. Утреннее умывание, душ несколько сокращает это время: бодрящее чувство от воды возникает под влиянием импульсов от рецепторов, заложенных в коже, к нервным центрам. Но этого мало. Так что же тогда? Зарядка. Зарядка - это, прежде всего гигиеническая процедура, способная с помощью движений совершить «умывание» всего нашего тела. Связывая настрой на зарядку с бодростью коры больших полушарий, привычка к гигиеническим движениям должна воспитываться с детских лет. Если же встреча с зарядкой случается во взрослые годы, то в таком случае главное в доскональном понимании, для чего она нужна человеку. Правильно воспитанная привычка уже не требует для своего осуществления какой-то нервной энергии; здесь всё уже просто, как, например, при осуществлении умывания. Если же человек по-настоящему поймёт необходимость для него зарядки, он не допустит в этом вопросе безволия. Сегодня успешность обучения детей в школе во многом определяется уровнем здоровья. В сложившихся условиях необходимы мероприятия, которые помогли бы ребенку справиться с возросшей нагрузкой. Начать нужно с проведения утренней зарядки. Утренняя гимнастика должна обязательно входить в режим дня школьника, что очень важно для укрепления нервной системы, предупреждения простудных заболеваний. Равномерно воздействуя на мышцы, утренняя гимнастика активизирует дыхание и кровообращение, устраняет застойные явления в мягких тканях и внутренних органах. Занятия гимнастикой до уроков оказывают благоприятное воздействие на организм, способствуя регулированию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Какие же именно упражнения обязательны для утренней зарядки? Прежде всего - потягивания, махи руками и ногами, наклоны вперёд как можно ниже (не сгибая коленей), наклоны в стороны и назад, повороты туловища вправо и влево, резкие разведения рук в разных плоскостях, подскоки с переходом на быстрый шаг или ходьбу на месте, приседания. Каждое упражнение повторяется несколько раз. Дыхание при большинстве упражнений должно быть произвольным. Однако при появлении чувства затруднения при дыхании или после упражнений типа приседаний, подскоков, бега следует проделать одно-два дыхательных упражнения. Весь смысл зарядки не в нагрузке, а в ускорении перехода от сна к бодрствованию, создании оптимального ритма работы нервных центров, внутренних органов, опорно-двигательного аппарата. Никто и никаким образом не может заменить этого действия зарядки. Для детей младшего школьного возраста можно использовать подражательные упражнения. - Приложение 1. Со всей серьезностью можно утверждать, что у зарядки уже есть хорошее настоящее, но ещё лучше - будущее. И поэтому, полезно помнить совет выдающегося французского педагога и общественного деятеля Пьера де Кубертэна: «Важно не само упражнение, а то, как вы его выполняете, с каким вниманием, с какой силой и, основное, для чего. Следовательно, необходим стимул. А какой лучший стимул может быть, чем тот, к которому мы прибегаем при учёбе: стимул практической пользы!» В наши дни существо «стимула практической пользы» зарядки стало понятно до конца. Зарядка нужна человеку для здоровья, для полнокровной жизни!


Приложение 1

Примеры подражательных упражнений

Статья на тему О зарядкеСтатья на тему О зарядке

«Жираф».

Ходьба на носках, руки за голову







Статья на тему О зарядке

«Мишка».

Ходьба на внешних сводах стопы

Статья на тему О зарядке





Статья на тему О зарядке

Лошадка».

Бег с высоким подниманием бедра, руки за спину (бег с галопом, рысью и др.)

Статья на тему О зарядке





Статья на тему О зарядке

«Кенгуру».

Из приседа, руки на бедрах, прыжки вперед прогнувшись, руки вперед

Статья на тему О зарядке





Статья на тему О зарядке

«Змейка».

И.п. - руки в стороны. Круги предплечьями вверх, пальцы соединить вместе, изображая голову змеиСтатья на тему О зарядке








Статья на тему О зарядке

«Улитка».

Приседания, руки вверх




Статья на тему О зарядке





Литература


  1. Бейлин В.Р. Физкультура в школе -журнал

  2. Матвеев А.П. Физическая культура. 1 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ А.П. Матвеев; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, «Прсвещение». - М.: Прсвещение, 2011. - 112с

  3. Пропастин Г.Н. Через века… - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 213с.;


© 2010-2022