Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря» Цель урока: знакомство с новыми рассказами Л. Н. Толстого, развитие умения различать типы текстов. Задачи:

  1. Расширить знания об отличиях разных типов текстов, представления о научном и художественном стиле текста.
  2. Развивать умение видеть изобразительные средства языка (сравнения, метафоры), учить анализировать используемые автором средства языковой выразительности.
  3. Развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению, работать над выразительностью, учить читать вдумчиво.
  4. Развивать эмоциональную сферу (умение чувствовать красоту слова), воображение, произвольное внимание, учить детей видеть красоту природы.
  5. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, наслаждение от произведений искусства.
Оборудование: учебники, словари, слайды с изображением видов природы, таблицы с вопросами к текстам различных типов, капельки росы, солнышки, тексты с описанием росы из энциклопедии, карточки с заданием для работы по группам..

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)


  1. Организационный момент (1-3 мин.)


Вхождение в урок, дети стоят, учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним. Учитель: - Из глубокого колодца (руки «О») - Солнце медленно встает (руки поднимают над головой) - Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вниз) - Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз) - Новый день оно начнет (руки вниз широко) - С наступлением нового дня! - Улыбнитесь мне, а я вам, пусть ваш новый день будет таким же солнечным, как ваши улыбки. - Сели девочки, сели мальчики.


Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


2. Проверка домашнего задания (5 мин.).


А начнём урок с проверки домашнего задания. Сегодня вы работаете в группах. Задание каждой группе на парте.

Карточка. 1. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка» (указать опрашиваемого ученика). 2. Ответить на вопросы: - О чем рассказывает Л.Н.Толстой в рассказе «Лев и собачка»? Выбрать правильный ответ. (о доброте, о жестокости, о надежде, о верности, о преданности, о взаимопонимании, о любви) - Какие общечеловеческие ценности открылись вам при чтении рассказа «Лев и собачка»? - Что будет с нами, если исчезнут доброта, красота, любовь? - Домашним заданием было найти значение слова «доброта». Кто нашел значение этого слова?

Толковый словарь В.Даля и словарь Ожегова. Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

- Оказывается, не только в отношениях людей встречается доброта, но и в отношениях животных, в чем мы убедились при чтении рассказа Л.Н.Толстого.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.


3. Речевая разминка.


Прочитайте пословицу:

Никакое искусство не достигнет природы. - по слогам - с ускорением - с вопросительной интонацией - с утвердительной интонацией Объясните смысл, как вы её понимаете.




ТООУ


4. Введение в тему. Новая тема (15-20 мин.)
- Да, природа может нас удивлять, восхищать, завораживать своей красотой, необычностью. - Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться. Что объединяет все изображения? ( Капля воды или роса) - Наблюдали ли вы это явление природы? Отчего оно возникает? ( Выслушиваются ответы детей) - Прочитайте, как об этом явлении написал C. И. Ожегов в " Словаре русского языка". (Дети читают текст из словаря)

Словарь: 1. Роса - атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями. 2. Роса - маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней, или вечерней прохлады. (Словарь С. И. Ожегова)
Как Л.Н.Толстой назвал свой рассказ? «Какая бывает роса на траве». Постановка проблемы (работа в парах). -Подумайте, с какой целью Толстой написал этот текст? - Чтобы поделиться с нами радостью, восхищением от увиденного. - Чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру . - Чтобы мы с вами заинтересовались, а ОТКУДА БЕРЁТСЯ РОСА?



5. Первичное чтение учителем по презентации
- Что вы представляли себе, когда читали этот текст? (яркое солнечное утро.) - С какой целью Толстой написал этот текст? - Чтобы поделиться с нами радостью, восхищением от увиденного. - Чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру - Чтобы мы с вами заинтересовались, а ОТКУДА БЕРЁТСЯ РОСА? - Сможете теперь ответить на вопрос автора, какая бывает роса на траве? (как алмаз, желтого, красного, синего цвета, как шарик светлый)



  1. Повторное чтение текста по «цепочке».



Словарная работа. - С чем сравнивает Л. Н. Толстой капельки росы? (С алмазами) Алмазы (словарь в учебнике с.220) - прозрачные драгоценные камни. - А с чем сравнивается мохнатый пушистый листок? (С бархатом) Бархат (словарь Ожегова) - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

- Какие еще сравнения вы нашли в тексте? -Определите тип этого текста. (описание)

Учитель на доске вывешивает таблицу:

« Текст - описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?»


- Найдите в тексте слова, которые выбрал автор, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты, найдите и зачитайте. (Алмазы блестят, переливаются разными цветами; Листок внутри мохнат и пушист, как бархат…- это метафоры) - Какие изобразительные средства использует автор? ( Сравнения, метафоры) - Можно ли из текста понять, отношение автора к данному явлению, подтвердите словами из текста. ( Да. Автор любуется росой, он восхищается ею, хочет поделиться своими чувствами с читателями: «росинка эта вкуснее всякого напитка кажется»)





7. Чтение текста из энциклопедии о росе про себя. - Перечитайте текст, постарайтесь передать своё отношение к увиденной картине. - Можем ли перечитать текст из энциклопедии так же передавая чувства, попробуйте это сделать. ( Дети читают и приходят к выводу, что чувства передать трудно, так как нет отношения автора.) - Это два текста описания, но они различаются между собой. В тексте- описании в энциклопедии мы встретили слова и выражения свойственные научной и деловой речи, получили точные сведения об этом явлении, не увидели отношения автора. В рассказе Толстого используются изобразительные средства языка, мы видим отношение автора. - Какие названия вы бы могли дать этим текстам - описаниям, к каким стилям они относятся? (ИД текст, написанный Л. Н. Толстым художественный, а статья в энциклопедии это научный текст.)





  1. Физкультминутка.








  1. Самостоятельное чтение рассказа Л. Н. Толстого «Куда девается вода из моря?» (10 мин.)
- А вот чем расплатилась Туча с Морем, почему она у всех Морей в долгу, вы ответите мне, прочитав ещё один рассказ Л. Н. Толстого. - Росинка отправляет нас на с. 163. Как называется рассказ? - Прочитайте рассказ самостоятельно.





  1. Работа над содержанием текста.
- В середине текста Л.Н.Толстой задаёт вопросы. Зачитайте их. (Куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край?) - О чём данный текст? (О круговороте воды в природе.)





  1. Повторное чтение со «стопами»


- Как вода попадает в моря? - Когда образовались моря? - Почему туча у всех морей в долгу? ( с поверхности морей вода поднимается в виде тумана, а из тумана делаются тучи) - Чем расплатилась туча с морем? (из туч вода падает на землю, с земли стекает в болота и ручьи, из ручьев течет в реки, из рек в моря) - Автор рассказывает нам, как выглядит вода, а любуется ли он ею? - Какая цель у автора? (Он объясняет, доказывает, куда девается вода.) - К какому типу. текста относится это произведение? (Это текст-рассуждение) - Вспомните признаки текста-рассуждения. На доску вывешивается таблица:

«Текст-рассуждение - размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: Почему? Зачем? Отчего?».


- К какому стилю вы отнесли бы этот текст? (Дети приводят доказательства, что это научный стиль) (ИД - научный стиль) - Какой ещё тип текста вы знаете? (Текст-повествование, в нём говорится о каких-либо действиях, о последовательных событиях.) На доску вывешивается таблица:

«Текст-повествование - сообщение о том, что произошло, случилось, как развивались события. Вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Как?»





  1. Обобщение (3-5 мин.) ИД




  1. Существительное - роса
  2. 2 прилагательных - утренняя, алмазная
  3. 3 глагола - блестит, сверкает, перекатывается, переливается
  4. Предложение из 4 слов - Роса блестит крупными алмазами






  1. Рефлексия.
Приклейте свою капельку росы под тем солнышком, которое соответствовало вашему настроению на уроке.





  1. Домашнее задание (1-2 мин.).
Стр. 162
  • «5» - наизусть ½ текста.
  • «4» - пересказ близко к тексту.
  • «3»- беглое чтение рассказа.









© 2010-2022