- Преподавателю
- Начальные классы
- Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря»
Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Цомаева Р.Г. |
Дата | 25.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря» Цель урока: знакомство с новыми рассказами Л. Н. Толстого, развитие умения различать типы текстов. Задачи:
- Расширить знания об отличиях разных типов текстов, представления о научном и художественном стиле текста.
- Развивать умение видеть изобразительные средства языка (сравнения, метафоры), учить анализировать используемые автором средства языковой выразительности.
- Развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению, работать над выразительностью, учить читать вдумчиво.
- Развивать эмоциональную сферу (умение чувствовать красоту слова), воображение, произвольное внимание, учить детей видеть красоту природы.
- Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, наслаждение от произведений искусства.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
- Организационный момент (1-3 мин.)
Вхождение в урок, дети стоят, учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним. Учитель: - Из глубокого колодца (руки «О») - Солнце медленно встает (руки поднимают над головой) - Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вниз) - Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз) - Новый день оно начнет (руки вниз широко) - С наступлением нового дня! - Улыбнитесь мне, а я вам, пусть ваш новый день будет таким же солнечным, как ваши улыбки. - Сели девочки, сели мальчики.
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию в виде схемы;
3) выявлять сущность, особенности объектов;
4) на основе анализа объектов делать выводы;
5) обобщать и классифицировать по признакам;
6) ориентироваться на развороте учебника;
7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
2. Проверка домашнего задания (5 мин.).
А начнём урок с проверки домашнего задания. Сегодня вы работаете в группах. Задание каждой группе на парте.
Карточка. 1. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка» (указать опрашиваемого ученика). 2. Ответить на вопросы: - О чем рассказывает Л.Н.Толстой в рассказе «Лев и собачка»? Выбрать правильный ответ. (о доброте, о жестокости, о надежде, о верности, о преданности, о взаимопонимании, о любви) - Какие общечеловеческие ценности открылись вам при чтении рассказа «Лев и собачка»? - Что будет с нами, если исчезнут доброта, красота, любовь? - Домашним заданием было найти значение слова «доброта». Кто нашел значение этого слова?
Толковый словарь В.Даля и словарь Ожегова. Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Оказывается, не только в отношениях людей встречается доброта, но и в отношениях животных, в чем мы убедились при чтении рассказа Л.Н.Толстого.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре.
Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
3. Речевая разминка.
Прочитайте пословицу:
Никакое искусство не достигнет природы. - по слогам - с ускорением - с вопросительной интонацией - с утвердительной интонацией Объясните смысл, как вы её понимаете.
ТООУ
4. Введение в тему. Новая тема (15-20 мин.)
- Да, природа может нас удивлять, восхищать, завораживать своей красотой, необычностью. - Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться. Что объединяет все изображения? ( Капля воды или роса) - Наблюдали ли вы это явление природы? Отчего оно возникает? ( Выслушиваются ответы детей) - Прочитайте, как об этом явлении написал C. И. Ожегов в " Словаре русского языка". (Дети читают текст из словаря)
Словарь: 1. Роса - атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями. 2. Роса - маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней, или вечерней прохлады. (Словарь С. И. Ожегова)
Как Л.Н.Толстой назвал свой рассказ? «Какая бывает роса на траве». Постановка проблемы (работа в парах). -Подумайте, с какой целью Толстой написал этот текст? - Чтобы поделиться с нами радостью, восхищением от увиденного. - Чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру . - Чтобы мы с вами заинтересовались, а ОТКУДА БЕРЁТСЯ РОСА?
5. Первичное чтение учителем по презентации
- Что вы представляли себе, когда читали этот текст? (яркое солнечное утро.) - С какой целью Толстой написал этот текст? - Чтобы поделиться с нами радостью, восхищением от увиденного. - Чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру - Чтобы мы с вами заинтересовались, а ОТКУДА БЕРЁТСЯ РОСА? - Сможете теперь ответить на вопрос автора, какая бывает роса на траве? (как алмаз, желтого, красного, синего цвета, как шарик светлый)
- Повторное чтение текста по «цепочке».
Словарная работа. - С чем сравнивает Л. Н. Толстой капельки росы? (С алмазами) Алмазы (словарь в учебнике с.220) - прозрачные драгоценные камни. - А с чем сравнивается мохнатый пушистый листок? (С бархатом) Бархат (словарь Ожегова) - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.
- Какие еще сравнения вы нашли в тексте? -Определите тип этого текста. (описание)
Учитель на доске вывешивает таблицу:
« Текст - описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?»
- Найдите в тексте слова, которые выбрал автор, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты, найдите и зачитайте. (Алмазы блестят, переливаются разными цветами; Листок внутри мохнат и пушист, как бархат…- это метафоры) - Какие изобразительные средства использует автор? ( Сравнения, метафоры) - Можно ли из текста понять, отношение автора к данному явлению, подтвердите словами из текста. ( Да. Автор любуется росой, он восхищается ею, хочет поделиться своими чувствами с читателями: «росинка эта вкуснее всякого напитка кажется»)
7. Чтение текста из энциклопедии о росе про себя. - Перечитайте текст, постарайтесь передать своё отношение к увиденной картине. - Можем ли перечитать текст из энциклопедии так же передавая чувства, попробуйте это сделать. ( Дети читают и приходят к выводу, что чувства передать трудно, так как нет отношения автора.) - Это два текста описания, но они различаются между собой. В тексте- описании в энциклопедии мы встретили слова и выражения свойственные научной и деловой речи, получили точные сведения об этом явлении, не увидели отношения автора. В рассказе Толстого используются изобразительные средства языка, мы видим отношение автора. - Какие названия вы бы могли дать этим текстам - описаниям, к каким стилям они относятся? (ИД текст, написанный Л. Н. Толстым художественный, а статья в энциклопедии это научный текст.)
- Физкультминутка.
- Самостоятельное чтение рассказа Л. Н. Толстого «Куда девается вода из моря?» (10 мин.)
- Работа над содержанием текста.
- Повторное чтение со «стопами»
- Как вода попадает в моря? - Когда образовались моря? - Почему туча у всех морей в долгу? ( с поверхности морей вода поднимается в виде тумана, а из тумана делаются тучи) - Чем расплатилась туча с морем? (из туч вода падает на землю, с земли стекает в болота и ручьи, из ручьев течет в реки, из рек в моря) - Автор рассказывает нам, как выглядит вода, а любуется ли он ею? - Какая цель у автора? (Он объясняет, доказывает, куда девается вода.) - К какому типу. текста относится это произведение? (Это текст-рассуждение) - Вспомните признаки текста-рассуждения. На доску вывешивается таблица:
«Текст-рассуждение - размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: Почему? Зачем? Отчего?».
- К какому стилю вы отнесли бы этот текст? (Дети приводят доказательства, что это научный стиль) (ИД - научный стиль) - Какой ещё тип текста вы знаете? (Текст-повествование, в нём говорится о каких-либо действиях, о последовательных событиях.) На доску вывешивается таблица:
«Текст-повествование - сообщение о том, что произошло, случилось, как развивались события. Вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Как?»
- Обобщение (3-5 мин.) ИД
- Существительное - роса
- 2 прилагательных - утренняя, алмазная
- 3 глагола - блестит, сверкает, перекатывается, переливается
- Предложение из 4 слов - Роса блестит крупными алмазами
- Рефлексия.
- Домашнее задание (1-2 мин.).
- «5» - наизусть ½ текста.
- «4» - пересказ близко к тексту.
- «3»- беглое чтение рассказа.