- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Оранжевый мяч»
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Оранжевый мяч»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Рекутняя Л.А. |
Дата | 30.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
«Оранжевый мяч»
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Оранжевый мяч» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», в соответствии с требованиями и рекомендациями образовательной программы «Школа России».
Программа рассчитана на 135 занятий (по 30-35 мин.) для обучающихся 1-4 классов:
1 класс - 33 занятия по 1 занятию в неделю;
2 класс - 34 занятий по 1 занятию в неделю;
3 класс - 34 занятий по 1 занятию в неделю;
4 класс - 34 занятий по 1 занятию в неделю
В 1 классе игры проводятся во время динамической паузы в помещении школы или на спортивной площадке, в зависимости от погодных условий. Время проведения динамической паузы 30-35 минут. Во 2-4 классах занятия спортивно-оздоровительного направления проводятся во второй половине дня. Занятия проходят по 45 минут.
Цель программы: оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
-
познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
-
формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
-
развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
-
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, достаточно высокий уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать значительные психофизические нагрузки, связанные с новым - школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, а также дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему для образовательной практики.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.).
Подвижные игры способствуют объединению коллектива, массовому охвату детей физическими упражнениями, являются замечательным средством всестороннего физического развития.
Раздел «Подвижные игры» образовательной программы пересекается с задачами, которые ставятся для выполнения детьми на уроках физической культуры.
Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др.
Все игры подобраны с учетом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста.
Ценностные ориентиры содержания курса спортивно-оздоровительного направления «Оранжевый мяч»
Содержание курса спортивно-оздоровительного направления «Оранжевый мяч» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Тематический план
спортивно-оздоровительного направления «Оранжевый мяч»
№ п/п
Разделы
1 год
обучения
2 год
обучения
3 год
обучения
4 год
обучения
т
п
т
п
т
п
т
п
1
Игры на взаимодействие между учащимися
2
10
2
Игры, содействующие развитию двигательных качеств
1
10
3
Игры с элементами легкой атлетики
1
7
1
7
1
7
4
Игры с элементами ритмической гимнастики
1
8
1
8
1
8
5
Игры с элементами спортивных игр
1
8
1
8
1
8
6
Игры с элементами лыжной подготовки
1
7
1
7
1
7
7
Игры по выбору детей
10
Всего часов
33
34
34
34
Содержание программы спортивно-оздоровительного направления «Оранжевый мяч»
2 - 4 класс (34 часа)
Игры с элементами спортивных игр:
1. Легкая атлетика - 8 занятий
Ученики приобретают основы умений бега на короткие и длинные дистанции, прыжков в длину и высоту с места и с разбега, метаний в цель и на дальность. Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях.
2. Ритмическая гимнастика - 9 занятий
Игры с элементами ритмической гимнастики способствуют формированию навыка правильной осанки у детей младшего школьного возраста. Музыкально-ритмическая деятельность направлена на воспитание эстетических, физических, нравственных и умственных качеств, развивается познавательный интерес, память, вырабатывается устойчивость произвольного внимания, совершенствуется творческая активность.
3. Подвижные игры - 9 занятий
Развитие разнообразных двигательных способностей и совершенствование умений, развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий.
4. Лыжная подготовка - 8 занятий
Игры с элементами корректирующие движения лыжника и быстроту реакции.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 класс - 34 часов
№
дата
тема занятий
кол-во часов
цель занятия
место проведения
оборудование
план
факт
1
Игры с элементами легкой атлетики
«Осенний марафон»
2
формирование ЗОЖ через активное участие в соревнованиях
стадион
палочки
2
Игра «Чай-чай выручай»; игра «День и ночь»
1
совершенствование быстроты реакции на слуховые сигналы
площадка
3
Игра «Вызов»; игра «Гонка мячей по кругу»
1
воспитание быстроты реакции, скорости бега, смелости, взаимовыручки; совершенствование навыков ловли и передачи мяча, развитие быстроты реакции и ориентировки
площадка
мячи
4
Прыжки в длину. Игра «Караси и щука»
2
развивать навык прыжков на одной и двух ногах;
воспитание быстроты, ловкости, ориентировки, смелости, коллективности действии
спортивный зал
мел
5
Игра «Кто выше?» Игра с обучением прыжкам в высоту «Достань мячик»
2
усвоение ритма выполнения последних трех шагов разбега при прыжке в высоту и отталкивании
зал, площадка
резиновый бинт или планка для прыжков в высоту, мелки двух цветов;
подвесной мячик
6
Ритмическая гимнастика
Игра ««Веселые ладошки»»
1
совершенствовать навык детей в перестроениях; развивать чувство ритма
зал
7
Игра «Веселый зоопарк»
2
развивать умение передавать движения животных в ритмичном танце
зал
музыкальное сопровожд.
8
«Красивая спина»
1
развитие правильной осанки, умения правильно ходить
спортивный зал
музыкальное сопровожд.
9
Игра «Дружные ребята»
1
проверить координацию движений ребёнка
спортивный зал
Гимна-я скамейка, кегли разного цвета, мячи
10
Игра «Веселый сапожок»
1
разучивание нескольких базовых шагов под счёт, составление небольших связок из движений
спортивный зал
музыкальное сопровожд.
11
"Непоседы"
1
разучивание комплекса составленного совместно с детьми
спортивный зал
музыкальное сопровожд.
12
Игра «Ритмическая мозаика»
2
закрепление движений комплекса под музыку, работа над выразительностью выполнения движений комплекса
спортивный зал
музыкальное сопровожд.
13
Лыжная подготовка
Скользящий шаг с палками
1
воспитание умения владеть собой, освоение техники скользящего шага, развитие быстроты
стадион
лыжи с палками
14
Игра «Царь горы»
1
развитие выносливости, умение соревноваться
площадка
15
Повороты на месте и в движении
1
развитие координационных способностей
стадион
лыжи
16
Игра «Попади в цель»
1
развивать глазомер, ловкость
площадка
17
Игры по выбору учащихся
1
развитие коммуникативных способностей
площадка
по выбору
18
Эстафета «Снежный город»
2
развитие выносливости, умение соревноваться
стадион
кегли, флажки, санки
19
Лыжная эстафета
1
развитие двигательных качеств, умение участвовать в эстафете
стадион
лыжи без палок
20
Подвижные игры
Игры и эстафеты с мячами
1
развитие умения быстро бегать, передавать мячи, взаимодействовать в игре
спортивный зал
мячи разных размеров
21
Игра «Класс, смирно!»
1
усвоение строевых команд и перестроения, воспитание внимания и быстроты реакции.
зал, площадка
22
Броски мяча в корзину
1
развитие меткости
спортивный зал
мячи
23
Игра «Боулинг»
1
развитие меткости, внимания
спортивный зал
кегли, мячи
24
Игра «Картошка»
1
развивать быстроту реакции, умение ловить мяч
площадка
мяч
25
Соревнование по прыжкам через скакалку
1
развивать умение прыгать через скакалку
площадка
скакалки
26
Игра «Веселые пингвинята»
1
развивать умение быстро передвигаться с мячом
спортивный зал
мячи
27
Игра«Солнышко»
1
развивать умение высказывать свое мнение, приходить к единству; уважать чужое мнение
площадка
обручи и гимнастич-е палки
28
Теоретические сведения
1
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3-4 класс - 34 часа
№
дата
тема занятия
кол-во
часов
цели занятия
место проведения
оборудование
план
факт
1
Игры с элементами легкой атлетики
«Метатели»
1
развитие меткости, внимания, быстроты реакции
спортивная площадка
мячи
2
Игра «Пустое место»
1
развитие быстроты, формирование умения ускорять и замедлять бег
спортивная площадка
3
Игра « У ребят порядок строгий»
1
развитие двигательных навыков
спортивная площадка
4
Игра «К своим флажкам»
1
развитие быстроты, формирование умения ускорять и замедлять бег
спортивная площадка
флажки
5
Игра «Прыгающие воробушки»
1
закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве
спортивная площадка
обручи, мешки
6
Веселые старты «Лабиринт»
1
развитие выносливости, умение соревноваться
спортивный зал
кегли, мячи, мешки, обручи
7
«Прыжки по полосам»
Прыжки в длину и высоту с прямого разбега
1
закрепление и совершенствование навыков в прыжках; развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве
спортивный зал
8
«Играй, играй, мяч не теряй»
1
развивать умение быстро передвигаться с мячом
спортивный зал
мячи
9
Ритмическая гимнастика
«Исправь осанку»»
1
формирование правильной осанки через систему ритмических упражнений
спортивный зал
10
Упражнения на согласованность движений с музыкой
1
работать над выразительностью выполнения движений комплекса под музыку
спортивный зал
музыкальное сопровожд.
11
Игра «Зайцы в огороде»
1
развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве
спортивная площадка
12
Разучивание комплекса ритмических упражнений с лентой «Осенний лес»
2
формирование правильной осанки; развитие координационных способностей, внимания
спортивный зал
музыкальное сопровожд., ленты
13
Ритмические упражнения с обручами
1
развитие координационных способностей и двигательных навыков
спортивный зал
обручи
14
Игра «Верёвочка под ногами»
1
закрепление и совершенствование навыков в прыжках
площадка
скакалка
15
«Гимнасты»
2
разучивание комплекса составленного совместно с детьми
спортивный зал
музыкальное сопровожд., мячи
16
Лыжная подготовка
Одновременный двухшажный ход
2
развивать двигательную активность; выносливость
спортивная площадка
лыжи
17
Поворот переступанием
1
развивать двигательную активность; координацию движений
спортивная площадка
18
Игра «Защита укрепления»
1
развивать двигательную активность, умение сотрудничать
снежная площадка
20
Игра «Перевозка груза»
1
развивать двигательную активность, умение сотрудничать
снежная площадка
санки, гимнастические палки
21
Игры на развитие скорости «Верхом на клюшке»
1
развивать двигательную активность; координацию движений
снежная площадка
клюшка
22
Игра - соревнование «Не уступлю горку!»
2
развитие быстроты и ловкости, умения взаимодействовать в команде
снежная площадка
23
Подвижные игры
Игры на внимание и быстроту «Поезд»
1
развитие быстроты и ловкости, умения взаимодействовать в команде
спортивный зал
кегли
24
Игры с прыжками и бегом «Прыгуны и пятнашки»
1
закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве
25
«Веселые старты»
Старт группами
Командный бег
2
развитие быстроты и ловкости, умения взаимодействовать в команде
беговая дорожка
кегли, мячи, обручи
26
«Мини - пионербол»
2
развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями
спортивная площадка
гандбольный мяч
27
Повторение изученных игр
2
Развивать умение высказывать собственное мнение, приходить к единству
спортивная площадка
по выбору
29
Теоретические сведения
1
Материально - техническое обеспечение
Спортивный инвентарь:
- мячи разных размеров
- кегли
- обручи
- скакалки
- набивные мячи
Учебно-методическое обеспечение и материально - техническое обеспечение.
1.Стандарты второго поколения Примерная программа по учебным предметам часть 2, Москва, «Просвещение», 2010
2. В.И.Лях. Комплексная программа физического воспитания 1 - 4 классы Москва, «Просвещение», 2009
3. Сборник нормативных документов Физическая культура, Москва, Дрофа, 2011
4.А. Ю. Патрекеев. Подвижные игры, - издательство «ВАКО», 2009
5. И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. Ю.Соколова. Здоровьесберегающие технологии, Москва, Илекса,2012
6. Учебно - практическое оборудование:
стенка гимнастическая,
скамейка гимнастическая жёсткая (2 м; 4м),
комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты),
мячи: набивной 1 и 2 кг, мяч малый (мягкий), мячи баскетбольные, волейбольные, футбольные,
скакалка детская,
мат гимнастический,
кегли,
обруч пластиковый детский,
стойка для прыжков в высоту,
флажки: разметочные с опорой, стартовые,
лента финишная.