Кружок Истоки, тема Солнце семьи

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальные образовательное учреждение

Уренская средняя общеобразовательная школа № 2














Занятие кружка «Истоки»

«Солнце семьи»


Тематический блок: Родной очаг

Тема: Семья /2 ч./

2 класс 1 четверть






Выполнила:

Бубнова Ирина Юрьевна,
учитель начальных классов





1 занятие Содержательные цели: Подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека, показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя своей семьи.


Задачи занятия:

-раскрыть смысл понятия «семья» и ее предназначение;

- воспитывать любовь и почитание к родителям;

- развивать нравственные качества человека.

Социокультурный инструментарий:

Учебные пособия: - учебник «Истоки», 2 класс

рабочая тетрадь,ч.1

Аудиовизуальный ряд: -пословицы;

- стихи о семье;

- семейные фотографии;

- слова-карточки:

любовь

взаимопонимание

забота

согласие

дружба

забота о других

доброта

нежность

поддержка

уважение

трудолюбие

самопожертвование

- выставка рисунков «Герб семьи»; «Моя семья»

- любая классическая музыка

Ход занятия: 1. Присоединение к теме.

  1. Представьте, как из маленького семени, посаженного в землю, появляется крепкий росток, а на нём расцветают первые цветочки.
Цветочков столько, сколько в вашей семье детей. Вопросы для беседы: - Расскажите, что вы представили, сколько у вас цветов. -Что такое СЕМЬЯ?

А что об этом думает большой энциклопедический словарь? Слайд .

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа,

члены которой связаны общностью быта,

взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
- С добрыми воспоминаниями расскажите, чем похожи вы друг на друга в вашей семье. (Характер, привычки, походка, вкусы, лицо, голос и т.д.).

1.2. - В чём же предназначение семьи? (рождение нового человека, его воспитание и т.д.)

- Какое главное качество человеческих отношений, по вашему мнению, составляет духовную основу семьи (любовь, забота, теплота, нежность…)

- А с чем можно сравнить семью? (С солнцем, радугой, цветком…)

- Только ЛЮБОВЬ, живущая в семье, сможет по-настоящему сделать всех счастливыми!

2.Счастливая семья. Работа с пословицей.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

- Ребята, вы счастливы, что у вас есть семья?

- Докажите, что семья - это счастье человека.

- В чем заключается счастье семьи: в детях, богатстве, здоровье или в чем-либо ещё?

- А делают нас счастливыми наши родители.

Музыка. (Слайд с изображением красивой природы)

Для вас, мои родители,

Луга и красота!

Ах, сколько, сколько радости,

Семья мне принесла!

Развеялись все тучи,

И появился лучик вашего добра!

И нет на свете лучше

Чем лучик вашего добра,

Чем лучик вашего тепла,

Спасибо вам, родители!

Спасибо вам семья моя!
3.Работа в тетради. С.7. Активное занятие «Семья».Работа в паре. Вопрос: «Чья забота необходима, чтобы семья была крепкой и дружной?» -Внимательно выслушай соседа, сообщи своё решение, и вместе придите к согласию. -Подчеркните ваш общий выбор.

РОДИТЕЛИ

ДЕТИ

БАБУШКИ И ДЕДУШКИ 3.1. Вопросы для беседы: - Прочитайте в учебнике мудрую заповедь о почитании родителей. - Что значит почитать родителей? Почитать (уважать) родителей - значит: - в детстве их слушаться; - в молодости советоваться; - в зрелом возрасте заботиться. Слайд - Считаете ли вы себя послушным? -Почему я считаю себя послушным(ой) сыном(дочерью)? - Что видят, слышат и чувствуют взрослые, родные люди в семье, когда живут с послушной(ым) дочерью(сыном)? - Что чувствует, слышит, видит ребенок, когда почитает отца и мать?

4.Релаксация. «Солнце солнц». Музыка.

- Сядьте удобнее, расслабьтесь. Закройте глаза. Прислушайтесь к своему сердцу. В древности сердце называли «Солнце солнц». Представьте яркий свет в своём сердце. Мысленно представьте своих самых близких людей маму, папу, брата, сестру, дедушку, бабушку. Теперь направьте этот свет любви из своего сердца своим родным. Пошлите им добрые, светлые мысли и пожелания здоровья, удачи, благополучия, свершения удачного дела.

- А теперь откройте глаза и продолжим наше занятие.

5. Дружная семья и счастливая семья.

- Хорошо, когда в семье лад. Когда семья дружная.

Слайд «На что и клад, коли в семье лад»

- Как вы думаете, какая семья богаче: та, у которой много денег, но нет согласия, или та в которой есть «лад», но нет денег?

- Были ли такие моменты, когда денег не было, зато всем было удивительно хорошо и уютно друг с другом?

- В какой семье люди умеют по-настоящему радоваться жизни? (Те, кто живет в согласии, те, кого можно назвать дружная семья)

- К сожалению, случается и так, что в семью приходит беда. Например, кто-то тяжело заболел, или случилось землетрясение, ураган, наводнение.

Слайд «Где любовь да совет, там и горя нет»

- Какая мудрая пословица.

- Как вы думаете, какая семья счастливее, та, которая не знает горя, или та, которая умеет справляться с горем? (та умеет справляться с горем, где живет взаимопонимание, поддержка, забота, самопожертвование)

- Какую семью, по-вашему, мнению, никогда не испугает горе? (любовь и согласие)

- Какими качествами должны обладать все члены этой семьи? (взаимопонимание, взаимоуважение, самопожертвование, забота о других, теплота, доброта, трудолюбие)

6.Семейные традиции

-Какие семейные традиции есть в вашей семье? 7. Ресурсный круг «За что я благодарен своим родителям»/ тренинг № 3/ Этапы работы: 1.Подготовительный этап. Учащиеся вместе с учителем встают в круг. -Кто является самым близким человеком для вас? -Нужно ли благодарить родителей за заботу о нас? -Вспомните, чему научила вас мама, каким добрым опытом поделился папа? /учащиеся отвечают по желанию/ Подумайте и ответьте на вопрос: «За что каждый из нас благодарен родителям?» 2.Основной этап.

  1. Первый, стоящий в круге, отвечает на вопрос и передаёт слово, стоящему слева взглядом и прикосновением.
  2. Второй учащийся даёт свой ответ на вопрос и передаёт слово дальше…
  3. Высказываются все желающие.
  4. Учитель подводит итог, выделяя наиболее глубокие и точные высказывания. Подчёркивает важность проделанной работы и выражает надежду, что эти слова благодарности учащиеся подарят своим родителям.
3.Рефлексия. -Что было интересно для вас? -Что ценного вы открыли для себя сегодня? -Что я могу сделать для того, чтобы моя семья была крепкой и счастливой? Учитель предлагает всем взяться за руки и поблагодарить друг друга за общение. Домашнее задание:

- запишите для своих близких и родных самые добрые слова, признания и пожелания и положите в «Секретный конвертик»

2 занятие Задачи занятия:

- показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя своей семьи;

- воспитывать любовь и почитание к родителям;

- развивать нравственные качества человека.

Социокультурный инструментарий:

Учебные пособия: - учебник «Истоки» 2 класс

-рабочая тетрадь,ч.1

Аудиовизуальный ряд: - сказка А. Исаакяна «У солнца»;

- семейные фотографии;

- словарь настроения:

трудолюбивая

сияющая

целеустремленная

гармоничная

добрая

радостная

прекрасная

счастливая

лучезарная

щедрая

трудолюбивая

бескорыстная

добросердечная

скромная

справедливая

дружелюбная

верная

трудолюбивая

честная

дружная

- рисунок большого солнца с лучами;

- карточки с изображением: солнца, звезды, радуги, родника, цветов, лебедей, пчел, рябины, золотой рыбки, горы;

- маленькие лучики солнышка для рефлексии на весь класс;

- выставка рисунков «Герб семьи»; «Моя семья»

Звучит любая классическая музыка

Ход занятия: 1. Присоединение к теме. 1.1. Наложите ладонь на чистый лист бумаги, обведите её, впишите в контуры пальчиков кто вас любит. - Расскажи, за что тебя любят в семье. А ты?

1.2. Большинство современных семей состоит из супругов их детей. Слайд

- Какими должны быть члены семьи по отношению друг к другу,

чтобы солнце, живущее в семье, никогда не погасло? - Назовите друг другу свои обязанности в семье.

2. Работа в тетради. С.8. «Нарисуй тех, кто о тебе заботится».

-Какие профессии есть в твоей семье?

-Какие из них можно считать родовыми, то есть профессиями нескольких поколений?

3. Игра «На что похожи наши семьи». Групповая работа.

Раздать детям карточки с изображением: солнца, звезды, радуги, родника, цветов, лебедей, пчел, рябины, золотой рыбки, горы.

Задание: Напишите несколько эпитетов, характеризующих семью, похожую

1 группа

- на горы.

- на радугу

2 группа

- на родник

- на цветы

3 группа

-на лебедей

- на пчел

4 группа

- на рябину

- на золотую рыбку

Проверка работы в группах. Слайд

(горы) (целеустремленная…)

(радуга) (гармоничная, радостная, счастливая, радостная…)

(родник) (чистая, честная…)

(цветы) (красивая, прекрасная…)

(лебеди) (верная, нежная, дружелюбная…)

(пчелы) (трудолюбивая, дружная…)

(рябина) (щедрая, бескорыстная…)

(золотая рыбка) (скромная, справедливая…)

4.Физкультминутка. - Что для жизни нужно?

-Солнце!

- Что для дружбы нужно?

- Сердце!

- Что для сердца нужно?

- Счастье!

- Что для счастья нужно?

- Мир!

- Как вы думаете, могут ли неродные люди быть человеку как родители? Когда это происходит?

5. Чтение сказки. А. Исаакян «У солнца». Музыка. Слайд (иллюстрация к сказке)

- Как вы думаете, какой должна быть семья, чтобы ее можно было сравнить с солнцем?

(дружной, доброй, любящей, добросердечной…)

- Встречали ли вы когда-нибудь солнечные семьи?

- Свою семью вы могли бы назвать «солнечной»?

Слайд - шоу (семейные фотографии детей)

6. «Секретный конвертик». Работа по домашнему заданию. - Каждый из вас готовит для своих близких и родных «Секретный конвертик». В него вы записываете самые добрые слова, признания и пожелания своим близким. На родительском собрании мы вручим эти конверты родителям. Я думаю, для них это будет очень приятно. Давайте послушаем несколько тёплых строк о наших родных людях.

- Кто желает поделиться своими чувствами?

- Спасибо за душевные строки.

7. Ресурсный круг «В солнечной семье должна жить...» Этапы работы: 1.Подготовительный этап. Учащиеся вместе с учителем встают в круг.

- Представьте, что в семье каждого человека живет солнце, которое если о нём забывают, может погаснуть навсегда.

- Скажите, какими должны быть члены семьи по отношению друг к другу, чтобы солнце, живущее в семье, никогда не погасло? Слайд (солнце) Подумайте и ответьте: «В солнечной семье должна жить...» 2.Основной этап.

  1. Первый, стоящий в круге, отвечает на вопрос и передаёт слово, стоящему слева взглядом и прикосновением.
  2. Второй учащийся даёт свой ответ на поставленный вопрос и передаёт слово дальше…
  3. Высказываются все желающие.
  4. Учитель подчёркивает важность проделанной работы и выражает надежду, что этими мыслями они поделятся со своими родителями.
3.Рефлексия. Учитель предлагает всем взяться за руки и поблагодарить друг друга за общение.

Дети выбирают лучик солнышка по цвету, соответствующему настроению, записывают на нём «что должно жить в солнечной семье» и прикрепляют к солнышку.

- Желаю, чтобы ваша семья всегда была солнечной. Домашнее задание: - Узнай у родных, что значит дорожить доброй молвой о семье. - Продолжи фразу: «В семье на меня надеются...».






Приложение

У солнца Аветик Исаакян Давно это было. В подворотне богатого дома жил малыш-сирота, одетый в лохмотья. Прислонясь спиной к стене, он протягивал руку прохожим. Весна еще только проклюнулась, но ближние горы уже зеленели, и ласковое весеннее солнце с добротою взирало на все окрестности. Прохожие сновали по тротуару, и никто ни разу не глянул, не хотел глянуть на бедного сироту. Когда солнце стало медленно клониться к вершине зелёной горы, подул холодный ветер, и бедного, бездомного мальчонку забила дрожь. - О, красное солнце, доброе солнце, ты одно меня согревало, зачем ты уходишь, оставляешь меня в этой холодной мгле? Ни матери-то, у меня нет, ни дома. Куда мне горемыке, деваться, к кому пойти. Вернись, забери меня с собой, доброе солнце!.. Малыш беззвучно плакал, и слезы катились по его изнеможенному лицу. А люди расходились по домам, и никто не видел и не слышал его. Никто не хотел видеть и слышать… И солнце скользнуло за гору и… больше не показалось. - Доброе солнце, я знаю, ты ушло к своей маме. Там, за горою, ваш дом. Я приду, приду к тебе. Скоро, очень скоро приду… И несчастный малыш, весь дрожа от холода, хватаясь за стены домов богачей, все шёл и шёл, пока, наконец, не вышел из города. Вот он добрался до ближайшей горы. Подъём был для него очень трудным - все камни и камни. Все ноги поотбивал. И болели они от этого нестерпимо, но мальчик, не останавливаясь, шёл и шёл вверх. Опустилась кромешная тьма и укрыла зелёную гору чёрным покрывалом. Над вершиной зазывно поблёскивали звёзды. А ветер, холодный и сильный, всё дул, завывая в ущельях и скалах. Иногда вдруг проносились чернокрылые филины, промышляя в ночи добычу. Малыш уверенно, без страха шёл выше и выше. И вдруг он услышал лай собаки. А спустя мгновение услышал ещё и чей-то голос в ночи. - Кто ты? Куда путь держишь? - Я мальчик. К солнцу иду. Не скажешь ли ты добрый человек, где дом солнца? Далеко или близко? К мальчику подошел человек с лучиной в руках и ласково проговорил: - Ты, наверное, устал? И к тому же не пивши, не евши? Пойдем-ка пока ко мне. Как же родители отпустили тебя одного в эдакий холод и тьму? - Нет у меня родителей. Я сирота… - Пойдём, сыночек, ко мне, - снова сказал добрый незнакомец и взяв мальчика за руку, повёл к себе в дом. А дом его - маленькая хижина. Все домочадцы доброго человека сидели вокруг стола - жена и трое детишек. В огромном дворе рядом с хижиной блеяли овцы. Человек этот был пастухом - пас отару в горах. - Милые дети, я вам братца привёл. Пусть отныне вас будет не трое, а четверо. Там, где кормятся трое, прокормится и четвёртый. Любите друг друга. И обнимитесь-ка с новым братцем. Раньше других мальчика обняла жена пастуха. Обняла и нежно, как мать расцеловала. Затем и дети подошли, по-братски обняли. А мальчик от счастья только плакал. Но вот все сели за стол, весёлые, счастливые. Потом мать постелила постель и всех рядом уложила возле себя. Мальчик за день устал и потому тотчас сладко заснул. Спал и все улыбался. Ему снилось, что он пришел, наконец, к солнцу, крепко-крепко обнял солнце и вот теперь спит, обнявшись с ним, согретый и обласканный. И радость так переполняла сердце мальчика, что он проснулся. Проснулся и видит: вовсе он не солнце, а братьев своих обнимает и еще крепко держится за руку матери. Тут мальчик и понял, что солнце, оно здесь и есть, в этом доме. И он в объятьях солнца.

13


© 2010-2022