- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект открытого урока русского языка Правописание слов с суффиксами -ок-, ек
Конспект открытого урока русского языка Правописание слов с суффиксами -ок-, ек
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Попова Д.К. |
Дата | 30.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 села Трёхсельского
муниципального образования Успенский район
Цель урока: формировать у обучающихся умение писать суффиксы - ек -, - ик -;
Задачи урока:
-
организовать наблюдение за написанием суффиксов - ек -, - ик -; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов - ек -, - ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;
-
способствовать развитию орфографической зоркости, логики;
-
способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.
Оборудование:
презентация к уроку, персональные компьютеры, проектор, карточки для групповой работы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
«Психологическая установка на работу»
Учитель. Улыбнемся друг другу, дети.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться!
Дети настраиваются на активную работу на уроке.
2. Минутка чистописания.
Учитель - Что вы узнали в узорах своего показа?
Ученик - Суффикс -ИЩ- .
Игра с суффиксами. (Слайд № 3)
Учитель. - Ребята, я посмотрела через увеличительное стекло и вижу, что это не кот, а… Ученик - Котище. Учитель - Не слон, а … Ученик - Слонище. Учитель - Не дом, а … Ученик. - Домище. Учитель - Каким способом образованы новые слова? Ученик - Новые слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом. Учитель - Какой суффикс помог образовать новые слова?
Ученик - Суффикс -ищ-.
Учитель - На что он указывает?
Ученик - Суффикс -ищ- указывает на то, что предмет очень большой. Учитель - Пропишите слова, обратите внимание на соединение. Дети записывают данные слова в тетради и выделяют суффикс.
-
Стадия вызова.
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.
Приём «Найди верное выражение». (Слайды № 4-9)
(Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала)
Найди верное утверждение:
Суффикс - это маленькое слово
Суффикс служит для образования новых слов
Суффикс стоит перед корнем.
Суффикс имеет значение.
Суффиксы - евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн образуют отчества
Суффикс ёнок пишется после твердых согласных и [ч']
Суффикс - это часть слова.
Суффикс служит для связи слов в предложении
Суффикс стоит после корня.
Суффикс не имеет значение.
Суффиксы - евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн образуют фамилии.
Суффикс ёнок пишется после мягких согласных, кроме [ч'].
(Подведение итогов)
Учитель - О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?
Ученик - О суффиксе. (Слайд № 10)
-
Стадия осмысления.
Методический прием инсерт
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.
-
Работа с текстом (индивидуальная и парная)
Каждому ребенку выдается текст. (Слайд № 11)
Ученик читает текст, делает пометки на полях по мере осмысления информации.
После индивидуального разбора текста идет обсуждение с соседом по парте, где ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
Карточка № 1
-
Суффикс - это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс имеет значение.
-
Чтобы выделить в слове суффикс нужно:
-
Выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова.
-
Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова.
-
Выделить в слове суффикс.
-
-
Суффиксы -ушк-, -юшк-, -к- имеют уменьшительно-ласкательное значение.
-
После мягких согласных, кроме [ч'], пишется суффикс - ёнок-: тигренок, теленок.
-
После твердых согласных и [ч'], пишется суффикс - онок-: волчонок, мышонок.
-
Есть два похожих суффикса: -ик- и -ек- : [дом'ик], [внуч'ик], [топор'ик],
[молоточ'ик]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному.
Учитель - Перед каждым из вас лежит текст, проработайте его, отметьте информацию знаками, а затем результаты обсудите с соседом по парте.
Учитель - Что узнали нового? Какие вопросы у вас возникли при чтении текста?
Ученик - Поставил восклицательный знак возле цифры 4 и 5, потому что немного затрудняюсь при письме этих суффиксов.
Ученик - Я поставил восклицательный знак возле цифры 6. Думаю, следует обратить внимание, потому что информация непонятна.
Ученик - А я поставил возле шестерки знак вопроса. Я думаю, что это для нас это информация непонятна, потому что новая. Можно сделать предположение, что это новая тема нашего урока.
Ученик - Интересно было бы узнать, когда надо написать суффикс -ик-, а когда -ек-. Ведь они произносятся без ударения одинаково, а пишутся по-разному.
-
Решение проблемного вопроса
Учитель - Давайте с вами заглянем в сказку Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». (Слайд № 12-13)
Учитель - Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?
Ученик - Витя не знал, как написать слова КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК.
Ученик - Витя не знал какой суффикс вставить в эти слова: -ик- или -ек-.
Учитель - Определите тему нашего урока.
Ученик - Мы знакомимся с новыми суффиксами -ик-и -ек-.
Учитель - Чем же мы будем заниматься?
Ученик - Мы знакомимся с новыми суффиксами -ик-и -ек-.
Учитель - Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
Ученик - Научиться писать слова с суффиксами -ек -, - ик -.
Ученик - Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами -ек -, - ик
Учитель - Начертите в тетрадях шкалу самооценки и оцените свое умение писать суффиксы -ик-и -ек-. (Самостоятельное определение детьми уровня собственных знаний).
Учитель - Знаем ли мы, как они пишутся? (Слайд № 14) Как мы можем узнать об этом?
Ученик. - Можно прочитать правило в учебнике.
Ученик - Можно самим вывести это правило.
Учитель - Какой путь вы выбираете?
Ученик - Вывести самим. - Это интереснее. - Правило лучше запоминается. - Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.
Прием «Мозговой штурм». Групповая работа
Учитель - Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-.
(Группы созданы по уровням. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски).
Карточка № 2
1 уровень
Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-
Есть арбузик - нет арбузика
Есть бантик - нет бантика
Есть барашек - нет барашка
Есть горошек - нет горошка.
Карточка № 3
2 уровень
Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-.
билетик (нет) кармашка
садик (нет) пенёчка
кармашек (нет) садика
пенёчек (нет) билетика
Карточка № 4
3 уровень
Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.
Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-.
ключик -
кораблик -
замочек -
сыночек-
Выводы, которые ученики сделали на уроке:
1 группа:
Мы сравнили пару слов: есть арбузик - нет арбузика. Заметили, что и в первом и во втором слове есть суффикс -ик-. Сравнили эту пару слов с другой: есть барашек - нет барашка. Здесь в первом случае пишется суффикс - ек-, а во втором слове мы его не увидели.
В разговор вмешалась вторая группа.
А мы соединили пары слов и тоже заметили, что у нас в словах билетик - (нет) билетика, суффикс -ик- во втором слове сохранился. А в паре слов пенёчек - (нет) пенёчка, в первом слове суффикс - ек-, а во втором слове его нет, он исчез, пропал.
1 группа:
Получилось, что со второй группой мы получили одинаковые результаты. Мы сделали вывод, что если изменив слово суффикс -ик- сохранился, то пишем в суффиксе гласную И. А если изменив слово суффикса -ик- в слове нет, то пишем в суффиксе гласную Е.
3 группа:
Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например:
ключик - нет ключика, кораблик - нет кораблика, и заметили, что гласная в суффиксе осталась на месте. Решили, что если изменив форму слова, гласная остается, то пишется суффикс -ик-.
Потом мы изменили форму других слов. Например: замочек - нет замочка, сыночек - нет сыночка, заметили, что гласная в суффиксе исчезла. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс -ек-.
2 группа:
Если сравнить наши выводы, то можно сказать, что они одинаковы. Мы тоже сделали такой же вывод.
Учитель - Давайте послушаем, как эту проблему решил Витя Перестукин. (Слайд № 15)
Учитель - Как проверить верность наших выводов и высказывания Вити?
Д. - Надо прочитать правило в учебнике.
Учитель - Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 89. Прочитайте правило. Какое открытие вы для себя сделали?
Ученик - Работая с текстом, мне было не понятно последнее высказывание. Теперь я понял его. Я узнал когда пишется суффикс -ик -, а когда суффикс -ек -.
Ученик - Я понял, что вместе, дружно работать веселее. Можно узнать много нового. Сегодня для меня было открытием новое правило о суффиксах -ик -,-ек -.
5. Физминутка.
Учитель - Если я назову слова с суффиксом -ик - приседают мальчики, с суффиксом -ек - приседают девочки.
Пёсик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, цветочек, дождик.
6. Составление алгоритма.
Учитель - Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы.
(Дети предлагают свои варианты)
Учитель - Сравните свои алгоритмы с алгоритмом на слайде. (Слайд № 16) Что заметили?
Ученик - На слайде порядок действия описан тот же, что мы предлагали.
7. Физминутка. (Слайд № 17 )
а). Зарядка для глаз. б). Пальчиковая зарядка
8. Закрепление.
Выполнение учащимися различных заданий.
Учитель - Давайте с вами определим шаги, которые мы должны сделать, чтобы правильно написать суффиксы -ик - и -ек -.
Дети рассказывают своих предположениях, а затем сверяют их со слайдом № 18..
а. Дифференцированная работа
(Задание для слабоуспевающих детей - 1 группа)
На слайде № 19:
(Задание выполняется комментировано под руководством учителя)
Платоч…, стол…, листоч…, билет…, песоч…к, зуб…к.
После окончания этой работы, подводим итог:
Когда слове пишется суффикс -ик , а когда -ек -?
Задание для 2 и 3 группы. (Выполняют задание в рабочей тетради №2 на стр. 28 упражнение 1, после выполнения работы проверка)
Учитель - Какой вывод по этой работе сделаем? Дети делают выводы.
б). Редактирование слов
Учитель -Ваша задача найти ошибки, исправить их и доказав правильность своего утверждения, списать правильно.
Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.
Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.
Учитель - Какие выводы по этой работе вы можете сделать?
- Вы были очень внимательны при выполнении этого задания, нашли все допущенные ошибки и умело доказали свою точку зрения
9. Самостоятельная работа.
Ученики работают по карточкам и за компьютерами.
Учитель - Рассмотрите задание. Что не ясно?
На столах у детей карточка № 5. Задание выполняется в карточке. В это же время к двум компьютерах подходят ученики и проверяют свои знания по написанию суффиксов -ик -,-ек-. Затем их по очереди сменяют другие. (Слайд № 20)
10. Итог урока. Рефлексия.
Какова была тема урока? А проблема?
Что нового вы сегодня узнали?
Для чего мы учимся правильно писать суффиксы -ик -,-ек -?
Какое умение мы оценивали в начале урока?
Давайте оценим умение писать суффиксы -ик -,-ек - еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.
Чьи умения писать суффиксы изменилось? Как? Кто остался на том же уровне?
Теперь вы еще умнее и научились применять новое правило на практике.
Прием «Написание синквейна»
Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Учитель - А сейчас давайте оформим вывод, написав синквейн.
Напоминаю:
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение.
Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Написание синквейна детьми.
1.Суффиксы -ик -,-ек -.
2.Гласный, уменьшительно-ласкательный.
3.Изменяем, не выпадает, выпадает.
4.Если слово ты изменишь, узнаешь какой суффикс надо писать.
5.Внимание.
1.Суффиксы -ик -,-ек -.
2.Исчезающий, остающийся.
3.Пишется, убегает, остается.
4.Гласный звук исчез - пиши суффикс -ек -.
5.Ласкательный.
1.Суффиксы -ик -,-ек -.
2.Маленький, ласковый.
3.Подставлю, слышим, пишем.
4.Гласный звук не пропал - пиши суффикс -ик -, а пропал, значит, суффикс -ек -.
5.Добрый.
XI. Домашнее задание. Оценки за урок.
У. - Запишите домашнее задание: правило на стр. 112, упр. 3 на стр. 113.
Прочитаем задание. Какие вопросы у вас возникли?
Ученики разбирают домашнее задание.