Конспект открытого урока русского языка Правописание слов с суффиксами -ок-, ек

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 села Трёхсельского

муниципального образования Успенский район




Конспект открытого урока русского языка Правописание слов с суффиксами -ок-, ек

Конспект открытого урока русского языка Правописание слов с суффиксами -ок-, ек

Цель урока: формировать у обучающихся умение писать суффиксы - ек -, - ик -;

Задачи урока:

  • организовать наблюдение за написанием суффиксов - ек -, - ик -; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов - ек -, - ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

  • способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

  • способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

Оборудование:

презентация к уроку, персональные компьютеры, проектор, карточки для групповой работы.



Ход урока:

1. Организационный момент.

«Психологическая установка на работу»

Учитель. Улыбнемся друг другу, дети.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться!

Дети настраиваются на активную работу на уроке.

2. Минутка чистописания.

Учитель - Что вы узнали в узорах своего показа?

Ученик - Суффикс -ИЩ- .

Игра с суффиксами. (Слайд № 3)

Конспект открытого урока русского языка Правописание слов с суффиксами -ок-, ек Учитель. - Ребята, я посмотрела через увеличительное стекло и вижу, что это не кот, а… Ученик - Котище. Учитель - Не слон, а … Ученик - Слонище. Учитель - Не дом, а … Ученик. - Домище. Учитель - Каким способом образованы новые слова? Ученик - Новые слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом. Учитель - Какой суффикс помог образовать новые слова?

Ученик - Суффикс -ищ-.

Учитель - На что он указывает?

Ученик - Суффикс -ищ- указывает на то, что предмет очень большой. Учитель - Пропишите слова, обратите внимание на соединение. Дети записывают данные слова в тетради и выделяют суффикс.


  1. Стадия вызова.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

Приём «Найди верное выражение». (Слайды № 4-9)

(Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала)

Конспект открытого урока русского языка Правописание слов с суффиксами -ок-, екКонспект открытого урока русского языка Правописание слов с суффиксами -ок-, ек

Найди верное утверждение:

Суффикс - это маленькое слово

Суффикс служит для образования новых слов

Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс имеет значение.

Суффиксы - евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн образуют отчества

Суффикс ёнок пишется после твердых согласных и [ч']

Суффикс - это часть слова.

Суффикс служит для связи слов в предложении

Суффикс стоит после корня.

Суффикс не имеет значение.

Суффиксы - евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн образуют фамилии.

Суффикс ёнок пишется после мягких согласных, кроме [ч'].

(Подведение итогов)

Учитель - О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?

Ученик - О суффиксе. (Слайд № 10)

Конспект открытого урока русского языка Правописание слов с суффиксами -ок-, ек

  1. Стадия осмысления.

Методический прием инсерт

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

  1. Работа с текстом (индивидуальная и парная)

Каждому ребенку выдается текст. (Слайд № 11)

Конспект открытого урока русского языка Правописание слов с суффиксами -ок-, ек

Ученик читает текст, делает пометки на полях по мере осмысления информации.

После индивидуального разбора текста идет обсуждение с соседом по парте, где ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Карточка № 1

  1. Суффикс - это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс имеет значение.

  1. Чтобы выделить в слове суффикс нужно:

    • Выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова.

    • Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова.

    • Выделить в слове суффикс.

  2. Суффиксы -ушк-, -юшк-, -к- имеют уменьшительно-ласкательное значение.

  3. После мягких согласных, кроме [ч'], пишется суффикс - ёнок-: тигренок, теленок.

  4. После твердых согласных и [ч'], пишется суффикс - онок-: волчонок, мышонок.

  5. Есть два похожих суффикса: -ик- и -ек- : [дом'ик], [внуч'ик], [топор'ик],

[молоточ'ик]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

Учитель - Перед каждым из вас лежит текст, проработайте его, отметьте информацию знаками, а затем результаты обсудите с соседом по парте.

Учитель - Что узнали нового? Какие вопросы у вас возникли при чтении текста?

Ученик - Поставил восклицательный знак возле цифры 4 и 5, потому что немного затрудняюсь при письме этих суффиксов.

Ученик - Я поставил восклицательный знак возле цифры 6. Думаю, следует обратить внимание, потому что информация непонятна.

Ученик - А я поставил возле шестерки знак вопроса. Я думаю, что это для нас это информация непонятна, потому что новая. Можно сделать предположение, что это новая тема нашего урока.

Ученик - Интересно было бы узнать, когда надо написать суффикс -ик-, а когда -ек-. Ведь они произносятся без ударения одинаково, а пишутся по-разному.


  1. Решение проблемного вопроса

Учитель - Давайте с вами заглянем в сказку Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». (Слайд № 12-13)

Конспект открытого урока русского языка Правописание слов с суффиксами -ок-, ек

Конспект открытого урока русского языка Правописание слов с суффиксами -ок-, екКонспект открытого урока русского языка Правописание слов с суффиксами -ок-, ек

Учитель - Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?

Ученик - Витя не знал, как написать слова КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК.

Ученик - Витя не знал какой суффикс вставить в эти слова: -ик- или -ек-.

Учитель - Определите тему нашего урока.

Ученик - Мы знакомимся с новыми суффиксами -ик-и -ек-.

Учитель - Чем же мы будем заниматься?

Ученик - Мы знакомимся с новыми суффиксами -ик-и -ек-.

Учитель - Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

Ученик - Научиться писать слова с суффиксами -ек -, - ик -.

Ученик - Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами -ек -, - ик

Учитель - Начертите в тетрадях шкалу самооценки и оцените свое умение писать суффиксы -ик-и -ек-. (Самостоятельное определение детьми уровня собственных знаний).

Учитель - Знаем ли мы, как они пишутся? (Слайд № 14) Как мы можем узнать об этом?

Конспект открытого урока русского языка Правописание слов с суффиксами -ок-, ек

Ученик. - Можно прочитать правило в учебнике.

Ученик - Можно самим вывести это правило.

Учитель - Какой путь вы выбираете?

Ученик - Вывести самим. - Это интереснее. - Правило лучше запоминается. - Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.

Прием «Мозговой штурм». Групповая работа

Учитель - Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-.

(Группы созданы по уровням. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски).

Карточка № 2

1 уровень

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-

Есть арбузик - нет арбузика

Есть бантик - нет бантика

Есть барашек - нет барашка

Есть горошек - нет горошка.

Карточка № 3

2 уровень

Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-.

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Карточка № 4

3 уровень

Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-.

ключик -

кораблик -

замочек -

сыночек-

Выводы, которые ученики сделали на уроке:

1 группа:

Мы сравнили пару слов: есть арбузик - нет арбузика. Заметили, что и в первом и во втором слове есть суффикс -ик-. Сравнили эту пару слов с другой: есть барашек - нет барашка. Здесь в первом случае пишется суффикс - ек-, а во втором слове мы его не увидели.

В разговор вмешалась вторая группа.

А мы соединили пары слов и тоже заметили, что у нас в словах билетик - (нет) билетика, суффикс -ик- во втором слове сохранился. А в паре слов пенёчек - (нет) пенёчка, в первом слове суффикс - ек-, а во втором слове его нет, он исчез, пропал.

1 группа:

Получилось, что со второй группой мы получили одинаковые результаты. Мы сделали вывод, что если изменив слово суффикс -ик- сохранился, то пишем в суффиксе гласную И. А если изменив слово суффикса -ик- в слове нет, то пишем в суффиксе гласную Е.

3 группа:

Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например:

ключик - нет ключика, кораблик - нет кораблика, и заметили, что гласная в суффиксе осталась на месте. Решили, что если изменив форму слова, гласная остается, то пишется суффикс -ик-.

Потом мы изменили форму других слов. Например: замочек - нет замочка, сыночек - нет сыночка, заметили, что гласная в суффиксе исчезла. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс -ек-.

2 группа:

Если сравнить наши выводы, то можно сказать, что они одинаковы. Мы тоже сделали такой же вывод.

Учитель - Давайте послушаем, как эту проблему решил Витя Перестукин. (Слайд № 15)

Конспект открытого урока русского языка Правописание слов с суффиксами -ок-, ек

Учитель - Как проверить верность наших выводов и высказывания Вити?

Д. - Надо прочитать правило в учебнике.

Учитель - Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 89. Прочитайте правило. Какое открытие вы для себя сделали?

Ученик - Работая с текстом, мне было не понятно последнее высказывание. Теперь я понял его. Я узнал когда пишется суффикс -ик -, а когда суффикс -ек -.

Ученик - Я понял, что вместе, дружно работать веселее. Можно узнать много нового. Сегодня для меня было открытием новое правило о суффиксах -ик -,-ек -.

5. Физминутка.

Учитель - Если я назову слова с суффиксом -ик - приседают мальчики, с суффиксом -ек - приседают девочки.

Пёсик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, цветочек, дождик.

6. Составление алгоритма.

Учитель - Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы.

(Дети предлагают свои варианты)

Учитель - Сравните свои алгоритмы с алгоритмом на слайде. (Слайд № 16) Что заметили?

Конспект открытого урока русского языка Правописание слов с суффиксами -ок-, ек

Ученик - На слайде порядок действия описан тот же, что мы предлагали.

7. Физминутка. (Слайд № 17 )

Конспект открытого урока русского языка Правописание слов с суффиксами -ок-, ек

а). Зарядка для глаз. б). Пальчиковая зарядка

8. Закрепление.

Выполнение учащимися различных заданий.

Учитель - Давайте с вами определим шаги, которые мы должны сделать, чтобы правильно написать суффиксы -ик - и -ек -.

Дети рассказывают своих предположениях, а затем сверяют их со слайдом № 18..

Конспект открытого урока русского языка Правописание слов с суффиксами -ок-, ек

а. Дифференцированная работа

(Задание для слабоуспевающих детей - 1 группа)

На слайде № 19:

Конспект открытого урока русского языка Правописание слов с суффиксами -ок-, ек

(Задание выполняется комментировано под руководством учителя)

Платоч…, стол…, листоч…, билет…, песоч…к, зуб…к.

После окончания этой работы, подводим итог:

Когда слове пишется суффикс -ик , а когда -ек -?

Задание для 2 и 3 группы. (Выполняют задание в рабочей тетради №2 на стр. 28 упражнение 1, после выполнения работы проверка)

Учитель - Какой вывод по этой работе сделаем? Дети делают выводы.

б). Редактирование слов

Учитель -Ваша задача найти ошибки, исправить их и доказав правильность своего утверждения, списать правильно.

Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.

Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.

Учитель - Какие выводы по этой работе вы можете сделать?

- Вы были очень внимательны при выполнении этого задания, нашли все допущенные ошибки и умело доказали свою точку зрения

9. Самостоятельная работа.

Ученики работают по карточкам и за компьютерами.

Учитель - Рассмотрите задание. Что не ясно?

На столах у детей карточка № 5. Задание выполняется в карточке. В это же время к двум компьютерах подходят ученики и проверяют свои знания по написанию суффиксов -ик -,-ек-. Затем их по очереди сменяют другие. (Слайд № 20)

10. Итог урока. Рефлексия.

Какова была тема урока? А проблема?

Что нового вы сегодня узнали?

Для чего мы учимся правильно писать суффиксы -ик -,-ек -?

Какое умение мы оценивали в начале урока?

Давайте оценим умение писать суффиксы -ик -,-ек - еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.

Чьи умения писать суффиксы изменилось? Как? Кто остался на том же уровне?

Теперь вы еще умнее и научились применять новое правило на практике.

Прием «Написание синквейна»

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Учитель - А сейчас давайте оформим вывод, написав синквейн.

Напоминаю:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение.

Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Написание синквейна детьми.

1.Суффиксы -ик -,-ек -.

2.Гласный, уменьшительно-ласкательный.

3.Изменяем, не выпадает, выпадает.

4.Если слово ты изменишь, узнаешь какой суффикс надо писать.

5.Внимание.

1.Суффиксы -ик -,-ек -.

2.Исчезающий, остающийся.

3.Пишется, убегает, остается.

4.Гласный звук исчез - пиши суффикс -ек -.

5.Ласкательный.

1.Суффиксы -ик -,-ек -.

2.Маленький, ласковый.

3.Подставлю, слышим, пишем.

4.Гласный звук не пропал - пиши суффикс -ик -, а пропал, значит, суффикс -ек -.

5.Добрый.

XI. Домашнее задание. Оценки за урок.

У. - Запишите домашнее задание: правило на стр. 112, упр. 3 на стр. 113.

Прочитаем задание. Какие вопросы у вас возникли?

Ученики разбирают домашнее задание.

Конспект открытого урока русского языка Правописание слов с суффиксами -ок-, ек


© 2010-2022