- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку на тему «Правописание о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц. »
Урок по русскому языку на тему «Правописание о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц. »
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дреев Д.А. |
Дата | 05.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Шахтинский педагогический колледж»
Технологическая карта (план-конспект)
урока русского языка,
проведенного в 3 «А» классе
гимназии им. А. С. Пушкина
студентом группы 3 «А»
ГБПОУ РО «ШПК»
Дреевым Дмитрием Александровичем
Дата проведения: 15.03.2016 г.
Учитель: Астраханцева Т. В.
Преподаватель-руководитель практики: Асидулина М. И.
Оценка:
Дата 15.03.2016 ФИО учителя Астраханцева Татьяна Викторовна
Класс 3 «А» ФИО практиканта Дреев Дмитрий Александрович
Технологическая карта урока №7
Предмет: Русский язык
Целевой блок
Тема урока:
«Правописание о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц.»
Цель урока:
1.Создать на уроке ситуацию, помогающую узнать правило написания окончаний существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц;
2.Способствовать развитию орфографической зоркости, внимательности; воспитанию чувства взаимоуважения.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
-Умение анализировать, сравнивать, обобщать, развивать внимание, память;
- Умение работать с правилом на уроке.
Личностные УУД:
-Умение признавать важность учебы и познания нового; понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия;
-Умение проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.
Метапредметные УУД:
*Регулятивные: 1.Умение участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
2.Умение сотрудничать с одноклассниками;
3.Умение сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
4.Умение вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.
*Коммуникативные: 1.Умение подтверждать аргументы фактами;
2.Умение участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.
*Познавательные: 1.Умение делать выводы на основе обобщения;
2.Умение определять последовательность действий для решения предметной задачи.
Инструментальный блок
Тип урока:
Урок введения нового знания и формирования УУД
Формы, приёмы и методы
Словесный, наглядный, практический, частично - поисковый, логические
Образовательные ресурсы:
Учебник,
Раздаточный материал,
ТСО, доска, мел
План урока.
1. Организация начала урока.1-3 мин.
2. Актуализация знаний.10 мин.
3. Постановка проблемы.10-15 мин.
4. Физминутка 3-5 мин.
5. «Открытие» детьми новых знаний.7-10мин.
6. Итог урока. Рефлексия.3-5 мин.
Ход урока:
1. Организация начала урока
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дмитрий Александрович и урок русского языка сегодня проведу у вас я. Садитесь. Проверили готовность к уроку.
На парте у вас учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, ластик.
2.Актуализация знаний.
-Откройте тетради. Запишите число, классная работа
Запись под диктовку
Мяч, туча, сторож, плечо, свеча, товарищ, крыша.
- Как написали слова мяч, сторож, товарищ? (без ь, потому что м.р)
- Что можно сказать за эти слова? (сущ-е, ед. число, с буквами, обозначающими шипящие звуки)
- Подчеркните буквы, обозначающие шипящие звуки
-Назовите и запишите одним словом.
-
Инструмент в виде стержня, изготавливаемый из пишущего материала (угля, графита, сухих красок), применяемый для письма, рисования, черчения. (карандаш)
-
Выращиваемые на грядах корнеплод. (овощ)
-
Искусственный камень-брусок , сбитый из глины и обоженный для стройки. Бывает огнеупорный и красный. (кирпич)
-
Вещи, груз пассажиров, упакованные для отправки, перевозки. (багаж)
-
Дикий зверек отряда грызунов, с длинными ушами и сильными задними ногами (заяц)
-Что объединяет все эти слова? (существительные, м.р, 2 скл, словарные слова)
-Назовите буквы, на которые оканчивается основа этих слов? (ш,щ,ч.ж,ц)
-Какие это звуки? (шипящие) ц-свистящий
-Шипящие - самые капризные буквы. Очень плохо гласной, когда перед ней оказывается шипящий. Уж очень трудно живётся двум гласным с ними. Что же это за гласные? Кто же поможет нам познакомиться с этими незнакомками? Нам нужна помощь. Для этого надо собрать слово из первых букв слов.
-Какое слово получилось? (ключ)
Вот этот ключ знаний нам и поможет.
3. Постановка проблемы.
-Посмотрите на предложение:
Работа бьёт ключ_м.
-Как вы понимаете такое выражение? (бурно проходит, активно продвигается)
-Как называют такие выражения в русском языке? ( фразеологизмы-устойчивые сочетания)
-Посмотри на слово, в котором пропущена буква, в какой части слова она пропущена? (в окончании)
-После какого согласного звука она пропущена? (после ч- шипящий).
-Какая стоит перед нами задача? (правильно написать в окончании гласную)
4. Физминутка.
Поднимайся, 3 класс!
Слепим мы снежки сейчас!
Снежок - первый, вот - второй,
Покрутили головой!
Снежок - три, снежок - четыре,
Руки разведём пошире!
Снежок - пять, а вот и шесть,
У нас силы ещё есть!
Семь снежок, а вот и восемь,
Помощи мы не попросим!
Ох, устали мы резвиться,
Дальше будем мы учиться!
5. «Открытие» детьми новых знаний.
За тучей со свечой
Над рощей с малышом
-Посмотрите внимательно на эти слова.
-Что их объединяет? (слова в Т.п.-он особый)
-По какому принципу они записаны в 2 столбика.
-Давайте поставим ударение. Что вы заметили? (под ударением -о, без ударения-е)
-Вернёмся к нашему предложению.( слайд 7)
-Какую гласную мы должны написать в окончании?
-Сформулируйте тему урока.
- Откройте учебник на стр. 64. Прочитайте упр. 131.
Сто веселых упражнений.
Со скакалкой и мячом!
Будешь делать их без лени,
Тоже станешь силачом.
Волк играет с Зайцем в мячик.
Это что-нибудь да значит.
2. Выпишите существительные 2-го склонения в творительном падеже. Поставь знак ударения. Сравните ударные и безударные окончания. Чем они отличаются?
(мячом, силачом, зайцем) отличаются тем, что под ударением пишется о, а без ударения е.
-Молодцы, правильно. А теперь выполним упражнение 132. Прочитайте задание.
-Выпишите в один столбик существительные с ударными окончаниями, а в другой - с безударными.
Играл с мячом, стоял под крышей, сидел над чертежом, затянуло тучей, выложил кирпичом, зашел за Мишей, спорил с Наташей, ходил с товарищем.
1 столбик 2 столбик
Играл с мячом стоял под крышей
Сидел над чертежом затянуло тучей
Выложил кирпичом зашел за Мишей
спорил с Наташей
ходил с товарищем
2. Обратите внимание, какая буква стоит после букв, обозначающих шипящие звуки, в ударных окончаниях, какая- в безударных.
- Молодцы, ребята. Сейчас выполним упражнение 134. Прочитайте.
-В какой части слова выделены буквы о и е? (В окончании)
Прикинулся овцой, сад перед больницей, мешок с пшеницей, следил за птицей.
2. Запишите словосочетания. Выделите окончания существительных.
3. Какая буква стоит после ц в ударном окончании, какая в безударном? (В ударном окончании после ц стоит буква о, без ударения е).
Правило: В окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц, под ударением пишется о, без ударения - е ( свечой - тучей, плащом - товарищем, овцой - птицей).
-Прочитайте правило еще раз.
-Кто может рассказать какая буква пишется в окончаниях существительных, после букв, обозначающих шипящие звуки под ударением, а какая без ударения?
6. Итог урока. Рефлексия.
-С какой темой на уроке мы познакомились? (Правописание о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц)
Итоговая беседа.
Я умею ………….
Я научился ………
Я хочу научиться …….
-Записываем домашнее задание. Стр. 64, упр. 133
-Встали. Урок окончен. Спасибо.