• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок по русскому языку на тему «Правописание о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц. »

Урок по русскому языку на тему «Правописание о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц. »

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Шахтинский педагогический колледж»



Технологическая карта (план-конспект)

урока русского языка,

проведенного в 3 «А» классе

гимназии им. А. С. Пушкина

студентом группы 3 «А»

ГБПОУ РО «ШПК»

Дреевым Дмитрием Александровичем



Дата проведения: 15.03.2016 г.

Учитель: Астраханцева Т. В.

Преподаватель-руководитель практики: Асидулина М. И.

Оценка:

Дата 15.03.2016 ФИО учителя Астраханцева Татьяна Викторовна

Класс 3 «А» ФИО практиканта Дреев Дмитрий Александрович

Технологическая карта урока №7

Предмет: Русский язык

Целевой блок

Тема урока:

«Правописание о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц.»

Цель урока:

1.Создать на уроке ситуацию, помогающую узнать правило написания окончаний существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц;

2.Способствовать развитию орфографической зоркости, внимательности; воспитанию чувства взаимоуважения.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

-Умение анализировать, сравнивать, обобщать, развивать внимание, память;

- Умение работать с правилом на уроке.

Личностные УУД:

-Умение признавать важность учебы и познания нового; понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия;

-Умение проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Метапредметные УУД:

*Регулятивные: 1.Умение участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

2.Умение сотрудничать с одноклассниками;

3.Умение сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

4.Умение вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

*Коммуникативные: 1.Умение подтверждать аргументы фактами;

2.Умение участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

*Познавательные: 1.Умение делать выводы на основе обобщения;

2.Умение определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Инструментальный блок

Тип урока:

Урок введения нового знания и формирования УУД

Формы, приёмы и методы

Словесный, наглядный, практический, частично - поисковый, логические

Образовательные ресурсы:

Учебник,

Раздаточный материал,

ТСО, доска, мел

План урока.

1. Организация начала урока.1-3 мин.

2. Актуализация знаний.10 мин.

3. Постановка проблемы.10-15 мин.

4. Физминутка 3-5 мин.

5. «Открытие» детьми новых знаний.7-10мин.

6. Итог урока. Рефлексия.3-5 мин.

Ход урока:

1. Организация начала урока

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дмитрий Александрович и урок русского языка сегодня проведу у вас я. Садитесь. Проверили готовность к уроку.

На парте у вас учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, ластик.

2.Актуализация знаний.

-Откройте тетради. Запишите число, классная работа

Запись под диктовку

Мяч, туча, сторож, плечо, свеча, товарищ, крыша.

- Как написали слова мяч, сторож, товарищ? (без ь, потому что м.р)

- Что можно сказать за эти слова? (сущ-е, ед. число, с буквами, обозначающими шипящие звуки)

- Подчеркните буквы, обозначающие шипящие звуки

-Назовите и запишите одним словом.


  1. Инструмент в виде стержня, изготавливаемый из пишущего материала (угля, графита, сухих красок), применяемый для письма, рисования, черчения. (карандаш)


  1. Выращиваемые на грядах корнеплод. (овощ)


  1. Искусственный камень-брусок , сбитый из глины и обоженный для стройки. Бывает огнеупорный и красный. (кирпич)


  1. Вещи, груз пассажиров, упакованные для отправки, перевозки. (багаж)


  1. Дикий зверек отряда грызунов, с длинными ушами и сильными задними ногами (заяц)

-Что объединяет все эти слова? (существительные, м.р, 2 скл, словарные слова)

-Назовите буквы, на которые оканчивается основа этих слов? (ш,щ,ч.ж,ц)

-Какие это звуки? (шипящие) ц-свистящий

-Шипящие - самые капризные буквы. Очень плохо гласной, когда перед ней оказывается шипящий. Уж очень трудно живётся двум гласным с ними. Что же это за гласные? Кто же поможет нам познакомиться с этими незнакомками? Нам нужна помощь. Для этого надо собрать слово из первых букв слов.

-Какое слово получилось? (ключ)

Вот этот ключ знаний нам и поможет.

3. Постановка проблемы.

-Посмотрите на предложение:

Работа бьёт ключ_м.

-Как вы понимаете такое выражение? (бурно проходит, активно продвигается)

-Как называют такие выражения в русском языке? ( фразеологизмы-устойчивые сочетания)

-Посмотри на слово, в котором пропущена буква, в какой части слова она пропущена? (в окончании)

-После какого согласного звука она пропущена? (после ч- шипящий).

-Какая стоит перед нами задача? (правильно написать в окончании гласную)

4. Физминутка.

Поднимайся, 3 класс!

Слепим мы снежки сейчас!

Снежок - первый, вот - второй,

Покрутили головой!

Снежок - три, снежок - четыре,

Руки разведём пошире!

Снежок - пять, а вот и шесть,

У нас силы ещё есть!

Семь снежок, а вот и восемь,

Помощи мы не попросим!

Ох, устали мы резвиться,

Дальше будем мы учиться!

5. «Открытие» детьми новых знаний.

За тучей со свечой

Над рощей с малышом

-Посмотрите внимательно на эти слова.

-Что их объединяет? (слова в Т.п.-он особый)

-По какому принципу они записаны в 2 столбика.

-Давайте поставим ударение. Что вы заметили? (под ударением -о, без ударения-е)

-Вернёмся к нашему предложению.( слайд 7)

-Какую гласную мы должны написать в окончании?

-Сформулируйте тему урока.

- Откройте учебник на стр. 64. Прочитайте упр. 131.

Сто веселых упражнений.

Со скакалкой и мячом!

Будешь делать их без лени,

Тоже станешь силачом.

Волк играет с Зайцем в мячик.

Это что-нибудь да значит.

2. Выпишите существительные 2-го склонения в творительном падеже. Поставь знак ударения. Сравните ударные и безударные окончания. Чем они отличаются?

(мячом, силачом, зайцем) отличаются тем, что под ударением пишется о, а без ударения е.

-Молодцы, правильно. А теперь выполним упражнение 132. Прочитайте задание.

-Выпишите в один столбик существительные с ударными окончаниями, а в другой - с безударными.

Играл с мячом, стоял под крышей, сидел над чертежом, затянуло тучей, выложил кирпичом, зашел за Мишей, спорил с Наташей, ходил с товарищем.

1 столбик 2 столбик

Играл с мячом стоял под крышей

Сидел над чертежом затянуло тучей

Выложил кирпичом зашел за Мишей

спорил с Наташей

ходил с товарищем

2. Обратите внимание, какая буква стоит после букв, обозначающих шипящие звуки, в ударных окончаниях, какая- в безударных.

- Молодцы, ребята. Сейчас выполним упражнение 134. Прочитайте.

-В какой части слова выделены буквы о и е? (В окончании)

Прикинулся овцой, сад перед больницей, мешок с пшеницей, следил за птицей.

2. Запишите словосочетания. Выделите окончания существительных.

3. Какая буква стоит после ц в ударном окончании, какая в безударном? (В ударном окончании после ц стоит буква о, без ударения е).

Правило: В окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц, под ударением пишется о, без ударения - е ( свечой - тучей, плащом - товарищем, овцой - птицей).

-Прочитайте правило еще раз.

-Кто может рассказать какая буква пишется в окончаниях существительных, после букв, обозначающих шипящие звуки под ударением, а какая без ударения?

6. Итог урока. Рефлексия.

-С какой темой на уроке мы познакомились? (Правописание о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц)

Итоговая беседа.

Я умею ………….

Я научился ………

Я хочу научиться …….

-Записываем домашнее задание. Стр. 64, упр. 133

-Встали. Урок окончен. Спасибо.


© 2010-2022