«Активизация и развитие познавательной деятельности, как условие обеспечивающее «умение учиться» (УУД)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Активизация и развитие познавательной деятельности, как условие обеспечивающее «умение учиться» (УУД).

Швыркова Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов

МАОУ лицей № 6 ГО г.Уфа РБ, [email protected]


Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Актуальность проблемы, заключается в том, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу иногда, за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.

Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить в следующую цепочку:

«Активизация и развитие познавательной деятельности, как условие обеспечивающее «умение учиться» (УУД).

Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (потребность «Активизация и развитие познавательной деятельности, как условие обеспечивающее «умение учиться» (УУД). интерес «Активизация и развитие познавательной деятельности, как условие обеспечивающее «умение учиться» (УУД). мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся. Иными словами образование в начальной школе должно способствовать формированию «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться».

Ещё классическая педагогика прошлого утверждала - «Смертельный грех учителя - быть скучным». Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. И поэтому проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда.

Уже тогда настоятельно выдвигался деятельностный подход к проведению учебно - воспитательного процесса. Активность ученика в этом процессе обучения рассматривается нами как познавательная активность.

Признаки познавательной активности младших школьников:

а) отношение к учению (в чем видят смысл учения, регулярность и качество подготовки домашних заданий);

б) качество знаний (знание материала программы, умение применять его на практике);

в) характерные особенности учебной деятельности (мыслительная активность, сосредоточенность, устойчивость внимания, общий тонус в работе, степень высшей активности, эмоционально-волевое проявление);

г) отношение к внеучебной познавательной деятельности (увлеченность, системность, направленность).

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

При продолжении изучения этой проблемы среди младших школьников мною было проведено экспериментальное исследование с целью подтверждения теоретических положений. Это исследование проводилось в течение периода с октября 2010 по настоящее время.

Цель эксперимента: выявление уровня активизации познавательной деятельности младших школьников, путём наблюдения за работой учащихся на уроке в конкретном классе на базе МАОУ лицей № 6.

Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности как в содержание, так и в форму работы. Устойчивый познавательный интерес формировался разными средствами. Мною широко использовались:

  • Парная, групповая работа,
  • деятельностный подход,
  • элементы проблемности в обучении,
  • привлечение данных о современных достижениях науки и техники, в том числе использование ИКТ на уроке,
  • показ значимости знаний, умений, навыков,
  • организация самостоятельных работ творческого характера, использование факторов новизны,
  • Частично-поисковый метод;
  • организация взаимообучения, взаимоконтроля учащихся и пр.
Исследование проводилось в два этапа: анкетирование и наблюдение.

Цель анкетирования: Выявить и проанализировать особенности отношения детей к использованию активных форм проведения урока;

В ходе реализации исследования мною были получены следующие данные.

  1. «Какие уроки ты больше всего любишь?»

  • главное, чтобы было интересно-51%

  • с использованием игры, групповой работы-35%

  • с использованием таблиц, схем, рисунков-14%

Вывод: Таким образом, 51% детей предпочитают уроки с использованием методов активизации познавательного интереса.

  1. «Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке?»

  • Использование ИКТ-62%

  • Использование интеграции -22%

  • Работа с учебником-16%

Вывод: Таким образом, более половины детей от общей выборки -62% отмечают желание, чтобы использовались ИКТ на уроке.

3)«Как ты думаешь, какая польза от активной деятельности ученика на уроке? »

Отношение к использованию активных видов деятельности на уроке:

  • очень большая-64%

  • большая-19%

  • затруднились ответить-17%

Вывод: Таким образом, более половины детей от общей выборки - 64% отмечают значение включения активных видов деятельности в урок как - очень большое.

Таким образом, я вывела для себя то, что необходимо в каждый урок включать активную познавательную деятельность, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей, развития психических процессов.

Программа наблюдения(2 этапа) была следующей:

  1. Включение школьников в работу в начале урока.

  2. Активность при проведении устного счёта.

  3. Учебные интересы на этапе знакомства с новым учебным материалом и его закрепления.

  4. Активность детей при создании учителем состязательной мотивации.

  5. Деятельность школьников при работе в группах.

  6. Самостоятельность учеников, самооценка при выполнении заданий на повторение.

  7. Активность при проведении учителем фронтальной проверки выполненных заданий.

Например: При использовании на начальном этапе объяснения материала проблемных вопросов количество отвечающих детей возрастает.

«Активизация и развитие познавательной деятельности, как условие обеспечивающее «умение учиться» (УУД).

Или например: При использовании ИКТ на этапе закрепления так же вызывает рост активности обучающихся.

«Активизация и развитие познавательной деятельности, как условие обеспечивающее «умение учиться» (УУД).

И наконец: На этапе подведения итогов урока активность детей увеличивается, если этот этап сопровождается рефлексией.

«Активизация и развитие познавательной деятельности, как условие обеспечивающее «умение учиться» (УУД).

Лично я отдаю предпочтение технологиям проблемного обучения и часто их использую на уроках:

Урок в рамках проблемного обучения имеет следующую структуру:

  1. Проблема

  2. Расхождение мнений

  3. Момент сравнения и коррекции

  4. Момент озарения

  5. Результат деятельности

Преимущества технологии проблемного обучения:

  • учит детей мыслить логично, следовательно активизирует мыслительные процессы;

  • делает учебный материал более доказательным;

  • самостоятельно «открытые» истины и закономерности не так легко забываются;

  • развивает самостоятельность, инициативность, нестандартность мышления, критичность и самокритичность.

Так же предпочитаю использовать в учебном процессе групповую работу и уроки взаимообучения, которые очень нравятся детям. Ведь каждому хочется побывать в роли учителя. Для того, чтобы этому научиться я принимала участие в специальной творческой мастерской под названием «Коллективные формы обучения». Этот материал хорошо описан в книге В.К. Дьяченко «Сотрудничество в обучении» ( Москва, «Просвещение», 1991 г.)

О результатах моей работы пока говорить рано, но я считаю, что на своих уроках я стремлюсь:

  • учить детей задумываться над явлениями жизни путём совместной работы;

  • способствовать развитию творческого мышления;

  • учить школьников самостоятельно добывать знания;

  • заинтересовать через создание на уроках проблемных ситуаций.

Таким образом принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения - вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие, а значит, и качество работы учителя.

Нельзя человека научить на всю жизнь, надо научить учиться всю жизнь!

© 2010-2022