Портфолио как форма мониторинга развития школьника

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Портфолио

как форма мониторинга

развития школьника".Портфолио как форма мониторинга развития школьникаПортфолио как форма мониторинга развития школьникаПортфолио как форма мониторинга развития школьникаПортфолио как форма мониторинга развития школьникаПортфолио как форма мониторинга развития школьника

Оглавление

  1. Пояснительная записка

  2. Портфолио. Общие положения

    1. Портфолио - это…

    2. Цели портфолио в начальной школе

    3. Задачи портфолио

  1. Структура комплексного портфолио

  2. Оформление и учёт портфолио

  3. Выводы

1.Пояснительная записка

В Послании Президента Законодательному собранию указано, что школьное образование представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека, является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны. Кроме того, система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации. Одной из задач Концепции школы, в которой я работаю, является дифференциация и адаптация системы школьного образования по отношению к учащемуся, обеспечение максимально благоприятных условий для социализации каждого учащегося, реализации его творческого потенциала. Таким образом, мы стремимся подготовиться к решению проблемы прикладной и практической ориентации образования. Выделим некоторые направления разрабатываемой национальной образовательной стратегии. При этом обозначим основные формы, методы, приемы, средства реализации взаимоотношения учителя и ученика. Первое направление таково: уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, стиль управления школой, критерии оценки её деятельности. Проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых образовательное учреждение стремится к обучаемому: создать условия для полноценного развития, защитить его, помочь адаптироваться к изменяющему социуму, научить жить в новой социокультурной среде. В общественно-педагогическом сознании утверждается мысль о том, что образовать человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, научить жизнетворчеству. Поворот российской школы к ребенку, вызывающий повышенный интерес педагогов к идеям развивающего и личностно-ориентированного образования, побудил нас к поиску инновационных способов образований деятельности. Сейчас говорится о целесообразности выбора системного и личностно-ориентированного подходов воспитания. При этом воспитание понимается как содействие становлению конкурентно способного профессионала, личности, стремящейся к самосовершенствованию. Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить, что растущему человеку необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные). Эти способности станут базой к самоопределению и к самореализации. Этими тремя блоками можно обозначить задачи любого педагога.



Педагог



здоровье нравственность способности

Именно эти задачи он реализует, создавая условия для того, чтобы ребёнок успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, трудовой, досуговой); в общении со средствами массовой информации, с искусством, со взрослыми и сверстниками. Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Я, решая свои задачи, обращаюсь за помощью и к учителям-предметникам, и к родителям, и к социуму. В решении этих задач мне помогает создание портфолио ученика.

  1. Портфолио. Общие положения

Портфолио создаётся учащимся школы на добровольной основе. Портфолио следует рассматривать как индивидуальную папку ученика, в которой фиксируются и накапливаются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности. Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения. Создаваемые в начальной школе портфолио получаются оригинальными и отражают личность каждого младшего школьника. Процесс этот не только увлекательный, но и ценный с практической точки зрения. Портфолио - это собрание личностных достижений ученика, которое демонстрирует его усилия и прогресс. Являются гордостью каждого ученика. При переходе в пятый класс портфолио поможет учителям старших классов составить более полный портрет учеников, которые приходят к ним из младшей школы. Поступая в среднюю школу, ребенок уходит от учителя, который хорошо знал его способности, особенности и интересы, и попадает к новым учителям. Портфолио во многом облегчает это знакомство и помогает учащимся в адаптации к средней школе. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не "выдающиеся способности" (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.


2. 1. Портфолио - это…

  • способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определённый период обучения;
  • коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях;
  • систематический и специально организованный сбор доказательств, используемый учителем и учащимся для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников.

2.2. Цели портфолио в начальной школе

  • отражение достижений ученика в разнообразных видах деятельности, показ всего, на что он способен;
  • раскрытие и развитие индивидуальных способностей ребенка;
  • повышение самооценки, уверенности в своих возможностях;
  • развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
  • формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
  • формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
  • формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Чтобы эти задачи решались более продуктивно, необходимо в начальной школе обратить особое внимание на портфолио творческих работ, а не учебных достижений учащихся. Основной смысл «портфолио» - показать все, на что способен ученик.

Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".

2.3. Задачи портфолио:

  • поддерживает и стимулирует учебную мотивацию школьников;
  • поощряет их активность и самостоятельность;
  • расширяет возможности обучения и самообучения;
  • развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
  • формирует умение учиться, т.е. ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • содействует индивидуализации образования школьников;
  • закладывает дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

3. Структура комплексного портфолио Портфолио представляет собой индивидуальную папку ученика, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной и др.) за определённый период времени. В настоящее время нам предлагают разнообразие видов портфолио. Я предлагаю каждому ученику выбрать для себя тот вариант, который ему ближе. Ведь это его портфолио и даже в оформлении можно будет увидеть значимость тех или иных разделов, отношение и заинтересованность каждого учащегося.


Титульный лист портфолио. В этом разделе указаны фамилия, имя, отчество ребенка, контактная информация, фотография. Важно, чтобы фотографию ребенок выбрал себе сам, активно участвуя в создании портфолио.

«Мой мир». Ребята рассказывают о своем городе, семье, друзьях, увлечениях, о том, что вызывает особый интерес. Можно поместить маршрутный лист «Дорога из школы домой»

«Учебная деятельность». В этом разделе помещаются наиболее удачные контрольные работы, рефераты, сочинения. Можно поместить графики повышения техники чтения.

« Общественная работа» Участие в различных праздниках, конкурсах, проектах, желательно с использованием фотографий.

«Творческие работы» Ребята помещают в этот раздел наиболее удачные и понравившиеся работы, рисунки, которые они выполнили на уроках или во внеурочное время. В данном разделе учащийся может также разместить описания или фотографии собственных изделий, моделей, поделок, картин, стихи, музыкальные произведения собственного сочинения, фотографии, компьютерные программы и т.д.

«Мои достижения» Здесь можно разместить грамоты, дипломы, которыми были награждены дети. Главное, чтобы этот раздел не включал в себя только достижения в учебе. Есть ребята, которые проявили себя в спорте, общественной жизни, художественной деятельности.

4. Оформление и учёт портфолио. Наиболее удачная форма портфолио - файловая папка с вкладышами, где размещаются листы формата А4, которые в случае необходимости могут быть удалены или заменены на новые. «Портфолио» ученика включает в себя работы, выполненные как в урочное, так и во внеурочное время, рекомендованные для включения в портфолио учителями, родителями и т.д. и отобранные самим учеником. Период, за который представлены в портфолио документы и материалы, официально не определяется. Каждый ученик этот вопрос решает индивидуально. Важно помнить при составлении портфолио в начальной школе, что в первом классе, естественно не обойтись без помощи родителей. Но позже работа родителей должна свестись к минимуму. Если ребята заинтересованы в результате, неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. При оформлении портфолио ребята анализируют свои успехи и неудачи, стараются принимать активное участие в школьных мероприятиях. В работе над портфолио многие авторы считают самым важным взаимодействие между учеником и учителем, в процессе которого ученик, чувствуя внимание к себе со стороны учителя, стремится оправдать его надежды. Таким образом, портфолио становится инструментом повышения качества процессов учения. Исходной при этом является мысль, что достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым: ученик сам решает, что он хочет положить в свою папку. Тем самым от него требуется самооценка в процессе учения. В портфолио находят свое место, наряду с тем, что ученик сделал в школе, также и домашние, и внешкольные работы. Если собираются работы одного типа или предмета, то по собранным работам можно хорошо видеть прогресс. Ученик с родителями работает над оформлением своего портфолио. Учитель помогает и консультирует ученика при оформлении портфолио. Так как работы, собранные в портфолио, как правило, имеют уровень, годный к предъявлению, а также оформление портфолио в целом эстетически привлекательно, доступно для обзора со стороны, портфолио принципиально годится для предъявления третьим лицам. Это может быть на родительском собрании, где ученик демонстрирует свое портфолио. Процедура предъявления или защиты портфолио может быть поводом для того, чтобы конкретно говорить о росте достижений учеников в процессе обучения. Презентацию портфолио можно проводить на творческих отчетах при переходе в следующий класс. Можно сформировать классное портфолио. Классное портфолио - это показ коллективных достижений учеников класса. Грамоты, дипломы, фотоальбом класса, выставка коллективных поделок и лучших индивидуальных работ, классная видеотека с записью мероприятий, праздников, экскурсий - все это можно поместить в классное портфолио. Работа классного руководителя фиксируется на электронном носителе, составляя базу данных классного коллектива, которая постоянно обновляется, корректируется, дополняется. В данный момент я работаю над созданием вариантов электронного вида портфолио класса и каждого ученика. В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ".
Таким образом, опыт работы с портфолио дает возможность к числу достоинств отнести следующие:

  • в работе с портфолио важен не только результат, но и процесс создания преподавателем, школьником любого возраста своего стиля работы;
  • портфолио позволяет сохранить в нем индивидуальность обучающегося, придает особое значение титульному листу, отражающему авторство портфеля;
  • создание названий файлов - компонентов и работа с ними - это процесс творческий, ориентированный на самостоятельность выбора, воображение, открытие, поиск;
  • процесс создания портфеля, работа с ним, обмен опытом друг с другом дают возможность авторам осуществлять самооценку своей самостоятельной познавательной деятельности и совершенствовать ее.
  • Работу с портфолио можно и нужно начинать с начальной школы, тогда данный процесс является целенаправленным, осуществляется прееемственность в обучении. Ученик, переходя на следующую ступень обучения, умеет представлять свои успехи и достижения.


© 2010-2022