- Преподавателю
- Начальные классы
- Проект урока по математике
Проект урока по математике
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Баранова Н.И. |
Дата | 27.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Отел образования администрации Тальменского района Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ларичихинская средняя общеобразовательная школа»
Районный конкурс «Инновационный проект»
Номинация «Современные образовательные технологии»
Тема «Сравнение числовых выражений»
2 класс
Деятельностный подход в обучении
Баранова Надежда Ивановна,
учитель начальных классов.
Рабочие программы.1-4 классы
Предмет: математика
Автор учебника: Моро М.И.
и др.
Ларичиха
2014
Аттестуемый педагог Баранова Надежда Ивановна
Предмет математика
2 класс
Тема урока «Сравнение числовых выражений»
Характеристика класса
В классе обучается 19 человек. Из них 12 мальчиков, 7 девочек. В классе 2 ученика с особыми потребностями в обучении: Стыцков Кирилл, Попов Сергей. Возрастной состав учащихся 7 - 9 лет. В коллективе сформирован позитивный интерес к учебному процессу. Большинство учащихся ответственно относятся к учению. В классе выделяется группа учеников, имеющих достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса. Это Гуляев Владислав, Куликова Виктория, Лидосан Елена, Зыкова Ангелина, Пяткова Анастасия, Зыков Данил, Финк Артем, Телюков Александр. Они внимательны и активны на уроке. Есть учащиеся, которые не проявляют на уроках высокую активность, хотя справляются с учебными заданиями: Новиков Данил, Кретинина Дарья, Зыков Данил, Евстегнеева Светлана, Михеенков Артем. Группа учеников имеет трудности в овладении учебным материалом: Чечерова Ева, Поляков Виктор, Орехов Тимур, Шмидке Дмитрий, Стыцков Кирилл, Попов Сергей. Это связано с индивидуальными особенностями детей ( дети с ослабленным здоровьем, с дефектами речи, с особенностями нервной системы и с уровнем сформированности психических процессов: памяти, внимания, мышления). Ребята принимают активное участие в различных школьных конкурсах, участвуют в районных мероприятиях. В этом учебном году 7 человек приняли участие во всероссийском конкурсе по русскому языку «Кириллица», 12 человек во всероссийском конкурсе «Медвежонок». 10 учеников класса посещают кружок по предмету «Занимательная математика» В основном все дети легко вступают в контакт с учителем, со своими одноклассниками. Во время работы в паре сотрудничают друг с другом, вступают в диалог, отстаивают своё мнение. В большинстве случаев дети относятся друг к другу доброжелательно. Класс по результатам мониторинга имеет средний уровень воспитанности. В коллективе существует организующее ядро класса - это группа активистов, т.е. ребята, которые наиболее сильно проявляют свои знания, умения и навыки. Эти ученики самостоятельны и настойчивы, требовательны к себе и другим, имеют авторитет внутри коллектива, т.к. выражают организаторские способности и проявляют заботу об отдельных товарищах.
Пояснительная записка
Урок математики был проведён во 2 классе 14.10.2014года.
Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Сравнение числовых выражений», раздел «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание».
Цели данного урока: 1) научить детей сравнивать числовые выражения; уточнить понятия «выражение», «числовое выражение», «значение выражения» 2) Совершенствовать вычислительные навыки, развивать логическое мышление. 3) Воспитывать желание учиться и делать открытия; воспитывать умение слушать других. Были определены задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу. По типу урока - это урок открытия нового знания. Это первый урок по данной теме, поэтому выбрала следующую структуру урока: подготовительный этап, целеполагание, планирование предстоящей деятельности, реализация плана, итоговая рефлексия, задание на дом. В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, парная, коллективная.
- А также использовано оборудование: мультимедийный проектор
- Ноутбук
- Экран
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Проявление внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе Регулятивные: постановка новых учебных задач в сотрудничестве с учителем. Познавательные: умение работать с информацией, выполнять логические операции (сравнение, синтез, анализ, классификация), использование знаково-символических средств. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: учебную задачу урока определяли сами ученики, исходя из темы урока. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практически. Осуществила педагогическую диагностику владения опорными знаниями для действий в новой ситуации (готовности учащихся к освоению новой единицы содержания). Для каждого ученика бала создана ситуация успеха. Организовала взаимодействие в парах для решения учебной задачи. Смоделировали новый способ в виде алгоритма действий для сравнения числовых выражений. На этапе первичного закрепления организовала проверку понимания алгоритма при решении практических задач. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности. Это стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Рефлексивно-оценочная деятельность заключалась в создании условий для оценивания своей работы на уроке и достигнутых результатах (« Лист самооценки», карточка «Лесенка знаний). Учащимся была предоставлена возможность выбрать домашнее задание с учетом степени усвоения нового материала. Учебная информация была привлекательна для детей. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. Для предупреждения переутомления, для эмоциональной разгрузки была проведена физкультминутка на координацию движений На этапе итоговой рефлексии организовала диагностику понимания и освоения новой единицы содержания. Организовала рефлексию собственных действий, их оценивание.
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке:
Основные: Учебник М.И. Моро «Математика. 2 класс»
Дополнительные: опорные карточки: «Лист самооценки», «Лесенка знаний», мультимедиа.
Тема: Сравнение числовых выражений
Цели урока:
1) Научить детей сравнивать числовые выражения; уточнить понятия «выражение», «числовое выражение», «значение выражения».
2) Совершенствовать вычислительные навыки, развивать логическое мышление.
3) Формировать чувство товарищества, взаимопомощи.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Структура урока: подготовительный этап, целеполагание, планирование предстоящей деятельности, реализация плана, итоговая рефлексия, задание на дом.
Формирование ключевых компетенций:
-
учебно - познавательной;
-
коммуникативной
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методический комментарий
I этап. Подготовительный Цель учителя: создать условия для мобилизации детей к активной познавательной деятельности. Цель ученика: настроиться на урок, включиться во взаимодействие с учителем, с одноклассниками.
-Ученики, внимание
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Скорей начнем урок.
Включаются в урок, во взаимодействие с учителем.
Организационный момент
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите себе « Я хочу учиться. У меня все на уроке получится».
Мотивация к изучению математики
II этап. Целеполагание
Цель учителя: создать условия для постановки новой учебной задачи в сотрудничестве с учителем.
Задачи учителя: помочь детям определить тип урока;
сформулировать учебную задачу.
Цель ученика: принимать и сохранять учебную задачу.
Задачи ученика: вспомнить тему предыдущего урока;
сформулировать вопрос, на который предстоит ответить на уроке.
Форма работы: фронтальный опрос.
Метод: репродуктивный (слушание, наблюдения).
Продуктивный (частично-поисковый)
- Прочитайте тему урока.
- Давайте с вами решим, это урок повторения или урок изучения нового материала?
- «Сравнение числовых выражений».
- Это новый материал.
Определение границ собственного знания.
- Вспомните тему предыдущего урока.
- «Числовые выражения»
- Какое ещё слово есть в названии новой темы?
- Что вы умеете сравнивать?
- Сравнение
- Умеем сравнивать числа, отрезки, число и числовое выражение
- Прочитайте ещё раз тему урока и сформулируйте вопрос, на который нам предстоит сегодня ответить.
- Как сравнить числовые выражения.
Определение границ собственного знания.
- Сформулируйте учебную задачу урока.
- Буду учиться сравнивать числовые выражения.
В сотрудничестве с учителем ставят новую учебную задачу
III этап. Планирование предстоящей деятельности
Цель учителя: создать условия для выбора действий, ведущих к решению учебной задачи.
Цель ученика: в сотрудничестве с учителем спланировать своё действие в соответствии с поставленной учебной задачей.
Задачи: определить, кто поможет и что поможет в решении учебной задачи;
договориться, как организовать работу для выполнения предложенных заданий.
Форма работы: фронтальная
Метод: репродуктивный, продуктивный.
- Давайте составим план наших действий для решения учебной задачи
Выбирают и определяют последовательность действий, ведущих к решению учебной задачи
- Я предлагаю повторить тот материал, который поможет нам ответить на вопрос « Как сравнить числовые выражения?»
План
1.Повторение пройденного материала
задания, предложенные учителем
учебник
электронное приложение
- Что нам поможет, и кто нам поможет?
- задания, предложенные учителем;
- электронное приложение;
- учебник
- Как организуем работу с электронным приложением?
- Как будем выполнять задания, предложенные учителем?
-Как организуем работу по учебнику? Посоветуйтесь друг с другом.
- с учителем
- в паре
- можно в паре, а можно самостоятельно
Предлагают разные формы работы, аргументируют свой ответ.
- Когда проведём физкультминутку?
2.Физкульминутка
Предлагают провести после повторения пройденного материала
- Что будем делать дальше?
- По ходу урока договоримся, как будем работать над новой темой.
3.Работа над новой темой
- Какую работу выполним после рассмотрения новой темы?
- Успеем ли решить учебную задачу за урок?
4.Закрепление нового материала
- Надо постараться
Определяют следующий шаг в решении учебной задачи
- Как определим свои достижения на уроке?
5.Контроль своих достижений «Проверь себя»
Предлагают самостоятельно выполнить задания для определения степени усвоения нового материала
IV этап. Реализация плана
Цель учителя: создать условия для поиска и построения способа решения учебной задачи.
Задачи учителя: организовать процесс актуализации знаний и умений обучающихся по пройденным темам;
организовать работу по выдвижению детских версий решения учебной задачи: как сравнить числовые выражения.
организовать первичную проверку усвоения нового;
создать ситуацию успеха.
Цель ученика: в сотрудничестве с учителем открыть способ сравнения числовых выражений.
Задачи ученика: определить границы знания - незнания;
применить свои знания на практике;
построить алгоритм сравнения числовых выражений;
проверить умения применять алгоритм сравнения числовых выражений при решении практических задач.
Формы работы: фронтальная, в парах, индивидуальная
Методы: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний), продуктивный (частично-поисковый, исследовательский)
- Переходим к выполнению нашего плана
1. Повторение пройденного материала
- Заполни таблицу «Что я про это уже знаю, умею»
- А я оценю вашу работу в конце урока
Заполняют таблицу. Анализируют свои знания и оценивают их.
.
Я знаю
самооценка
Оценка
учителя
Что называется числовым выражением
Что называется значением выражения
Я умею
Записывать числовые выражения
Находить значения выражений
Сравнивать числа
Учитель организует процесс актуализации знаний и умений обучающихся по пройденным темам.
Создаёт «ситуацию успеха»
Заполняют таблицу.
Проводят самооценку по таблице (выбирают смайлик и закрашивают его соответствующим цветом):
-
знаю, умею - зеленый цвет,
-
не очень хорошо знаю, не очень хорошо умею - желтый цвет,
-
не знаю, не умею - красный цвет.
- Покажите, что вы не просто это знаете, а умеете выполнять практически
Ребята работают в парах.
Учитель предлагает применить свои знания на практике
-Рассмотрите записи на доске. Распределите их на две группы: «выражения» и «не выражения»
18 - 5, 65 +20 - 40, 3 < 30, 87 + 3,
14 - (8 + 2), 1 < 0, 11 > 5
Работа в парах позволяет каждому ученику быть успешным на уроке.
Результат достигается путем сотрудничества в паре
-Прочитайте числовые выражения.
18 - 5, 65 +20 - 40, 87 + 3,
14 - (8 + 2)
- Вспомните, что называется числовым выражением?
- Выражения содержат знаки арифметических действий и не содержат знаков сравнения.
-Послушайте задание (электронное приложение): найдите значение выражений.
Коллективное выполнение задания: к паровозу прикрепляют номер вагона (на паровозе числовые выражения, номер вагона - значение числового выражения)
Учитель организует учебный диалог
-Выполним задание из учебника (стр. 34 №6 , 3 столбик)
Выполняют самостоятельно по вариантам
( два ученика выполняют предложенное задание на доске).
Учитель организует проверку выполнения самостоятельной работы
- Объясните, как вы сравнили число и числовое выражение?
- Найду значение выражения.
-Сравню числа.
-Поставлю знак
20 и 9 + 9
20 и 10 + 10
- Вернитесь к листу самооценки. Удалось вам справиться с заданиями для повторения пройденного материала? Оцените себя ещё раз.
Работают по листу самооценки.
Определение меры своего продвижения к цели
2.Физкультминутка
Проводят дети
3.Работа над темой урока -Можем двигаться дальше?
Принимают решение о следующем шаге в реализации плана.
- Кто поможет и что вам поможет в изучении нового материала?
Высказывают своё мнение.
Принимают решение работать над новой темой в сотрудничестве с учителем
- Посмотрите на запись: 7 - 5 и 7 + 2
- Сравните с записью: 20 и 10 + 10
-Чем записи различаются?
Анализируют предложенную запись.
Выполняют сравнение
- В записи 7 - 5 и 7 + 2 надо сравнить два выражения
Первичное усвоение
новых знаний
- Учились мы сравнивать выражения?
- Есть у вас предположения, как сравнивать два числовых выражения?
-Посоветуйтесь в парах и составьте алгоритм сравнения двух выражений
- Нет. Это новая тема.
Высказывают своё мнение
Задают вопрос:
«Мы не знаем что такое алгоритм».
Учитель вводит понятие «Алгоритм»
(Алгоритм - арабское слово. Это последовательность действий, для выполнения какой - либо работы).
- Вы составили алгоритм сравнения числовых выражений - «открыли» способ сравнения выражений.
Алгоритм:
-
Нахожу значение первого выражения.
-
Нахожу значение второго выражения.
-
Сравниваю значения выражений.
-
Ставлю знак
Работают в парах, пробуют самостоятельно «открыть» способ сравнения числовых выражений (алгоритм)
Учитель оказывает помощь в случае затруднения -Выполните задание. Сравните два выражения
Выполняют задание. Сравнивают выражения, пользуясь алгоритмом.
7 - 5 и 7 + 2
Первичное усвоение
новых знаний
- Сделайте вывод, как сравнить два выражения?
- Чтобы сравнить числовые выражения, надо сначала найти их значения и сравнить полученные числа
Первичная проверка понимания
4.Закрепление нового материала - Вернемся к нашему плану. Что у нас дальше по плану?
- Закрепление нового материала
Первичное закрепление
-Откройте учебник. Какие упражнения учебника могут быть выполнены с помощью «открытого» нами способа?
Рассматривают задания в учебнике. Приходят к мнению, что это задания на стр.41: параграф учебника,
№ 1 в учебнике.
- Как организуем работу?
№ 1 в учебнике:
- 1 столбик выполним с учителем,
2 столбик - в парах, сравним с образцом
( образец на доске)
Отработка умения применять «открытый» способ для выполнения заданий.
5.Контроль своих достижений «Проверь себя»
- Как проверим свои достижения ?
Предлагают самостоятельно выполнить задание из № 1 (третий столбик)
-Сравните выражения, используя предложенный рисунок
Выполняют задание самостоятельно (№1- третий чтолбик)
- С помощью чего будете проверять выполнение задания?
- Как будете проверять?
- Воспользуемся алгоритмом сравнения числовых выражений
- Взаимопроверка, самопроверка
Вначале дети осуществляют взаимоконтроль, школьник сам контролирует и оценивает свою работу.
Затем работу контролирует и проверяет учитель
- Исправьте ошибки в выполненном задании, если они есть.
Исправляют ошибки (сравнивают с образцом)
- Какое действие алгоритма вызывает у вас затруднения?
Ответы детей
V этап. Итоговая рефлексия
Цель учителя: организовать педагогическую диагностику понимания и освоения способа сравнения числовых выражений.
Задача учителя: оценить работу каждого на уроке.
Цель ученика: определить меру своего продвижения к цели «Научиться сравнивать числовые выражения»
Задачи ученика: вспомнить учебную задачу;
оценить свои действия по достижению цели;
адекватно воспринимать оценку учителя.
Формы работы: фронтальный опрос, индивидуальная работа
Методы: репродуктивный, продуктивный
-Чему ты хотел научиться на уроке?
-Сравнивать числовые выражения
- Удалось ли тебе решить эту учебную задачу?
- Открыли способ сравнения числовых выражений - составили алгоритм. Учебную задачу решили.
- Насколько ты продвинулся к цели?
Работают по карточке «Лесенка знаний»
Определяют меру своего продвижения вперед.
На листе «Лесенка знаний» выбирают ступеньку и рисуют смайлик, который показывает степень продвижения в решении учебной задачи.
-На каком этапе урока ты хорошо поработал?
- Что было интересным на уроке?
-Возникали затруднения, и удалось ли тебе их преодолеть?
Ответы учащихся
Рефлексия, направленная на осознание собственного продвижения в освоении содержания
-За что вас можно похвалить?
-Покажите мне свое настроение с помощью мимики.
-Работали все, работали дружно и успели выполнить все.
Оценка учителя
VI. Задание на дом
Цель учителя: создать условия для самостоятельного выбора детьми заданий, предложенных учителем.
Цель ученика: осознать личную потребность в выполнении того или иного задания
Форма работы: индивидуальная
Метод: продуктивный
-Для успешного выполнения домашнего задания ещё раз просмотрите
« Лист самооценки» и карточку «Лесенка знаний».
- Выберите задания, с которыми, по вашему мнению, вы справитесь.
По выбору:
-
Поработать с параграфом учебника на стр. 41
-
Составить по задаче выражение и решить её (стр. 41, задание «Проверь себя»).
3.По рисункам, предложенным учителем, составить выражения и сравнить их
Важно предлагать ребятам выбор, который помогает осознавать личную потребность в выполнении того или иного задания на основе анализа собственных возможностей и потребностей
Литература
-
Личностно - ориентированный подход к формированию младшего школьника как субъекта учебной деятельности : учебное пособие для системы повышения квалификации / Калашникова Н. Г. - Барнаул, 2004.- 259 с.
-
Новый урок для новой школы: как обеспечить качество начального общего образования в условиях введения ФГОС НОО: методические рекомендации / сост.: Е.М. Белорукова, Т,Г, Блинова, И,С, Доровских и др. - Барнаул : АКИПКРО, 2013. - 87 с.
-
Современный урок: начальная школа: предметно-содержательный журнал №5, 2010, стр. 6 -9.