- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока по русскому языку на тему Три склонения имени существительного
Разработка урока по русскому языку на тему Три склонения имени существительного
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шувалова И.В. |
Дата | 05.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: Три типа склонения имен существительных.
Цели урока:
-
дать учащимся понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе;
-
познакомить с приемом распознавания типа склонения по роду и окончанию;
-
развивать логику, умение анализировать, выбирать главное, группировать существительные по разным признакам;
-
воспитывать аккуратность, прилежание.
Ход урока:
-
Актуализация знаний. СЛАЙД 2.
Прочитайте словосочетания:
Ехали (по)ш…с…е
ели з…фир
купил п…л…то
вышел (из)м..тро
идти (на)т…ран
цв…ли (на)г…зоне Прочитайте словосочетания. Постарайтесь запомнить. Ориентируясь на первое слово, напишите словосочетания полностью. Разделите их на группы по какому-либо признаку. (Можно разделить на две группы по составу: словосочетания состоят из глагола и существительного с предлогом и словосочетания состоящие из глагола и существительного без предлога). Как пишется предлог с существительными? Ещё по какому признаку можно разделить эти словосочетания? СЛАЙД 3 (Также эти словосочетания можно разделить на две группы в зависимости от рода имеющихся в них существительных) (Эти словосочетания можно разделить на две группы в зависимости от того, склоняемые или несклоняемые в них имена существительные). Что такое склонение? Запишите любую группу словосочетаний.
- Словарно-орфографическая работа. СЛАЙД 4.
- Назовите слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке. Для этого соедините первые слоги существительных мужского рода, которые находятся в предложном падеже, в винительном падеже без предлога , в винительном падеже с предлогом. Какое это слово? Из каких слов вы его составили?
- На доске написано определение понятия ГАЗЕТА, в котором пропущены слова и словосочетания. СЛАЙД 5.
Газета -это периодическое издание в виде _______ __________, которое выходит несколько _______ _________ в неделю и отражает __________ ____________ __________ стране _________ __________. ( Газета -это периодическое издание в виде больших листов , которое выходит несколько раз в неделю и отражает события в нашей стране и за рубежом.)
- Найдите в этом определении видовое и родовое понятия. СЛАЙД 6.
- Что обозначает словосочетание периодическое издание?
- Слово газета пришло к нам из итальянского языка, где оно имело значение «мелкая монета». Появившиеся в 1563 году в итальянском городе Венеция газеты были рукописные и подавались только для прочтения. За прочтение платили мелкую монету, потом газету возвращали продавцу.
- Найдите слова газета в орфографическом словаре. Напишите его, поставьте ударение. Что можете сказать о его написании?
- Как вы понимаете выражение: Он - живая газета? СЛАЙД 7.
- Охарактеризуйте слово газета как часть речи.
- Это существительное склоняемое или несклоняемое?
- Можете ли вы определить какого именно склонения данное или любое другое существительное?
- Объяснение нового материала.
- Прочитайте слова: дерево, трава, поле, земля, год, Миша, дядя, герой, степь, опасность.
- Назовите слова женского рода с окончанием -а, -я.
- Мужского рода с окончанием -а, - я.
- Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода. Какие в них окончания? (нулевые)
- Назовите существительные среднего рода и выделите в них окончания.
- Определите род и выделите окончания у оставшихся имён существительных.
- По каким признакам мы группировали существительные?
- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение.
- Существительные бывают 1, 2, 3 склонения.
- Какие существительные относятся к 1 склонению? СЛАЙД 9.
- Какие существительные относятся ко 2 склонению?
- Какие существительные относятся к 3 склонению?
- Как определить склонение имени существительного? СЛАЙД 10.
- Работа по учебнику.
- Стр. 26, прочитайте формулировку языкового закона.
- Стр. 27 Давай - подумаем.
- Закрепление изученного
- Обобщите наши знания по плану. СЛАЙД 11.
Зима, улица, минутка, час, город, деревоЮ озеро, перо, дочь, ночь, тишь, чиж, дрозд.
- Продолжите каждую строчку до 4-5 слов, подбирая их по трём признакам одновременно. Признаки подбора слов определите самостоятельно. Укажите склонение существительных. СЛАЙД12.
- Прочитайте, напишите ряды слов, устранив в каждом лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы. СЛАЙД 12.
- Итог.
- Д/з Стр. 27, упр 2.