Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературному чтению

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 им. А.Я. Першина г. Благовещенска


Рассмотрено на заседании ШМО

Руководитель ШМО

________/Т.Ю.Дубовицкая /

Протокол №____

«___» _________ 2013 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________/Л.В.Титоренко /

«___» _________ 2013 г.

Утверждаю

Директор

МОБУ СОШ №4

_____ ____/Н.Н.Аносова /

Приказ № ______

«___» _________ 2013 г.

Рабочая программа

Жемчужникова Анна Александровна

по РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

для 3 класса

срок реализации: 1 год разработана на основе программы курса «Речь» «Школа развития речи» Т.Н. Соколовой 2013 г

УМК «Школа 2100»


РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Основная образовательная программа начального образования МОБУ СОШ № 4 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (Приказ Министерства образования и науки РФ №373 о 06.10.2000г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», Приказа Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010г. «Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", Приказа Министерства образования и науки РФ №413 от 17.05.2012г. «Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования".

Пояснительная записка к тематическому планированию


1. Рабочая программа составлена на основе и в соответствии с программой «Русский язык» и «Литературное чтение»

Основная цель ведения курса родного языка - заинтересовать слушателей показом разнообразных сторон русского языка

Темы родного языка могут включать в себя страницы, каждая из которых имеет своё название с учётом содержания. Например:

«Почему мы так говорим» - страничка этимологии слова и выражений;

«Чудесные превращения иностранцев» - о фонетическом и грамматическом освоении заимствованных слов;

«Слово на карте» - о происхождении географических названий;

«Знаете ли вы…» - страничка об интересных фактах языка и т.п..

Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого ученика в настоящее время в жизни школы, в будущем в производственной и общественной жизни. Необходимо привлекать учащихся к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, так как родной язык не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех других наук.

Цель ведения курса- повышение уровня речевой культуры учащихся.

Задачи курса:

- привитие интереса учащихся к русскому языку;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;

- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями;

- развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений;

- воспитание инициативы, целеустремленности;

- повысить общую языковую культуру;

- формирование навыков выразительного чтения;

- развивать у учащихся стремление следить за правильностью речи, учиться анализировать свою речь и речь своих товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам.

Основные принципы организации урока:

- принцип добровольности ;

- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом мероприятии по языку;

- принцип индивидуального подхода к учащимся;

- принцип систематичности;

- принцип занимательности;

- принцип укрепления связи обучения с жизнью.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- передавать мысли правильно, точно и выразительно;

- самостоятельно работать с книгами, словарями справками, подбирать материал;

- выступать перед слушателями, создавать самостоятельные устные или письменные сообщения, использовать при этом изобразительные средства языка;

- вести полемику аргументировать свои суждения, приводить контраргументы; пользоваться основными источниками информации, владеть приемами работы с информацией.

- выразительно читать: различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи.

По данной программе в занимательной, доступной для учащихся форме повышается уровень речевой культуры учащихся. Творческие задания, игровые формы проведения занятий стимулируют развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность учащихся.

2. Родной (русский) язык и литературное чтение

Количество учебных недель - 34

Количество часов в неделю - 3

Количество часов на учебный год - 102

3. Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации. Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов. Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Предложение и словосочетание Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

Текст Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

- выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте. Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся. Один из вариантов программы курса «Речь», направленного на решение данной проблемы, составлен преподавателями Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского Л. Д. Мали, О. С. Арямовой, С. А. Климовой, Н. С. Песковой и рекомендован Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации для учителей начальных классов. Цель занятий, проводимых по данной программе, - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников. Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников. Занятия выстроены следующим образом: 1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части. 2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. 3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее). Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг или внеклассные факультативные занятия. Курс «РЕЧЬ» 3 класс. Цель занятий. Проводимых по данной программе,- способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников. Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников. Занятия выстроены следующим образом: 1)Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части; «Не спеши языком - торопись делом» 2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно- поискового и творческого характера. Занимательные задания (игры- загадки, игры- задачи и так далее: «Играй играй, да дело знай» Речь и её значение в жизни. Техника речи. Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок. Слово. Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова-«родственники». Слова-«родственники» и слова-«друзья» (синонимы). Слова-«родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы). Умение выделить слова-«родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова-«родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов-«родственников». Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту. Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову. Умение отличить слова-«родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством. Предложение и словосочетание. Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нём неудачно подобранные слова, распространять предложение. Умение составлять простое распространённое предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данными. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками). Текст. Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста. Культура общения. Волшебные слова. Слова - выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова - выражения приветствия, прощания. Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.

  1. Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку и литературе составлено на основании программы кура «Речь» (автор составитель Т.Н. Соколова)

  2. Учебно - методическая литература

Предметы Учебники Пособия для обучающихся Методические пособия для учителя

Родной (русский) язык и литература

Т.Н. Соколова. Школа развития речи. Рабочие тетради для 3 класса. «Тетрадь для письменных упражнений» 2012г Курс «Речь» Т.Н. Соколова, 2012г. Методическое пособие для преподавателей начальной школы «Уроки развития связанной речи в начальной школе», 2011г.

дата

урока

Тема раздела, тема урока

Вид контроля

примечание

1 часть 1 четверть Слово

1

Многозначные слова

икт

2

Прямое и переносное значение слова

3

Прямое и переносное значение слова. Конкретизация мысли.

ИКТ

4

Омонимы

ИКТ

5

Омоформы

6

Омофоны

7

Омонимы, омоформы, омофоны.

5-6

8

Литературные ассоциации.

6

9

Фразеологизмы

7 -8

10

Фразеологизмы

8-9

11

Фразеологизмы в скороговорках

9

12

Сравнительные обороты

10

13

Сравнительные обороты

11

14

Сравнительные обороты

12

15

Анаграммы и метограммы

12

16

Антонимы

13

17

Олицетворение

13

18

Олицетворение

14

19

Антонимы в сказках

15

20

Изобразительно- выразительные средства языка. Эпитеты.

15

21

Олицетворения, сравнения, эпитеты

16-17

22

Олицетворения, сравнения, эпитеты

18

23

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные

19

24

Эмоционально окрашенная лексика

20-21

2 четверть

25

Эмоционально окрашенная лексика. Пословицы

21

26

Заимствованные слова

22

27

Заимствованные слова

24

28

Звуки и «волшебные фразы»

24

29

Этимология

25

30

Этимология

26-27

31

Звуковой облик слова. Этимологический словарь

27

32

Шарады

28

33

Происхождение и значение имён

29

34

Происхождение и значение имён

30

35

Происхождение и значение имён

31- 32

36

Происхождение слов

32

37

Происхождение и значение отчества

33-34

38

Происхождение и значение отчества

34-35

39

«Подбери словечко» Игра слов

35

40

Синонимы

35

41

Наши фамилии

36

42

Происхождение фамилий

36

43

Омографы

37

44

Слова древнего русского языка и их значение

37

45

Топонимика

38-39

46

Топонимика

40-41

47

Орфография. Игра слов.

41

3 четверть

48

Синонимы и антонимы

42

49

Устаревшие слова. Архаизмы и историзмы

42-43

50

Описание картины. Элементы сочинения

44

51

Р/Р Описание картины. Элементы сочинения.

Тематич.

45

52

Знания и умения всегда найдут применение.

53

Проверочная работа

Итоговый

54

Работа над ошибками. Слова.

2 часть. Текст

55

Типы текстов. Текст описание


  1. 2

56

Типы текстов. Текст повествование

3

57

Типы текстов. Текст рассуждение

58

Игра со словами

3-4

59

Тема текста. Опорные слова

4-5

60

Палиндромы

5-6

61

Суффикс- уменьшительно- ласкательный. Образование слов.

6

62

Связь предложений в тексте.

7

63

Восстановление деформированного текста

Тематич.

8

64

Парные согласные

8

65

Смысловые отношения

9

66

Цепная связь предложений в тексте

10

67

Цепная связь предложений в тексте

11

68

Образование слов

12

69

Цепная связь предложений в тексте

13

70

Синонимы

14

71

Параллельная связь предложений в тексте

15-16

72

Параллельная связь предложений в тексте

16

73

Употребляем правильно слова в речи

17

74

Употребление слов в разных значениях

17

75

Р/Р Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание»

Темат.

18-19

76

Работа над ошибками. Связь предложений в тексте.

20- 21

77

Единый временной план текста

21-22

4 четверть

78

Единый временной план текста

22-23

79

Единый временной план текста. Роль глаголов

23-24

80

Употребление глаголов

25

81

Состав слова

25

82

Временная соотнесённость глаголов

26 -27

83

Временная соотнесённость глаголов

27- 28

Стили речи

84

Стили речи. Эпитет

29

85

Разновидности стилей речи. Разговорный и книжный стили

30-31

86

Разновидности стилей речи. Разговорный и книжный стили

31-33

87

Играем в слова

33

88

Разговорный стиль речи

34-35

89

Монолог и диалог

36

90

Играем в слова

36

91

Культура общения.

37

92

Речевой этикет

37-38

93

Играем в слова

38 -39

94

Научный стиль

39-41

95

Грамматические задачи

41-42

96

Словари, их виды

42-43

97

Играем в слова. Названия городов

43, 47

98

Названия городов

48

99

Проверочная работа

Итог.

44 - 45

100

Работа над ошибками. Играем со словами

101

Резервный урок. Играем в слова.

102

Резервный урок. Могучий великий русский язык


  • Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 - М: Русский язык,1981
  • Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М, 2000
  • Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
  • Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. - М, 1987
  • Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. - М: Просвещение,1981
  • Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990
  • Люстрова З. Н. Друзьям русского языка. - Ш: Знание,1982
  • Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост,1998
  • Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998
  • Львова С. И. Люби и знай родной язык. М. : Русское слово,2000
  • В. Волина «Учимся играя»1994г. Москва

1


© 2010-2022