Урок русского языка Имена существительные собстенные и нарицательные 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Учитель Акпашева О.К. План-конспект урока русского языка (УМК «Школа России») 3а класс Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные» Цели: Планируемые результаты: - личностные: сделать учение осмысленным, развивать мотивы учебной деятельности, формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем; - метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, освоение способами решения проблем, сотрудничеству, активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач, формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. - предметные: распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных, обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных, развивать любознательность о географических названиях Республики Алтай, Онгудайкого района. Оборудование: проектор, картинки, карточки для самостоятельной работы, для групповой работы.

Этапы урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный момент

Мотивация к деятельности

- Здравствуйте, ребята! Садитесь!

- Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

Пусть урок принесет нам всем радость общения.

- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий и я знаю, что всё у нас получится!

Психологический настрой

ЛУУД

Мотивационная готовность к учебной деятельности

Актуализация и пробное учебное действие




3 Выявление места и причины затруднения.


4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения




- Прочитайте вслух сегодняшнее число по слогам. Запишите число.

«Классная работа»

- Проведем минуту чистописания.

Сели правильно

Сели прямо, ноги вместе,

Под наклон возьмём тетрадь.

Левая рука на месте,

Правая рука на месте,

Можно начинать писать!!!

Пишем букву эр. Прописная и строчная в соединении.

Словарная работа.

Вспомним правописание словарных слов. 1 ученик выходит к доске, а остальные работают в тетради.

-Запишите одним словом:

* Синоним слова «дело»; работа

* Множественное слово от слова «ребёнок»;

  • Самая большая страна в мире? (Россия);

  • маленькая серо-коричневая птица, живущая вблизи домов (воробей);

  • сшитые листы чистой разлинованной бумаги в обложке (тетрадь);

  • достопримечательность на Красной площади? (Кремль)

Проверка

Работа, ребёнок, Россия, воробей, тетрадь, Кремль.

- поставьте вопросы и определите часть речи.

-Почему одним словам ставим вопрос КТО?, к другим ЧТО?

-Что мы знаем об имени существительном?

- На какие группы можно разделить данные слова?

-как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы?

- слова со строчной буквы?

- Итак, ребята, какая тема сегодняшнего урока и какие цели перед собой поставим?

- имена существительные Россия, Кремль называются именами собственными. Имена собственные называют такие предметы, которые единичны.

- Как вы думаете, почему такие имена существительные называются собственными?

- Какие у вас собственные имена?

- Да, у человека - это имя. У города, реки, улицы - название. Назовите название города, улицы, реки.

- Как же пишутся собственные имена существительные?

- Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов.

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города!

Буква большая - совсем не пустяк:

В букве большой - уважения знак!

- Но есть еще нарицательные имена существительные.

- Нарицательные имена существительные называют предметы, которые не являются единичными.

- Как вы думаете, как пишутся такие слова?

- Приведите примеры имен собственных (нарицательных).

Читают по слогам, пишут число


1 ученик у доски



Кто? что? Имя сущ-ное

Одушевленные и неодушевленные

Определение существительного

Слова с заглавной буквы и со строчной буквы

Имена, фамилии, отчества, клички животных и тд пишутся с заглавной буквы.

Узнаем, называются слова, которые пишутся с заглавной буквы и слова со строчной буквы?

Называют имена


Олеся читает стихотворение

Работа в группах: ученики в группах совещаются, по мере готовности ответа скрепляют руки в центре и по знаку учителя один (может быть не только командир группы) отвечает:

- имена существительные - собственные

- нарицательные

ПУУД

Логические:

Анализ с целью выделения признаков имен существительных.

Личностные:

Коммуникативные УУД: Развитие навыков сотрудничества при работе в группах.


Метапредметные: учить ставить задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще не известно.

5. Реализация построенного проекта.

Сверим свои полученные знания с учебником на стр15 в рубрике «Сведения о языке»

Работа у доски .

Распределите слова по группам. Запишите в тетрадь.

Имена собственные и имена нарицательные.

река Нева,

собака Жучка,

город Москва

цветок Ромашка

девочка Люба

парк Победы

Работа с картинками.

Воробей, слон, акула.

- героев каких произведений напоминают вам рисунки и назовите авторов:

По алтайской литературе какое похожее произведение читали?

Название художественных произведений не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки.

В письменной речи имя и отчество автора произведения сокращают до одной начальной буквы. Первые буквы имени и отчества называются инициалами.

Упр. 24 устно

-Запишем название одного произведения: рассказ Л.Н.Толстого «Акула»

Ученики сами называют тему: «Собственные и нарицательные имена существительные»

Работа в парах: читают слова, определяют: собственное это или нарицательное и подчеркивают вновь изученную орфограмму

Паустовский «Растрепанный воробей», Саша Черный «Воробей», А .Куприн «Слон», Л.Н. Толстой «Акула».

Б.Канарин «Быйанду кушкаш»

Метапредметные: учить орфограммы соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще не известно.

Физминутка

Руки вверх - пришли учиться,

Руки вниз. - а не лениться.

Сели, встали дружно вместе,

Покружились все на месте.

На любой вопрос коварный

Сами мы ответ найдем!

К цели мы своей придем!

Активным на уроке будь!

И легче станет школьный путь!

Демонстрируют перечисляемые действия

ЛУУД

Ориентация на здоровый образ жизни

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Работа в группах. Предлагаю поработать в группах.

Представьте, что вы экскурсоводы нашей республики Алай.

«Экскурсоводы Республики Алтай».

4 группы:

1группа. Запишите названия сёл и районов республики Алтай.

2 группа. Запишите название рек и гор республики Алтай.

3 группа. Запишите имена и фамилии алтайских писателей,

художников Республики Алтай. Назовите их произведения.

4 группа. Запишите полный адрес нашей школы.

Выступление представителей из групп.

-где пригодятся наши знания?

Любите и изучайте нашу Республику Алтай. И где бы Вы не будете, сможете рассказать о нашей малой Родине.

Работа в группах: читают слова, записывают собственные имена существительные.

Село Онгудай, село Шебалино, село Кош-Агач

Река Урсул, река Катунь, гора Белуха, река Чарас.

Л.В.Кокышев, Г.И.Чорос-Гуркин, И.Белеков, Т.Шинжин, Б.Суркашев

Республика Алтай Онгудайский район село Онгудай улица Победы дом 12.

Личностные:

Коммуникативные УУД: Развитие навыков сотрудничества при работе в парах.

Гимнастика для глаз

- Быстро поморгали, закрыли глаза.

Посидите спокойно, медленно считая до 5.

- Вращение глаз по часовой стрелке. Поморгали. Закрыли.

- Вращение против часовой стрелки. Поморгали. Закрыли.

- Вращение восьмеркой. Поморгали. Закрыли. Открыли.

Выполняют упражнения.

ЛУУД

Ориентация на здоровый образ жизни

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Подчеркните слово, которое подходит в данном предложении.

  1. Город (Орёл, орёл) - родина моей мамы.

  2. Высоко в небе летел (Орёл, орёл).

  3. У бабушки (Чёрное, чёрное) платье.

  4. Берега разных стран омывает (Чёрное, чёрное) море.

  5. Космонавты увидели планету (З,з) емля.

  6. Легкие снежинки падали на (З,з)емлю.

Выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой

Метапредметные: учить самостоятельно определять орфограммы на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того.

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Что планировали узнать на уроке?

- Мы достигли поставленной цели?

-Что нового узнали?

- Что такое имена собственные и нарицательные?

Отвечают

Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущее.

Домашнее задание

С.17 упр.26. , дополнительно найдите название звезд на алтайском языке.

Записывают в дневники

9. Рефлексия учебной деятельности.

-Кто понял тему поднимите розовый смайлик,

-Кто что-то не понял - желтый смайлик.

Оценки.

Спасибо за урок.

Показывают смайлики

Д

УУД

Освоение первоначальных форм познавательной рефлексии


© 2010-2022