- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка Имена существительные собстенные и нарицательные 3 класс
Урок русского языка Имена существительные собстенные и нарицательные 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Акпашева О.К. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Этапы урока
Содержание и деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Организационный момент
Мотивация к деятельности
- Здравствуйте, ребята! Садитесь!
- Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
Пусть урок принесет нам всем радость общения.
- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий и я знаю, что всё у нас получится!
Психологический настрой
ЛУУД
Мотивационная готовность к учебной деятельности
Актуализация и пробное учебное действие
3 Выявление места и причины затруднения.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
- Прочитайте вслух сегодняшнее число по слогам. Запишите число.
«Классная работа»
- Проведем минуту чистописания.
Сели правильно
Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём тетрадь.
Левая рука на месте,
Правая рука на месте,
Можно начинать писать!!!
Пишем букву эр. Прописная и строчная в соединении.
Словарная работа.
Вспомним правописание словарных слов. 1 ученик выходит к доске, а остальные работают в тетради.
-Запишите одним словом:
* Синоним слова «дело»; работа
* Множественное слово от слова «ребёнок»;
-
Самая большая страна в мире? (Россия);
-
маленькая серо-коричневая птица, живущая вблизи домов (воробей);
-
сшитые листы чистой разлинованной бумаги в обложке (тетрадь);
-
достопримечательность на Красной площади? (Кремль)
Проверка
Работа, ребёнок, Россия, воробей, тетрадь, Кремль.
- поставьте вопросы и определите часть речи.
-Почему одним словам ставим вопрос КТО?, к другим ЧТО?
-Что мы знаем об имени существительном?
- На какие группы можно разделить данные слова?
-как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы?
- слова со строчной буквы?
- Итак, ребята, какая тема сегодняшнего урока и какие цели перед собой поставим?
- имена существительные Россия, Кремль называются именами собственными. Имена собственные называют такие предметы, которые единичны.
- Как вы думаете, почему такие имена существительные называются собственными?
- Какие у вас собственные имена?
- Да, у человека - это имя. У города, реки, улицы - название. Назовите название города, улицы, реки.
- Как же пишутся собственные имена существительные?
- Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города!
Буква большая - совсем не пустяк:
В букве большой - уважения знак!
- Но есть еще нарицательные имена существительные.
- Нарицательные имена существительные называют предметы, которые не являются единичными.
- Как вы думаете, как пишутся такие слова?
- Приведите примеры имен собственных (нарицательных).
Читают по слогам, пишут число
1 ученик у доски
Кто? что? Имя сущ-ное
Одушевленные и неодушевленные
Определение существительного
Слова с заглавной буквы и со строчной буквы
Имена, фамилии, отчества, клички животных и тд пишутся с заглавной буквы.
Узнаем, называются слова, которые пишутся с заглавной буквы и слова со строчной буквы?
Называют имена
Олеся читает стихотворение
Работа в группах: ученики в группах совещаются, по мере готовности ответа скрепляют руки в центре и по знаку учителя один (может быть не только командир группы) отвечает:
- имена существительные - собственные
- нарицательные
ПУУД
Логические:
Анализ с целью выделения признаков имен существительных.
Личностные:
Коммуникативные УУД: Развитие навыков сотрудничества при работе в группах.
Метапредметные: учить ставить задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще не известно.
5. Реализация построенного проекта.
Сверим свои полученные знания с учебником на стр15 в рубрике «Сведения о языке»
Работа у доски .
Распределите слова по группам. Запишите в тетрадь.
Имена собственные и имена нарицательные.
река Нева,
собака Жучка,
город Москва
цветок Ромашка
девочка Люба
парк Победы
Работа с картинками.
Воробей, слон, акула.
- героев каких произведений напоминают вам рисунки и назовите авторов:
По алтайской литературе какое похожее произведение читали?
Название художественных произведений не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки.
В письменной речи имя и отчество автора произведения сокращают до одной начальной буквы. Первые буквы имени и отчества называются инициалами.
Упр. 24 устно
-Запишем название одного произведения: рассказ Л.Н.Толстого «Акула»
Ученики сами называют тему: «Собственные и нарицательные имена существительные»
Работа в парах: читают слова, определяют: собственное это или нарицательное и подчеркивают вновь изученную орфограмму
Паустовский «Растрепанный воробей», Саша Черный «Воробей», А .Куприн «Слон», Л.Н. Толстой «Акула».
Б.Канарин «Быйанду кушкаш»
Метапредметные: учить орфограммы соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще не известно.
Физминутка
Руки вверх - пришли учиться,
Руки вниз. - а не лениться.
Сели, встали дружно вместе,
Покружились все на месте.
На любой вопрос коварный
Сами мы ответ найдем!
К цели мы своей придем!
Активным на уроке будь!
И легче станет школьный путь!
Демонстрируют перечисляемые действия
ЛУУД
Ориентация на здоровый образ жизни
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Работа в группах. Предлагаю поработать в группах.
Представьте, что вы экскурсоводы нашей республики Алай.
«Экскурсоводы Республики Алтай».
4 группы:
1группа. Запишите названия сёл и районов республики Алтай.
2 группа. Запишите название рек и гор республики Алтай.
3 группа. Запишите имена и фамилии алтайских писателей,
художников Республики Алтай. Назовите их произведения.
4 группа. Запишите полный адрес нашей школы.
Выступление представителей из групп.
-где пригодятся наши знания?
Любите и изучайте нашу Республику Алтай. И где бы Вы не будете, сможете рассказать о нашей малой Родине.
Работа в группах: читают слова, записывают собственные имена существительные.
Село Онгудай, село Шебалино, село Кош-Агач
Река Урсул, река Катунь, гора Белуха, река Чарас.
Л.В.Кокышев, Г.И.Чорос-Гуркин, И.Белеков, Т.Шинжин, Б.Суркашев
Республика Алтай Онгудайский район село Онгудай улица Победы дом 12.
Личностные:
Коммуникативные УУД: Развитие навыков сотрудничества при работе в парах.
Гимнастика для глаз
- Быстро поморгали, закрыли глаза.
Посидите спокойно, медленно считая до 5.
- Вращение глаз по часовой стрелке. Поморгали. Закрыли.
- Вращение против часовой стрелки. Поморгали. Закрыли.
- Вращение восьмеркой. Поморгали. Закрыли. Открыли.
Выполняют упражнения.
ЛУУД
Ориентация на здоровый образ жизни
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Подчеркните слово, которое подходит в данном предложении.
-
Город (Орёл, орёл) - родина моей мамы.
-
Высоко в небе летел (Орёл, орёл).
-
У бабушки (Чёрное, чёрное) платье.
-
Берега разных стран омывает (Чёрное, чёрное) море.
-
Космонавты увидели планету (З,з) емля.
-
Легкие снежинки падали на (З,з)емлю.
Выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой
Метапредметные: учить самостоятельно определять орфограммы на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того.
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Что планировали узнать на уроке?
- Мы достигли поставленной цели?
-Что нового узнали?
- Что такое имена собственные и нарицательные?
Отвечают
Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущее.
Домашнее задание
С.17 упр.26. , дополнительно найдите название звезд на алтайском языке.
Записывают в дневники
9. Рефлексия учебной деятельности.
-Кто понял тему поднимите розовый смайлик,
-Кто что-то не понял - желтый смайлик.
Оценки.
Спасибо за урок.
Показывают смайлики
Д
УУД
Освоение первоначальных форм познавательной рефлексии