РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обучению грамоте и письму УМК Гармония 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Согласовано»: «Утверждаю»:

Зам. по директора УВР_______/ А.В. Лагунова/ Директор ______/И.Г.Старкова/



«Рассмотрено»:

на заседании МС

протокол №__ от____20__г.

Руководитель МС

_________/И.Г.Старкова /



Рабочая программа


Предмет: обучение грамоте и письмо

авторы: М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова, Н.С. Кузьменко, О.Е. Курлыгина.

Класс:1 УМК «Гармония»

Учитель: Л.В.Исламова



2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД


1. Пояснительная записка Пояснительная записка по предмету обучение грамоте и письмо составлена в объеме 9 часов в неделю, 202 часов в год в соответствии с учебным планом школы и учебной программой по предмету.

Особенностью курса обучения грамоте, соответствующего этой программе и реализованного в букваре и прописях авторов М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко и др., является его глубокая внутренняя связь с систематическим курсом русского языка. Так, именно на основе букваря и прописей с позиций фонемного принципа русской орфографии и, соответственно, серьёзного внимания к освоению фонетики начинается последовательное формирование у младших школьников орфографической зоркости. Курс обучения грамоте также создаёт предпосылки для осознанного освоения детьми норм русской графики, позволяет расширить языковой и речевой опыт ребёнка, чем обеспечивает готовность первоклассника к дальнейшему изучению систематического курса русского языка. Цель: заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка. Задачи: - способствовать становлению познавательного интереса, сделать уроки чтения и письма интересными для маленького ученика, воспитывающими у него желание учиться, приобретать всё новые и новые знания и умения; - создать предпосылки для осознанного освоения детьми норм русской графики; - расширить языковой и речевой опыт ребёнка; - обеспечить готовность первоклассника к дальнейшему изучению систематического курса русского языка. Данная программа обеспечивает:

  • появление у первоклассников некоторых знаний о речи, её назначении, главных качествах, видах, правилах общения и опыт применения этих знаний в речевой практике;
  • формирование представлений об основных единицах языка (о предложении, слове, слоге, звуке), освоение способов их вычленения, а также наблюдение за использованием этих единиц в речи;
  • фонетические знания (о звуках гласных и согласных, о гласных ударных и безударных, о согласных твёрдых и мягких, парных по твёрдости-мягкости и непарных, о согласных глухих и звонких, парных по глухости-звонкости и непарных) и на их основе развитие умения выполнять частичный и полный звуковой анализ слова;
  • формирование механизма плавного слогового чтения и постепенный переход к осознанному чтению целыми словами;
  • первоначальное введение в мир детских книг и мотивацию самостоятельного обращения к ним;
  • становление каллиграфических умений;
  • знакомство со способами обозначения звуков буквами и освоение основных правил графики обозначения твёрдости-мягкости согласных и звука [й' ];
  • знание признаков «опасных при письме мест» и становление орфографической зоркости - умения по освоенным признакам обнаруживать (на слух прогнозировать) орфограммы (термин не употребляется);
  • знакомство с несколькими традиционно изучаемыми в этот период орфографическими правилами: оформления границ предложений и слов, написания большой буквы, ударных сочетаний жи -ши и др., переноса слов. Ведущий метод обучения грамоте (как чтению, так и письму) - звуковой аналитико-синтетический, введённый в отечественную методику ещё К. Д. Ушинским.
В соответствии с региональным и школьным учебными планами рабочая программа рассчитана на 200 часов (23 учебные недели, 9 часов в неделю - 4 часа - чтения, 5 ч. - письма).

Планируемые результаты освоения программы

(Личностные, метапредметные и предметные результаты)

Личностными результатами изучения курса «Русский язык. Обучение грамоте» являются следующие умения:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов - тексты литературных произведений из Букваря.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- работать по предложенному учителем плану;

- осуществлять под руководством учителя самооценку написанного с точки зрения качества письма.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике (на развороте, в условных обозначениях); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - использовать знаки, символы, модели, схемы; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Средством формирования познавательных УУД служат тексты Букваря и задания в «Прописях»

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты.

Учащиеся научатся:

- понимать смысл читаемых текстов (при восприятии на слух); составлять небольшие рассказы по картинкам, по серии картинок, о себе и своей жизни;

- различать слова и предложения; составлять и оформлять предложения в устной и письменной речи; - различать понятия «звук» и «буква»;

- устанавливать последовательность и количество звуков в слове.

- различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные;

- различать согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;

- делить слово на слоги;

- практически применять позиционный способ обозначения звуков: буквы гласных для

обозначения твёрдости или мягкости предшествующего согласного, буква ь как показатель

мягкости предшествующего согласного звука; буква й, а также буквы е, ё, ю, я как способы

обозначения звука [й]; разделительные ь и ъ как показатели наличия звука [й,] (общее

знакомство, освоение чтения слов с этими знаками); - правильному слоговому чтению с постепенным переходом на чтение целыми словами; - письму букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических требований, правил оформления записей; - списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения; Учащиеся получат возможность научиться:

- элементарной выразительности чтения, в том числе диалогов, стихотворений;

- правилу выбора соединения букв;

- различать согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости и глухости-звонкости;

- подробно пересказывать текст;

- осуществлять проверку и самооценку написанного с точки зрения качества письма.


Содержание учебного предмета (курса) «Русский язык».

Обучение грамоте Речь, практика речевой деятельности

Речь как способ общения людей. Понятность и вежливость как главные качества речи. Правила поведения во время общения; этикетные формулы приветствия, прощания, просьбы, извинения.

Речь устная и письменная (общее представление); средства выразительности устной речи. Деловые сообщения и словесные рисунки как разновидности речи.

Накопление опыта участия в диалоге, в общей беседе, опыта говорения и слушания других, точного ответа на вопросы, пользования правилами речи, средствами выразительности устной речи. Понимание смысла читаемых текстов (при восприятии на слух). Составление небольших рассказов по картинкам, по серии картинок, о себе и своей жизни. Предложение и слово

Предложение как способ выражения мысли. Оформление предложений в устной и письменной речи.

Слово как название чего-либо; разграничение слов и называемых ими явлений действительности. Значение слов, смысловые связи, родственные отношения, вопросы к словам, изменение слов в соответствии с вопросами (общее знакомство, накопление опыта наблюдений).

Различение слова и предложения; выделение слов, конструирование, преобразование и составление предложений. Фонетика

Слог как минимальная произносительная единица. Способ выделения слогов, деление слов на слоги.

Звуки речи, их отличие от звуков окружающего мира. Единство звукового состава слова и его значения. Приёмы интонационного выделения звуков. Установление последовательности и количества звуков в слове.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных; приём выявления ударного гласного звука. Гласный звук как основа слога, смыслоразличительная роль звуков и ударения.

Различение согласных звуков: твёрдых и мягких, звонких и глухих; общее представление о согласных парных и непарных по твёрдости-мягкости и глухости-звонкости.

Графика

Буквы как знаки для обозначения звуков в письменной речи. Различение звуков и букв. Позиционный способ обозначения звуков буквами (практическое освоение применительно к чтению и письму): буквы гласных для обозначения твёрдости или мягкости предшествующего согласного, буква ь как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Буква й, а также буквы е, ё, ю, я как способы обозначения звука [й]. Разделительные ь и ъ как показатели наличия звука [й,] (общее знакомство, освоение чтения слов с этими знаками).

Правильные названия букв и общее знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса.

Чтение

Формирование слогового чтения. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами (слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов) со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу речи ребёнка; понимание читаемого. Соответствие при чтении предложений, текстов интонации и пауз знакам препинания; элементарная выразительность чтения, в том числе диалогов, стихотворений. Письмо: каллиграфия

Гигиенические требования к посадке, положению тетради, руки, ручки при письме (практическое овладение). Освоение необходимых при письме движений, развитие мелкой мускулатуры руки, глазомера, ориентировки в пространстве страницы, координации движений.

Начертание и название основных элементов букв, письменных строчных и прописных букв. Овладение способами соединения элементов букв и букв при письме, знакомство с правилом выбора соединения. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических требований, правил оформления записей. Формирование элементов самооценки написанного с точки зрения качества письма. Письмо: орфография и пунктуация

Письмо под диктовку и списывание с печатного текста (по предусмотренной технологии). Проверка написанного.

Освоение орфографических правил: прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных (без термина); раздельное написание слов; обозначение гласных в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу под ударением; перенос слов по слогам; освоение пунктуационного оформления конца предложения.

Знакомство с признаками «опасных при письме мест»: места, требующие применения названных правил; буквы на месте безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных на конце слова и перед другими парными согласными. Первоначальное обучение нахождению орфограмм («опасных при письме мест») по освоенным признакам; становление орфографической зоркости.

Общая структура и содержание обучения грамоте. Добуквенный период обучения грамоте (традиционно называемый подготовительным) рассчитан на 41 час - 18 уроков чтения и 23 урока письма. На основе букваря (на уроках чтения) в употребление вводится понятие речь, выявляются её главные качества (быть понятной и вежливой), разновидности (деловая и «картинная», устная и письменная), начинают осваиваться правила общения, в том числе на уроке. Происходит знакомство с понятиями предложение, слово, слог, звук; каждое из них ложится в основу формирования целого комплекса речевых, фонетико-графических и орфографических умений. Последние (орфографические) предполагают введение понятия «опасное при письме место» - пока применительно к границам предложений и слов, к использованию больших букв в именах людей, кличках животных и т.д. Значительная часть уроков этого периода (14) отводится на фонетическую работу - знакомство со звуковой системой языка, с характеристикой звуков, освоение частичного, а затем и полного звукового анализа слов. На уроках письма в центре внимания находятся гигиенические правила, структура строки (наличие основных линий и дополнительных - линий-помощниц), элементы букв и способы их соединения. Дети учатся правильно сидеть, располагать тетрадь, держать ручку, ориентироваться в пространстве страницы, находить все необходимые элементы строки, выполнять различные движения рукой, а для этого они обводят бордюры, штрихуют рисунки и т.д., учатся писать элементы букв, узнают и осваивают различные виды соединений. Идёт развитие аналитических возможностей учащихся, их глазомера, руки, пространственных представлений. Широко используется квази-письмо («ненастоящее письмо» - запись слов и предложений чёрточками), что позволяет с первых дней начинать обучение письму под диктовку и в целом работу над письменной речью, над её правильным оформлением. Центральная задача основного периода обучения грамоте понятна из его названия: «Узнаём буквы и учимся читать». Этот период занимает 151 час (67 уроков чтения и 84 урока письма.) Последовательность знакомства с буквами происходит в сочетании традиционного линейного предъявления букв (последовательно, чаще по одной) с появившимся в современной методике парным их изучением, помогающим открывать детям особенности русской фонетики и графики. Сочетание этих двух способов позволяет сделать так, что большая часть букв проходит перед первоклассниками дважды. Такое двукратное представление букв полезно как для их запоминания, становления умения читать, так и для лучшего осознания фонетико-графической системы нашего языка. При определении последовательности предъявления букв учитывался и принцип их частотности, введённый в современную букваристику В. Г. Горецким, В. А. Кирюшкиным и А. Ф. Шанько. Первыми, как основные ориентиры при чтении, осваиваются буквы гласных - Аа, Оо,ы, Ии,Уу, Ээ. Поскольку в большинстве случаев эти буквы в той или иной мере знакомы первоклассникам, на уроке чтения они вводятся сразу по две пары (например, Аа и Оо), после чего проводится их закрепление. Изучение буквы и открывает возможность на следующих этапах работать над обозначением твёрдости-мягкости согласных с помощью букв гласных и, соответственно, начать формировать основной механизм чтения прямого слога - произнесение твёрдого или мягкого согласного звука «по подсказке» последующей буквы гласного. Параллельно на уроках письма осваиваются те же буквы гласных, но чаще всего они предъявляются по одной паре - строчная и прописная. При этом сначала изучается буква Оо- на ней отрабатывается письмо овалов, уже введённых на этапе освоения элементов, и способы соединения буквы: верхнее и нижнее. В дальнейшем приобретённые умения распространяются на написание других букв, включающих овал, в том числе а. Далее изучаются буквы непарных звонких согласных звуков (сонорных): Лл, Мм, Нн,Рр (знакомство с буквой й отложено из-за невозможности её употребления в начале прямого слога). Изучение букв сочетается с формированием механизма позиционного чтения (ориентации на последующую букву гласного) и обучением чтению прямого слога. На уроках письма, наряду с работой над каллиграфией, начинается последовательное формирование у детей умений списывать (всегда с печатного текста) и писать под диктовку. Третий блок - те буквы парных по глухости-звонкости согласных, которые обозначают глухие звуки. Исключение составляет пара ф-в: для освоения выбирается более частотная буква в. Таким образом, третий блок составляют буквы: Сс, Кк,Тт, Вв, Пп, Шш. На диапазоне всех букв продолжается формирование механизма чтения и письма прямого слога и в целом обучение чтению и записи двубуквенных, трёхбуквенных, четырёхбуквенных слогов и слов разной слоговой структуры. Следующий шаг (четвёртый) связан с изучением на уроках чтения и письма всего блока букв, обозначающих мягкость согласных. Этот блок составляют буквы гласных и мягкий знак и, я, е, ё, ю; ь. После повторения пары ы-и буквы гласных предъявляются по две, одна из которых знакома, а другая новая: а-я, э-е, о-ё, у-ю. Особенность этого этапа - перенесение уже освоенного механизма чтения прямого слога на слоги и слова с новыми буквами. Кроме того, первоклассники учатся чтению различных по структуре слов с изученными буквами, в том числе с мягким знаком, а также осваивают правило выбора буквы для обозначения мягкости согласных при письме. Важно, что самостоятельный выбор букв гласных ученики осуществляют только в положении под ударением - тогда, когда гласным звукам «можно доверять», так как они обозначаются буквами однозначно. Параллельно ведутся наблюдения за тем, что на месте одного и того же безударного гласного звука могут быть разные буквы: то о, то а, то и, то е или даже я. Логическое продолжение работы - проведение особого урока, орфографического. На нём в ходе наблюдений за соотношением безударных гласных звуков и обозначающих их букв делается вывод о том, что безударным гласным звукам при письме «доверять нельзя», и применительно к ним вводится понятие «опасное при письме место». Дальнейшие регулярные упражнения в обнаруживании таких мест - начало целенаправленной работы над орфографической зоркостью учащихся. Последующее повторение букв непарных по глухости-звонкости согласных дополняется изучением ещё одной буквы - й. Новый этап работы - продолжение освоения букв парных по глухости-звонкости согласных. Буквы снова предъявляются парами, в которых одна уже знакома, а вторая - нет. Это: Зз-Сс, Бб-Пп, Дд-Тт, Вв-Фф, Жж-Шш. Буквы звонких согласных звуков, а также буква глухого Фф являются новыми. Работа с парами букв помогает первоклассникам, во-первых, лучше их запомнить, что важно для орфографии, а во-вторых, осмыслить само понятие парности, чему дополнительно способствует проведённое перед изучением парных повторение всех непарных по глухости-звонкости звонких согласных. На этом этапе орфографические умения детей пополняются за счёт расширения круга «опасных при письме мест» - в их число включаются парные по глухости-звонкости согласные на конце слов и в середине перед другими парными, а также буквы ударных гласных в сочетаниях жи-ши. Далее происходит освоение тех букв, которыми обозначаются непарные по глухости-звонкости глухие согласные: Хх, Цц, Чч, Щщ. В связи с изучением этих букв ученики узнают о новых «опасных местах» (буквах ударных гласных в сочетаниях ча-ща, чу-щу) и учатся применять соответствующее орфографическое правило. Следующий важный этап обучения - знакомство с новой «работой» букв Ее, Ёё, Юю, Яя. Учащиеся, вспомнив известную функцию этих букв (обозначать мягкость согласных), открывают, что они могут ещё и обозначать звук [й' ]. Значимый момент обучения (особенно для письма) - сопоставление тех позиций в слове, когда для данного звука нужна буква й, а когда - буквы е, ё, ю, я. На тех же уроках школьники учатся писать большие буквы Е, Ё, Ю, Я. Последними изучаются разделительные знаки - ь и ъ. Они осваиваются лишь применительно к чтению, на уроках письма слова с ними только списываются. Основной период заканчивается уроком обобщения и систематизации изученного. Короткий завершающий период обучения грамоте (8 часов) отводится на общее знакомство с алфавитом и введение первоклассников в мир детских книг под общей рубрикой «Как хорошо уметь читать!». На уроках письма эта известная строка из стихотворения В. Берестова видоизменяется: «Как хорошо уметь писать!» Дальнейшее формирование младшего школьника-читателя будет продолжено по учебникам чтения О.В. Кубасовой «Любимые страницы», а обучение русскому языку - по учебникам М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка», входящим, как и букварь, в УМК «Гармония». Использование данных учебников позволит полноценно реализовать принцип преемственности и перспективности обучения. Программа: федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения (2009 г.) на основе УМК «Гармония». Учебники и методические материалы: • Букварь «Мой первый учебник». » в 2 ч; авторы М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова, Н.С. Кузьменко, О.Е. Курлыгина. - Смоленск: Ассоциация 21 век; •. Прописи «Хочу хорошо писать» в 4 ч.; авторы: Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, под ред. М.С. Соловейчик- Смоленск: Ассоциация 21 век, 2015г; •. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 1 класса; авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.; Ассоциация 21 век, 2015г; • Словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый и др.














Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Обучения грамоте/Письма

Страницы

Характеристика

деятельности

учащихся

букваря

прописей

Чте

ния

письма

Добукварный период

1

2 сен

Знакомство с учителем, одноклассниками, первым учебником.


Ч.1

3-5

№1

Обл.

Знакомятся с одноклассниками, рассматривают условные обозначения букваря, находят их на страницах, понимают смысл. Слушают речь учителя, отвечают на его вопросы, выполняют рекомендации.

2

2 сен

Как мы здороваемся и прощаемся?

8-9


Работают с информацией, представленной картинками букваря, создают высказывания, соотносят этикетные высказывания с рисунками. Анализируют речевые ситуации, сравнивают средства языка, выбирают их. Моделируют речь с помощью учителя.

3

3 сен

1

3сен

Зачем нам нужна речь? Правила хорошей речи.



Знакомство с правильной посадкой, положением ручки, с разлиновкой прописи.

Ч.1

10-11







Ч.1

3-5

Понимать информацию, представленную картинками букваря, создавать высказывания, соотносить этикетные формы с рисунками. Анализировать речевые ситуации, сравнивать средства языка, выбирать их. Моделировать речь с помощью учителя, анализировать модель, находить неточности в условных обозначениях, исправлять их, выводить (вместе с учителем) правила речи. Разыгрывать речевые ситуации, меняясь ролями: говорящий - слушающий. Наблюдать за речью учителя, одноклассников, оценивать выполнение правил речи, высказывать своё мнение, советы. Пользоваться этикетными словами, правилами речи в общении со взрослыми и сверстниками.

Создавать и поддерживать порядок на своём рабочем месте. Слушать учителя и выполнять его инструкции. Понимать информацию, представленную рисунками в прописях, и выбирать те образцы, которые соответствуют особенностям ученика (леворукий, праворукий); определять направление ручки при письме (вверх, чуть выше плеча). Обводить рисунки по контуру серого цвета. Анализировать картинки, определяя направления движения персонажей: вверх, вниз, вправо, влево, вокруг. Анализировать подпись под картинкой, узоры на разлиновке, определяя назначение каждой линии, начало и направление письма на строке. Обводить узоры, контурные картинки, устанавливать закономерности, самостоятельно дорисовывать узоры. Штриховать рисунки и геометрические фигуры, выбирать соответствующее направление штрихов. Оценивать выполненную работу, выбирая одну из схем.

4

4 сен







2

4 сен

Правила хорошей речи. Знакомство с качествами речи - быть понятной и вежливой.




Знакомство со штриховкой и разными ее видами.

14-15









6-7

5

7 сен











3

7 сен

Об одном и том же по-разному. Знакомство со стилями речи (без термина).









Продолжение знакомства со штриховкой.

16-17













8-9

6

8 сен










4

8 сен

Речь устная и письменная. Знакомство с формами речи, с их особенностями и средствами.






Работа над правильной посадкой, положением руки, ручки, над разными видами штриховки.

18-19










3-9

Понимать информацию, представленную в виде схем, рисунков, разыгрывать диалоги, ситуации общения, соотносить образцы речи с условными обозначениями их видов, с модельными изображениями характеристик высказывания, пользоваться средствами выразительности в своей устной речи, слушать учителя и одноклассников, оценивать выразительность их речи.

Сравнивают узоры, находят в них сходство и различие, обводят по серому контуру рисунки и узоры, самостоятельно дорисовывают узоры, штрихуют рисунки, выбирая соответствующее направление штрихов. Соблюдают правила посадки, контролируют положение ручки в руке, ориентируются в разлиновке прописи.

Предложение и слово


7

9 сен













5

9сен

Предложение.

Выражение мысли как основной признак предложения. Правило оформления границ предложения. Введение выражения «опасные при письме места». Введение письма под диктовку слов и предложений (квазиписьмо).



Знакомство с секретом наклонного письма.

22-23















10-11

Наблюдать за оформлением границ предложения в устной речи, оценивать речь как понятную и непонятную, выявлять средства оформления предложений в устной речи, соотносить их со способами оформления в письменной речи. Определять на слух границы предложений, различать интонацию конца предложения, выбирать нужный знак препинания. Произносить и сравнивать предложения с разной интонацией. Строить предложения по схеме.

Сравнивать предметы и слова как их названия; делать выводы, а потом доказывать, что слово и называемый им предмет - не одно и то же. Выделять слова из предложения,

конструировать, преобразовывать и составлять предложения. Наблюдать за значениями слов, отличать «настоящие» слова от «ненастоящих», объяснять отличие. Определять количество слов в предложении. Составлять схемы предложений.

Анализировать рисунки, выбирать те, которые подходят каждому из учеников (леворукому или праворукому) с точки зрения положения тетради, выводить (вместе с учителем) «секрет» наклонного письма и пользоваться им. Анализировать образцы элементов букв, подбирать сравнения, запоминать названия элементов. Сравнивать новые элементы с уже изученными, находить в них сходство и различие. Называть элементы букв, выполнять нужные движения при их письме. Обводить контурные рисунки, расписывать их элементами букв, обводить элементы букв по серому цвету и писать их самостоятельно. Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфического письма элементов букв, дорисовывая схему-рисунок. Сравнивать модели предложений, соотносить предложение со схемой (моделью). Выводить (вместе с учителем) действия, выполняемые при письме под диктовку, и самостоятельно «записывать» предложения (в том числе с делением на слова) в виде схем (моделировать).


8



10сен

















6

10 сен Слово. Наличие значения как признак слова. Знакомство с раздельным написанием слов. Прописная буква в именах собственных (без использования термина).



Знакомство с элементами букв. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обучению грамоте и письму УМК Гармония 1 класс . Квазиписьмо предложений с делением на слова.

24-25














12-13








Фонетика



9

11сен
















7

14сен

Слог.

Овладение приемом скандирования как способ деления слова на слоги.











Знакомство с элементами

букв. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обучению грамоте и письму УМК Гармония 1 класс .

Квазиписьмо слов и предложений с указанием слогов в словах.

26-27





















14-15

Скандировать слова, «озвучивая» картинки букваря. Наблюдать за делением слова на части, осознавать приём скандирования как способ деления слова на слоги. Делить слова на слоги путём скандирования. Моделировать слоговой состав слов с помощью слоговых схем. Соотносить слоговые схемы и слова, подбирать слова к схемам; группировать слова в зависимости от их слогового строения. Проверять правильность деления на слоги.

Анализировать рисунки, выбирать те, которые подходят каждому из учеников (леворукому или праворукому) с точки зрения положения тетради, выводить (вместе с учителем) «секрет» наклонного письма и пользоваться им. Анализировать образцы элементов букв, подбирать сравнения, запоминать названия элементов. Сравнивать новые элементы с уже изученными, находить в них сходство и различие. Называть элементы букв, выполнять нужные движения при их письме. Обводить контурные рисунки, расписывать их элементами букв, обводить элементы букв по серому цвету и писать их самостоятельно. Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфического письма элементов букв, дорисовывая схему-рисунок. Сравнивать модели предложений, соотносить предложение со схемой (моделью). Выводить (вместе с учителем) действия, выполняемые при письме под диктовку, и самостоятельно «записывать» предложения (в том числе с делением на слова) в виде схем (моделировать). Анализируют слова с точки зрения звукового и слогового состава, соотносят схему слова с названиями нарисованных предметов, определяют слово, «зашифрованное» в схеме.


10

14 сен













8

15сен

Звуки речи вокруг нас. Звуки речи.

Знакомство с особенностями речевых звуков.







Знакомство с элементами букв. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обучению грамоте и письму УМК Гармония 1 класс



28-35










16-17

Вслушиваться в звуки окружающего мира, вычленять их. Подражая учителю, протяжно или многократно (усиленно). Произносить отдельные звуки речи, составлять из них слова, сравнивать звуки речи и звуки окружающего мира, объяснять их различие. Вычленять первый (последний) звук слова; по модели слова определять звук, подлежащий анализу. Обозначать звук слова условным значком. Вычленять всю последовательность звуков слова и моделировать его звуковой состав., отражая в модели количество звуков. Сравнивать звуки и значения слов, выявлять и называть смыслоразличительные звуки; объяснять смыслоразличительную роль звуков. Соотносить слова со звуковыми моделями; группировать, подбирать слова в соответствии со звуковыми моделями. Понимать фонетические задания, представленные в схематичной форме, и выполнять их. Контролировать процесс и результат звукового анализа слов одноклассниками.

Анализировать рисунки, выбирать те, которые подходят каждому из учеников (леворукому или праворукому) с точки зрения положения тетради, выводить (вместе с учителем) «секрет» наклонного письма и пользоваться им. Анализировать образцы элементов букв, подбирать сравнения, запоминать названия элементов. Сравнивать новые элементы с уже изученными, находить в них сходство и различие. Называть элементы букв, выполнять нужные движения при их письме. Обводить контурные рисунки, расписывать их элементами букв, обводить элементы букв по серому цвету и писать их самостоятельно. Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфического письма элементов букв, дорисовывая схему-рисунок. Сравнивать модели предложений, соотносить предложение со схемой (моделью). Выводить (вместе с учителем) действия, выполняемые при письме под диктовку, и самостоятельно «записывать» предложения (в том числе с делением на слова) в виде схем (моделировать).

11

15сен












9

16сен

Звуки речи: закрепление. Овладение способом выделения звуков и вычленение их последовательности в слове.







Знакомство с элементами буквРАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обучению грамоте и письму УМК Гармония 1 класс.

30-31













18-19

Переводят в словесную форму учебные задания, представленные в схематичной форме, и выполняют их. Выделяют указанные в моделях звуки слов. Конструируют слова из отдельных звуков. Соотносят слова со звуковыми моделями; группируют слова в соответствии со звуковыми моделями. Контролируют процесс и результат звукового анализа слов одноклассниками.

Анализировать рисунки, выбирать те, которые подходят каждому из учеников (леворукому или праворукому) с точки зрения положения тетради, выводить (вместе с учителем) «секрет» наклонного письма и пользоваться им. Анализировать образцы элементов букв, подбирать сравнения, запоминать названия элементов. Сравнивать новые элементы с уже изученными, находить в них сходство и различие. Называть элементы букв, выполнять нужные движения при их письме. Обводить контурные рисунки, расписывать их элементами букв, обводить элементы букв по серому цвету и писать их самостоятельно. Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфического письма элементов букв, дорисовывая схему-рисунок. Сравнивать модели предложений, соотносить предложение со схемой (моделью). Выводить (вместе с учителем) действия, выполняемые при письме под диктовку, и самостоятельно «записывать» предложения (в том числе с делением на слова) в виде схем (моделировать).


12

16сен















10


17 сен

Совершенствование умения выделять звуки речи. Развитие фонетического слуха учащихся.









Тренировка в написании элементов букв РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обучению грамоте и письму УМК Гармония 1 класс , РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обучению грамоте и письму УМК Гармония 1 класс , РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обучению грамоте и письму УМК Гармония 1 класс , РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обучению грамоте и письму УМК Гармония 1 класс .

32-33











18-19

Вычленять и сопоставлять звуки в слове, наблюдать за особенностями их произнесения. Ставить фонетический опыт. Слушать информацию учителя. Формулировать (совместно с учителем) вывод об особенностях произнесения гласных и согласных звуков и способе их различения. Различать гласные и согласные звуки, обозначать их соответствующими условными значками. Группировать звуки в зависимости от их характеристики. Моделировать звуковой состав слова, отражая последовательность и характеристику звуков как гласных и согласных. Соотносить слова со звуковыми моделями; классифицировать слова в зависимости от характеристики звуков. Контролировать процесс звукового анализ и оценивать его правильность. Участвовать в беседе по обсуждаемым на уроке проблемам. Высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую; соблюдать правила речевого поведения. Строить предложения-сообщения о звуках с опорой на обобщающую модель.

13


17 сен












11



21 сен

Звуки гласные и согласные.

Знакомство с особенностями гласных и согласных звуков, с их характеристиками, с приемами вычленения звуков из слова и определения их характера.




Знакомство с элементами букв РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обучению грамоте и письму УМК Гармония 1 класс .


36-37












20-21

Участвуют в коллективной беседе, в общих наблюдениях. Сопоставляют первый и последний звуки в слове, сравнивают их, выявляют особенности их произнесения. Ставят фонетический опыт: пытаются произносить звуки слова заданным способом. Слушают информацию учителя о делении звуков на гласные и согласные. Формулируют вывод об особенностях произнесения этих звуков, выявляют способ их различения. Выполняют намеченный способ действия, различают гласные и согласные звуки, обозначают их соответствующими условными значками.

Анализировать образцы элементов букв, подбирать сравнения, запоминать названия элементов. Сравнивать новые элементы с уже изученными, находить в них сходство и различие. Называть элементы букв, выполнять нужные движения при их письме. Обводить контурные рисунки, расписывать их элементами букв, обводить элементы букв по серому цвету и писать их самостоятельно. Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфического письма элементов букв, дорисовывая схему-рисунок. Сравнивать модели предложений, соотносить предложение со схемой (моделью). Выводить (вместе с учителем) действия, выполняемые при письме под диктовку, и самостоятельно «записывать» предложения (в том числе с делением на слова) в виде схем (моделировать).

14


18 сен









12


22 сен

Звуки гласные и согласные: закрепление. Обучение выполнению фонетического анализа слов, частичного и полного.



Знакомство с элементами букв. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обучению грамоте и письму УМК Гармония 1 класс .


38-39









22-23

Обсуждают задачу работы на уроке. Моделируют звуковой состав слова, отражая последовательность и характеристику звуков как гласных так и согласных. Соотносят слова со звуковыми моделями; классифицируют слова в зависимости от характеристики звуков. Контролируют процесс звукового анализа и оценивают его правильность. Участвуют в беседе по обсуждаемым на уроке проблемам, высказывают свою точку зрения и выслушивают чужую; соблюдают правила речевого поведения.

Анализировать образцы элементов букв, подбирать сравнения, запоминать названия элементов. Сравнивать новые элементы с уже изученными, находить в них сходство и различие. Называть элементы букв, выполнять нужные движения при их письме. Обводить контурные рисунки, расписывать их элементами букв, обводить элементы букв по серому цвету и писать их самостоятельно. Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфического письма элементов букв, дорисовывая схему-рисунок. Сравнивать модели предложений, соотносить предложение со схемой (моделью). Выводить (вместе с учителем) действия, выполняемые при письме под диктовку, и самостоятельно «записывать» предложения (в том числе с делением на слова) в виде схем (моделировать).


15


21 сен







13

23 сен

Ударение. Ударные и безударные гласные звуки.

. Знакомство с элементами букв. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обучению грамоте и письму УМК Гармония 1 класс . Квазиписьмо слов и предложений с указанием в слоговых схемах ударных и безударных гласных.

40-41










24-25

Слушать описание ситуации, изображённой на картинке букваря, предполагать вопрос мальчика и произносить его. Наблюдать за произнесением слов с интонацией удивления; сравнивать характер произнесения слогов. Слушать информацию учителя. Переносить понятие «ударный» («безударный») на гласный звук как основу слога; обозначать ударные и безударные гласные звуки условными значками. Определять место ударения в слове, разграничивать ударные и безударные слоги и гласные звуки. Характеризовать звуковой состав слова по его модели; выбирать слова, подходящие к модели. Соотносить звуковые модели слов и слова; группировать слова в соответствии с моделями; находить «ошибки» в звуковых схемах слов. Моделировать звуковой состав слов, отражая последовательность звуков и их характеристику. Сравнивать слова, отличающиеся ударением. Делать вывод о смыслоразличительной роли ударения. Обобщать сведения о звуках речи, строить небольшой монолог на основе модели

Рассматривать узоры из элементов букв и определять способы их соединения. Проверять возможность соединения элементов букв каждым из выявленных способов. Анализировать записи и находить в них изученные соединения элементов. Обводить по серому шрифту элементы букв с рассмотренными соединениями, подбирать элементы, которые присоединяются к другим тем или иным способом. Оценивать выполнение работы с точки зрения начертания элементов букв, дорисовывая схему-рисунок. Участвовать в построении обобщений: понимать обобщающие модели, дополнять их недостающими условными обозначениями, строить на их основе словесные обобщения. Анализируют слова с точки зрения звукового анализа, находят в них ударные и безударные звуки.

16


22 сен












14


24 сен

Ударные и безударные гласные звуки: закрепление.

Обучение разграничению ударных и безударных гласных звуков и слогов.




Знакомство с элементами букв. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обучению грамоте и письму УМК Гармония 1 класс .

42-45











26-27

17



23 сен








15

28 сен

Согласные звуки: твёрдые и мягкие. Знакомство с характеристиками твердых и мягких согласных звуков.


Знакомство с нижним соединением элементов букв.

46-47








28-29

Выделять и сравнивать согласные звуки, выявлять их различие. Слушать информацию о названии этих звуков и способах их обозначения. Различать твёрдые и мягкие (звонкие и глухие) согласные, обозначать их условными значками. Анализировать согласные звуки, характеризовать их. Понимать характеристику звуков, представленную в модели. Группировать слова в зависимости от характеристики согласных; подбирать слова в соответствии с моделью; критически оценивать соответствие рисунка (слова) и модели. Моделировать звуковой состав слова, отражая последовательность звуков и их характеристику. Характеризовать звуки как парные или непарные по твёрдости-мягкости. Сравнивать значения слов, различающихся одним звуком; наблюдать за смыслоразличительной ролью звуков. Обобщать знания о звуках речи, строить монологические высказывания на основе модели; участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения.

Рассматривать узоры из элементов букв и определять способы их соединения. Проверять возможность соединения элементов букв каждым из выявленных способов. Анализировать записи и находить в них изученные соединения элементов. Обводить по серому шрифту элементы букв с рассмотренными соединениями, подбирать элементы, которые присоединяются к другим тем или иным

способом. Оценивать выполнение работы с точки зрения начертания элементов букв, дорисовывая схему-рисунок. Участвовать в построении обобщений: понимать обобщающие модели, дополнять их недостающими условными обозначениями, строить на их основе словесные обобщения.




18


24 сен








16

29 сен

Твёрдые и мягкие согласные звуки: закрепление. Знакомство с непарными твердыми и непарными мягкими согласными звуками.


Тренировка в написании элементов букв и их соединения.

48-49










20-29

19

25 сен






17

30сен

Ударные и безударные гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки: закрепление.


Знакомство со средним соединением элементов букв.

50-51







30-31

20


28 сен




18

1 ок

Гласные и согласные звуки: обобщение.


Знакомство с верхним соединением элементов.

52-53





32-33

21


29 сен







19

2 ок

Согласные звуки: глухие и звонкие. Знакомство с приемом распознавания глухих и звонких согласных звуков.


Знакомство с верхним соединением элементов букв: продолжение.

54-55









34-35

22


30 сен








20

5 ок

Глухие и звонкие согласные звуки: закрепление. Знакомство с непарными звонкими и глухими согласными звуками.



Знакомство с верхним соединением элементов букв: обобщение.

56-57










36-37

23


1 ок










21

6 ок

Звуки речи: обобщение. Повторение. Тренировка в выполнении фонетического анализа слов.



Обобщение: виды соединения элементов букв - нижнее, верхнее, среднее.

58









38-39

Основной период

Графика и орфография

24

7ок




22

7ок

Первые буквы гласных звуков А а - 0 о, И и-ы, У у-Э э. Буквы А а - 0 о.



Письмо букв о О.

60-61





Ч.2

4-5

Различать звуки и буквы. Вычленять ударные гласные звуки из слов и обозначать соответствующей буквой. Называть изученные буквы, читать их ряды, осознано перемещать ударение, интонировать в зависимости от стоящего в конце знака. Соотносить рисунки и звуковые модели слов. Выделять гласные звуки и обозначать буквами ударные. Понимать и словесно формулировать задания, представленные в букваре условными обозначениями. Вычленять в словах твёрдые и мягкие согласные.

Анализировать буквы, вычленять из них знакомые элементы, сравнивать выделенные элементы с элементами в прописи, проверять умение писать эти элементы, конструировать из них буквы; определять начало письма буквы, обводить их по серому шрифту и писать самостоятельно, сравнивать написанные буквы с образцом в прописи. Осознанно выбирать вид соединения новой буквы с последующей.

25

8ок


23

8ок

Буквы И и - ы.


Письмо букв и И - ы.

62-63



6-7

26

9ок


24

9ок

Буквы У у - Э э.


Письмо букв э Э.

64-65



8-9

27

12 ок



25

12 ок

Закрепление знаний об изученных гласных звуков и букв.


Письмо букв у У .

66-69



10 -11


26

13ок

Письмо букв а А.


12-13

28


14ок




27

14ок

Буквы непарных звонких (сонорных) согласных Л л, М м, Нн, Рр.


Письмо букв л Л - м М.

70-71





14-15

Вычленять в словах твёрдые и мягкие согласные звуки, Слушать и воспроизводить названия букв. Наблюдать за использованием букв, выводить правило чтения и читать, твёрдо или мягко, буквы согласных перед буквами гласных. Читать слоги, опознавать среди них слова. Классифицировать буквы в зависимости от обозначаемых ими звуков. Сравнивать слова по звучанию и значению; объяснять различия в значении слов, отличающихся ударением, одной буквой; сравнивать по значению слова-омонимы. Соотносить прочитанные слова с картинками, находить несоответствия, задавать вопросы о значении слов, выявлять среди предлагаемых слов подходящие по смыслу для текста; изменять, конструировать слова, предложения. Оценивать правильность чтения слогов, слов. Понимать информацию, представленную в моделях, схемах, таблицах, с помощью учителя словесно формулировать её .

Анализировать буквы, вычленять из них знакомые элементы, сравнивать выделенные элементы с элементами в прописи, проверять умение писать эти элементы, конструировать из них буквы; определять начало письма буквы, обводить их по серому шрифту и писать самостоятельно, сравнивать написанные буквы с образцом в прописи. Осознанно выбирать вид соединения новой буквы с последующей.

29

15ок



28

15ок

Закрепление знаний о непарных согласных звуках и буквах.


Письмо изученных букв.

72-73



16-17

30

16ок


29

16ок

Буквы Н н.


Письмо букв н Н.

74-77



18-19

31

19ок



30

19ок

Буквы Р р.

Письмо букв р Р. Знакомство с алгоритмом списывания.

78-79





20-21

32


20ок





31


20ок

Закрепление знаний об изученных звуках и буквах.




Закрепление написания гласных букв и букв сонорных согласных.

80-81







22-23

33


21ок

32



21ок

Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков С с, Кк, Тт, Пп, Шш.

Письмо букв с С.

84-85





24-25

Проводить звуковой анализ слов, выделять отдельные звуки и обозначать их буквами. Слушать и воспроизводить названия букв, запоминают их облик, сравнивают с другими буквами, действуют по правилу чтения.

Читать слоги и слова с изученными буквами, пользуясь правилом чтения. Конструировать слова и предложения, выбирать слова для предложения с учётом смысла; осознавать наличие изменения слов, различать их значения; выявлять смысловые (родственные) связи слов. Наблюдать и делать некоторые выводы: одни буквы обозначают пары звуков по твёрдости-мягкости, а другие нет. На основе наблюдений выводить правило написания ударного сочетания «ши». Строить сообщения о правилах чтения и письма по модели. Соотносить предложения с рисунками, моделями; находить в тексте предложение к иллюстрации. Восстанавливать последовательность предложений с опорой на иллюстрации. Замечать различные знаки препинания в конце и внутри предложений, в соответствии с ними выразительно читать; делать умозаключения, выводы о связи знаков препинания, смысла и интонации. Самостоятельно готовиться к чтению трудных слов, деля их на слоги. Понимать содержание читаемого, отвечать на вопросы по фактическому содержанию текста. Озаглавливать текст по его теме, выбирать более точный заголовок. Разыгрывать диалоги, читать по ролям отдельные реплики; оценивать выразительность чтения. Участвовать в обсуждении прочитанного; соблюдать правила речевого поведения; оценивать соблюдение этих правил всеми участниками общения.

Анализировать буквы, вычленять из них знакомые элементы, сравнивать выделенные элементы с элементами в прописи, проверять умение писать эти элементы, конструировать из них буквы; определять начало письма буквы, обводить их по серому шрифту и писать самостоятельно, сравнивать написанные буквы с образцом в прописи. Осознанно выбирать вид соединения новой буквы с последующей. Обозначать гласные и согласные звуки в сильных позициях изученными буквами. Выводить действия, необходимые при списывании и составлять с помощью учителя памятку списывания. Действовать при

списывании по определённому плану. Писать под диктовку слова и предложения по предложенной технологии. Пользоваться правилом правописания ударного сочетания «ши».

34

22ок


33

22ок

Буквы К к.


Письмо букв к К

86-87



26-27

35




34

Закрепление.



Закрепление написания изученных букв

88-89





34-35

36



35

Буквы Т т.


Письмо букв т Т

90-91



30-31

37



36

Буквы В в.


Письмо букв в В.

92-95



32-33

38



37

Закрепление.


Закрепление написания изученных букв.

94-95




34-35

39



38

Буквы П п.


Письмо букв п II.

98-99



36-37

40







39

Буквы Ш ш. правописание сочетания «ши».


Письмо букв Ш ш. обозначение ударного согласного звука Ы в сочетании «ши».

100-101







38-39

41










40

Закрепление изученного.









Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков.

102-104










40-41

42





41

Буквы, обозначающие мягкость согласных: и, я, е, ю,ь.


Буквы ы - И и

Написание изученных букв.

Ч. 2

5-7





Ч.3

3-5

Сравнивать использование букв «ы» - «и» после букв согласных звуков; с опорой на модель формулировать правило чтения прямых слогов; при чтении соблюдать правило позиционного чтения. Выделять из слов звуки, определять их положение в слове, характеризовать предыдущий согласный. Выявлять в каждой паре букв новую, воспринимать информацию о работе этой буквы, понимать дополнения, вносимые в модель правила позиционного чтения; воспроизводить информацию по модели. Выполнять правило чтения. Сравнивать по звучанию и обозначению звуков буквами слова в парах, столбиках. Соотносить слова, предложения с рисунками, критически оценивать, находя несоответствия; конструировать предложения, договаривая слова. По заголовкам предполагать содержание текста, проверять предположение при чтении. Разыгрывать диалоги. Сравнивать слова по значению, различать слова-омонимы; понимать значения, вносимые приставками, окончаниями (без терминов); понимать значения фразеологических сочетаний. Сравнивать безударные гласные звуки и буквы на их месте, моделировать результаты наблюдений; делать вывод о наличии «опасности письма» на месте безударных гласных. Читать слова, сравнивать звуки и буквы безударных

гласных, проверять правильность сделанного вывода.

Анализировать новые буквы, выделять в них неизвестные элементы, обводить их по серому шрифту. Конструировать буквы, узнавать начало письма буквы, обводить буквы по серому шрифту и писать самостоятельно. Оценивать написанные буквы, сравнивая

их с образцом в прописи. Определять вид соединения букв, устанавливать его зависимость от начала письма следующей буквы. Понимать информацию о правилах письма, представленную в моделях, соблюдать это правило при письме. Выбирать способ обозначения твёрдости-мягкости согласных звуков на основе правила письма. Регулировать свои действия при списывании и письме под диктовку. Разграничивать ударные и безударные звуки, сравнивать звуки и буквы на месте безударных гласных; обозначать вывод в модели; выяснять правильные буквы и конструировать слова. Действовать по намеченному плану при списывании и письме под диктовку.

43


42

Буквы А а - я.

Письмо буквы я.

8-9


6-7

44



43

Буквы Э э - е.


Письмо буквы е.

10-11



8-9

45




44

Закрепление изученного.


Закрепление написания изученных букв.

12-13




10-11

46




45

Буквы О о - ё.



Письмо буквы ё.

14-15




12-13

47



46

Буквы У у - ю.


Письмо буквы ю.

16-17



14-15

48



47

Закрепление.


Закрепление

18-19



16-17

49



48

Буква ь.


Письмо буквы ь.

20-21



18-19

50





49

Закрепление. Упражнение

в чтении.


Закрепление написания изученных букв.

22-23





20-21

51





50

«Опасности письма» на месте безударных гласных.


«Опасности письма» на месте безударных гласных.

26-27





22-23

52








51

«Опасности письма» на месте безударных гласных. Закрепление.


Закрепление.

«Опасности письма» на месте безударных гласных.

28-29






24-25

53








52

обобщение: непарные по глухости-звонкости согласные звуки и их буквы.

Буквы Й й.



Письмо букв й Й

30-31








26-27

Анализировать звуковой состав слов, выделять звук [й,], определять его место в слове и обозначать его буквой «й». Читать слова с буквой «й», сравнивать их по значению, выявлять противоположные по значению, устанавливать родственные связи слов. Делать обобщение о буквах непарных звонких согласных звуков. Понимать классификацию букв, представленную в модели (ленте букв); строить на основе модели сообщение о буквах.

Наблюдать за обозначением звука [й,] буквой й.

Анализировать начертание буквы, сравнивать её с другими изученными буквами. Самостоятельно писать слова с изученной буквой. Оценивать свою работу.

54






53

Закрепление и обобщение о непарных по глухости-звонкости согласных звуках и их буквах.


Закрепление и обобщение

32-33






28-29

55









54

буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков: зз-Сс, Бб-Пп, Гг-Кк, Дд-Тт, ВВ-Фф, Жж-Шш.

Буквы Зз-Сс.



Письмо букв з 3

34-35









30-31

Сравнивать согласные звуки, парные по глухости-звонкости, различать их буквы. Классифицировать, группировать буквы парных или непарных по глухости-звонкости согласных. Читать слова с изученными буквами, выявлять те, значение которых не совсем понятно, формулировать вопросы о них; правильно произносить, составлять, преобразовывать слова, в том числе путём замены одной буквы; понимать смыслоразличительную роль звука и буквы на его месте.Группировать слова по различным признакам. Понимать задания, представленные схематически и выполнять их. Конструировать предложения, выбирать для них слова. Понимать тему текста и отражать её в заголовке. Самостоятельно готовиться к чтению, делить для этого трудные слова на слоги. Отвечать на вопросы после текста. Обнаруживать в текстах «опасные места», сравнивать буквы безударных гласных, осознавать смысл понятия «опасное при письме место». Контролировать и оценивать правильность и беглость своего чтения. Обобщать сведения о буквах на основе модели, формулировать их.

Выделять и сравнивать согласные звуки, парные по глухости-звонкости, на конце слова; сравнивать буквы на их месте; моделировать результаты наблюдений; делать вывод о наличии «опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных на конце слова. Читать слова, сравнивать звуки и буквы на конце слова, проверять правильность сделанного вывода. Анализировать новые буквы с точки зрения составляющих их элементов, выделять и называть эти элементы. Определять начало письма букв и выполнять необходимые при письме действия. Регулировать процесс письма, и оценивать результат. Наблюдать за обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слов буквами, формулировать с помощью учителя вывод о наличии «опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова. Находить в словах эти «опасные места». Наблюдать за звучанием и написанием сочетания «жи», Распространять правило обозначения ударного гласного звука [ы] в сочетании «ши» на сочетание «жи», обобщать сведения и формулировать правило правописания ударных сочетаний «жи-ши». Писать слова с данными сочетаниями, пользуясь правилом. Списывать и писать под диктовку, с принятой технологией, регулировать свои действия буквами, формулировать с помощью учителя вывод о наличии «опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова. Находить в словах эти «опасные места». Наблюдать за звучанием и написанием сочетания «жи», Распространять правило обозначения ударного гласного звука [ы] в сочетании «ши» на сочетание «жи», обобщать сведения и формулировать правило правописания ударных сочетаний «жи-ши». Писать слова с данными сочетаниями, пользуясь правилом. Списывать и писать под диктовку, с принятой технологией, регулировать свои действия.

56



55

Буквы Бб-Пп


Письмо букв б Б

36-37



32-33

57

56

Упражнения в чтении.


Закрепление написания изученных букв.

38-39




34-35

58

57

Буквы Гг-Кк.


Письмо букв г Г.

40-41



36-37

59



58

Буквы Дд-Тт.


Письмо букв д Д.

42-43



38-39

60




59

Упражнения в чтении.


Закрепление написания изученных букв.

44-45




40-41

61





60








«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова).


«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных на конце слова.

48-49







42-43

62




61

Буквы В в - Ф ф.



Письмо букв ф Ф

50-51




44-45

63



62

Буквы Ж ж - Ш ш.


Письмо букв .ж Ж

52-53



46-47

64




63

Упражнения в чтении.


Закрепление написания изученных букв.

54-55




48-49

65




64

Правописание ударных сочетаний жи - ши.


Правописание ударных сочетаний жи - ши.

56-57

50-51

66





65

Закрепление сведений об «опасностях письма».


Закрепление сведений об «опасностях письма».

58-59





52-53

67



66

Повторение изученного.


Повторение изученного

60-61



54-55

68



67

Читаем и рассказываем.


Рассуждаем и пишем

62-63



56-57

69



68

Повторение изученного.


Повторение изученного. Запись слов под диктовку.

64-65


Вычленять непарные по глухости-звонкости звуки из слов, слушать информацию учителя, запоминать название букв. Классифицировать буквы парных и непарных по глухости-звонкости согласных звуков, читать с ними слова, составлять и выразительно произносить предложения. Читать тексты, объяснять значения слов, наблюдать за их строением, самостоятельно готовиться к чтению трудных по структуре слов; осознавать связь между строением и значением слова. Проверять правильность и беглость своего чтения.

Наблюдать за обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков перед буквами согласных, распространять сделанный вывод о наличии «опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных на конце слова на положение перед другим согласным звуком. Рассказывать об «опасностях письма» по таблице, находить их в отдельных словах и текстах. Сравнивать согласные звуки, произносимые при чтении перед буквами «а-я», «у--ю»; осознавать и формулировать правила чтения и письма таких слов. Наблюдать за выбором букв ударных гласных после букв мягких согласных «ч» и «щ», выявлять отклонение от общего правила. Формулировать особое правило написания ударных сочетаний «ча-ща», «чу-щу», проверять «открытое» правило по букварю. Находить при чтении ударные сочетания «ча-ща», «чу-щу», а также «жи-ши» как «опасные места», объяснять в них выбор букв. Обобщать сведения об «опасностях письма», строить сообщения о них на основе моделей, находить их в отдельных словах, предложениях и текстах





70








69

«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными).


«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными). Списывание.

66-67


71

70

Упражнение в чтении.


Повторение изученного.. Запись предложений под диктовку.



72

71

Упражнение в чтении.


Повторение изученного. Запись текста под диктовку.



73






72

Буквы непарных по глухости-звонкости глухих согласных звуков: Хх, Цц, Чч, Щщ. Повторение .


Повторение. Запись предложений под диктовку.


№4

3-5


74








73

«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными).


«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными).

68-69








6-7

75



74

Буквы X х.

Письмо букв х X.

70-71



8-9

76




75

Упражнение в чтении.

Упражнение в письме

72-73

10-11

77



76

Буквы Ц ц.

Письмо букв ц Ц

76-77



12-13

78



77

Буквы Ч чэ

Письмо букв ч Ч

78-79



14-15

79



78

Буквы Щ щ.

Письмо букв щ Щ

80-81



16-17

80





79

Закрепление. Упражнение в чтении.



Закрепление. Списывание .

82-83





18-19

81



80

Читаем и обсуждаем.


Закрепление написания изученных букв.

84-85




20-21

82





81

Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу.


«Опасности письма»: ча-ща, чу-щу.

86-87





22-23

83



82

Закрепление: жи-ши, ча-ща,чу-щу

Закрепление: жи-ши, ча-ща,чу-щу

88-89




24-25

84



83

Повторение изученного.


«Опасности письма»

90-91



26-27

85








84

Новая «работа» знакомых букв ЕЕ, Ёё, Юю, Яя.

Буквы Ее, Её, Юю, Яя в начале слова.




Письмо букв Е, Ё

94-95








28-29

Выделять звук [й,] в словах, определять его место и обозначать соответствующими буквами. Наблюдать, сравнивать и делать обобщение о второй «работе» букв «е, ё, ю, я». Рассказывать по модели правила чтения. Читать слова с буквами «е, ё, ю, я» в разных позициях. На основе моделей обобщать знания о звуках и буквах, о способах обозначения твёрдости и мягкости согласных, звука [й,], с опорой на модели строить связные высказывания. Выразительно читать предложения, сравнивать слова по значению, звуковому составу и строению, находить «лишнее», объяснять различия слов. Читать тексты, выявлять их смысл, восстанавливать последовательность предложений, озаглавливать с учётом темы, главной мысли (без терминов).

Анализировать буквы, выделять в них знакомые элементы, сравнивать названные элементы с указанными в прописи. Определять начало письма буквы и последовательность движения руки при их письме. Обводить буквы по серому шрифту, писать их самостоятельно, сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с другими, выбирать способ соединения. Вписывать буквы в слова, данные с пропуском. Выделять звук [й,] в словах, определять его место и обозначать соответствующими буквами. Списывать и писать под диктовку по определённой технологии, регулировать при этом свои действия. Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфического письма элементов букв, дорисовывая схему-рисунок. Рассказывать по моделям правила письма.

86




85

Буквы е, ё, ю, я после букв

гласных.


Письмо буквы Ю

96-97




30-31

87




86

Гласные буквы е, ё, ю, я. Закрепление.

Письмо буквы Я

98-99




32-33

88





87

Обобщение: «работа» букв гласных.


Закрепление написания букв Е, Ё, Ю,Я

100-101





34-35

89





88

Читаем и наблюдаем.


Закрепление использования букв Ее, Её, Ю ю, Я я для обозначения двух звуков

102-103





36-37

90




89

Закрепление. Упражнение в чтении.


Закрепление правильного использования букв и - е, ё, ю, я



91






90

Сравниваем «работу» букв й - е, ё, ю, я.


Закрепление правильного использования букв и - е, ё, ю, я

104-105

38-39

92




91

Буква ь (разделительный).


Письмо ь как разделительного

108-109




40-41

Анализировать слова со звуком [й,], сравнивать способы его обозначения. Наблюдать за использованием разделительных «ь» и «ъ»; делать вывод об их «работе». Читать слова с разделительными знаками. Сравнивать две «работы»(функции) мягкого знака.

Анализировать буквы, выделять в них знакомые элементы, сравнивать названные элементы с указанными в прописи. Определять начало письма буквы и последовательность движения руки при их письме. Обводить буквы по серому шрифту, писать их самостоятельно, сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с другими, выбирать способ соединения. Вписывать буквы в слова, данные с пропуском. Выделять звук [й,] в словах, определять его место и обозначать соответствующими буквами. Списывать и писать под диктовку по определённой технологии, регулировать при этом свои действия. Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфического письма элементов букв, дорисовывая схему-рисунок.

93



92

Разделительный ъ.

Письмо разделительного ь

110-111



42-43

94





93

«Работа» букв ь и ъ.



Закрепление написания букв ь и ь

112-113





44-45

95








94

Читаем, наблюдаем, всё повторяем.




Обобщение: «Опасные при письме места»

114-115








46-47

96






95

Закрепление. Упражнение в чтении. Составление рассказа по картине.



Обобщение: правописание слов с буквами Ь, Ъ.



97




96

Закрепление. Упражнение в чтении.


Обобщение: «Опасные при письме места»




97

Запись под диктовку.



98



98

Алфавит.

Алфавит

116-119



48-49

Называть буквы в алфавитном порядке; добавлять пропущенные буквы алфавита. Опознавать буквы, пользоваться правилами чтения. Читать авторские тексты, узнавать авторов, книги; показывать с помощью средств выразительности своё отношение к читаемому. Рассматривать обложки детских книг, отрывки из которых читались по букварю; предполагать, о чём книга; соотносить отрывки из произведений с обложками книг. Обсуждать прочитанное, рассказывать о книгах.

Наблюдать за использованием алфавита, тренироваться в его применении. Использовать изученные орфографические правила при письме. Проверять себя и оценивать собственные достижения. Тренировка в чтении, в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.

99



99

Как хорошо уметь читать!


Закрепление умения писать.

120-123



50-51


100

Упражнение в письме


52-53

100




101

Упражнение в чтении.


Обучение письму под диктовку.

124-125

54-55

101



102

Упражнение в чтении.


Проверочный диктант.

126-127

56-57

102





103

Резервные уроки. Упражнение в чтении.


Списывание письменного текста.



103





104

Резервные уроки. Упражнение в чтении.


Списывание печатного текста.




© 2010-2022