- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по математике
Рабочая программа по математике
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Супрун О.В. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа, на основе которой разработан рабочий вариант программы:
Математика: программа 1-4 классы
Издательство: М.: Вентана - Граф
Автор: В.Н. Рудницкая
Год издания : 2012
Учебник Авторы: В.Н. Рудницкая Название: Математика 2 кл. Издательство : М.: Вентана - Граф, 2012
Количество часов:
- По программе: 136 ч
- По учебному плану: 4 ч в неделю
- Практические работы: 6 ч
- Контрольные работы: 18ч
Учебно-методический комплект:
- Математика. Методика обучения. 2 кл. М.: Вентана - Граф, 2012
- Беседы с учителем. Второй класс четырехлетней школы. М.: Вентана - Граф, 2012
- Математика:2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч1 / В.Н. Рудницкая, Т.В.Юдачёва.-5-еизд.,перераб.-М.:Вентана-Граф, 2012.-128с.: ил. -(Начальная школа XXI века )
- Математика:2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч2 / В.Н. Рудницкая, Т.В.Юдачёва.-5-еизд.,перераб.-М.:Вентана-Граф, 2012.-128с.: ил. -(Начальная школа XXI века )
- Математика:2 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Н. Рудницкая, Т.В.Юдачёва.-4-е изд., перераб.-М.:Вентана-Граф, 2014.-48с.: ил.
- Математика:2 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Н. Рудницкая, Т.В.Юдачёва.-4-е изд., перераб.-М.:Вентана-Граф, 2014.-64с: ил.
- Рудницкая В.Н. Математика:2 класс: тетрадь для контрольных работ для учащихся общеобразовательных организаций / В.Н. Рудницкая, Т.В.Юдачёва.- М.:Вентана-Граф, 2014.-64с: ил.
- Дружим с математикой 2 кл. М.: Вентана - Граф, 2014
- Математика:2 класс: методика обучения / В.Н. Рудницкая, Т.В.Юдачёва.-2-е изд. Перераб.- М.:Вентана-Граф, 2009.-176с: -(Начальная школа XXI века )
- Математика:2 класс: поурочные планы по учебнику В.Н. Рудницкой, Т.В.ЮдачёвойЧ.I/авт.-сост. Н.В.Лободина.-Волгоград: Учитель,2011.-367с.:ил.
- Математика:2 класс: поурочные планы по учебнику В.Н. Рудницкой, Т.В.ЮдачёвойЧ.II/авт.-сост. Н.В.Лободина.-Волгоград: Учитель, 2009/-284с.:ил.
- Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика в начальной школе: Проверочные и контрольные работы.-М.: Вентана-Граф, 2006.-304с.-(Оценка знаний)
4. Общая характеристика учебного предмета. Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
- предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;
- умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
- реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
5. Описание места учебного предмета в учебном плане. Согласно учебного плана МАОУ лицея №1, г.Канска на изучение учебного предмета «Математика» во 2 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели).
6. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе. Наряду с изучением математического материала происходит формирование учебной деятельности. Изложение математического материала представлено 5 взаимосвязанными содержательными линиями: элементы арифметики, величины и их измерение, логико-математические понятия, алгебраическая пропедевтика, элементы геометрии. Реализует цели обучения: полноценное интеллектуальное развитие, формирование мыслительных процессов, логического мышления, а так же творческой деятельности ребенка и др.
7. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностными результатами обучения обучающихся являются:
- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
- готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению;
- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
- заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
- готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
- способность к самоорганизованности;
- высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
- владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
- владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
- планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
- понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
- адекватное оценивание результатов своей деятельности;
- активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
- готовность слушать собеседника, вести диалог;
- умение работать в информационной среде.
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
- умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
8. Содержание учебного предмета Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов Сходства и различия предметов. Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: больше, меньше, одинаковые по размерам; длиннее, короче, такой же длины (ширины, высоты). Соотношения между множествами предметов. Понятия: больше, меньше, столько же, поровну (предметов), больше, меньше (на несколько предметов). Универсальные учебные действия:
- сравнивать предметы (фигуры) по их форме и размерам;
- распределять данное множество предметов на группы по заданным признакам (выполнять классификацию);
- сопоставлять множества предметов по их численностям (путем составления пар предметов).
- пересчитывать предметы; выражать результат натуральным числом;
- сравнивать числа;
- упорядочивать данное множество чисел.
- воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения четырех арифметических действий;
- прогнозировать результаты вычислений;
- контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;
- оценивать правильность предъявленных вычислений;
- сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный;
- анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий.
- сравнивать значения однородных величин;
- упорядочивать данные значения величины;
- устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.
- моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости;
- планировать ход решения задачи;
- анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для ее решения;
- прогнозировать результат решения;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера;
- выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;
- наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условий.
- ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения);
- различать геометрические фигуры;
- характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости;
- конструировать указанную фигуру из частей;
- классифицировать треугольники;
параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус, шар) на чертежах и на моделях. Логико-математическая подготовка Понятия: каждый, какой-нибудь, один из, любой, все, не все; все, кроме. Классификация множества предметов по заданному признаку. Определение оснований классификации. Понятие о высказывании. Примеры истинных и ложных высказываний. Числовые равенства и неравенства как примеры истинных и ложных высказываний. Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и»,«или»,«если, то»,«неверно, что» и их истинность. Анализ структуры составного высказывания: выделение в нем простых высказываний. Образование составного высказывания из двух простых высказываний. Простейшие доказательства истинности или ложности данных утверждений. Приведение гримеров, подтверждающих или опровергающих данное утверждение. Решение несложных комбинаторных задач и других задач логического характера (в том числе задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов). Универсальные учебные действия:
- определять истинность несложных утверждений;
- приводить примеры, подтверждающие или опровергающие данное утверждение;
- конструировать алгоритм решения логической задачи;
- делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных;
- конструировать составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических слов-связок и определять их истинность;
- анализировать структуру предъявленного составного высказывания; выделять в нем составляющие его высказывания и делать выводы об истинности или ложности составного высказывания;
- актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий, свойства геометрических фигур).
- собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами;
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в таблицах, на графиках и диаграммах;
- переводить информацию из текстовой формы в табличную.
9. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Раздел программы Программное содержание Характеристика деятельности обучающихся Нумерация чисел в пределах 100 Чтение и запись чисел в пределах 100, сравнение чисел в пределах 100,представление числа в виде суммы разрядных слагаемых; развивать логическое и пространственное мышление; прививать интерес к математике через систему познавательных упражнений
Записывать цифрами и сравнивать любые числа в пределах 100.
Сравнивать чисел с использованием числового луча Сложение и вычитание в пределах 100. Развивать умение выполнять сложение и вычитание столбиком (общий случай); формировать умение считать десятками и различать луч и числовой луч; развивать представления учащихся о структуре задачи, записи ее решения и ответа; развивать логическое и пространственное мышление; прививать интерес к математике через систему познавательных упражнений.Воспроизводить таблицу сложения любых однозначных чисел. Использовать цветные палочки Кюизенера при сложении и вычитании двузначных чисел (двузначных и однозначных чисел). Выполнять несложные устные вычисления в пределах 100. Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 с использованием письменных приёмов вычислений. Применять микрокалькулятор при сложении и вычитании двузначных чисел. Изображать луч, обозначать его буквами и читать обозначения. Отмечать на числовом луче точку с данной координатой, читать координаты точки, лежащей на числовом луче. Различать луч и отрезок.
Периметр. Окружность Формировать представление «периметре» и «окружности», развивать умение вычислять периметр любых многоугольников разными способами; развивать глазомер, внимание; формировать умение общаться при совместной работе; Называть фигуру, изображённую на рисунке (луч, угол, окружность). Строить окружность при помощи циркуля. Вычислять периметр многоугольника.
Таблица умножения и деления на 2,3.4 и 5 Формировать умение решения задач с использованием действий умножения и деления; развивать умение организовывать и контролировать учебные действия, выполнять самооценку; формированию у детей умения читать текст задачи, т.е. устанавливать взаимосвязь между ее условиями и вопросом; развивать умение рассуждать и обобщать;
Воспроизводить наизусть результаты табличных случаев умножения однозначных чисел 2-5 и результаты табличных случаев деления. Формулировать изученные правила умножения и деления с 0 и 1. Формулировать изученное свойство умножения: умножать числа можно в любом порядке. Находить одну или нескольких долей данного числа. Находить долю величины, а также величину по его доле. Таблица умножения и деления на 6,7,8 и 9. Формировать умение решения задач с использованием действий умножения и деления формирование умения читать текст задачи, т.е. устанавливать взаимосвязь между ее условиями и вопросом; .
Решение геометрических задач. Формировать представление у уч-ся об угле; умение выполнять модель прямого угла; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать составные и геометрические задачи; развивать умение рассуждать и сравнивать;
Различать прямые и непрямые углы. Различать элементы многоугольника: вершину, сторону, угол. Формулировать определение прямоугольника (квадрата). Находить прямоугольник среди данных четырехугольников с помощью модели прямого угла. Вычислять площадь прямоугольника (квадрата). Записывать результаты, используя единицы площади и их обозначения. Устанавливать соотношения между единицами длины 1 м = 100 см, 1 дм = 10 см, 1 м = 10 дм. Различать периметр и площадь фигуры. Формулировать правило вычисления площади прямоугольника (квадрата).
Повторение материала за 2 класс Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать составные и геометрические задачи; развивать умение рассуждать и сравнивать; прививать культуру поведения и общения при совместной работе.
Воспроизводить наизусть результаты табличных случаев умножения любых однозначных чисел и результаты табличных случаев деления. Вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия. Вычислять периметр и площадь многоугольника. Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 с использованием письменных приёмов вычислений. Выбирать необходимое арифметическое действие для решения задач
10.Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
№п/п Тип оборудования Вид оборудования Комплектация 1 Демонстрационное оборудование Магнитный стенд, набор объемных геометрических фигур, стенд циферблата часов, набор магнитов демонстрационных для доски «Цифры и знаки», модель- аппликация «Части целого на круге» (простые дроби), и др. Один комплект на кабинет 2. Учебно- лабораторное оборудование Комплекты Раздаточный материал для устного счета 1 - 4 классы, веер цифр и знаков от 0 до 10, от 0 до 20, танграм, набор цветных геометрических фигур, счетные материалы для групповой и индивидуальной работы.
3. Таблицы и пособия по разделам предмета на печатных и цифровых носителях (ЭОР) в т.ч. с комплектами раздаточного материала; видеофильмы; альбомы и репродукции. Набор цифр и счетного материала; таблицы мер длины, времени, измерения площадей, числа; состав и разряды чисел; сложение; вычитание; деление; умножение; геометрические фигуры, доли. Один комплект на кабинет
11. Организация обучения Формы организации обучения: ведущей формой обучения является учебное занятие, в ходе которого учитель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, используя различные формы ее организации: групповую, парную и индивидуальную. Домашняя учебная работа дополняет деятельность учащихся на уроках, отличается большой самостоятельностью и отсутствием непосредственного руководства учителя, способствующая формированию навыков самостоятельного умственного труда, чувства ответственности за порученное дело. На урочную форму организации учебного занятия отводится 80%, внеурочная форма организации занятия занимает 20%учебного времени. Это способствует развитию мотивационной сферы, развитию коммуникативных качеств, умений самостоятельного принятия решения и формированию универсальных учебных действий.
Внеурочные формы освоения содержания № Форма и тема учебного занятия 1 Проектирование по теме: «Решение задач по иллюстрации». 2 Путешествие по теме: «Принадлежность точки лучу. Взаимное расположение на плоскости лучей и отрезков». 3 Лабораторная работа по теме:«Метр. Измерение длин и расстояний с помощью различных измерительных инструментов: линейки, метровой линейки, рулетки». 4 Мастерская по теме: «Обозначение многоугольника буквами». 5 Мини - исследование по теме: «Открытие способа сложения и вычитания с переходом через разряд» 6 Деловая игра по теме :«Окружность, ее центр и радиус». 7 Исследование по теме: «Взаимное расположение фигур на плоскости». 8 Исследование по теме: «Что такое умножение?» 9 Аукцион знаний по теме: «Умножение и деление на 2,3,4». 10 Исследование по теме: «Таблица умножения на 5» 11. Соревнование по теме: «Лучшие знатоки таблицы умножения» 12 Экспедиция по теме: «Умножение и деление на 7. Решение задач.» 13 Конкурс по теме: «Отработка умения сравнивать числа во сколько раз больше или меньше?» 14 Игра по теме: «Задачи на нахождение цены, количества, стоимости» 15 КВН по теме: «Решение задач изученных видов». 16 Аукцион знаний по теме: «Решение задач на кратное сравнение». 17 Зачёт по теме :«Названия чисел в записях действий». 18 Смотр знаний по теме :«Составление числовых выражений. Вычисление их значений». 19 Конкурс по теме: «Числовые выражения». 20 Мастерская по теме :«Способы построения прямоугольников и квадратов»
21 Исследование по теме :«Свойства прямоугольника». 22 Исследование по теме:«Площадь прямоугольника». 23 Исследование по теме : «Луч, числовой луч». 24 Проект по теме: «Построение окружности с помощью циркуля». 25 Аукцион знаний по теме: «Табличные случаи умножения и деления». 26 Практикум по теме: «Определение площади геометрической фигуры». 27 КВМ по теме: «Обобщение и коррекция знаний по темам курса 2 класса». Методы обучения: при выборе методов изложения программного материала приоритет отдается дедуктивным методам. Овладев общими способами действия, ученик применяет полученные при этом знания и умения для решения новых конкретных учебных задач. Технологии обучения: технология РО, личностно - ориентированное обучение, дифференцированное обучение, системно-деятельностный подход .
12. Планируемые результаты изучения учебного предмета К концу обучения во втором классе обучающиеся научатся: называть:
- натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;
- число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
- единицы длины, площади;
- одну или несколько долей данного числа и числа по его доле;
- компоненты арифметических действий (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное);
- числа в пределах 100;
- числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);
- длины отрезков;
- отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;
- компоненты арифметических действий;
- числовое выражение и его значение;
- российские монеты, купюры разных достоинств;
- прямые и непрямые углы;
- периметр и площадь прямоугольника;
- окружность и круг;
- числа в пределах 100, записанные цифрами;
- записи вида 5 · 2 = 10, 12 : 4 = 3;
- результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
- соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;
- однозначных и двузначных чисел;
- числовых выражений;
- десятичный состав двузначного числа;
- алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел;
- ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка;
- числовое выражение (название, как составлено);
- многоугольник (название, число углов, сторон, вершин);
- текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
- готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
- тексты несложных арифметических задач;
- алгоритм решения составной арифметической задачи;
- записывать цифрами двузначные числа;
- решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях;
- вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
- вычислять значения простых и составных числовых выражений;
- вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
- строить окружность с помощью циркуля;
- выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
- заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.
- свойства умножения и деления;
- определения прямоугольника и квадрата;
- свойства прямоугольника (квадрата);
- вершины и стороны угла, обозначенные латинскими буквами;
- элементы многоугольника (вершины, стороны, углы);
- центр и радиус окружности;
- координаты точек, отмеченных на числовом луче;
- расположение чисел на числовом луче;
- взаимное расположение фигур на плоскости (пересекаются, не пересекаются, имеют общую точку (общие точки);
- выбирать единицу длины при выполнении измерений;
- обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;
- указывать на рисунке все оси симметрии прямоугольника (квадрата);
- изображать на бумаге многоугольник с помощью линейки или от руки;
- составлять несложные числовые выражения;
- выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.
- по форме ответа: задания с закрытым ответом (с выбором одного или нескольких правильных ответов) или открытым ответом (с кратким или развернутым ответом);
- по уровню проверяемых знаний, умений или способов действий: задания базового или повышенного уровня;
- по используемым средствам при проведении работы: задания для письменной работы или устной беседы, практические задания;
- по форме проведения работы: задания для индивидуальной или групповой работы.
№ п/п Вид контрольно-оценочной деятельности Время проведения Содержание Формы и виды оценки 1 Входной контроль (стартовая работа) Начало сентября Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний Фиксируется учителем. 2. Диагности-ческая работа, тестовая диагностическая работа Проводится в сентябре Декабрь-январь Апрель-май
Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках изучения темы Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции 3. Контрольная работа
Проводится после изучения темы Проверяется уровень освоения обучающимися предметных культурных способов/средств действия. Представляет собой задания разного уровня сложности Все задания обязательны для выполнения. Учитель диагностирует уровень овладения способами учебного действия 4. Решение проектной задачи Проводится не менее 2 раз в год Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей Экспертная оценка по специально созданным экспертным картам 5. Проверочная работа Проводится в процессе изучения темы Проверяется промежуточный уровень освоения обучающимися способов/средств действия. Представляет собой задания разного уровня сложности Задания обязательны для выполнения. Учитель диагностирует уровень овладения способами учебного действия. 6. Предъявление,демонстрация достижений ученика за год
Май Каждый учащийся в конце года демонстрирует результаты своей учебной и внеучебной деятельности Философия этой формы оценки - в смещении акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку
Виды контроля результатов обучения Формы проверки и оценки результатов обучения: промежуточный, итоговый контроль, том числе презентации, защита творческих, проектных, исследовательских работ, выполнение тестовых, контрольных самостоятельных работ. Способы проверки и оценки результатов обучения: Устный счет требует устного изложения обучающимся результатов и способов счета, диалог учителя индивидуально или фронтально (ответы с места) проводится в основном на тех этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ. Самостоятельная работа - небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы учащихся, который он проводит совместно с учениками. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой. Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Проводятся и динамичные самостоятельные работы, рассчитанные на непродолжительное время (5-10мин). Это способ проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса, который позволяет перманентно контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников. Для таких работ учитель использует индивидуальные карточки, обучающие тексты, тестовые задания, таблицы. Если такие самостоятельные работы проводятся в начале изучения темы, то целесообразно отметкой оценивать лишь удачные, правильно выполненные. Остальные работы анализируются учителем вместе с обучающимися. Контрольная работа - используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Контрольная работа оценивается отметкой. Тематические контрольные работы содержат несколько заданий по одной теме и проводятся после изучения крупных тем программы. Их цель в выявлении учителем картины усвоения каждым учеником изученного материала и, при необходимости, корректировке процесса обучения. Итоговые контрольные работы проводятся в конце каждой учебной четверти и в конце года и имеют целью проверку полученной детьми математической подготовки за длительный промежуток времени. Работы разнородны по содержанию, так как в них включены задания по разным темам, изученным в течение учебной четверти, года. Для обеспечения дифференцированного подхода к учащимся при проведении контрольных работ текст каждой представлен в 4-6 вариантах трех уровней сложности. Первые два варианта определяют минимальный уровень требований к учащимся. Их целесообразно предлагать слабо- и среднеуспевающим детям, третий и четвертый варианты даются учащимся с более высоким уровнем математической подготовки (имеющим по математике отметки «4» и «5»); пятый и шестой варианты рассчитаны на учащихся - отличников. За безошибочно выполненную работу любого из шести вариантов ученику может быть поставлена отметка «5». В зависимости от конкретных условий (в частности, от уровня математической подготовки детей) учитель выбирает варианты в соответствии со способностями и возможностями учащихся класса. Предлагаемая детям инструкция объясняет им, что каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности. При желании ребенок может посоветоваться с учителем. В тексты контрольных работ включены 1-2 задания повышенной сложности, отмеченные звездочками. Они не являются обязательными и предлагаются детям по выбору. Ученик, выбрав такое задание, может проверить свои силы в решении нестандартных творческих задач. Оценивается правильность их выполнения отметкой «4» или «5». Оценка за контрольную работу не снижается, если учащийся не стал делать задание по выбору или выполнил его с ошибкой. К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п. Стандартизированные методики позволяют достаточно точно и объективно при минимальной затрате времени получить общую картину развития класса. Особой формой письменного контроля являются графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Их цель - проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ Оценивание письменных работ В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки:
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
- неправильный выбор действий, операций;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
При оценке работ, включающих в себя проверку вычислительных навыков, ставятся следующие оценки:
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка и 1-2 недочета;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 1-2 недочета;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено 5 и более ошибок.
При оценке работ, состоящих только из задач:
Оценка "5" ставится, если задачи решены без ошибок;
Оценка "4" ставится, если допущены 1-2 ошибки;
Оценка "3" ставится, если допущены 1-2 ошибки и 3-4 недочета;
Оценка "2" ставится, если допущены 3 и более ошибок.
При оценке комбинированных работ:
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибки и 1-2 недочета, при этом ошибки не должно быть в задаче;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 3-4 недочета;
Оценка "2" ставится, если в работе допущены 5 ошибок.
При оценке работ, включающих в себя решение выражений на порядок действий (считается ошибкой неправильно выбранный порядок действий, неправильно выполненное арифметическое действие).
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок.
При оценке заданий, связанных с геометрическим материалом (считается ошибкой, если ученик неверно построил геометрическую фигуру, если не соблюдал размеры, неверно перевел одни единицы измерения в другие, если не умеет использовать чертежный инструмент для измерения или построения геометрических фигур).
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки; Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок.
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. Вводится оценка "за общее впечатление от письменной работы". Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится. Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки "за общее впечатление от работы" допускается, если:
- в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений,
- работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.
- неправильный ответ на поставленный вопрос;
- неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
- при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
- неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
- медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
- в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений,
- работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.
Средства проверки и оценки результатов обучения: - диагностические работы; - практические работы; - тематические контрольные работы; - итоговые контрольные работы.
- Календарно-тематическое планирование.
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 Нумерация чисел в пределах 100 8 2 Луч 10 3 Сложение и вычитание в пределах 100
13 4 Периметр ,окружность . 8 5 Таблица умножения и деления
34
6 Решение арифметических задач.. 16 7 Числовые выражения. 17 8 Решение геометрических задач. 15 9 Повторение материала за 2 класс 15 Итого:
136
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ № п/п Тема Сроки проведения 1. Контрольная работа №1(входная) по теме «Повторение материала за 1 класс». I четверть 2. Контрольная работа №2(т.1) по теме «Запись и сравнение двузначных чисел.» I четверть 3. Контрольная работа №3(т.2) по теме «Луч. Числовой луч. Метр. Соотношение между единицами длины» I четверть 4. Контрольная работа №4(т.3) по теме «Сложение и вычитание двухзначных чисел. Многоугольник». I четверть 5. Контрольная работа №5 по теме «Итоговая контрольная работа за 1 четверть» I четверть 6. Контрольная работа №6 по теме « Периметр многоугольника» II четверть
7. Контрольная работа №7 по теме «Табличные случаи умножения и деления на 2, 3, 4». II четверть 8. Контрольная работа №8 по теме «Простые задачи на умножение и деление». II четверть 9. Контрольная работа №9 по теме «Табличные случаи умножения и деления на 4, 5, 6». II четверть 10. Контрольная работа №10 по теме «Итоговая контрольная работа за 1 полугодие» II четверть 11. Контрольная работа №11 по теме «Табличные случаи умножения и деления на 6, 7, 8, 9». III четверть 12. Контрольная работа №12 по теме «Задачи на кратное сравнение, на увеличение и уменьшение в несколько раз». III четверть 13. Контрольная работа №13 по теме «Итоговая контрольная работа за 3 четверть» III четверть 14. Контрольная работа №14 по теме «Числовые выражения». IV четверть 15. Контрольная работа №15 по теме «Прямоугольник. Квадрат. Периметр и площадь прямоугольника». IV четверть 16. Контрольная работа №16 по теме: « Табличные случаи умножения и деления с числами 2.3,4,5,6,7,8,9. III четверть 17. Контрольная работа №17 по теме: «Итоговая контрольная работа за 4 четверть» IV четверть 18. Контрольная работа №18(годовая) по теме «Повторение материла за 2 класс». IV четверть
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ п/п Тема Сроки проведения 1. П.р. №1 «Способы сложения и вычитания двузначных и однозначных чисел с помощью цветных палочек Кюизенера». I четверть 2. П.р. №2 «Поразрядное сложение и вычитание двузначных чисел, в том числе с применением микрокалькулятора». I четверть 3. П.р. №3 Единицы площади: квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный метр и их обозначения. III четверть 4. П.р. №4 Способы нахождения площадей фигур. III четверть 5. П.р. №5 Способ определения и построения прямого угла с помощью: модели, чертежного угольника. IV четверть 6. П.р. №6 Нахождение прямоугольника среди данных четырехугольников с помощью модели прямого угла. IV четверть
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЕКТНЫХ (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ) РАБОТ
№ п/п Тема Сроки проведения 1. Сведения из истории математики: старинные русские меры длины (вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень). I четверть 2. Сведения из истории математики: старинные русские меры массы (пуд). 3 четверть