- Преподавателю
- Начальные классы
- Цикл уроков по математике по теме: Устное сложение двухзначных чисел с переходом через десяток ( 2 класс)
Цикл уроков по математике по теме: Устное сложение двухзначных чисел с переходом через десяток ( 2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чудаева З.Б. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Устное сложение двухзначных чисел вида 28 + 59, решение задач в 2 действия. Цель: познакомить учащихся с приемом сложения двухзначных чисел с переходом через десяток, формировать умение решать задачи; развивать математическую грамотную речь; воспитывать интерес к математике. Оборудование: таблица, схемы, веера, сигнальные карточки. Ход урока: І. Организационный момент. ІІ. Сообщение темы и цели урока. Сегодня к нам на урок пришел сказочный герой. Давайте угадаем, кто это? Но для этого нужно решить примеры, и тогда откроется его имя. Решаем устно примеры (веера). 9 + 7 = 16 30 + 4 = 34 39 + 20 = 59 60 + 20 = 80 70 + 1 = 71 67 - 5 = 62 12 - 7 = 5 28 - 20 = 8 48 + 20 = 68 96 - 1 = 95 8 + 6 = 14 34 + 25 = 59 Игра «Лабиринт». Чтобы войти в дом нашого героя, необходимо получить в сумне число 68.
61
20
10
8
48
7
58
6060 + 8 58 + 10 61 + 7 48 + 20
( Буратино)
Индивидуальная работа у доски . Решение задач по схемам, 4 ученика.
- І
?- 20 кн.
- 1
?з. - 45
?3) Яб. - 15 яиц Сл. - ? на 6 <
?4) С. - 60 лет К. - ? 20 < ІІІ. Работа в парах. Игра « Эстафета».
+ 5 - 2 + 5 + 2
+ 4 - 3 + 6 + 2
+ 3 - 4 + 7 + 2
ІV. Минутка каллиграфии.
( 16 - двухзначное число, 1 десяток и 6 единиц, соседние цифры 15 и 17).
V. Актуализация опорных знаний.
1) . Игра « Отвечай да - нет».
1). Число 12 состоит из одного десятка и двух единиц? (Да).
2). Число 20 состоит из двух единиц? (Нет).
3). Число 20 состоит из двух десятков? (Да).
4). Число 18 следует за числом 17? ( Да).
5). Число 19 предшествует числу 20? (Да).
6). Сумма чисел 10 и 9 равна 19? (Да).
7). Разность чисел 14 и 2 равна 13? ( Нет).
2). Запишите только ответы
6
17 13 16
4 8 90 + 7 +
77 72 76 11 15 16
3). Буратино хочет проверить, кто из вас думает на уроке.
Какое число задумал Буратино:
1). Задуманное число на 15 больше, чем 50. ( 50 + 15 = 65)
2). Задуманное число меньше, чем 43 на 20. ( 43 - 20 = 23)
3). Задуманное число в сумме с числом 30 составляет 54. (54 - 30 = 24 ).
4). Сколько всего изображено прямоугольников. (9).
VІ. Объяснение нового материала
-
Вспомните, в чем смысл переместительного закона сложения?
Вычисли выражение № 268 применяя переместительное свойство действия сложения.
20 + 4 + 60 + 5 30 + 8 + 40 + 9
80 + 9 = 89 70 + 17 = 87
Вывод: удобно складывать десятки с десятками, единицы с единицами.
-
Буратино желает с нами научиться решать примеры вида 28 + 59 с переходом через десяток.
Объяснение:
Сумма чисел 20 и 50 - 70, сумма чисел 8 и 9 - 17. К 70 прибавить 17, будет 87.
Вывод: десятки складываем с десятками, единицы с единицами, полученные результаты складываем.
-
Примеры № 270 устно, № 273 с. 47 письменно.
17 + 25 = 10 + 20 + 7 + 5 = 42
36 + 36 = 30 + 30 + 6 + 6 = 72
54 + 38 = 50 + 30 + 4 + 8 = 92
42 + 49 = 40 + 40 + 2 + 9 = 91
VІІ. Ребята, Буратино пришел к нам с письмом, от его друзей давайте прочтем.
1.Решение задач.
1). Белка грибы сушила,
Только посчитать забыла.
Белых было 25,
Да еще масляток 5,
7 груздей и 2 лисички,
Очень рыжие сестрички,
У кого ответ готов?
Сколько было всех грибов?
25 + 5 + 7 + 2 = 39 (грибов).
2). Дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули репку и наконец вытянули. Сколько глаз смотрело на репку? ( 12 глаз).
3). Как то раз в лесу густом
Ёж построил себе дом.
Пригласил лесных зверей,
Сосчитайте их скорей.
2 зайченка, 2 мышонка,
3 веселых медвежонка,
2 бельчонка, 2 бобра.
2 + 2 + 3 + 2 + 2 = 11 (зверей).
Математическая физминутка:
Столько раз ногами топнем
2 + 2 = 4,
Столько раз руками хлопнем
10 - 5 = 5,
Мы присядем столько раз
3 + 5 = 8,
Мы подпрыгнем ровно столько
9 + 1 = 10
Ай, да счет! Игра и только.
2. Решение задачи № 272 устно, у доски с комментированием № 271 с. 47 письменно.
Было - 85 грн.
Купил - 25 грн. и 28 грн.
Осталось - ?
Решение:
-
25 + 28 = 53 ( грн.) заплатил за покупку
-
85 - 53 = 32 ( грн.) осталось
Ответ: 32 гривны.
Задача № 272. Самостоятельно.
( 15 + 6) - 4 = 17 ( кустов).
VІІІ. Домашнее задание. № 275,276.
ІX. Рефлексия.
Возьмите сигнальные карточки ( красный, зеленый и желтый цвет).
- Если вы довольны своей работой на уроке - красный цвет.
- Если вы хорошо работали, но умеете лучше - зеленый.
- Работа не получилась, не доволен собой - желтый.
- Что тебе понравилось на уроке?
Тема: сложение вида 76+4. Решение составных задач. Геометрический материал. Цель: раскрыть приём сложения вида 76+4; продолжить формирование вычислительных навыков сложения и вычитания; закрепить умение составлять задачу по краткой записи; повторить геометрический материал; развивать математическую речь, логическое мышление; навык работы в коллективе; воспитывать взаимопомощь, толерантность, уважение к товарищу, заботливое отношение к животным. Тип урока: комбинированный. Оборудование: мягкие игрушки, рисунки, схемы, индивидуальные карточки, геометрические фигуры.
Ход урока
I Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся. Обращение учителя к детям.
«Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?»
II Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие по лесу и встретимся с жителями «Лесной школы».
Путешествие будет далёкое, но очень увлекательное и интересное. Лесные жители подготовили вам очень много интересных заданий. В путешествие мы отправимся под таким девизом: «Мы в лес за наукой сегодня пойдём. Смекалку, фантазию нашу возьмём! Итак, отправляемся в путь. Во время путешествия мы будем решать примеры, напишем математический диктант, работать в группах, составлять задачу и повторим геометрические фигуры.
1.Повторение изученного.
Устный счет.
Т
+11олько вышли мы на поляну, как выглянуло ясное солнышко из-за туч и согрело нас теплыми лучами (устное решение примеров).
+5
+10
+12
+20
45-
63-
2.Работа в группах.
Составление задачи по рисунку и её решение.
19 , на 9 меньше.
Сколько всего животных было в зоопарке? Учащиеся по рисунку составляют в группах задачу. Группа, которая быстрее всех выполнила задание, сигнализирует об этом учителю. Когда все группы готовы, тогда спикер каждой группы объясняет выполнение задания. 3.По тропинке мы идём, и вот в кустах зашуршал ёжик. У него на иголках конверт с заданием (математический диктант). «Мозговая атака» проверка знаний о названии компонентов и результата при сложении и вычитании. Учитель проводит математический диктант, учащиеся записывают полученные выражения в тетради.
1.Первое слагаемое 20,второе 30. Найти сумму чисел.
2.Уменьшаемое 80,вычитаемое 40. Найти разность чисел.
3.Число 11 увеличить на 8.
4.Число 53 уменьшить на 3.
5.Найти сумму чисел 9 и 3.
6.Найти разность чисел 15 и 6.
(фронтальная проверка математического диктанта)
III. Изучение нового материала. Учитель ставит детям проблемный вопрос. Дальше по лесу идём и встречаем зайчика. Он не может решить пример 76+4=? Кто из вас поможет ему решить такой пример? Решение примеров: 12 + 8 = 20 53 + 7 = 60 35 + 5 = 40 54 + 6 = 60 37 + 3 = 40 25 + 5 = 30 15 + 5 = 20 72 + 8 = 80
4. Работа по учебнику, решение задач.
а) Разбор и решение задачи № 298 стр.50
Составление краткой записи у доски.
Кадка - 16 ведер
Бочка - ? на 4 ведра больше
2 бочки - ? ведер
Решение задачи.
1)16 + 4 = 20 ( в) - в 1 бочке
2)20 + 20 = 40 (в) - в 2 -х бочках
Ответ: 40 ведер воды можно налить в 2 бочки.
5.Физминутка под музыку, выполняются танцевальные движения.
Много маленьких утят
Поиграть в саду хотят.
Становитесь по порядку,
Начинается зарядка!
Лапки выше, лапки шире.
Влево, вправо наклонитесь,
Самолётом покружитесь
Прыг скок, прыг скок,
Ставим лапку на носок.
Постояли, отдохнули
И на место все нырнули.
IV. Закрепление изученного материала.
Геометрический материал (с использованием демонстрационного материала)
Вот вам лиса нарисовала необычного цыпленка.
Из каких геометрических фигур он состоит? (учащиеся называют геометрические фигуры)
= 10 = 6 = 5
А сейчас мы начертим дорожку, по которой пройдёт цыпленок.
Начертите отрезки длиной 10 см и 11 см.
Повторение изученного в виде теста.(работа по карточкам, взаимопроверка)
ТЕСТ
1.Девяносто цифрами записывается как?
а)90; б)19; в)91.
2.Число,которое состоит из 8 десятков и 9 единиц, записывется как?
а) 98; б)80; в)89.
3.Число 49 можно заменить выражением…
а) 40+9; б)49-9; в)49-40.
4. Вычисли: 53+12=… а)55; б)65; в)56;
5. Вычисли: 64-60=… а)64; б)4; в)60;
6.Найди в каждом ряду «лишнее» число: 24 44 60 74 94
10 30 60 73 80 Дидактическая игра «Найди домик».
Учитель предлагает учащимся найти домики животным.(на доске картинки зверей и «домики» с номерами, учащиеся должны решить примеры и расселить животных по своим домикам).
50
60
90
70
80
67+3 71+9 43+7 55+5 82+8
V. Итог урока.
- Что понравилось на уроке ?
- Какие задания тебе были интересными?
- Были ли трудными задания для выполнения? -Молодцы ребята, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться домой. Нашим лесным жителям было приятно с вами встретиться. Вы оказались настоящими друзьями наших братьев меньших, смелыми, добрыми и сообразительными.
Тема: Устное сложение вида 58+32. Решение задач в 2 действия, нахождения периметра геометрических фигур. Цель: познакомить учащихся со сложением вида 58+32; совершенствовать вычислительные навыки учащихся, формировать умения решать задачи в 2 действия, нахождения периметра геометрических фигур, развивать логическое мышление, умение делать выводы, рассуждать, вызывать интерес к предмету через игру, логические задания. Оборудование: иллюстрации, карточки с цифрами, буквами, презентация к уроку, таблицы. Организационный момент: Дорогие ребята! Поприветствуйте, пожалуйста, гостей. Мы вам рады, и приглашаем на урок во 2- А класс. Слайд 1. І. Мы начинаем наше волшебное путешествие в сказочную страну: А в какую - отгадайте! Очень мудрая страна, Дружит с числами она, В ней так много неизвестного, В ней так много интересного. Ну-ка, дети вы скажите, Её имя назовите. ( Математика). И прекрасна и сильна Математика - страна! 1,2,3,4,5…………….. Можно всё пересчитать. Сосчитать, измерить, взвесить. Математика сложна, Но скажу с почтением Математика нужна Всем без исключения. Чтоб водить корабли, Чтобы в небо взлететь, Наблюдать движенье звезд. Нужно математику знать! Слайд 2. ІІ. Путешествие в страну знаний с нами хочет совершить, а кто? Прочитайте сами. Прочитайте зашифрованное слово: Муха-ха+рак-к+ветер-тер+йод-од. (Муравей). Слайд 3. Муравьи - насекомые, очень дружные и трудолюбивые в работе, всегда помогают друг другу, сильный - слабому, здоровый - уставшему, больному приносят еду. Хочу чтобы и вы были такими дружными, работоспособными и вместе с муравьём выполнили все задания, которые ставит перед нами математика: считать в пределах 100, логически думать, рассуждать, решать примеры вида 58+32, с переходом через 10, задачи в 2 действия, находить периметр геометрических фигур. Желаю вам удачи! Рисунок муравья. Опрос у доски. Решение выражений со скобками: 23 37 25+(44-21)=48 50+(20+17) = 87 22 63 (39-17) +40 = 62 65-(13+50) = 2 47 31 (32+15) - 23 = 24 45 - ( 11+20) = 14 Слайд 4. Муравьи от муравейника прокладывают дорожки и оставляют на них свой запах. А если посмотреть как муравьи двигаются, беспорядочно, туда-сюда, но никогда не сбиваются с пути. Муравьи посмотрят, как вы ребята посчитаете числовые дорожки и проведете их к муравейнику.
ІІ. Устный счет: 9+2 6+5 5+7 7+6 9+5 6+6 9+7 8+6 9+3 7+4 ІІІ. Блиц - турнир
- Как называются компоненты при сложении?
- Как найти неизвестное слагаемое?
- Как называются компоненты при вычитании?
- Сколько мышей съест сова за день?
- 4 игрока играло в шахматы 4 часа. Сколько часов играл каждый игрок?
- В чем смысл переместительного закона сложения? ( от перестановки мест слагаемых сумма не изменяется).
- Сколько дней в недели? - 7
- Каким по счету днем недели является суббота? - 6.
Ребята, а у муравьев выходных не бывает они постоянно трудятся: моют, убирают свои комнаты, ухаживают за детьми, заготавливают корм на зиму. Спят около 3 часов. ІV. Минутка каллиграфии. Запишем число 10. Что вы можете сказать об этом числе? Двузначное, 1 дес. 0 ед., соседи числа 9,11, наименьшее двузначное число
Примеры с окошками! Муравьи добытчики. Одна муравьиная семья за сутки поедает 10 - 30 тысяч букашечек и козявочек. Слайд 5. Посмотрите на муравья, он легко переносит груз, вес которого в несколько раз превосходит вес самого муравья. 43 = +3 = 20 + 9 57 = 50 + 35 = 30 + 1 = 10 + 5 4 = 40 + 4 Слайд 6,7,8. V. Геометрические фигуры. Слайд 9. Какие геометрические фигуры вы видите? Найдите сумму чисел в кругах? (26) Найдите сумму чисел в прямоугольниках? (42) Разность чисел в прямоугольниках? ( 12) На сколько число в зеленой фигуре больше числа в желтой фигуре? (12). Учеными доказано, что муравьи распознают 2 геометрические фигуры: это треугольник и квадрат. Давайте найдем периметр этих фигур. І вариант в тетрадях найдет Р треугольника, а Р прямоугольника. Измеряйте и запишите чему равен периметр. VІ. Объяснение нового материала. Сегодня, ребята, мы поучимся решать примеры вида 58+32, с переходом через десяток. Давайте вспомним состав числа 10. Слайд 10. 10 = 9+1 10 = 8+2 10 = 7+3 10 = 6+4 10 = 5+5 Слайд 11.
____________________58+32= 90_________________
Сначала складываю Складываю десятки единицы 80+10 = 90 50 + 30 = 80 8+2 = 10
Решение примеров: Физминутка. Слайд 12. 23 +17 = ( 20+10) + ( 3+7) = 40 38+12 = 50 24 + 16 = 30 + 10 = 40 87 + 13 = 90 +10 = 100 VІІ. Решение задач. Устно. 1.Три гуся летят над ними, Три других - за облаками, Два спустились на ручей. Сколько было всех гусей? 2. Семь листьев Вася сам собрал, Два листика Алеша дал. Скажите, сколько у него Осенних листиков всего?
Задача № 306. (Решение у доски с объяснением). Слайд 13.
1 з. - 12 п.
2 з. - ? на 5 меньше
3 з. - ? на 8 >больше
1). 12 - 5 = 7 ( п) - во 2 зале
2). 7 + 8 = 15 ( п) - в 3 зале
Ответ: 15 продавцов.
Задача № 307.( Решение задачи сокращенное, запись в действиях). Слайд 14.
1 п. - 25 ор. ?
2 п. - 25 ор.
3 п. -
1) 25 + 25 = 50 ( ор) - в 3 пакете.
2) 25+25+50 = 100 (ор) - в 3-х пакетах.
Ответ: 100 ор. в 3 - х пакетах.
VІІІ. Самостоятельная работа. Наблюдая за муравьями ученые заметили, что муравьи могут соединять листья между собой, с помощью личинок. Муравьи имеют каждый свою профессию: добытчики еды, воины, скотоводы. Они пасут тлю, которая снабжает их специальным раствором, насыщенным сахаром. Слайд 15. Вот и мы попробуем помочь муравьям и решив примеры на листочках, которые нам подарила осень и утеплить на зиму их муравейник. Муравьи осенью, как и многие другие животные леса собираются в ком и замирают до весны. Ведь зимой очень холодно. А муравейнику это не страшно. В нем зимой чисто и сытно, уютно и тепло. Если не беспокоить муравьев, то муравейник может существовать на одном месте почти 100 лет. На обратной стороне решаем примеры. І вариант ІІ вариант 80 + 10 = 90 40 + 50 = 90 60 + 30 = 90 60 + 30 = 90 40 + 50 = 90 70 + 20 = 90 85 + 5 = 90 98 - 8 = 90 97 - 7 = 90 78 + 12 = 90 70 + 20 = 90 80 + 10 = 90 55 + 35 = 90 87 + 3 = 90 76 + 14 = 90 55 + 35 = 90 Решили примеры. У кого ответ 90 может выйти и прикрепить на муравейник листочек и тем самым утеплить его на зиму. Слайд 16,17. ІX. Домашнее задание: № 309, № 310. Слайд 18. X. Итог. - Что тебе понравилось на уроке? - Чему мы научились? - Берегите муравейники! - Не разрушайте муравейники! - Берегите лес и природу! Слайд 19.