- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад Использование современных образовательных технологий в начальной школе
Доклад Использование современных образовательных технологий в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Белова Э.В. |
Дата | 24.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Белова Эльвира Витальевна
МОУ «Помарская СОШ», учитель начальных классов, с. Помары В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, введением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Таким образом, цель современного образования - воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Придя в 1 класс в 2012-2013 учебном году, приступила к обучению по ФГОС, который в корне отличается от традиционного подхода. Изучив образовательную программу по ФГОС, сравнивая с традиционной, пришла к выводу, что мне необходимо изменить атмосферу занятий, учебное содержание, методику преподавания. А в методике, в первую очередь, следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность. Иными словами, учитель должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе. Я поняла, работать так, как уже работала 20 лет, уже не получится, надо учиться работать в соответствии новыми целями образования. Исходя из этого, выбрала тему самообразования «Использование современных образовательных технологий в начальной школе». На педагогическом совете школы выступила по теме «Сопоставление традиционного и современного урока (в контексте реализации ФГОС второго поколения) (протокол № 3 от 8.01.2013г) Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Технология обучения, или образовательная технология - это "привязывание" методики обучения к конкретным условиям, системы использования выработанных правил с учётом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяжённости педагогического процесса. Поэтому об эффективности технологии можно говорить не вообще, а лишь по отношению к определённым учащимся и педагогам. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе. Вашему вниманию предлагаю современные образовательные технологии, которые применяю я на своей практике:
- игровые технологии
- здоровьесберегающие технологии
- информационные технологии
- развития критического мышления;
- проектная и исследовательская деятельность
- личностно-ориентированное обучение;
- технология проблемного обучения
- технология дифференцированного подхода
- технология «портфолио»
Формы урока личностно-ориентированной направленности и методы, используемые внутри данной технологии.
Таблица 1
Методы.
Формы урока.
-
Проблемный метод
-
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении
-
Работа в группах, парах
-
Работа с портфолио
-
Урок - дискуссия
-
Урок - игра
-
Урок - КВН
-
Урок - беседа
-
Урок - экскурсия
-
Интегрированный урок
-
Урок - спектакль
Опыт работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях - дело не простое, но сегодня это требование времени. Применение различных технологий не всегда возможно отдельно друг от друга на каком-либо уроке, они применяются в сочетании. Предлагаю посмотреть следующую таблицу и убедиться в этом:
Сочетание элементов современных образовательных технологий
в структуре урока
Таблица 2
- Создание игровой ситуации Педагогика сотрудничества -Совместная деятельность Эвристическая беседа Здоровьесберегающий подход -Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок) -Психогимнастика -Алгоритмическая разминка 22. 3 2 Сообщение темы и целей урока Проблемное обучение - Создание проблемной ситуации Педагогика сотрудничества
- Работа в группах, парах - Эвристическая беседа Информационно-коммуникативные технологии -Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской) 33. 3 Работа по теме урока Индивидуальный и дифференцированный подход
- Индивидуальная, групповая работа.
- Работа в парах (тройках. четвёрках) Гуманно-личностная технология
- Создание ситуации успеха Компетентностно- ориентированное обучение
- Исследовательская работа в группах. парах Информационно-коммуникативные технологии
- Знакомство с новым материалом на ПК
-Разноуровневые задания на ПК Развивающее обучение
- Задания на развитие общеинтеллектуальные умений - сравнения, мышления, конкретизации, обобщения Игровые технологии
- Игровая ситуация Проблемное обучение
- Создание проблемной ситуации 44. 4 Физкультминутка Здоровьесберегающий подход
- Гимнастика для тела, слуха, глаз; упражнения на релаксацию
55.
5 Индивидуальная (самостоятельная работа) Индивидуальный и дифференцированный подход
-разноуровневые задания Информационно-коммуникативные технологии
-Тестирование на ПК
-Разноуровневые задания на ПК 66. 6 Подведение итогов урока. Педагогика сотрудничества
- Коллективный вывод
- Подведение итогов в паре (сравнение) Гуманно-личностная технология - Создание ситуации успеха 7. Рефлексия Гуманно-личностная технология - Создание ситуации успеха
(Составление кластера, Приём «П» - «М» - «И»: таблица «Плюс - минус - интересно», Пометки на полях, Написание синквейна, Учебный мозговой штурм, Верные - неверные утверждения, Написание эссе и другие) Первый этап - ВЫЗОВ - задачи (функции) которого:
- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
- пробудить к ней интерес;
- активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
- структурировать последующий процесс изучения материала.
- получение новой информации;
- ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
- соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
- поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
- выражение новых идей и информации собственными словами;
- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
- анализ всего процесса изучения материала;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»)
Взаимодействие ученика - учителя Таблица 3.
Ученик
Учитель Определяет цель деятельности
Помогает определить цель деятельности Открывает новые знания или способы деятельности
Рекомендует источники получения информации Экспериментирует
Предлагает возможные формы работы Выбирает пути решения
Содействует прогнозированию результатов Активен
Создает условия для активности школьника Субъект деятельности
Партнёр ученика Несёт ответственность за свою деятельность
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки Опираясь на собственный опыт, хочу сказать, что такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности, позволяет выстроить бесконфликтную педагогику. Проекты в начальной школе разнообразны по всем предметам: «Моя родословная», «Времена года», «Рассказ о слове» и т.д. Результат проекта может быть представлен в виде презентации на научно-практической конференции, выпуска информационного листа, буклета, и т.д. Технология проблемного обучения Обращение к проблематизации обучения является не новым для педагогики, но остается актуальным и на современном этапе. Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий. Этапы постановки и решения проблемы 1.Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию. 2.Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы. 3.Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы). 4.Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма). 5.Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.
Структура проблемного урока Таблица 4. Цель урока Этапы урока Деятельность учащихся З
Н
А
Н
И
Я
I. Создание проблемной ситуации Формулирование вопроса: «Почему не получается?»
II. Постановка учебной задачи Формулирование темы урока и его задачи
III. Поиск решения Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез
IV. Выражение решения Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование.
V. Реализация продукта Представление продукта учителю и классу.
(Урок-закрепление во 2 классе по теме «Решение задач») Информационные (компьютерные) технологии открывают поистине необозримые возможности в самых разных отраслях профессиональной деятельности, предлагают простые и удобные средства для решения широкого круга задач. Использование компьютера кардинально расширяет мои возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными. Применяю на уроке компьютерные тесты и диагностические комплексы, что позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. (Урок изучения нового материала «Что такое основа слова?»)
Что дает мне, как педагогу, использование ИКТ
Таблица 5.
Создание собственных мультимедийных продуктов
Использование готовых мультимедийных продуктов
Использование готовых программных средств, электронных ресурсов
Использование ресурсов сети Интернет для подготовки к урокам для самообразования
Дистанционное образование (курсы повышения квалификации и переподготовки)
Профессиональные форумы, работа в сетевых профессиональных ассоциациях
Электронная обработка документов
Использование электронной почты для переписки, общения с коллегами
Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые - меньше ощущают своё отставание от сильных. Использование мной дифференцированных заданий в различных предметных областях позволяет решать следующие задачи:
- подготовить учащихся к усвоению новых знаний;
- обеспечить возможность дальнейшего их углубления, систематизации и обобщения;
- содействовать выравниванию знаний и умений учащихся.
1 часть. Учебная деятельность.
Включает в себя: результаты обучения ученика по четвертям и за год; отметки об участии в предметных олимпиадах, учебно-исследовательских конференциях, интеллектуальном марафоне, всероссийских играх "Русский медвежонок", "Кенгуру", конкурсах сочинений и т.п. самооценку школьника своей учебной деятельности.
2 часть. Участие в делах класса и школы.
Включает в себя: результаты творческой деятельности учащихся в разных областях; отметку о посещении факультативов, кружков, секций; спортивные достижения учащихся; оценку выполнения общественных поручений, дежурства по классу и школе. Кроме двух обязательных частей в портфолио входит раздел (по желанию учеников) «Достижения», куда помещаются грамоты, благодарности и т.п. Свою работу как учителя строю, творчески применяя опыт коллег, работающих по различным учебным методическим программам. Применяю на уроках педагогику сотрудничества, гуманно-личностную технологию Ш.А. Амонашвили. Результатом использования современных образовательных технологий считаю: - Стабильно высокое качество знаний по предметам (70-75%), которые я преподаю, 100%-ный уровень обученности учащихся в классе, где работаю. - Результаты диагностики мотивационной сферы учащихся показывают преобладание учебно-познавательных мотивов над узколичностными. -Учащиеся моего класса систематически участвуют в районных, республиканских творческих конкурсах (предметные не проводятся) и Всероссийских предметных олимпиадах и занимают призовые места. Исходя их вышесказанного, целью моей работы стало:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Список литературы:
- Глассер У. Школы без неудачников. М.: "Просвещение", 1991.
- Клустер, Д. Что такое критическое мышление?/Д. Клустер//Критическое мышление и новые виды грамотности. - М.: ЦГЛ, 2005. - С. 5-13.
- Коротаева Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Екатеринбург, 2004.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: "Народное образование", 1998.
- Хохлов С. Как удержать внимание детей. // Воспитание школьников, 1997- №2, с.42.