Статья: Использование метода проектов в преподавании психолого – педагогических дисциплин

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РФ

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Челябинский государственный педагогический колледж № 2»









«Использование метода проектов в преподавании

психолого - педагогических дисциплин»







Выполнил преподаватель

психолого-педагогических дисциплин:

Бакина Юлия Сергеевна











Челябинск 2014



С целью развития проектных компетенций будущих педагогов используется метод проектов. Применение метода проектов предполагает владение определенными интеллектуальными умениями: анализа, сопоставления, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования, поиска информации, ее оценки и др. Метод проектов позволяет научиться работать в команде, совместно обсуждая разные способы решения, доказывать свою точку зрения, слышать собеседников, находить компромисс.

Метод проектов в силу своей проблемной направленности, ориентации в большинстве случаев на совместную групповую работу способен решать сложные дидактические задачи.

Ведь известно, что хорошо «вписываются» в общий ритм работы, добиваются лучших результатов те выпускники педагогических колледжей, которые, начиная с младших курсов, проходили педагогическую практику в течение достаточно длительного времени.

Будущему педагогу необходимо владеть умениями работы с информацией в образовательной сфере: найти информацию в рамках поставленной задачи, сопоставить представленные в ней данные с ранее изученными, сделать аргументированные выводы, применить полученные знания для разработки проблемы, оформляя ее в качестве конкретного предложения для научного отчета, уметь доходчиво и убедительно представить свои аргументы и результаты деятельности. В проектной деятельности, как правило, для решения проблемы приходится интегрировать знания из различных областей.

Метод проектов позволяет студентам самостоятельно осуществлять выбор содержания лекционных занятий. Цель его состоит в том, чтобы сделать востребованным изучаемый научно-теоретический и методологический материал, позволяющий на более высоком уровне выполнять целенаправленную деятельность, связанную с осуществлением проектной деятельности.

Смысл метода проектов заключается в самостоятельном освоении студентами учебного материала в процессе выполнения проектов. Такое обучение создает условия для творческой самореализации будущих педагогов в познавательной и преобразовательной деятельности, повышает мотивацию к учению, способствует развитию их профессиональных компетенций, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты, позволяет ощущать себя субъектом деятельности. Технология консультирования заключается в том, что преподаватель оказывает помощь студентам в разработке проектов, используя вопросы уточняющего, направляющего, вспомогательного характера.

Педагог вызывает студентов на размышления; моделирует различные образовательные ситуации; актуализирует самостоятельную оценку

деятельности; трансформирует образовательную среду; оказывает помощь студентам в выборе педагогической проблемы, подборе литературы, определении сроков и форм контроля, разработке рекомендаций по представлению форм отчетности.

Работа над проектом может занимать всего несколько занятий, а может длиться в течение семестра или всего периода обучения, обеспечивая студенту переход от индивидуальных проектов к коллективным проектам. Работа над проектом может быть индивидуальной, но чаще используются ее совместные, групповые формы. При этом при рассмотрении проблемы, выдвижении гипотез между участниками проекта распределяются роли, т.е. каждый из них должен выполнять отведенное ему задание. Именно эту часть работы он будет знать досконально, с остальными аспектами проблемы он знакомится по результатам деятельности и совместных обсуждений своих партнеров.

По мнению Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркиной, строить весь учебный процесс на основе метода проектов нецелесообразно [3]. Необходимо рассматривать его как метод, а не как подход, т.е. стратегию организации всей познавательной деятельности студентов. Это трудоемкая деятельность, требующая как от преподавателя, так и от студентов значительного напряжения сил и больших временных затрат. Весьма перспективно использовать не отдельные проекты для решения какой-то одной, пусть и значимой в профессиональном плане проблемы, а комплекс проблем, связанных между собой. Такие проблемы могут рассматриваться последовательно, либо по горизонтали (в процессе изучения различных дисциплин), либо по вертикали, т.е. последовательно во времени (одна за другой), когда решение одной проблемы тянет за собой необходимость рассмотрения следующей. Тогда интеграция знаний особенно значима.

Специфика применения метода проектов в процессе обучения студентов состоит в следующем:

- 1 курс - метод проекта используется как основной способ педагогической

деятельности.

-2 курс - метод проекта отличается социальной значимостью, предполагает осознанное присвоение научно-теоретических знаний, методологических подходов, концептуальных методов педагогического исследования.

-3 курс - метод проекта применяется для повышения мотивации студентов и

предполагает высокую степень творчества. Проекты, которые реализуемые в данный период обучения, предусматривают принятие участниками проектов на себя определенных ролей, обусловленных характером и содержанием проекта.

-4 курс метод проекта представлен в контексте проектной деятельности как способ самореализации студентов в данном виде деятельности.

Рассмотрим организацию проектной деятельности студентов в процессе изучения психолого - педагогических дисциплин в соответствии доминирующей в проекте деятельностью. Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Они полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным педагогическим исследованием.

Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта.

Групповой творческий проект является одним из самых эффективных для повышения мотивации.

В ролевых, игровых проектах структура только намечается и остается скрытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево - игровая. Особенно эффективны такие проекты в рамках диалога культур.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории, создание вторичных текстов. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Профессионально-ориентированные (прикладные) проекты (педагогические, социально-образовательные, социально-педагогические, психолого-педагогические, управленческие и др.) отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих (например, одновременно практико-ориентированных и исследовательских). Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность организации и проведения, количество участников. Выполнение профессионально-ориентированных проектов поможет студентам увидеть зону ближайшего профессионального развития, подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, воспитанности и зрелости.

Таким образом, суть метода проекта состоит в постижении студентом реальных процессов и явлений, проживании им конкретных ситуаций, конструировании новых объектов.

Обозначим основные преимущества метода проекта:

способствует выработке академических интегративных компетенций для применения на практике;

обеспечивает эффективность применения теоретических знаний на практике (качество и устойчивость понимания);

усиливает мотивацию студентов;

обеспечивает интеграцию методов обучения (теоретических, практических, креативных);

лекции, групповые консультации, индивидуальная работа может происходить в одном помещении и в одно время;

возможно применение проекта на практике;

проект не фиксируется во времени для определенного рода деятельности;

нет необходимости читать лекции (лекции читаются в случае, если проект не продвигается, студенты имеют недостаточно знаний).

Литература:

1. Бех Л.В. Проектная деятельность дошкольных работников в процессе повышения квалификации как условие обеспечения качества образования: Автореф. дис. канд. пед наук. Ростов н/Д., 2007.

2. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина. - М.: Издательский центр

«Академия», 2007.

3. Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта. М., 2001.







© 2010-2022