Урок русского языка. 3 класс. УМК Школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Знакомство с антонимами. Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имён прилагательных.



Ф.И.О. педагога: Позднякова Галина Геннадьевна Номинация: урок с учащимися Предмет: русский язык Класс: 3 класс Тема: Знакомство с антонимами. Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имён прилагательных.

Основные цели:

  1. Познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов; учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам;

  2. Развивать речь, внимание, мышление; уточнять и обогащать словарный запас учащихся;

  3. Воспитывать культуру речи; прививать потребность вести здоровый образ жизни.

  4. Формировать универсальные учебные действия.

Результаты деятельности: Личностные: учебно-познавательный интерес к словам - антонимам и умению использовать эти слова в речи. Метапредметные: Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем и самостоятельно. Познавательные: умение осуществлять анализ объектов с выделением критериев, проводить сравнение по заданным основаниям, выстраивать модель в сотрудничестве с учителем и самостоятельно. Коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию, умение договариваться, задавать вопросы, выслушивать мнения других. Предметные: знание определения «антонимы», построение модели слов - антонимов, выявлять слова, значение которых требует уточнения, подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении. Определять значение слова по тексту или с помощью словаря.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор


Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья.
-Прочитайте стихотворение. От чьего лица написано стихотворение? Чем интересны выделенные имена прилагательные? Подчеркните все известные вам орфограммы, объясните написание. -Запишите по памяти. Обозначьте орфограммы. (выполнение задания)

Прощай, мой чуб, Ты брошен в суп. От горькихмук Стал горьким лук.
-Проверьте себя.
  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
-Прочитай.
У пр_охожих на виду В_село яблоко в саду. А к_тёнку всё равно: Кисл__ - зачем оно? - Что вы! - Шепчет ч_рв_чок, - Сла_к__ у него б_чок! (Г. Сапгир)
-Спиши. Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы в словах и между словами. -Сколько здесь разных орфограмм? - Подбери и запиши однокоренныеслова к слову бочок, выдели корень. -Какое явление ты наблюдаешь в корнях этих слов? -Найди и подчеркни местоимения. -Какие имена существительные они заменяют?
  1. Выявление причины затруднения
-Почему одно и то же яблоко показалось котёнку кислым, а червячку - сладким? -Чем интересны прилагательные: сладкий - кислый? (Они противоположные по значению.) -Как называются такие слова? (предположение детей)
  1. Построение проекта выхода из затруднения
-Сравните свой вывод с выводом в учебнике с. 90. Слова спротивоположным значение называются антонимами. Среди имён прилагательных много антонимов: хорошая - плохая, высокий - низкий, кислое - сладкое и т.д. Писатели часто используют антонимы в своих произведениях.
  1. Реализация построенного проекта
-Ребята, как вы думаете, есть ли антонимы среди слов других частей речи? (предположение ребят) -Давайте понаблюдаем. В этом нам поможет следующее упражнение. (Упр. 330, с.90) -Прочитай стихотворение Олега Григорьева. Оно построено на антонимах. Найдите и назовите эти антонимы.
Вдоль реки бежал Аким - Был Аким совсем сухим. Побежал он поперёк - Весь до ниточки промок.
- Какие это части речи? -Выпишите эти слова. -Ребята, в этих словах есть опасные места, написание которых нужно запомнить. -Мы познакомились с вами с новыми словарными словами. Запомните их. -Подчеркните опасные места. (вдоль - поперёк)
  1. Первичное закрепление во внешней речи
-Слова вдоль и попёрёк являются наречием. С этой частью речи мы познакомимся более подробно чуть позднее на уроках русского языка. -Давайте наблюдать дальше. -Прочитайте загадки. Отгадайте их.
Я антоним к слову зной, Я в реке, в тени густой И в бутылке лимонада, А зовут меня - …(прохлада)
Я антоним к слову лето, В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я … (зима)
-Выпишите слова антонимы. -Какой части речи эти слова? Поставьте вопрос к этим словам. -Какой вывод можете сделать? -Верно! Антонимами бывают не только имена прилагательные, но и слова других частей речи.
  1. Самостоятельная работа с самопроверкой
-Самостоятельно выполните упражнение 331 на с. 90 нашего учебника. -Прочитай. -Подбери и запиши антонимы к данным именам прилагательным. -Допиши безударные окончания прилагательных, обозначь орфограмму. -Не забудь, что вопросу, какой? соответствуют окончания -ой, -ый, -ий в мужском роде.
петь сильн__ голосом - голосом с нов__ другом - со … другом за больш__ деревьями - за … деревьями на высок__ заборе - на … заборе свеж__ хлеб - … хлеб свеж__ огурец - … огурец из-за мелк__ дождика - из-за … дождика через мелк__ ручей - через … ручей
  1. Включение в систему знаний
-Выбери любую пару прилагательных-антонимов и составь с ними предложения. -Сколько значений имеют прилагательные свежий и мелкий - одно или больше? -Как ты догадался? -Какой вывод можно сделать? (гипотезы) -Конечно, если имена прилагательные имеют несколько значений (как свежий, мелкий), то в каждом из значений у них разные антонимы.
  1. Рефлексия деятельности на уроке
-Давайте подведём итог нашего сегодняшнего урока. -Что такое антонимы? -Приведите примеры антонимов среди прилагательных, которые называют качества человека. (Добрый - злой, смелый - трусливый, хитрый - простой) -Антонимы - это всегда пара слов, или их может быть больше? -Попробуйте объяснить, почему это всегда два слова.
10. Рекомендации задания на дом -Упр. 7, стр. 101 -Выучите определение с. 90.

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.)

1. Учебник. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Русский язык. 3 класс, часть 2. Москва. Баласс, 2013 (ФГОС)

© 2010-2022