Исследовательская работа Музейный экспонат или дармовщина

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Содержание






Введение


Наш класс побывал на экскурсии в местном краеведческом музее. Директор музея Курмаев Виктор Николаевич рассказал нам много интересных фактов из истории нашего поселка. Наше внимание привлек один из экспонатов - стеклянный цилиндр. Он назывался «халява». Мы были удивлены. Раньше мы слышали это слово, но оно носило негативный оттенок в значении чего-то бесплатного, «дармовщины». И мы решили провести свое расследование. Актуальность темы - развивать интерес к русскому языку, истории родного края. Цель нашей работы: выяснить, имеется ли связь между экспонатом музея «халявой» и словом из современного жаргона. Объект наблюдений: значение слова «халява». Предмет наблюдений: изменение значения слова во временном пространстве. Гипотеза: возможно между музейным экспонатом и словом из современного жаргона существует некая связь

Для исследования проблемы были выдвинуты следующие задачи:

  1. Изучить значение слова в различных словарях;
  2. Изучить историю стекольного производства;
  3. Провести анкетирование среди молодежи;
  4. Рассмотреть различные версии о перерождении слова;
  5. Сделать выводы.






Основные методы исследования:



  1. Чтение и анализ научной и художественной литературы;
  2. Интервью с директором краеведческого музея;
  3. Беседа со специалистами;
  4. Наблюдение и анализ фотографий;
  5. Анкетирование.


Этимология слова «халява»

Мы рассмотрели различные версии значения слова «халява».

В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля

имеются следующие значения: сапожное голенище; широкий и короткий машинный рукав; раздутое в пузырь стекло; халяву распарывают ножницами и пластают; неряха, растрепа, неопрятный.

В «Словаре синонимов» читаем: халява - голенище; дармовщина; подделка.

Толковый словарь Ефремовой. Халява - небрежность, получение чего-то бесплатно, задаром, неряха, растрёпа.

Казачий словарь-справочник. Халява - голенище сапога.

Мы проанализировали несколько версий этимологии слова халява.

Первая версия, согласно которой современное значение слова халява перешло от значения «голенище сапога»: распорка халяв была простой, но нужной работой.

Вторая версия. Нижняя часть сапога, головка, изнашивалась куда быстрей, чем голенище - халява. Предприимчивые сапожники брали старые голенища и пришивали к ним новые головки. Такие сапоги - пришитые «на

халяву» - были намного дешевле новых.
Также возможно, халява, происходит от польского cholewa - голенище. Дело в том, что бедные шляхтичи, в том числе служившие или воевавшие в России «брали на голенища» - то есть закладывали в сапоги мелкие подарки, то есть брали то, что можно взять бесплатно, «на халяву».Исследовательская работа Музейный экспонат или дармовщина

Вывод: происхождение современного значения слова в смысле чего-то бесплатного, дармовщины связано с устаревшим названием голенища сапога.

История стеклоделия

Но как же это значение связано со старинным способом стеклопроизводства? Стекольных мастеров никто не называл «халявщиками». Неужели их работа тоже была простой и лёгкой?

Стеклоделие возникло более пяти - шести тысяч лет назад. Если верить легенде, записанной римским историком Плинием Старшим, появилось оно благодаря финикийским купцам. Мореплаватели, возвращаясь из Африки на корабле, груженном содой, причалили к песчаному берегу. Ночью, чтобы согреться и поужинать, развели костер. Камней поблизости не оказалось - поэтому огонь обложили кусками соды. Наутро удивленные торговцы обнаружил в золе твердый прозрачный слиток. Исследовательская работа Музейный экспонат или дармовщина
Получив стекло случайно, люди стали варить его в горшках. Вместо съедобных продуктов засыпали песок, соду или золу, а также мел, глинозем. Изменяя состав смеси, добивались нужного цвета.
Несмотря на то, что возраст стеклянных изделий оценивается в 6 тыс. лет, прозрачное и бесцветное стекло люди научились варить лишь на пороге новой эры. До этого производилось непрозрачное, окрашенное в различные тона стекло и из него изготавливались главным образом мелкие изделия: бусы, браслеты, пуговицы, кольца, печати, шахматные фигуры и др.

Считают, что метод выдувания, так же как и способ варки прозрачного стекла, был открыт в период смены летоисчисления. Люди научились получать для варки стекла высокие температуры. Стекло стало прозрачным. Его выдували, как мыльные пузыри, при помощи лёгких человека. Для этого использовались длинные и полые тростниковые трубки, конец которых обмазывался глиной. Последнее было необходимо для того, чтобы трубка не загоралась. Позднее стали использовать железные трубки.
История стекольного производства тесным образом связана с историей нашего поселка. Красноусольский стекольный завод был основан в 1893 году. Исследовательская работа Музейный экспонат или дармовщина
Множество интересных фактов можно узнать, побывав в краеведческом музее Гафурийского района. Здесь сохранилось множество экспонатов: графины, чернильницы, стаканы, вазы, халявы. Ничего обидного в этом слове не было. Халявой называлась заготовка для оконного стекла. Мастер выдувал ее, как мыльный пузырь. Только получался у него не шар, а цилиндр. Горлышко и дно срезали, полученную форму разрезали - и, нагревая, выравнивали. Так получался лист стекла.

Так описывает работу мастера Михаил Свешников в книге для детей «Тайны стекла»
«На высоком деревянном помосте стоит полуголый человек. В руках у него длинная железная трубка с багряным, светящимся шаром на конце. Шар весь в движении, меняет все время свою форму, дрожит, переливается. Человек прикладывает трубку ко рту, подбрасывает ее, как жонглер, вверх, опускает вниз, размахивает ею над глубокой канавой, вырытой у помоста. Время от времени мастер дует в трубку, при этом он страшно надувает свои щеки, они кажутся двумя огромными наростами на красном от натуги лице. После десятков неуловимых движений трубкой шар начинает тускнеть, яркий цвет его переходит в тёмно-багровый, незаметно он вытягивается в длинный блестящий цилиндр, высотой в человеческий рост. Халявщик недаром привязан к столбу, укрепленному на помосте: без этого, отягощенный своим грузом, он свалился бы в канаву, прямо на раскаленное стекло.

Наконец мастер выдул халяву. Тяжело дыша, он залпом выпивает целый ковш воды. Мастер и сам не мог бы объяснить, почему от потряхивания трубкой пузырь выпячивается, становится продолговатым, а стенки его выравниваются. Мастер не рассуждает, он чувствует, сколько времени нужно дуть в трубку и с какой силой. За долгие годы работы его мускулы и легкие стали точным автоматом, который бессознательно выполняет привычную работу.

Случаются у халявщиков и неудачи, особенно под конец дня. Усталые мускулы уже не достаточно точно чувствуют необходимое усилие. Неправильный наклон трубки, ослабленный напор воздуха, недостаточно сильный размах - и халявы « не задаются». Мастер сердится. Еще неудача: вместо правильного цилиндра получилась груша!

Не каждый стеклодув знает секрет этих неуловимых движений, которые создают блестящее тело цилиндра со стенками строго равномерной толщины. Нужна огромная выносливость, большая физическая сила, здоровые легкие, а главное - несравненное чутье артиста, чтобы справиться с капризной, беспокойной массой горячего стекла, которая каждую минуту, каждую секунду в каждой точке меняет свои свойства».

[ Свешников 1962; 34-35]

В музее сохранились фотоснимки [ Минцлов, 1992], на которых изображены стеклодувы. На фотографии мы видим бригаду рабочих. В центре, по-видимому, стоит мастер. На нем надеты сапоги, остальные рабочие в лаптях. В руках трубки, которыми выдували халявы. Чем длиннее трубка, тем выше халява. Около рабочих стоят халявы - стеклянные цилиндры. Они намного выше той халявы, которая сохранилась в музее. Из таких высоких цилиндров получалось самое тонкое и дорогое стекло. Исследовательская работа Музейный экспонат или дармовщина

Вот интересные факты, о которых нам рассказал директор музея Курмаев Виктор Николаевич.

Халявное производство оконного стекла на Красноусольском стекольном заводе продолжалось вплоть до начала XX века. Рабочий день в то время был повсеместно 10-12 часов. Рабочий день мастеров-стеклодувов продолжался не более 6 часов. Больше человек не мог выдержать физически. Заработанная плата составляла для сравнения у полицейского- 25 рублей, учителя- 20 рублей, мастера-стеклодува- 150-300 рублей.

Вывод: выдувание халяв - было очень тяжёлым ремеслом. Но оно хорошо оплачивалось



Стеклянное голенище

Но почему стеклянный цилиндр называли «халявой»? В научной литературе мы не нашли ответа на этот вопрос. Разрешить эту проблему нам помогла детская писательница Паола Утевская. В своей книге «Рассказы о стеклянной ниточке» она очень доступно рассказывает о тайнах стекла детям-дошкольникам.

«Жил когда-то на свете весёлый стеклодув, мастер на выдумки.

Один раз набрал он на кончик своей стеклодувной трубки большой комок расплавленного стекла и начал дуть что есть силы. Стоит, дует в трубку, размахивает ею во все стороны.

А пузырь всё растёт да растёт, уже покачиваться начал, вытянулся в длину. Глянул на него стеклодув, глянули его друзья, и все расхохотались.

-Вот так страшилище!- сказал один.

- Да это же настоящая колбаса,- подхватил другой.

-Не колбаса, а голенище для сапога.

Положил он стеклянное голенище на стол, разрезал в длину, раскатал железной скалкой. А когда оно остыло и затвердело, из него получили первое большое оконное стекло». [ Утевская ; с. 21-22]

Паола Утевская сравнивает стеклянный цилиндр с голенищем сапога. А голенище, как упоминалось выше, называлось халявой.

Вывод: Как мы и предполагали музейный экспонат «халява » и разговорное слово «халява» связаны между собой. Название стеклянной халявы произошло по внешнему сходству с голенищем сапога. А значение «халявы- чего-то бесплатного», связано с ремеслом по изготовлению сапог.


О многозначности слова

Как же так? Такие разные предметы, а называются одним словом? Что, в русском языке не нашлось других слов?

За консультацией мы обратились к учителю русского языка нашей школы Степановой Елене Николаевне. Она объяснила, что первый критерий богатства речи - это количество слов, которые мы используем. Обыкновенный человек использует в своей речи 10-12 тысяч слов. У Пушкина, например, в обращении было более двадцати тысяч слов. Но о богатстве речи судят не только по количеству слов, а, прежде всего по умению использовать эти слова, учитывая их разные значения, стилистическую окраску.

У слова может быть несколько значений. Такое явление в русском языке называется полисемией. Но только, если эти слова связаны между собой по смыслу или исторически. Многозначность слов является показателем выразительности речи; значение слова связано с развитием общества, его историей. Елена Николаевна рассказала нам об изменении значения слова «инвалид». В царской Росии так называли воинов, вышедших на пенсию. В современном языке - это человек с ограниченными возможностями.Исследовательская работа Музейный экспонат или дармовщина

Но знают ли школьники, что слово «халява» многозначное и имеет свою историю?

Мы провели анкетирование и получили следующие результаты.

Схема 1 Исследовательская работа Музейный экспонат или дармовщина

Схема 2

Исследовательская работа Музейный экспонат или дармовщина

Халява как заготовка для оконного производства известна лишь 3 респондентам из 45 опрашиваемых. И это люди старшего возраста.

Значение «халявы- чего-то бесплатного» отметили 30 из 45участников..

10 человек написали, что халява - подарок, совершение действия бесплатно.

2 человека написали, что это что-то нехорошее.

Схема 3

Исследовательская работа Музейный экспонат или дармовщина

Какие выражения связаны со словом «халява»? Мы получили следующие ответы:

- халявка- бесплатная смс;

Халявщик ( у компьютерщиков)- игрок, случайно убивший противника в компьютерных играх;

«Халявка, приди!», «Кормить халявку» - у студентов ритуал для привлечения удачи. Надо ночью перед сессией бросить что-нибудь вкусное и прокричать- «халявка, приди!» и тогда сессия пройдет удачно.



Схема 4



Исследовательская работа Музейный экспонат или дармовщина



Вывод: значение слова «халява» знакомо школьникам как что- то бесплатное. Это слово обросло другими, схожими значениями и ритуалами. Значение слова как заготовки для изготовления оконного стекла знакомо лишь людям старшего поколения.

О перерождении слова

У каждого слова, как у человека, своя судьба.

Слово «халява» в значении «стеклянный цилиндр» стало историзмом, «ушло в историю». Оно исчезло из нашей речи, как и исчез предмет его обозначающий. Судьбу этого слова можно сравнить с судьбой таких слов как урядник, ендова, тафья.

Слово «халява » в значении чего-то легкого, бесплатного похоже на историю фразеологизма «бить баклуши».

Раньше бить баклуши (делать заготовки для изготовления ложек) - считалось изначально лёгкой работой. А потом приобрело смысл «лениться, бездельничать».

Слово «халява» из профессионального жаргона перешло в молодёжный сленг и стало общеупотребительным. Даже журналисты на страницах газет, в телепередачах стали использовать такие «словечки» как средство выразительности речи, и многие жаргонные слова стали разговорными.

Многие ребята используют жаргонную лексику, чтобы привлечь к себе внимание.

Схема 5

Большинство ребят, отвечавших на вопросы анкеты, считают, что жаргонные слова совсем не украшают нашу речь.

Схема 6

И мы считаем , что частое употребление жаргонных словечек придает речи вульгарность и оказывает отрицательное влияние на языковую культуру. Исследовательская работа Музейный экспонат или дармовщина



Заключение

1. Музейный экспонат «халява » и разговорное слово «халява» связаны между собой. Название стеклянной халявы произошло по внешнему сходству с голенищем сапога. А значение «халявы - чего-то бесплатного», связано с ремеслом по изготовлению сапог.

2.В современном языке слово «халява» приобрело негативный оттенок в значении дармовщины, чего-то бесплатного.

3. Нужно стараться соблюдать чистоту русского языка. Нам кажется уместным вспомнить совет М.В.Ломоносова : высокие «речения» использовать с «великой осторожностью, чтобы слог не казался надутым», употребляя же «низкие слова», «остерегаться, чтобы не опуститься в подлость». Исследовательская работа Музейный экспонат или дармовщина





Список литературы



  • Даль В. «Толковый словарь живого великорусского языка»
    • Ефремова Т. Ф. «Современный толковый словарь русского языка»
  • Казачий словарь-справочник
  • «Красноусольское стекло»/ ред. Шкурин В. /Полигон, 1993
  • Курмаев В.Н. «Очерки истории табынского края» Уфа, 1994
  • Минцлов С.Ф. «Уфа. Дебри жизни: дневник 1910-1915 гг.» Уфа,1992
  • Свешников М. «Тайны стекла» М. Детгиз, 1957
  • Словарь синонимов/сост. М.В. Панов- М. Просвещение
  • Утевская П. «Рассказы о стеклянной ниточке» /Цифровые знания/интернет
  • Энциклопедичнский словарь юного филолога/ сост. М.В. Панов.- М.Педагогика,1984

Интернет-ресурсы

ru.wikipedia.

19


© 2010-2022