Рабочая программа по ОРКСЭ (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Верхнехавская средняя общеобразовательная школа №1

Верхнехавского муниципального района Воронежской области





«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Заместитель директора Директор школы

____АнисимоваТ.П. ____Елисеева Н.В. ____Садовников Н.Н.

Протокол № 1 «28»августа 2015 г. Введено в действие

от «26» августа 2015 г. Приказ №__от «31»августа 2015 г.

Рабочая программа

по учебному предмету «Основы православной культуры» (базовый уровень)

в 4 «А» классе

учителя высшей квалификационной категории

Пешковой Ларисы Николаевны



















2015 г.



1.Пояснительная записка. Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы духовно - нравственной культуры народов России» модуль «Основы православной культуры» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). Учебный курс ОДНКНР модуль «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Курс «Основы православной культуры» содержит - 34 часа Цель комплексного учебного курса - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основные задачи: - знакомство с основами православной культуры; - развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей; - обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ; - развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни. Учебный курс формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством: - ориентации на общую педагогическую цель - воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России; - системы связей, между другими учебными предметами. Обучение детей по модулю «Основы православной культуры» направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. Личностные результаты: - формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; - развитие этических чувств; - воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: - формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; - адекватное использование речевых средств и средств информационно-комууникационных технологий; - осуществлять информационный поиск; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; Предметные результаты: - знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие; - знакомство с основами религиозной морали; - формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России; - знание истории возникновения и распространения православной культуры. Что такое духовный мир человека, культурные традиции и для чего они существуют. - знание основных содержательных составляющих священных книг; - знание строения храма. Что такое икона и чем она отличается от картины. Понятие православный календарь его символы, святых, праздники. - знание пути развития православной культуры в истории России. - осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную). Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира. Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

  1. Описание места курса в учебном плане

На изучение курса отводится 34 часа (1 час в неделю)

4.Ценностные ориентиры курса. Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым. Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики». Введение предмета должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи. Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие. Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество. Включение курса в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей: · Патриотизм · Социальная солидарность · Гражданственность · Семья · Труд и творчество · Наука · Традиционные российские религии · Искусство и литература · Природа · Человечество Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи. Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм. Конечная цель нового курса - помочь российскому школьнику вырасти человеком добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным к учителям и воспитателям, любящим свою Родину, стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.


5.Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные результаты:

Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Предметные результаты: Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России. Курс изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.



6. Содержание курса. Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества Блок 2. Основы православной культуры. Часть 1. Блок 3. Основы православной культуры. Часть 2. Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Блок 4 - итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс. Методы обучения:

  • словесные, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
  • наглядные, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
  • практические, проблемно-поисковые и методы самостоятельной работы. Их применение необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
  • репродуктивные, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-


образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
  • индуктивные и дедуктивные, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.
Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета. Формы и виды учебной деятельности: Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение проводится в игровой форме (например, с помощью «черного ящика», «волшебной шляпы» или по аналогии с игрой в фанты). Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации выступает как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе. Беседа. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций. Интервью. Эта форма учебной деятельности используется как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью осуществляется рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью разрабатывают самими учащиеся, а полученные ответы могут используются в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Драматизация включается в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания. Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. Методологическая последовательность усвоения терминов и понятий благодаря работе со словарем реализуется на всех этапах изучения курса: происходит накопление фактов, формируется общее представление об изучаемом культурном явлении, выделяются ключевые понятия и определяется их смысл, значение; понятия закрепляются через использование их в собственной речи, и таким образом входят в активный лексический запас учащихся; в дальнейшем, при изучении последующих тем курса происходит сначала актуализация, затем развитие понятия, обогащение его новыми признаками, нюансами. Составление галереи образов. Содержанием Галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры. Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или, благодаря активному внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер. Например, такая галерея может быть выполнена с применением компьютерной программы Power Point. «Экспонаты» для галереи образов учащиеся собирают и оформляют на протяжении изучения курса. Учащиеся объединяются в творческие группы, задача каждой из которых - подбор материала в рамках одной из областей. Отобранный материал подвергается коллективному обсуждению или обсуждению в группе. Его присутствие в экспозиции мотивируется: как конкретно он характеризует изучаемую культуру, чем важен и значим для ее понимания. На уроке, завершающем изучение курса, проводится презентация галереи образов, в рамках которой представители каждой творческой группы рассказывают о своем вкладе в экспозицию. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе - требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения. В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, самостоятельно его оформить. Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме. Задания на дом в процессе изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» носят творческий, поисковый или проблемный характер. Каждый учащийся выполняет 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы на протяжении изучения курса. Требования к уровню подготовки обучающихся 1. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. 2. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: I) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 3. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; 4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; 5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; 6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; 7) осознание ценности человеческой жизни. 4. Искусство Изобразительное искусство: 1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека.

7.Календарно-тематическое планирование

№ п/ п Тема урока Тип урока

Основные виды учебной деятельности Кол-во час Дата план Дата факт Примечание

1 Россия - наша Родина Урок «открытия» новых знаний Знать: понятия «Духовный мир», «Культурное наследие». Уметь: рассказать о культурных традициях семьи.

1

2 Культура и религия. Урок «открытия» новых знаний Знать: истоки русской культуры в православной религии. Уметь: работать с рабочей тетрадью

1


3 Человек и Бог в православии. Урок общей методологической направленности Знать: что представляет собой человек и Бог в православии. Уметь: работать с тетрадью.

1


4 Православная молитва. Урок общей методологической направленности Знать: что такое молитва и какие бывают молитвы. Уметь: делать выводы из изученной темы

1


5 Библия и Евангелия. Урок общей методологической направленности Знать: кто такие христиане, что представляет собой Священное писание Библия и Евангелие. Уметь: отвечать на вопросы.

1


6 Проповедь Христа Урок общей методологической направленности Знать: чему учил Христос, что такое Нагорная проповедь, какое сокровище нельзя украсть. Уметь: делать выводы из изученной темы.

1


7 Христос и Его Крест. Урок общей методологической направленности Знать: как Бог стал человеком, почему Христос не уклонился от казни, какова символика креста. Уметь: делать выводы.

1


8 Пасха. Урок общей методологической направленности Знать: что такое Пасха, как празднуют Пасху. Уметь: работать с тетрадью.

1


9 Православное учение о человеке.
Урок общей методологической направленности Знать: чем Бог одарил человека, когда болит душа, что такое образ Божий в человеке. Уметь: отвечать на вопросы.

1


10 Совесть и раскаяние. Урок общей методологической направленности Знать: какие заповеди даны людям, что общего у убийства и воровства, как зависть гасит радость. Уметь: делать выводы.

1


11 Заповеди. Урок общей методологической направленности Знать:какие заповеди даны людям, что общего у убийства и воровства, как зависть гасит радость. Уметь: работать с тетрадью.

1


12 Милосердие и сострадание Урок общей методологической направленности Знать: чем милосердие отличается от дружбы, кого называют ближним, как христианин должен относиться к людям. Уметь: работать с тетрадью.

1


13 Золотое правило этики. Урок общей методологической направленности Знать: главное правило человеческих отношений, что такое неосуждение.. Уметь: работать с тетрадью.

1


14 Храм. Урок общей методологической направленности Знать: что люди делают в храмах, как устроен православный храм. Уметь: использовать разнообразную литературу для расширения кругозора.

1


15 Икона. Урок общей методологической направленности Знать: почему икона так необычна, зачем изображают невидимое. Уметь: работать с тетрадью.

1


16 Творческие работы учащихся. Урок общей методологической направленности Знать: как выполняются творческие работы. Уметь: использовать разнообразную литературу и материал по выбранной теме.

1


17 Подведение итогов. Урок общей методологической направленности Знать: как выполняется праздничный проект. Уметь: использовать разнообразную литературу и материал по выбранной теме.

1


18 Как христианство пришло на Русь. Урок общей методологической направленности Знать: что такое Церковь, что такое крещение. Уметь: работать с тетрадью.

1


19 Подвиг. Урок общей методологической направленности Знать: что такое подвиг, о человеческой жертвенности. Уметь: рассказать в чём суть подвига.

1


20 Заповеди блаженств Урок общей методологической направленности Знать: Что такое Нагорная проповедь Христа, Заповеди Блаженств. Уметь: рассказать в чём суть проповедей

1


21 Зачем творить добро? Урок общей методологической направленности Знать: как подражают Христу, чему радуются святые. Уметь: рассказать в чём суть добра.

1


22 Чудо в жизни христианина Урок общей методологической направленности Знать: о Святой Троице, о христианских добродетелях.Уметь: рассказать в чём суть чуда в жизни христианина.

1


23 Православие о Божием суде Урок общей методологической направленности Знать: как видеть в людях Христа, почему христиане верят в бессемертие. Уметь: рассказать.

1


24 Таинство причастия. Урок общей методологической направленности Знать: что такое Причастие, что такое церковное таинство. Уметь: работать с тетрадью.

1


25 Монастырь. Урок общей методологической направленности Знать: почему люди идут в монахи, от чего отказываются монахи. Уметь: отвечать на вопросы по новой теме.

1


26 Христианское отношение к природе Урок общей методологической направленности Знать: что делает человека выше природы, какую ответственность несёт человек за сохранение природы. Уметь: отвечать на вопросы по новой теме.

1


27 Христианская семья Урок общей методологической направленности Знать: что такое венчание, что обозначают христианские кольца. Уметь: пользоваться разнообразной литературой по новой теме.

1


28 Защита Отечества Урок общей методологической направленности Знать: о том, когда война бывает справедливой, о святых защитниках Родины.





29 Христианин в труде Урок общей методологической направленности Знать: о том, какой первый грех людей, какой труд напрасен. Уметь: работать с тетрадью.

1


30 Любовь и уважение к Отечеству Урок общей методологической направленности Знать: о любви и уважении к Отечеству. Уметь: рассказать.

1


31 Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). Урок исследования (урок творчества) Знать: об основах духовной нравственности и культуры народов России. Уметь: приводить примеры из жизни.

1


32 Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). Урок исследования (урок творчества) Знать: об основах духовной нравственности и культуры народов России. Уметь: приводить примеры из жизни.

1


33 Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). Урок исследования (урок творчества)

1


34 Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). Урок исследования (урок творчества)

1












8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 1. Учебные пособия «Основы православной культуры». 2. Методические рекомендации и указания к проведению уроков для учителя. 3. Учебные видеоматериалы к урокам. 4. Ресурсы школьной библиотеки и методического кабинета.

Литература для учителя Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - 95с.

Литература для обучающихся Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012. - 95с.

© 2010-2022