• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок русского языка «Понятие о глаголе как части речи. Времена глагола», во 2 классе по системе развивающего обучения Л. В. Занкова

Урок русского языка «Понятие о глаголе как части речи. Времена глагола», во 2 классе по системе развивающего обучения Л. В. Занкова

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка во 2-ом классе

по системе развивающего обучения Занкова Л.В.

Тема: «Понятие о глаголе как часть речи. Времена глагола».

Цель:

- познакомить учащихся с временными формами глагола.

Задачи:

- повторить и закрепить знания о существенных признаках глагола;

- развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять;

- воспитывать любовь к истории русского народа через уважительное отношение к слову.

Оборудование:

-модель машины времени;

- индивидуальные модели машины времени для каждого учащегося (ленты времени);

- картина В.М.Васнецова «Богатыри»;

- таблицы;

- копии страниц из толкового словаря Ожегова;

- магнитофон;

- буклеты.


  1. Организационный момент.

Приветствие учителя: «Здравствуйте, ребята. В начале урока я хочу подарить вам свою улыбку. Улыбка подобна солнцу, которое несет в себе свет и тепло, помогает преодолевать трудности».

Далее педагог интересуется, совершали ли когда - нибудь дети путешествие во времени?

- Нет? А хотите?

Проходит беседа на тему: «Как можно и на чём возможно совершить путешествие».

Сегодня на уроке учитель предлагает совершить путешествие с помощью «машины времени».

«А вы когда - нибудь ее видели?» - интересуется педагог.

Я вас сегодня на уроке хочу с ней познакомить (демонстрация ленты времени).

«Но ей нужно научиться управлять», - продолжает учитель, - « прежде всего надо ввести пароль. Он зашифрован на доске. Угадайте это слово».

На доске зашифровано слово «глаголать», ранее незнакомое учащимся.
II. Урок начинается с чистописания.



Г Ь Л Т А А Г

Л О




- Давайте каллиграфически правильно пропишем каждую букву (г л а г о л а т ь ) Далее происходит беседа. - Сколько букв в этом слове? (9) - Сколько в этом слове звуков? (8) Почему? («ь»- звука не обозначает) - Давайте произнесем это слово вместе и поставим ударение. - Сколько слогов в этом слове? Назовите. Выделите их. Повтор правила (сколько в слове гласных столько и слогов). - На какой вопрос отвечает это слово? (что делать?) - Вы встречались раньше с этим словом? (Нет)

Учитель сообщает, что это слово устаревшее, его употребляли в старину. В старославянской азбуке была такая буква Г (глаголь). Что обозначало «слово», «речь». Показ таблицы.

Славяне считали глагол одной самых важных частей речи. Без него не построить предложение, не передать никаких сообщений.

Учитель спрашивает: « Как вы думаете, что оно обозначает слово «глаголать»?? (Ответы детей). Обращение к толковому словарю Ожегова (у учащихся копия страницы толкового словаря находится на парте).
III. Подбор синонимов и запись их с новой строки в тетрадь. Глаголать - рассказывать, повествовать, говорить… ( повтор понятия «синонимы»). «Какой же частью речи являются эти слова?» - спрашивает педагог (глаголы). Так вот тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «Глагол как часть речи. Времена глагола». - Ну вот, наша машина времени включилась. У каждого из вас есть пульт дистанционного управления. Именно он поможет нам совершить путешествие во времени. Давайте поупражняемся в управлении машиной времени. Повторное обращение к ленте времени, которая представлена на доске.

-Мы с вами в данный момент находимся здесь и сейчас и делимся своими мыслями.


Лента времени.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________________!_______________________________________

Момент речи
- Что мы сейчас с вами делаем? Учитель движениями показывает действия, а дети угадывают глаголы (слышим, видим, говорим.…)

Теоретический материал.

- Глаголы, отвечающие на вопрос «Что делает? Что делают?», стоят в настоящем времени. Они отвечают за данный момент речи. Показ таблицы. Подписать на листах н.в. запись глаголов. Мы сейчас находимся с вами вот здесь. -Ребята, а что такое «время»? (ответы детей) Показ таблицы.
Время - промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь. Ожегов С.И. - А вы знаете пословицы и поговорки о времени? (выслушиваются ответы учащихся) Очень важно обратить внимание на пословицу «Всему своё время». После её разбора учитель сообщает, что эти слова помогут на уроке совершать переход из одного времени в другое. - В чем измеряется время? (сек., мин., час …) - Что будет происходить в скором времени, называют будущим. Глаголы этого времени отвечают на вопросы: «Что сделает? Что будет делать?» Это глаголы будущего времени. Показ табличек. Подпись буд.в.. Составление нескольких примеров на данное правило.
-Что происходило некоторое время назад, называют прошедшим временем. Подпись на ленте времени пр.в.. Показ вопросов. Обращение к машине времени.
Учитель создаёт проблемную ситуацию: «В какое время мы с вами уже никогда не попадём?» ( в прошлое) - Вы желаете совершить путешествие в прошлое? (да) Мы можем совершить путешествие во времени, которое было сек., мин.,…назад. Вам это интересно? Что для вас интереснее? (век, тыс.)
Музпауза. Дети закрывают глаза. Произносят заветные слова: «Всему своё время». Звучит музыка. О ком идет речь? (о богатырях) - Кто такие богатыри? Какого человека можно так назвать? (Сильного, смелого, храброго). Это люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают тяжести, которые не под силу поднять ни одному человеку. - Ребята, а когда жили богатыри? ( В прошлом, много лет тому назад…)
Учитель обращает внимание учащихся на картину В.М.Васнецова. - Кто знает, как она называется? («Богатыри») - Как же звали богатырей, изображенных на данной картине и когда они жили? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, тыс лет назад). - Богатырей на Руси было много: и Святогор, и Вольга-богатырь, и Микулушко Селянинович… Так вот, что говорили о богатырях:

Их богатство - сила богатырская,

Они Руси служили,

От врагов ее обороняли,

Малых детушек, женщин и сирот оберега

- Так какая же роль принадлежала богатырям на Руси? Чем они занимались? Запись глаголов в столбик по ленте времени с обязательным проговариванием вопроса. Защищали……… Обороняли…….. Оберегали……… - Что объединяет все эти слова? (они отвечают на один и тот же вопрос) - Какого же времени эти глаголы? (прошедшего) - Подберите существительные к этим глаголам. Защищали………землю русскую Обороняли……..пути, дороги Оберегали………сирот и малых детушек (устно)
Физминутка. Учитель проговаривает слова с одновременным показом движений. Дети повторяют за ним.

А и сильные, могучие богатыри

На славной Руси!

Не скакать врагам

По нашей земле!

Не топтать их коням

Землю русскую!

Ох, и нелегкая это работа!

Посмотрите, какое тяжелое копье в руках Ильи Муромца!

Как внимательно он всматривается вдаль!



- Ну, что не заметили ли вы какой опасности? (Нет). - Тогда мы усаживаемся на свои места и продолжаем урок. Учитель продолжает рассказ. Русский народ прославлял героические подвиги богатырей. - От какого слова произошло слово «прославлял?» (слава) Давайте подберем однокоренные слова к этому существительному (славный, славить) Давайте определим корень. Проходит работа по вариантам в тетради. 1-в разбор по составу слова «слава» 2-в «славный» Взаимопроверка с проговариванием. IV. Во второй половине урока педагог предлагает учащимся текст, в котором необходимо вставить пропущенные слова- глаголы. Их необходимо вставить по смыслу. По ходу чтения происходит работа по развитию речи учащихся, выясняется значение слов «калики перехожие», « не посрамить». Не раз ………………… богатыри могучие Русь-матушку, а и теперь ……………………земли русской. ……………………. В старину на Руси калики перехожие, ……………………… на гуслях, ……………………….. песни - былины, …………………………….. о богатырях русских, о подвигах их славных. Учитель добавляет, что кому сложно, можете использовать слова для справок. Но будет всё-таки приветствоваться, если дети догадаются сами. Слова для справок: защищать, не посрамить, ходить, играть, складывать, рассказывать. Учащиеся приступают к самостоятельной работе, после чего происходит коллективный разбор текста. - Глаголы в каком времени мы вставили в тексте? (прошедшем). - Какой глагол отличается от остальных ? ( не посрамят). - На какой вопрос он отвечает? (что сделают?) - Какого времени этот глагол? (будущего) Педагог сообщает детям, что путешествие подходит к концу. - Жаль, что нам не хватило времени совершить такое же путешествие в будущее, но пройдет не так уж много времени и, вы в него попадёте. - Что с вами произойдёт в будущем? Ответы учащихся (вырастим, возмужаем…) Запись нескольких вариантов. V. Итог. - Что вы узнали на уроке? Чем сможете поделиться со своими близкими, друзьями? - Вы знаете, чем рисуют художники свои картины? (Красками). - А писатели - тоже художники. Чем же они рисуют? (Словом). - Мы с вами были сегодня в роли писателей - историков, в роли художников. Может быть, кто-то из вас пожелает после урока, дома, нарисовать или написать о русских богатырях. Я была бы этому очень рада. В этом вам поможет материал сегодняшнего урока, а также те сведения, которые вы сможете добыть сами из дополнительной литературы (раздача шаблонов). Но вы должны помнить, что слова в сочинение вы должны подбирать точные, продуманные, выверенные, т.е. относиться к каждому слову вы должны будете с уважением. В конце урока звучит музыка (гимн богатырям). Учащиеся слушают его, стоя. Учитель благодарит учащихся за работу, дарит им свои аплодисменты и на память об уроке книгу о богатырях.













© 2010-2022