Урок: Путешествие на шахматную планету

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Иванова Марина Лукинична
"МОБУ СОШ №15 г. Якутска"
учитель начальных классов

Пояснительная записка Для Республики Саха (Якутия) развитие ранних детских шахмат еще более актуально в связи с тем, что при суровом северном климате дошкольники и учащиеся младших классов около 70% своего активного времени в год вынуждены проводить в закрытых помещениях (дома, школе и других местах), затрачивая массу времени на просмотр телепередач, видеофильмов и на компьютерные игры, часть которых вообще вредна для их психического и интеллектуального развития. Игра в шахматы является настольной игрой. Которая развивает логическое мышления, навыки проектирования и апробирована человечеством на протяжении многих тысячелетий. Обучение шахматам в нашей школе осуществляется по программе «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Программой предусматривается 33 шахматных занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. Одним из предметов, которые я преподаю, являются шахматы. Устное изложение материала и разбор дидактических задач не вызывали интереса у большинства учащихся. В 2011-2012 учебном году я начала проводить уроки с компьютерным сопровождением. На уроках шахмат я работаю по следующим направлениям: работа с программами Excel (составление схем), Word, Power Point, NOTEBOOK(интерактивная доска). Использую методы проблемного обучения, предлагая ученикам решение проблемных ситуаций. Пользуясь интерактивной доской, ученики создают собственные макеты, рисунки шахматных фигур, решают дидактические задачи, угадывают фигуры по элементам, разгадывают кроссворды. На экране интерактивной доски изображена неопределённая фигура. Ученикам предлагается сказать, что они видят, дорисовать эту фигуру. Этот приём помогает стимулировать лексическую работу и творческое воображение детей. Результаты проведения уроков шахмат с использованием ИКТ превысили мои ожидания. Ребята с удовольствием приходят на такие уроки, активно работают. Применение компьютерных технологий позволяет мне: наполнить уроки новым содержанием; поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий; развивать любознательность учащихся. Использую сайты шахматного всеобуча shess555, обучение шахматам онлайн (Детско-юношеская комиссия Санкт-Петербургская Шахматная Федерация.), shesshlanet.ru (шахматная планета). Урок «Путешествие на шахматную планету» является закреплением изученного первого года обучения шахматам. На этом уроке используется интерактивная доска в сопровождении слайдов-путешествия. С помощью электронного маркера можно проверить выполненную схему, что позволяет фиксировать внимание учащихся на важных объектах при объяснении материала и активизирует мыслительную деятельность учащихся. Информационно-коммуникативные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию; эти технологии значительно повышают дидактические и личностно - ориентированные параметры учебного процесса.

Предмет: шахматы, урок-закрепление

Тема урока: Путешествие на шахматную планету, продолжительность урока: 45 минут

Класс: 1

Аннотация:

Урок «Путешествие на шахматную планету» является закреплением изученного первого года обучения шахматам. В основу урока положен практико - ориентированный принцип обучения, основанный на формирование у учащихся умений и навыков самоорганизации в учебной деятельности с использованием ИКТ технологий.

Целью урока является обобщение знаний о шахматных фигурах, движении фигур. На уроке использовалось чередование индивидуальной (самостоятельной) и групповой форм работы, где учащиеся является активными участниками урока, а учитель выступает в роли координатора. В процессе работы происходит смена деятельности - работа на интерактивной доске ( лабиринт, перехитри часовых, объяви шах), проведение опроса, дискуссии внутри группы.

Исходя из этого, выбирались и методы работы на уроке: метод стимулирования интереса (путешествие на планету, соревнование между экипажами), элементы творческой работы (нарисовать сказочную пешку, придумать свою шахматную фигуру) , игровой метод .

На этом уроке используется интерактивная доска в сопровождении слайдов - путешествия. С помощью электронного маркера можно проверить выполненную схему, что позволяет фиксировать внимание учащихся на важных объектах при объяснении материала и активизирует мыслительную деятельность учащихся.

В конце урока была проведена рефлексия, в которой учащиеся смогли выразить свое отношение к проведенному уроку. Итогами урока являются достижение учащимися поставленной учебной цели, развитие их познавательной деятельности и совершенствование у них навыков самостоятельной и коллективной работы. Использование ИКТ на уроке шахмат проводится в увлекательной интересной для учащихся форме.


Технологии: Интерактивная доска

Тема урока: Путешествие на шахматную планету

Цель: Обобщение знаний о шахматных фигурах, движении фигур;

Развитие творческих способностей, памяти, внимания, логического мышления;

Повторить и закрепить знания детей о шахматных фигурах, движении фигур;

Формировать умение работать в коллективе; Оборудование: интерактивная доска (карта звездного неба, на которой 6 планет: «Пешечная планета», «Планета Слонотопов» , «Планета Конь» , «Планета Столбовая», «Ферзепланета», «Королевская»), волшебный мешочек(не прозрачный) , шахматы, ручки, карандаши, листы бумаги, «Смайлики» , конверты со словами: бадья, печка, корь, пушка






Ход урока:
этапы УУД Методы, технологии Деятельность учителя Деятельность ученика 1. Ценностно-мотивационный

  1. Умение обобщить полученные ранее знания.
  2. Умение ставить цель
  3. Умение анализировать, делать выводы


























1.Беседа по стихотворению. 2.Групповая работа 3.Игра

































1.Направляющая, корректирующая На столах у вас имеются «Смайлики», выберите подходящий для вас «Смайлик».И отложите его в сторону. Учитель в костюме шахматного короля читает стихотворение: Зовётся Шахматной страной двухцветная страна, Ведётся в ней упорный бой - двухцветная война. Там обе армии смелы, борьбой увлечены, В одной из них бойцы белы, в другой бойцы черны. Но разве цвет всего важней? Выигрывает бой, Тот кто решительней, умней. А не светлей или темней- Вот там закон какой! - О какой стране идёт речь в этом стихотворении? - А почему страна двухцветная?
- Какой закон в этой стране?


Слайд №2 -А как вы думаете, где находится эта страна? Сегодня мы отправимся В загадочный полёт. Планету изучения Пусть каждый изберет. Вот карта нашего пути, Легко планеты здесь найти. -Что вы видите на экране? Слайд №3 - Как вы думаете какая цель нашего урока? -Путь будет нелёгкий. От вас ребята зависит благополучие нашего путешествия. - В эскадрилье каждый корабль имеет номер и, что бы не затеряться в межпланетном пространстве, должен иметь своё название и позывные. - Придумайте название своему экипажу. -Экипажи кораблей. Приготовиться к перекличке! Экипажи за каждый правильный ответ получают жетоны.

1.Вывод из полученной информации. Ученики сидят по группам (экипажам), в каждой группе командир экипажа.






- В стихотворении идёт о Шахматной стране. - Страна двухцветная т.к. фигуры двух цветов. Белые и черные. - Тот кто умный, усидчивый, решительный. Только тот выигрывает в этой стране.
Высказывания детей….






экипаж №1 «Звёздные войны»-готовы к полёту! экипаж №2 «Космический отряд»-готов к полёту! экипаж №3 «Хвост каметы»-готовы к полёту! экипа №4 «Космические рейнджеры»-готовы к полёту! экипаж №5 «Космошоперы»-готовы к полёту!
2. Деятельностный 1.Умение решать шахматные задачи. 2.Умение анализировать, делать выводы 3. Умение сравнивать. 4.Умение понимать шахматную запись. 5.Умение работать в группе. 6. Умение соотносить полученные знания с опытом. 1.Работа в группах 2.Работа с шахматной доской 3.Работа со схемой (лабиринты) 4. Игровой метод



Слайд №4 Разминка: «Шахматная шкатулка»
- Полетели! И так, первая планета, которая у нас на пути. А приземлиться вы на неё сможете, отгадав загадку. - Отгадайте загадку об этой планете

Шагаем лишь вперед

Наискосок, налево и направо

Мы «бить» имеем право

А коль в конец доски придем фигурой

Новой обернемся. Первая планета «Пешечная» Задание1. Слайд №5 -Как ходит пешка?
-Сколько пешек всего на шахматной доске?
-Если на пути вашей пешки стоит пешка противника, может ли она её перепрыгнуть? -Ходит ли пешка назад?

-Что станет с пешкой, когда она дойдет до конца шахматной доски?

Задание 2 Творческое задание -Нарисуйте сказочную пешку.
Задание 3 Волшебный мешочек. В непрозрачном мешочке спрятана фигура. -Угадайте фигуру.

Вторая планета «Слоновая» - Отгадайте загадку: Два братца в королевстве живут, а встретится не могут. -Нас встречает планета «Слоновая» Задание1 Слайд №6 -Пройти слоном «Лабиринт». Ваша фигура попала в лабиринт вражеских фигур. Нужно его спасти, забирая каждым ходом по одной вражеской фигуре. Проверка. Задание 2 Отгадайте: -Не люди, не звери, не часы, а ходят? -Сколько клеток на шахматной доске?
Третья планета «Коневая» Задание1 -Отгадайте загадку: Преодолеют любые преграды, Скакать по полям всегда они рады. - Нас приветствует планета «Коневая» Слайд№7 -Решите задачу: Как попасть конем за 5 ходов с поля а1 на а8? Проверка. Задание 2. Задание на логическое мышление. Учитель берет черного коня и чёрного слона . -Чем они похожи? -Чем отличаются? Что общего?



Четвёртая планета «Ладейная» -Отгадайте загадку: Стою на краю, путь откроют-я пойду. Как зовут не скажу! Задание1 Слайд№8 Игра: Перехитри часовых. Ладья должна попасть в ракету, не становясь на «заминированные» поля. Проверка. Задание2 Творческое задание -Придумайте новую шахматную фигуру и дайте ей название. Пятая планета «Ферзевая» -Отгадайте название следующей планеты. В начале партии нельзя спешить вводить в игру. Что это за фигура? Задание1 Слайд№9 -Пройди лабиринт ферзём, каждым ходом съев по одной фигуре соперника. Какой экипаж пройдёт за меньшее число ходов? Задание2 Игра со словами -Измените одну букву, чтобы получилось название фигуры: бадья, печка, корь, пушка
Шестая планета «Королевская» -Отгадайте загадку: Идёт озирается, пугается всего. Когда игра кончается, то в плен берут его. -И вот ребята, вы добрались до последнее планеты. Задание1 -Какие фигуры остаются на доске до конца игры? -Если королю объявлен шах, то можно сделать рокировку? Задание 2 Слайд №10 Объяви шах чёрному королю, чтобы чёрные не побили атакующую фигуру. Проверка.












-Пешка
-В начале игры пешка ходит вперёд 2 клетки или одну клетку. -16 пешек (8 белых и 8 чёрных)
-Нет, не может. Пешка не перепрыгивает. -Пешка не ходит назад. Она движется только вперёд.
-Пешка станет ферзём.



Учащиеся рисуют на одном листе сказочную пешку.
Командир экипажа на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана (пешка)


-Слоны


Экипажи получают листочки «Лабиринты» и проводят линии (ходы)

-Шахматные фигуры -64 клетки






-Конь


Экипажи получают листочки с задание и прорешивают.
- Отличие: 1. Форма 2 Находятся в начале игры на разных клетках 3.Разные ходы -Сходство: 1.Цвет 2 Шахматная фигура




-Ладья
Экипажи получают листочки с заданием и прочерчивают путь ладьи.


Рассказ детей
Учащиеся в экипажах придумывают шахматную фигуру

-Ферзь

-Экипажи решают задание.


-Ладья, пешка, конь, пешка




-Король

-Короли -Да 3 Рефликсивный

  1. Умение анализировать свою деятельность
  2. Умение осуществлять самоконтроль

Задание1 Синквэйн «Шахматы» Правило написания: а) Одно слово -«Существительное».Тема синквэйна. б) Два слова -«Прилагательные», которые могут быть соединены союзами или предлогами. в) Три слова-Глаголы Г) Четыре слова - предложение, которое выражает твоё отношение к первой строке, тема синквэйна. д) Одно слово- «Ассоциация» к первой строке, теме синквэйна Учитель зачитывает несколько образцов вслух. -Что интересного вы узнали из этого путешествия? -Выберите подходящий для вашего настроения «Смайлик». -Сравните какой у вас был «Смайлик» в начале путешествия и в конце. Подведение итога, подсчет жетонов. Награждение сладкими призами. -Спасибо, ребята! Молодцы! Работают в группах шахматы увлекательные и чудесные уметь играть сражаться люблю играть в шахматы радость







Высказывание детей.

© 2010-2022