Планирование спецкурса «Речь» для 3 класса

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №72

с углубленным изучением отдельных предметов

г. Ульяновска





Планирование спецкурса "Речь" в 3 классе

(внеурочная деятельность)





Учителя начальных классов

высшей категории

Бирюлиной Галины Васильевны




Ульяновск 2014

Программа спецкурса «Речь»

для учащихся 3 классов для организации внеурочной деятельности

  1. Введение.

Каждый, кто знаком с проблемами изучения русского языка в начальных классах, знает, какое большое значение придает школа развитию речи учащихся. Новый образовательный стандарт предусматривает развитие коммуникативных УУД. А это и умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, и умение высказывать свою точку зрения на события и поступки, и умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом жизненных ситуаций, и умение выполнять различные роли в группе, и умение сотрудничать в паре. Учителям хорошо известно, что многие дети испытывают существенные затруднения при выражении своих мыслей и чувств в связной форме. Письменные и устные высказывания младших школьников нередко отличаются бедностью мысли и языка, имеют композиционные недостатки, изобилуют многочисленными речевыми ошибками и погрешностями. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще. Программа «Речь» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.
  1. Пояснительная записка.

Программа спецкурса «Речь» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Назначение спецкурса «Речь» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Речь», а именно - формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель); - формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи: 1. развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

  1. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
  2. формирование у детей чувства языка;
  3. воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
  4. сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Отличие данной программы заключается в том, что:
  1. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Речь», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
  2. Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
  3. Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
  4. Сведения о частях слова вводятся раньше - с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
  5. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации - основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимание чужих. Увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
  6. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка -формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.


Метапредметные связи Важной составляющей содержания данного курса являются интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге - достижению хороших результатов в учёбе.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся;

  • преемственность.

Способы выявления промежуточных и конечных результатов.

  1. Участие в олимпиаде по русскому языку, в интеллектуальных играх, творческих конкурсах.

  2. Тестирование.

  3. Интеллектуальный марафон.

  4. Исследовательские работы.

Методы и приемы

По источникам получения новых знаний (Е.И. Перовский, Д.О. Лорджкипанидзе): - словесные (устное или печатное слово); - наглядные (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); По уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность (М.И. Скаткин, И.Я. Лернер) - репродуктивные (используется для приобретения умений и навыков); - проблемно - поисковые (каждый шаг предполагает творческую деятельность); Методы эмоционального стимулирования учебно-познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский): - создание ситуации успеха в обучении; - использование игр и игровых форм организации деятельности; Методы развития творческих способностей и личностных качеств учащихся (Ю.К. Бабанский): - учебные дискуссии; - творческие задания; - постановка проблемы или создание проблемной ситуации; Методы контроля и диагностики (Ю.К. Бабанский): - устный контроль; - письменный контроль. Рабочая программа спецкурса «Речь» составлена на основе программы преподавателей Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского Л.Д. Мали, О.С. Арямовой, С.А. Климовой, Н.С. Песковой.

На изучение спецкурса отводится 34 часа (1 час в неделю). Рекомендуемая наполняемость групп - 15 человек. Режим занятий: 1 час в неделю. Содержание программного материала полностью построено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся начальных классов. На каждом занятии предлагаются игровые упражнения для детей, как с низким уровнем развития речи, так и с высоким. Учитель сам может выбирать задания в зависимости от контингента учащихся, присутствующих на занятии.






  1. Содержание деятельности.

Раздел

Знать

Уметь

Речь. Техника и выразительность речи. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, тембр, молодика речи. Монолог и диалог.

Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Выразительно читать текст после самостоятельной подготовки.

Слово. Понятие о многозначных словах. Омонимы, омоформы, омофоны. Фразеологизмы. Сравнения. Олицетворение. Изобразительно - выразительные средства языка. Эпитеты. Выделять в тексте изученные слова, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова; распространять предложения.

Текст.

Тема, микротема. основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Стили речи. Типы текста

Определять стилистическую принадлежность текста, составлять текст в заданном стиле. Составлять
повествование с элементами описания. Устанавливать связь между предложениями в тексте.

№ п/п

Тема урока

Дата

Коли­чество часов

Тип урока

Планируемые результаты

Форма организации познаватель-ной деятель-ности

Формы

контроля.

Организа-

ция самостоя-тельной деятель-

ности

Наглядность, ИКТ

Примечание

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

знать

уметь

1

Многозначные слова.

1

Комби-ниро-ванный

Понятие

«много-

значность»

Объяснять значение слова.

Обращать внимание на выбор слов.

Осознавать цель и ситуацию общения.

Коллективная работа

Беседа по

вопросам

Работа с тетрадью - учебником.

Рабочая тетрадь, сюжетные картинки

2

Омонимы, омоформы и омофоны.

1

Комби-ниро-ванный

Понятия: омонимы, омоформы, омофоны.

Находить многозначныс

слова, опреде-

лять прямое,

переносное

значение слова.

Слушать и понимать речь других.

Осознавать цель и ситуацию общения.

Коллективная работа

Беседа по

вопросам

Объяснить

значение

выражений.

«Вставь

словечко»

Рабочая тетрадь

3

Фразеологизмы.

1

Комби-ниро-ванный

Понятие

«фразеологизмы.

Правильно употреблять

слова в речи, не допускать

речевых ошибок.

Учиться работать в паре.

Выражать собственное мнение.

Коллективная работа

Беседа по

вопросам

Составление слов.

«Скороговорка»,

«Угадай-ка».

Рабочая тетрадь

4

Сравнения.

1

Комби-ниро-ванный

Понятие «сравнение».

Подбирать, употреблять сравнения в письменной и устной речи.

Учиться работать в паре.

Выбирать нужную интонацию.

Коллективная работа

Беседа по

вопросам

«Анаграмма

Рабочая тетрадь

5

Олицетворение.

1

Комби-ниро-ванный

Понятие

«олицетворение»

Употреблять олицетворения в письменной и устной речи.

Учиться работать в группах.

Осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Коллективная работа

Беседа по

вопросам

«Угадай название».

Рабочая тетрадь

6

Изобразительно выразительные средства языка. Эпитеты.

1

Комби-ниро-ванный

Понятие «эпитеты», их назначение.

Находить и подбирать эпитеты.

Обращать внимание на выбор слов.

Осознавать цель и ситуацию общения.

Коллективная работа

Беседа по

вопросам

Игра «Кто больше?».

Рабочая тетрадь презен-тация по теме

7

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.



1

Комби-ниро-ванные

Эмоционально окрашенную лексику.

Выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи.

Обращать внимание на выбор слов.

Обращать внимание на осо-бенности устных высказываний.

Коллективная работа

Беседа по

вопросам

«Найди пару».

Рабочая тетрадь презен-тация по теме

8

Откуда приходят слова.

1

Комби-ниро-ванный

Понятие «заим-ствованные слова»

Объяснять значение слов.

Проговари-вать последова-тельность действий на уроке

Выражать собственное мнение.

Самостоятельная работа

Беседа по

вопросам

«Волшебная фраза».

Рабочая тетрадь, рисунки.

9

Этимология.

1

Комби-ниро-ванный

Раздел языка- этимологию.

Объяснять происхожде-ние и появле-ние слов

Учиться работать по предложен-ному учите-лем плану

Формирование познавательного

интереса.

Самостоятельная работа

Беседа по

вопросам

«Отгадай шарады».

Рабочая тетрадь.

Этимологи-ческий словарь.

10

11

Как тебя зовут?

2

Комби-ниро-ванный

Раздел языка- антропонимику.

Объяснять происхождение и значение имен, отчеств.

Ознакомле-ние с терми-нологией .

Отработка навыков самосто-ятельной и групп-повой работы

Самостоятельная работа

Беседа по

вопросам

Игра «Реши задачу», «Подбери словечко».

Рабочая тетрадь презента-ция по теме

12.

Наши фамилии.

1

Комби-ниро-ванный

Раздел языка- антропонимику

Объяснять происхождение фамилий.

Ознакомле-ние с терми-нологией.

Навыки сотрудничества.

Самостоятельная работа

Беседа по

вопросам

«Каждому слову - свое место».

Рабочая тетрадь.

13.

Топонимы.

1

Комби-ниро-ванный

Науку топонимику, изучающую происхождение географических названий.

Объяснять происхождение географичес-ких названий.

Ознакомле-ние с терми-нологией и классифика-цией слов.

Навыки сотрудничества.

Коллективная работа

Беседа по

вопросам

Игра «Найди ошибку!»

Рабочая тетрадь


14..

Устаревшие слова.


1

Комби-ниро-ванный

Понятие «устаревшие слова».

Находить в тексте устарев-шие слова, объяснять их значение.

Ознакомле-ние с терми-нологией и классифика-цией .

Выражать собственное мнение.

Коллективная работа

Беседа по

вопросам

«А ну-ка, подумай!»

Рабочая тетрадь

15





Сочинение по картине В.М.

Васнецова «Богатыри».


Признаки текста

Описывать картины.

Отработка навыков самостоятельной работы.

Коллективно- индивидуальная работа

Беседа по

вопросам

Описание картины по плану.

Рабочая тетрадь, репродук-ция картины


16.

Проверочная работа.

1

Комби-ниро-ванный

Изученные понятия.

Использовать полученные знания.

Делать выводы.

Самостоятель-ная работа.



17.

Тетрадь №2.

Типы текстов.

1

Комби-ниро-ванный

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение.

Узнавать тип текста.

Ознакомле-ние с терми-нологией и классифика-цией .

Отработка навыков самостоятельной работы

Самостоятель-ная работа

Беседа по

вопросам

«Угадай слово».

Рабочая тетрадь,.

18

Тема текста. Опорные слова.


1

Комби-ниро-ванный

Признаки текста.

Определять опорные слова.

Перерабаты-вать полученную информацию

Развитие самостоятельнос-ти в поиске решения различных задач.

Самостоятель-ная работа

Беседа по

вопросам

Ответы на вопросы..

«Шутка».

Рабочая тетрадь.

19.

Связь предло-жений в тексте.

1

Комби-ниро-ванный

Основные признаки текста.

Работать с деформированным текстом.

Овладевать диалогичес - кой формой общения.

Формирование познавательного интереса.

Фронтальная работа.

Беседа по

вопросам

«Поменяй буквы».

Рабочая тетрадь, рисунки.


20

21.

Цепная связь предложений в тексте.

2

Комби-ниро-ванный

Способы цепной связи предложений в тексте.

Находить слова, которые связывают предложения в цепочку.

Умение работать в группах.

Воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей

Фронтальная работа.

Беседа по

вопросам

«Два слова из одного».

Рабочая тетрадь.

22.

Параллельная связь предложений в тексте.

1

Комби-ниро-ванный

Понятие: «параллельная связь».

Выстраивать цепь причин и следствий.

Делать выводы.

Осознавать цель и ситуацию общения.

Фронтальная работа.

Беседа по

вопросам

« Как правильно?».

Рабочая тетрадь, сюжет- ные карт.ин- ки.

23

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

1

Комби-ниро-ванный

Признаки текста.

Определять и употреблять связь между предложения-ми в тексте.

Находить ответы на вопросы.

Анализировать работу.

Самостоятель-ная работа.

Беседа по

вопросам

Составление описания картины по плану.

Рабочая тетрадь

24

25

26

Единый временной план текста.

3

Комби-ниро-ванный

Понятие о временной соотнесенности глаголов в повествователь-ных текстах.

Составлять временной план текста.

Обращать внимание на выбор слов.

Применение освоенного опыта.

Фронтальная работа

Беседа по

вопросам

« Разбери слово», «Составь слово».

Рабочая тетрадь .

27

28

Стили речи.

2

Комби- ниро- ванный

Понятие «стиль речи», разновидности стилей речи.

Различать «монолог» и «диалог».

Выражать собственное мнение.

Эмоционально «проживать» текст.

Фронтальная работа

Беседа по

вопросам

«Волшебный квадрат», «Из двух-третье».

Рабочая тетрадь рисунки

29.

Культура общения.

1

Комби-ниро-ванный

Правила речевого этикета во время спора, дискуссии.

Соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии.

Работать по предложенному плану.

Анализировать работу.

Фронтальная работа

Беседа по

вопросам

« Кто быстрее?».

Рабочая тетрадь.


30.

Научный стиль.

1

Комби-ниро-ванный

Понятие «научный стиль».

Определять научные тексты, доказывать свой выбор.

Преобразо-вывать информацию на основе алгоритма

Применение освоенного опыта.

Фронтальная работа.

Беседа по

вопросам

«Реши грамматическую задачу».

Рабочая тетрадь.

31.

Словари.

1

Комби-ниро-ванный

Что такое словари, виды словарей.

Работать со словарями.

Преобразо-вывать информацию на основе алгоритма

Эмоционально «проживать» текст.

Самостоя-тельная работа

Беседа по

вопросам

«Четыре по пять».

Рабочая тетрадь , словари.

32.

Проверь себя.

1

Комби-ниро-ванный

Изученные понятия.

Применять полученные знания.

Ориентиро-ваться в своей системе знаний

Формирование ценностных ориентиров в области речи.

Индивиду-альная работа

Беседа по

вопросам

Выполнение заданий.

Рабочая тетрадь .

33.

34.

Повторение пройденного.

2

Комби-ниро-ванный

Изученные понятия.

Употреблять в речи синонимы, антонимы, многозначные слова, фра-зеологизмы.

Ориентирова- ться в своей системе знаний.

Обращать внимание на особенности устных высказы- ваний.

Фронтальная работа.

Беседа по

вопросам

По опорным словам со-ставить и за-писать рас-сказ.

Рабочая тетрадь.




4. Ожидаемые результаты реализации программы

Основная общеобразовательная программа обеспечивает достаточный уровень развития речи учащихся для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Личностными результатами изучения спецкурса «Речь» являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметными результатами изучения курса «Речь» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД:

• ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Речь» является сформированность следующих умений:

  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

  • осмысленно, правильно читать целыми словами;

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  • подробно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ по картинке;

  • называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные; согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые,
    мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

  • определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

  • обозначать мягкость согласных звуков на письме;

  • определять количество букв и звуков в слове;

  • писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

  • ставить пунктуационные знаки конца предложения;

  • списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв,
    соединения;

  • находить корень в группе доступных однокоренных слов.


  1. Литература

для учащихся:

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Под. ред. Л.А. Чешко. Изд. 3 - е, стереотип. М: Сов. Энциклопедия, 2012.

  1. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - 3 - е изд., стереотип. М: Рус.яз., 2012.

  1. Быстрова Е.А. и др. Учебный фразеологический словарь русского языка: пособие для учащихся нац. Школ/ Е.А. Быстрова, А.П. Окунева, Н.М. Шацкий.- Л.: Просвещение, 2009.
  2. Грушников П.А. Орфографический словарик: Пособие для учащихся нач. классов. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Избранные статьи. Под. Ред. Л.Ф. Беловинского - М.: ОЛМА - ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2004 .
  4. Джежелей О.В. Помогайка. Книга для взрослых и детей. - М.: АО «Столетие», 1994.
  5. Литература и фантазия. Сост. Л.Е. Стрельцова. - М.: Просвещение, 1992.
  6. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2010.

«методичка» для учителя:

  1. Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
  2. Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Русский язык в картинках. Ч. 1, Ч. 2. - 9-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1981.
  3. Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. / Н.Г. Белицкая, А.О. Орг. - 3-е изд. - М.: Айрис - пресс, 2007.
  4. Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. Пособие для учителя. М.:, 1963.
  5. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 1991.
  6. Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994.
  7. Голуб И.Б. Моя самая первая книжка о словах. Путешествия в Страну Слов. - М.: Дрофа, 1995.
  8. Горбушина Л.А. и Николаичева А.П. Выразительное чтение. Учеб. Пособие для учащихся пед. Училищ. - М.: «Просвещение», 1978.
  9. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980.
  10. Джежелей О.В. Помогайка. Книга для взрослых и детей. - М.: АО Столетие, 1994.
  11. Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать сочинение. 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. (Пособие для начальных классов). - М.: Грамотей, 2004 .
  12. Журналы: «Веселые картинки», «Мурзилка», «Начальная школа».
  13. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1985.
  14. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2012
  15. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007.
  16. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под. ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Педагогика, 1983.
  17. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М., 1990.
  18. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост. Ю.Г. Круглов. - М.: Просвещение,2006.
  19. Сахарова С.Р. О культуре речи и общения. Методические рекомендации к урокам культуры речи и общения в начальных классах. Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара. - Арзамас, 1995.
  20. Страхова Л.Л. Сочинение по картине для младших школьников. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
  21. Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО, 2005.
  22. Тикунова Л.И. Новикова Ю.В. Юным умникам и умницам. Русский язык. 2-3 класс. Москва. РОСТ, 2003 г.

  23. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Все предметы начальной школы в викторинах. 1-4 классы. Москва. АСТ. 2003
  24. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1971.
  25. Фелицына В.П. , Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь / Ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина; Под. ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. - М.: рус. яз., 1979.
  26. Фольклор и родное слово: Учебное пособие. / Авторы-составители Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова. - 2-е изд., с измен. и допол. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1994.
  27. Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку, Начальная школа. 2-4 классы / Т.В. Ходова. - М.: Айрис-пресс, 2007.
  28. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. Изд. 2 - е, испр. и доп. Под. ред. чл. - кор. АН СССР С.Г. Бархударова. М.: Просвещение,2010.



© 2010-2022