Рабочая программа по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел 1.

Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для учащихся 2 класса МАОУ ПКШ № 1 «Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В.Суворова») составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. ФГОС начального общего образования (Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357);
2) примерной программой по русскому языку: - «Примерные программы по учебным предметам» /Начальная школа. Часть1, Москва, «Просвещение», 2011 г.; 3) программой к предметной линии учебников «Русский язык» для 2 класса начальной школы в двух частях, (авторы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.); 4) Уставом МАОУ ПКШ №1 г. Пермь; 5) основной образовательной программой начального общего образования МАОУ ПКШ № 1 «Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В.Суворова».
Курс русского языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе: 1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения; 2) формирование элементарной лингвистической компетенции. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка. Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно: - формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель); - формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель). В соответствии с этой целью ставятся задачи: 1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; 2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой; 3) формирование у детей чувства языка; 4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой; 5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Также при организации работы учитывается специфика школы, которая представлена кадетским компонентом и реализацией гендерной технологии (обучение мальчиков). Таким образом, необходимо построение занятий (уроков) с учётом психологических, физиологических и возрастных особенностей мальчиков, а также включать в организацию деятельности игровые технологии с патриотической, военизированной и спортивной тематикой, элементы военизированных игр. Проведение уроков в военной и спортивной тематике (урок-«Разведка», урок-«Штурм крепости», урок-«Атака», урок-«Лыжные состязания» и прочее) достаточно органично может включать в себя и решение орфографических задач, и объяснение алгоритма разбора слов по составу, а также многие другие филологические темы. Кроме того, нестандартное проведение уроков, игровые технологии и подобная тематика повышает мотивацию и активизирует деятельность учащихся. Специфика школы определяет и такое отношение к предмету «Русский язык», как возможность реализации патриотического и спортивно-оздоровительного воспитания младших школьников.

Место предмета в учебном плане
На изучение русского языка во 2 классе в учебном плане определено 5 часов в неделю, по программе - 170 уроков за учебный год.
































Раздел 2.

Планируемые результаты и система оценивания Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» во 2 классе являются следующие умения: - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; - учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; - выразительно читать и пересказывать текст; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений: - воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; - осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; - понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст; - делить текст на части, озаглавливать части; - подробно и выборочно пересказывать текст; - правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги; - делить слова на части для переноса; - производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах; - правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом; - писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают; - видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы; - писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами; - находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила; - находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова; - обращать внимание на особенности употребления слов; - ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится; - составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; - предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных; - составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.
Система оценивания - пятибалльная. Оценке подлежат предметные результаты, в том числе и освоение системы предметных знаний, а также предметные действия. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по русскому языку. Достижение этих результатов обеспечивается в учебном процессе за счёт освоения способов решения орфографических задач, развития графических умений и пр. Система предметных знаний - важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов. Действия с предметным содержанием (или предметные действия) - вторая важная составляющая предметных результатов. В основе многих предметных действий лежат те же универсальные учебные действия, прежде всего познавательные: использование знаково-символических средств; моделирование; сравнение, группировка и клас сификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей (в том числе - причинно-следственных) и аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т. д. В предмете «Русский язык» эти действия преломляются через специфику предмета, например, выполняются со звуками и буквами, словами, словосочетаниями и предложениями; высказываниями и текстами и т. п. Поэтому объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с Требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию предмета «Русский язык», в том числе на основе метапредметных действий. ДиагностикаД






































Раздел 3.

Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение учебного процесса Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс». Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Руский язык». Учебник. 2 класс; Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.А. Фролова «Орфографическая тетрадь по русскому языку», 2-й класс; Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебникам «Русский язык» для 2-го класса; Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 2-го класса; Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1-4-го классов; М.А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 2-го класса; Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, М.А. Яковлева. «Русский язык», 1-2 классы. Методические рекомендации для учителя. К техническим средствам обучения относятся: DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор; компьютер. Примеры работ при использовании компьютера: орфографический и пунктуационный тренинг; редактирование (взаиморедактирование); создание текста, его коллективное обсуждение; создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности.





















Раздел 4.

Содержание учебного предмета на второй год обучения

(содержание и образовательные результаты по темам, тематическое планирование, виды и формы учебной деятельности)
Слово (введение). (5 ч) Чем мы будем заниматься на уроках русского языка. Звуки, части слова, слово, предложение, текст. Предложение. (11 ч) Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях. Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чём говорится в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса. Текст. (12 ч) Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Формирование типа правильной читательской деятельности - умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту, прогнозирования ответов и проверки себя по тексту, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить её с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных. Слово (продолжение). (119 ч) 1. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении. Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их - без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма-пробел); умение видеть и графически обозначать эту орфограмму. 2. Наблюдение над лексическим значением слова, над тем, что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значением слова (без введения специальной терминологии). Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением. 3. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов, над единообразием написания корня в однокоренных словах. Умение подбирать однокоренные слова. Суффикс (определение). Суффиксы ок, ик, ушк, юшк, онок, ёнок, ат, ят, тель, ищ, их значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами (на материале существительных мужского рода с нулевым окончанием). Приставка (определение). Образование слов с приставками (на материале глаголов движения типа летел, полетел, улетел, прилетел и т.п.), наблюдение над ролью приставки в слове. Разграничение приставок и предлогов с, на, за, до, по, про, от и т.п. 4. Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы. Практическая значимость знания алфавита. 5. Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Наблюдение над несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные на конце слова, звук [й'] после согласных перед гласными; место после мягкого согласного, после звуков и букв ж, ш, ч, щ. Орфограмма. Знакомство с орфограммами: буквы и, у, а после букв шипящих ж, ш, ч, щ; обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; написание буквосочетаний чк, чн в словах; ь и ъ разделительные; буквы проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов); проверяемые буквы согласных на конце слова. Развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия выбора. Повторение. (13 ч) Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях: обогащение словарного запаса детей - количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов); развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений, словосочетаний); развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5-6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой); обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию. Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку. Резерв (12 ч). Резервные уроки распределены по следующим разделам: - «Предложение» - 1 ч; - «Текст» - 1 ч; - «Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?» - 1 ч.; - «Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?» - 1 ч.; - «Слова, к которым нельзя задать вопрос» - 1 ч.; - «Алфавит. Написание большой буквы в словах» - 1 ч.; - «Буквы звонких и глухих согласных в конце слова» - 1 ч.; - «Повторение» - 5 ч.



Календарно-тематическое планирование.

п/п

Дата


Раздел, тема

Кол-во часов

Планируемые результаты

Виды деятельности

План

Факт

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

02.09


Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык».

1

Знать: что слово может иметь несколько значений, может употребляться в прямом и переносном значениях признаки гласных и согласных звуков, согласные глухие и звонкие, твердые и мягкие; пары согласных по глухости-звонкости и твердости-мягкости; Уметь: слушать звучащее слово; наблюдать за лексическим значением слова; анализировать состав слов; производить звуковой и звуко-бувенный анализ слова; правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги; находить «опасные места» в слове уметь пользоваться словарём. Личностные: - проявлять интерес к процессу письма, к способам решения новой частной задачи, желание учиться; - проявлять интерес к созданию собственных текстов; быть заинтересованным в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов; - стараться сдерживать себя, высказывать просьбы, предло­жения, несогласие в социально приемлемой форме; - проявлять интерес к письменной форме общения; - обнаруживать настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности; - положительно относиться к школе, обнаруживать настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности.
Познавательные: - использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими уч-ся и учителем знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
Беседа по вопросам;
Самостоятель-ная работа;
Конструирова-ние текстов;
Индивидуаль-ный зрительно-слуховой диктант;
Диктант с комментирова-нием;
Распределитель-ный диктант;
Объяснитель-ный диктант;
Предупредитель-ный диктант;
Словарный диктант;
Свободный диктант;
Словарно-орфографичес-кая работа;




1. Слово

5



Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова.)

1



Что мы знаем о слове? (Лексическое значение. Состав слова.)

1



Как устроен наш язык?

1



«Опасные места» в словах русского языка.

1

09.09


«Опасные места» в словах русского языка. Обобщение по разделу 1. Проверочное списывание.

1




2. Предложение

11+1

Знать: различие предложений и слов; признаки предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; знать изученные правила;
Уметь: правильно списывать слова, предложения, проверять напи­санное, сравнивая с образцом; составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; правильно оформлять предложение на письме; соотносить предложения со схемами; самостоятельно анализировать изученные языковые явления и выполнять проверочную работу; находить и исправлять ошибки, владеть способами проверки.



Признаки предложения.

1



Составление предложений по схемам.

1



Признаки предложения. Оформление предложений на письме.

1



Развитие умения правильно списывать и оформлять предложения на письме.

1

16.09


Развитие умения правильно списывать предложения и соотносить их со схемой.

1



Конструирование предложений.

1



Знаки препинания в конце предложения.

1



Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией.

1



Что мы знаем о предложении? (Обобщение.)

2


23.09




Проверка знаний и умений. Проверочная работа 1.

1



«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1 - находить необходимую информацию в учебнике, в дополнительной литературе; - задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственые связи (в рамках допустимого); - определять тему и главную мысль текста, находить в тексте незнакомые слова, определять их значения разными способами; - уметь отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы; - сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям.
Регулятивные: - уметь организовывать свое рабочее место и работу; - определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; - уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства; - сопоставлять свою работу с образцом; оценивать ее по критериям, выработанным в классе; - уметь высказывать свое предположение (версию), пробовать предлагать способ проверки; Словарная работа;
Индивидуаль-ная работа по карточкам;
Работа в парах, группах;
Изложение;
Письмо по памяти;
Тест;
Списывание текста;
Проверочная работа.





3. Текст

12+1 Знать: признаки предложения; структуру текста (вводная, основная, концовка); роль заглавия текста; правила оформления текста.
Уметь: отличать текст от набора предложений; предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы по ходу чтения и на вопросы после чтения, выбирать подходящее заглавие к тексту; выполнять редактирование текста; добавлять отсутствующие части текста; устанавливать последовательность предложений в тексте, письменно оформлять текст; соблюдать красную строку; правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;



Признаки текста.

1



Роль заглавия в тексте.

1

30.09


Связь заглавия и главной мысли текста.

2





Озаглавливание текстов.

2






Конструирование текстов.


3

07.10






Повторение по теме «Текст»

1



Проверка знаний и умений. Проверочная работа 2.

1



«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1




4. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

6+1 Знать: особенности употребления существительных, их роль в предложении;
Уметь: находить слова-предметы, отличать одушевленные и неодушевленные предметы, задавать вопросы; создавать тематические группы слов, определять их название; правильно списывать слова.

14.10


Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?

1



Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы.

1



Объединение слов в тематические группы.

1



Конструирование сочетаний слов и предложений.

1



Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам.

2

21.10





5. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

10+1 Знать: особенности употребления прилагательных, их роль в предложении; обозначение главного и зависимого слов в словосочетаниях;
Уметь: находить слова-признаки предметов, задавать вопросы, графически показывать связь слов; подбирать слова-признаки к словам-предметам; подбирать синонимы и антонимы, выписывать пары слов.



Наблюдение над словами-названиями признаков. Развитие умения ставить к ним вопросы.

1



Как связаны между собой слова-названия предметов и слова-названия признаков.

3





28.10


Развитие умения находить в предложениях слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и какой? какая?

1


- оценивать выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания;
- осваивать способы поопераци­онного контроля хода и резуль­тата действия.
Коммуникативные: - оформлять свою мысль в устной и письменной речи; - обосновывать высказанное суждение; - стараться договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе; - уметь задавать уточняющие вопросы; - при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера.




Развитие умения подбирать слова-названия признаков.

2





Закрепление и повторение изученного.

1



Проверочная работа № 3.

1

11.11


«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1




6. Слова, которые отвечают на вопросы

что делает? что делал? что сделал?

5 Знать: особенности употребления глаголов, их роль в предложении; что такое грамматическая основа.
Уметь: находить глаголы, задавать вопросы, правильно употреблять в речи, подчёркивать грамматическую основу; установление связи между словами в предложениях с помощью вопросов.



Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить к ним вопросы.

2





Развитие умения находить в предложениях пары слов, отвечающих на вопросы кто? что делает?

3



18.11





7. Связь слов в предложении


7 Знать: признаки изученных частей речи (не называя их);
Уметь: находить главные и зависимые слова, ставить вопросы к ним, конструировать предложения с опорой на вопросы.



Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении, устанавливать действующее лицо или предмет.

3







Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.

2

25.11




Проверочная работа № 4.

1



«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1




8. Слова, к которым нельзя задать вопрос


8+1 Иметь представление о служебных словах, междометиях и об их функциях в речи; правило написания предлогов с другими словами;
Уметь: подбирать подходящие по смыслу предлоги; писать предлоги раздельно с другими словами;



Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.

1



Сравнение слов-названий предметов, признаков, действий и слов, выражающих различные чувства.

1

02.12



Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами.


5












09.12


Проверочная работа № 5.

1



«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1




9. Части слова. Корень

3 Знать: названия частей слова и их место в слове; знать правила определения корня. Уметь: находить корень в группе однокоренных слов, видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова; обращать внимание на особенности употребления слов.



Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

1



Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов.

1



Распознавание однокоренных слов.

1




10. Суффикс

4 Знать: правило определения суффикса;
Уметь: видеть в словах изученные суффиксы, образовывать слова с помощью этих суффиксов;

16.12


Роль суффиксов в слове. Определение суффикса.

1



Развитие умения находить в словах суффиксы.

2





Разбор слова по составу. Проверочное списывание.

1




11. Приставка

7 Знать: правило определения приставок, правописание приставок;
Уметь: видеть в словах изученные приставки, образовывать слова с помощью приставок; уметь разбирать слова по ставу, различать одинаковые по написанию приставки и предлоги.



Роль приставки в слове. Определение приставки.

1

23.12


Развитие умения находить в словах приставки и образовывать слова с помощью приставок.

1



Значение приставок. Слитное написание приставок.

1



Развитие умения различать приставки и предлоги.

2





Проверочная работа № 6.

1

13.01


«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1




12. Алфавит.

Написание большой буквы в словах

13+1 Знать: названия, порядок букв русского алфавита;
Уметь: писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных,



Закрепление знания порядка букв русского алфавита.

1



Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей, именах, отчествах, в названиях городов, сёл, рек. Запись этих слов в алфавитном порядке.


6 географических названиях;








20.01








Написание слов типа орёл и Орёл.

1



Упражнения в правописании имен собственных.

2

27.01




Сочинение по картинке.

1



«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1



Проверочный диктант № 1.

1



«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1




13. Правописание буквосочетаний

жи-ши, ча-ща, чу-щу

14 Знать: правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;
Уметь: производить фонетический разбор слов, правильно писать буквосочетания; графически обозначать данную орфограмму; находить и исправлять ошибки на изученное правило.

03.02


Написание букв и, у, а после шипящих (повторение).

1



Что такое орфограмма. Орфографическое правило.

1



Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы.

2





Наблюдение за написанием буквы а после ч и щ

1

10.02


Упражнения в написании буквосочетаний ча-ща. Развитие орфографических умений.

2





Наблюдение за написанием буквы у после ч и щ.

1



Упражнения в написании буквосочетаний чу-щу.

2



17.02


Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих.

2





Проверочный диктант № 2.

1



«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1




14. Правописание букв ъ и ь

15 Знать: обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв ё, е, и, ю, я, ь. Роль Ъ и Ь знака в словах;



Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.

1



24.02


Буква ь в конце и в середине слова. Перенос слов с буквой ь в середине.

1

Уметь: правильно писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками; писать сочетания чк, чн в словах, Ь для обозначения мягкости на конце слова и в середине слова; обозначать графически данную орфограмму; правильно называть звуки в слове; объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами.




Правописание буквы ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.

1



Слова, в которых пишется и не пишется буква ь.

1



Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн и буквой ь.

2



03.03


Звук [й'] и его обозначение на письме.

1



Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.

2





Правописание слов с разделительным ь и с ь для обозначения мяг- кости согласных на письме.

2



10.03


Правописание слов с разделительным ъ.

2





Проверочный диктант № 3.

1



«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1




15. Буквы безударных гласных в корне слова

12

Знать: ударные и безударные звуки, знать правила проверки безударных гласных; графическое обозначение орфограмм;
Уметь: находить безударную гласную в корне, различать произношение и написание; находить проверочное слово в группе однокоренных слов; подбирать проверочные слова; видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами; видеть опасные места в словах, видеть изученные орфограммы; действовать согласно правилу; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами.



Развитие умений делить слово на слоги, определять количество слогов и ставить ударение.

1

17.03


Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне.

2





Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.

2





Свободный диктант.

1

24.03


Обучение применению правила.

1



Проверочная работа № 7.

1



Упражнения в написании слов с буквой безударного гласного в корне.

1



Проверочный диктант № 4.

1



«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1



31.03


Обобщающий урок по разделу в форме игры «Счастливый случай».

1





16. Буквы звонких и глухих согласных в конце слова

12+1 Знать: пары согласных по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости, знать правило подбора проверочных слов;
Уметь: находить орфограмму парная согласная в корне, подбирать проверочные слова, видеть опасные места в словах, видеть изученные орфограммы.



Оглушение звонких согласных в конце слова.

1



Знакомство с новой орфограммой.

1




Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова.


5



07.04








Свободный диктант.

1



Обучающее изложение.

1

14.04


Повторение. «Пишу правильно» (работа над ошибками).

1



Проверочный диктант № 5.

1



«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1



Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова.

1




17. Повторение

13+5 Знать изученные орфограммы.
Видеть опасные места в словах; писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, пи­сать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадаю.



Текст.

2

21.04




Повторение. Свободный диктант.

1



Предложение.

2





Обучающее изложение.

1

28.04


Слово. Состав слова. Однокоренные слова.

2





Повторение и классификация изученных орфограмм.

3

05.05






Повторение. Итоговый контроль (тест).

1



«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

12.05


Повторение. Контрольное списывание.

1




13.05


«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

14.05


Итоговый контрольный диктант.

1

15.05


«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

16.05


Заключительный урок.

1 168 - 170
Резерв




Раздел 5.

Внеурочные формы учебной деятельности по русскому языку.

Неделя русского языка

Неделя традиционно открывается в сентябре конкурсом проектов "Великий русский язык" или конкурсом на лучший плакат с использованием афоризмов, крылатых выражений, высказываний о русском языке. Неделю можно открыть и конкурсом лингвистических газет. В классе развешиваются плакаты и памятки "Говорите правильно!", транспаранты с афоризмами о книгах, с пословицами о русском языке. Объявляются конкурсы на лучшую тетрадь по русскому языку, лучшее сочинение (например, "Парень из нашего города") и т.д.

В течение года проводятся конкурсы:

- конкурс каллиграфии;
- конкурс словарных диктантов;
- конкурс на лучшую тетрадь по русскому языку;

- конкурс чтецов (например, к празднику 23 февраля или по итогам изучения разделов по предмету «Литературное чтение»);
- литературное кафе (с приглашением учителей-филологов из основной школы, а также писателей и поэтов Перми: Вострецов, Зеленин…);


Запланировано в течение года:

  • классные мини-олимпиады по русскому языку

  • работает «Копилка Мудрых Мыслей» (дети в течение года ищут интересные цитаты и высказывания, записывают, красиво оформляют и приносят в класс)

  • составление классных рукописных тематических книг.

  • пополнение школьного библиотечного фонда

  • участие в работе школьного СМИ.

Нестандартные формы проведения уроков, которые можно использовать в течение года: Урок-презентация Урок-консультация Урок-развитие речи Урок-практикум











КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Итоговый тест за 2 класс 1. Посчитай количество букв и звуков в слове въезд. Укажи правильный ответ. 1) 4 б., 4 зв. 2) 5 б., 4 зв. 3) 5 б., 5 зв. 2. Какое слово нельзя переносить? 1) шутка 3) котик 2) заяц 4) кость 3. Написание, какого слова не соответствует произношению? 1) ручка 3) зубки 2) кукла 4) санки 4. В каком ряду оба слова являются однокоренными? 1) товарищ, дружок 2) чёрный, тёмный 3) водный, подводный 4) лес, деревья 5. Определи часть речи. Соотнеси слово с частью речи. кричать существительное крик прилагательное крикливый глагол 6. В каком слове нельзя проверить безударный гласный? 1) ведро 3) столбы 2) капуста 4) письмо 7. Какое слово является проверочным для слова грибник? 1) погреб 3) грибной 2) гриб 4) грибница 8. В каком слове допущена ошибка? 1) хлеб 3) приз 2) рукаф 4) зуб 9. Какое слово является проверочным для слова дуб? 1) дубки 3) дупло 2) дубок 4) дублёр 10. Укажи главные члены предложения. Из дальних стран возвращаются грачи. 1) из дальних стран 2) возвращаются из страны 3) возвращаются грачи Ключ для проверки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 3 4 3 3 1-3, 2-1, 3-2 2 2 2 2 3 За каждое совпадение - 1 балл Максимально 10 баллов 10 баллов - «5» 8 - 9 баллов - «4» 6 - 7 баллов - «3» Менее 6 баллов - «2»



Контрольное списывание на конец 2 класса Цель работы - проверить формирование умения списывать текст и проверять написанное.
Спишите текст.


Сказка про храброго зайца
Родился зайчик в лесу и всего боялся. Треснет сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега - у зайчика душа в пятки.
Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, а потом вырос он большой. Надоело ему бояться!
- Никого я не боюсь! - закричал он на весь лес. (По Д.Н. Мамину-Сибиряку)

Проверьте написанное. Поставьте ударение в каждом слове.



Контрольный диктант

Весна. Настали чудные деньки. В лесу журчат весёлые ручейки. У крыльца пушистая травка. В сад вернулись скворцы. Школьники идут гулять в рощу. Там птички вьют гнёзда. На лужайках много цветов. Дети рады теплу и весне. За ребятами бежит собака Белка. ( 40 слов) 1 вариант Выписать из 1 - 3 предложения слова с безударной гласной в корне, написать проверочные слова. Разделить слова в 1 предложении для переноса 2 вариант Выписать из 7 - 9 предложений слова с безударной гласной, написать проверочные слова Разделить слова в 9 предложении для переноса
Оценки за контрольное списывание «5» - нет ошибок; «4» - 1 - 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 - 4 кл.); «3» - 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 - 4 кл.); «2» - 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 - 4 кл.); «1» - более 4 ошибок (1 кл.), более 3 ошибок (2 - 4 кл.). Оценки за контрольный диктант. «5» - ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера). «4» - ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм. «3» - ставится, если допущено 3 - 5 ошибок, работа написана небрежно. «2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо. «1» - ставится, если допущено 8 орфографических ошибок. . Оценки за грамматические задания. «5» - всё верно; «4» - не менее 3/4 верно; «3» - не менее 1/2 верно; «2» - не выполнено больше половины общего объёма заданий; «1» - не выполнено ни одно задание.

© 2010-2022