Исследовательская работа Две святыни моего села

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская работа «Две святыни моего села»

Исследовательская работа Две святыни моего селаИсследовательская работа Две святыни моего села

Автор:

Санджиева Марина Сергеевна, ученица 8 класса, МБОУ «Веселовская СОШ»

Руководитель:

Ученова Александра Николаевна, учитель ИКРК

Директор школы:

Санджиева Елена Николаевна





Оглавление:

План.

1. Введение _________________2-5

Цель, задачи, гипотеза, актуальность

  1. Основная часть____________6-13

Встречи с местными людьми;

Анализ интервью;

Знакомство с убранством церкви, со ступой;

  1. Заключение, вывод_______________14

  2. Приложение____________________15 - 16

  3. Литература______________________17

















1. Введение.

Благочестивые наши предки не могли жить без храма -
он был так же необходим для души народа,
как дом и пища для его телесного существования.
Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ.

Цель исследовательской работы - изучить историю строительства церкви Успения Божьей Матери и Ступы Просветления в нашем селе и показать историческую значимость святынь в жизни людей.

Задачи:

  • Собрать сведения о строительстве православной церкви и ступы в селе.

  • На основе встреч и взятых интервью у людей села определить их отношение к святыням села;

  • Проанализировать значимость святынь для населения разных национальностей.

Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования взята тема, близкая по духу для каждого человека села.

Моя исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. На уроках ИЗО и МХК учащиеся знакомятся с особенностями храмового зодчества. Мне кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. Но у каждой церкви и ступы есть еще и своя собственная история, свои особенности. Многие сведения хранит народная память. Вот об этом я и хотела бы написать.

Избранные методы исследования: При изучении истории церкви и ступы использовались разные методы и формы работы: работа с архивными документами, с газетными публикациями, был проведён социологический опрос, экскурсия по территории церкви и ступы, сравнение, анализ, синтез, обобщение, беседа.

В своей исследовательской работе я попыталась узнать историю Церкви Успение Божьей Матери и Ступы Просветления села Веселое. Это было не так просто, как мне казалось в начале работы. Многое рассказали старожилы села, что-то узнали у служителя центральной церкви батюшки Михаила, у ламы Ген Ямпьхе, - служителя хурула г. Городовиковска, очень помогла дополнительная литература. На основании этих данных я попытаюсь воссоздать историю Церкви и Ступы Просветления и рассказать о ее буднях. Я, надеюсь, что материал моей исследовательской работы поможет в будущем работникам музея и архива.

Объект: хроника событий, связанных с историей церкви Успение Божьей Матери и Ступы Просветления от построения по настоящее время.

Предмет: церковь Успение Божьей Матери и Ступа Просветления села Веселое.

Проблема: не забудется ли история строительства Ступы Просветления и церкви Успение Божьей Матери?

Гипотеза: Кто инициаторы и активные помощники в строительстве Ступы Просветления и церкви Успение Божьей матери?

Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, я пришла к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков - одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим. Возведение различного рода религиозных памятников в этнокультурных традициях народов мира всегда было достаточно актуальным, так как при этом происходила сакрализация не только конкретной территории, на которой воздвигались эти памятники, но и одновременно многих религиозных символов той или иной культуры. В последние годы изучение религиозных символов традиционной культуры приобрело особую актуальность, это, прежде всего, было связано с воздвижением большого количества архитектурных памятников. В отечественной истории науки до сих пор нет комплексного исследования истории воздвижения буддийских ступ, хотя существует многочисленное количество исследований по истории воздвижения монастырей. Таким образом, отсутствие однозначных работ в отечественной науке делает актуальными исторические исследования, в которых восполняется этот пробел. Актуальность исследования ступ в истории буддизма важна не только для понимания процессов развития религий в целом, но и для изучения общих закономерностей происхождения и развития самой ступы. В данной работе я показала процесс становления и совершенствования ступы Просветления и церкви Успения Божьей Матери в моем поселке как культового памятника в процессе человеческой деятельности. Калмыцкая земля полна бесценными памятниками культуры и истории, без чего бы оборвалась нить, связывающая поколения воедино. Для нас сохранили предки многое, и важно эту нить не оборвать, протянув ее в будущее. В истории нашего края начался новый отсчет - процесс культурного воспоминания.

В храм зайдите! Не ленитесь!

Свеч купите восковых,

За себя вы помолитесь

И за всех, за всех других

Православных наших братьев,

Кто в родную землю лег…

Для молитвы неба хватит,

Потому что в небе - Бог! Ступа Просветления или ступа победы над всеми препятствиями. Впервые построена Дхарма-королём Бимбисарой в Бодхгайепосле Просветления Будды. Важнейшая форма из всех восьми символизирует цель буддийского пути -- полное Просветление. Это означает освобождение от всех мешающих чувств, как и от тенденции их иметь и раскрытие всех способностей ума, особенно совершенной мудрости Будды. Она является одновременно символом преодоления всех препятствий, всех завес.







2 Основная часть: Есть в нашем селе Веселое сооружение, особо почитаемое последователями буддийского вероучения. Речь идет о Ступе Просветления, расположенной в центре села. Что она означает? Это символическое изображение просветленного разума Будды, символ мира, добра и согласия. Так мне рассказали о ней наши старожилы села. Построена она была по инициативе людей, живущих в нашем селе. Это люди, которых особенно почитают и уважают - Зосимов Иосиф Дмитриевич - директор СПК «Буругшун», человек широкой души и с добрым сердцем; Петров Виктор Борисович, Надмидова Любовь Анатальевна - люди, по чьей инициативе были приглашены высокочтимые ламы для освещения места строительства и по чьей инициативе велось строительство ступы. Построена Ступа Просветления на пожертвования местного населения, на средства СПК «Буругшун». Приходят сюда люди, молятся, смотрят на ступу и становится спокойно на сердце у них; все будет хорошо. Не раз приходили люди, чтобы продолжить строительство ступы. Всем не терпелось приблизить день открытия. Даже из других мест приезжал народ, чтобы прикоснуться к святости и оставить частицу своего сердца здесь, у этого строительства, стараясь сделать это своими руками, своим трудом. Из столицы республики, не смотря на занятость, приезжали женщины - мастерицы грунтовать, шпаклевать ступу Жители села не раз приходили на субботники, чтобы принять участие в строительстве, уборке вокруг ступы. Рабочие села благоустроили участок рядом - завезли чернозем, а работники конторы посадили вокруг цветы. Каждый житель села внес свой вклад, а значит и теплоту своего сердца в строительство Ступы Просветления.


Есть в нашем селе еще одно святое место, куда приходят люди с чистыми помыслами, с добрым сердцем, с чистыми намерениями. Это место в центре села называется церковь. Именно церковь стала тем местом, где постигается истина, как, переживая все трудности жизни, все-таки оставаться человеком и быть счастливым, черпая силы в Боге.
Показательно, что христианские церкви в любом месте становятся своеобразным духовно- просветительским центром. Эту традицию соблюдает и церковь нашего села Веселое, построенная по инициативе директора СПК «Буругшун» Зосимова Иосиф Дмитриевича. Стоит церковь, построенная на пожертвования народа, на средства СПК «Буругшун», стоит, и всяк, кто проходит мимо, замедляет шаги и читает молитву, если не вслух, то про себя


Освящение камня, впоследствии заложенного в фундамент церкви, проходило торжественно батюшкой Михаилом. Строилась церковь руками строителей-специалистов. Несмотря на жару, на дожди, поднималась церковь все выше и выше. Любой проходящий мимо старался замедлить шаги и посмотреть на нее, окинуть взглядом стройку, прикинуть объем работы и сказать хотя бы несколько слов строителям, тем самым, высказывая свою признательность им. Ближе к окончанию строительства церкви жители села все чаще и чаще стали приходить сюда на субботники, помогая строителям. Затем началось облагораживание участка вокруг церкви: теперь уже все жители села были здесь: кто убирал мусор, кто подвозил чернозем, кто подметал и сажал цветы. Ничто так не сплачивает людей, как общее дело, общий труд! Свою исследовательскую работу я начала со встречи Зосимовой Софьи Порфирьевны. Я встретила ее в церкви. Софья Порфирьевна была в церкви, занимаясь ее делами. Она рассказала мне о структуре и убранстве церкви. Традиционно христианский храм обращен входом к западу, а алтарной частью, где совершается богослужение, - к востоку. Такое расположение устоялось еще в начале нашей эры. Так как на востоке восходит дающее жизнь солнце, с этой стороной света связывается множество буквальных и символических значений. В частности, считается, что рай находится на востоке, что восток - символ добра, а запад - символ зла и обитель дьявольских сил. Движение с запада на восток (от входа церкви к алтарю) символизирует очищение и перерождение. Восточная часть храма, как правило, выполняется в виде апсиды (8) - архитектурного элемента, который имеет вид выступа, перекрытого полукуполом или сомкнутым полусводом. Главным объектом, размещаемым в алтарной части, является алтарь или престол (в православных храмах). На нем совершается таинство евхаристии. Средняя часть церкви вмещает крещеных христиан, молящихся или присутствующих на богослужении. Передняя часть храма - помещение для мирян. Эта часть символизирует собой всю землю, товарный мир. Средняя часть храма сравнивается с телом человека, в то время как алтарь олицетворяет душу. Движение в средней части с запада на восток (от входа церкви к алтарю) символизирует очищение и перерождение верующих, обретение ими благодати. В средней части церкви также можно встретить купель - небольшой резервуар для воды, выполненный в виде чаши. Купель используется для крещения детей. Купель находится у западной стены ближе к входу в храм.

Капелла (часовня, придел) Я с удивлением узнала, что любая церковь делится на определенные сектора. Для меня это было новостью. Софья Порфирьевна рассказала , что инициатива строительства церкви исходила от ее мужа - Зосимова Иосифа Дмитриевича. Именно его предложение о строительстве церкви было одобрительно встречено жителями села и воплощено в жизнь. Все сельчане откликнулись на это предложение и оказали по возможности материальную помощь - пожертвование. (даже уехавшие из села люди, услышавшие о строительстве церкви, внесли средства ). Но не обошлось и без средств СПК «Буругшун». На общем собрании рабочие поддержали предложение Иосифа Дмитриевича, и СПК смог внести основную сумму для строительства церкви. Из слов Софьи Порфирьевны я узнала, что большую помощь в строительстве церкви оказали рабочие совхоза, специалисты, служащие, пенсионеры, домохозяйки. Одним словом, строили всем миром. Церковь носит имя Успение Божьей Матери, и в ее честь освящение прошло 28 августа 2010 года. С тех пор именно в этот день ежегодно батюшка Михаил проводит службу в нашей церкви, на которую собирается много народу. Начиная с ранней весны и до самой поздней осени, Софья Порфирьевна проводит все свое время здесь во дворе церкви: копает клумбы, сажает цветы, борется с сорняками. Часто ей помогают и кто-либо из местных женщин - Высоцкая Таисия Николаевна, Кушнарева Ирина Алексеевна, Маврина Ольга Борисовна и многие другие. «Так хочется, чтобы здесь все цвело и благоухало, так как церковь всем, приходящим сюда, приносит успокоение, благодушие, покой», - считает Софья Порфирьевна. И действительно, весной и летом во дворе церкви цветут розы, ноготки, астры, коврик. Здесь так красиво и спокойно! Справа от входа на тумбочке стоит коробочка со свечами. Если кто-то хочет зажечь свечку, он просто кладет в коробочку деньги и зажигает свечку. «Еще ни разу никто денег отсюда не брал», -с гордостью за людей сообщила мне Софья Порфирьевна. Я задумчиво слушала эту милую, приятную женщину, и уверена, порядок и красота будет в церкви. В зале, где люди молятся, стены увешаны иконами: старинную икону Божьей матери церкви подарила старожилка села Макринская Александра Андреевна; еще две в дар церкви принесли Нестеренко Ирина Николаевна, Блажко Екатерина Николаевна; четыре иконы подарила церкви наша землячка Надмидова Любовь Анатольевна; многие иконы написала сама Софья Порфирьевна, получив на то благословение от батюшки; есть иконы, привезенные из Греции, из Украины; на стене справа от входа висит икона, подаренная семьей Дацко Максима Васильевича. Меня удивляла эта щедрость простых людей! Я была горда, что живу среди таких добрых, с чистыми помыслами людей! Когда я вышла из церкви, то встретилась с жительницей села Тюмеевой Верой Николаевной. Она стояла во дворе церкви и молилась. Я не смогла пройти мимо. Подождав, когда она освободится, я подошла к ней и попросила рассказать, для чего она приходит сюда, что она знает о строительстве церкви и вообще, как она относится к ней. Вера Николаевна поведала, что она сама присутствовала при освещении церкви. «Я благодарна от всего сердца тем, кто организовал возведение этой церкви здесь, в нашем селе. Я всегда прихожу сюда, когда мне тяжело, когда появляется желание обратиться к богу. Сразу же на душе становится легко и свободно» - поделилась со мной Вера Николаевна. Ее поддержала, проходившая мимо , жительница села Тахтаулова Полина Рамозановна. Она сказала, что мир на земле держится на доброте человеческой. «Всем миром построили церковь Успения Божьей Матери и Ступу Просветления . Каждый человек может прийти к этим святыням и очиститься душой», - поведала Полина Рамозановна. Следующая моя встреча состоялась с подъесаулом х.Веселое Овечка Владимиром Матвеевичем в казачьей управе. Владимир Матвеевич со своими казаками принимал активное участие в строительстве церкви Успение Божьей Матери и Ступы Просветления от начало строительства их и до конца. Он назвал наиболее активных помощников: Петров Виктор Борисович, Санджиев Сергей Алексеевич, Никончук Виктор Данилович, Пилипосян Вачик Пилипосович, Перелазный Виктор Васильевич, Нестеренко Сергей Владимирович и многие-многие другие. Просмотрев весь материал, собранный мной, я решила продолжить работу и изучить истории строительства Ступы Просветления. Я решила встретиться с женой Петрова Виктора Борисовича - Кермен Владимировна. Она пригласила меня к себе домой, напоила душистой, необыкновенно вкусной джомбой. Кермен Владимировна мне многое рассказала о строительстве Ступы Просветления. Вот кратко из ее рассказа. По инициативе Зосимова Иосифа Дмитриевича решили построить Ступу рядом с церковью. Иосиф Дмитриевич попросил заняться организацией строительства Ступы Петрова Виктора Борисовича. Он согласился, и началась ответственная, далеко не простая работа. Виктор Борисович поехал на встречу с ламой ген Туптеном в хурул, у которого взял план строительства Ступы Просветления. За несколько недель до начала строительства лама приехал в село и осветил первый камень, который впоследствии был заложен в фундамент. Много людей внесли пожертвования на строительство ступы: местные жители, люди, уехавшие из села, но, услышав о строительстве, внесли средства, также по решению собрания рабочих СПК «Буругшун» были выделены средства. Все люди приняли участие в строительстве ступы. Когда заложили первую часть ступы, приехал лама Ген Ямпьхе для чтения молитвы. Собралось много народу. Под его руководством люди катали молитвы, чтобы заложить их внутрь ступы. Затем, когда построили вторую часть ступы, под руководством и организацией Петрова Виктора Борисовича стали засыпать во внутрь хвою, полынь, между слоями которых закладывали закатанные молитвы, фигурки из хурула, серебро, золото, принесенное людьми и привезенными из Тилопы. Все приняли участие в этом благородном деле. Считается, что в этом случае человек становится чище и добрее. Лама Ген Ямпьхе периодично приезжал в село, все переговоры с ним вел Виктор Борисович. Затем привезли гонжур, статую Будды Шакьямуни, национальные флажки с матрицей. Строительство подошло к завершению. Приехаали женщины-мастерицы - Каванова Г.А. и сумьянова М.З. - из города Элисты, чтобы оштукатурить ступу, выровнять, покрасить ее. Всем миром строили ступу. Кермен Владимировна уверенно говорит: - «Построена Ступа Просветления всеми нашими людьми, а главным организатором был мой муж - Петров Виктор Борисович».

Следующая моя встреча произошла с Кошевой Галиной Петровной, которая принимала активное участие в благоустройстве двора церкви. В частности , вот что она сказала: «Останавливаешься перед входом в церковь, осеняя себя крестом, заходишь внутрь и испытываешь умиротворение перед ликами святых. А совсем недавно здесь был пустырь…

Церковь возводили не только нанятые со стороны строители , но и мастеровые, и талантливые специалисты, и рабочие совхоза: инженер Кошевой В.В. и агроном Кушнарев А. Н., ветврач Санджиев С. А. и управляющий Овечка В.М., слесари и токари, газосварщики - словом, люди самых разных профессий и должностей. Как кропотливо обдумывался на бумаге рисунок для изгороди, а затем умелыми руками сварщиков Гапачка Ю. Н., Киндера Н.В., Нестеренко С. В. Воплощался в металлических сплетениях. Облагораживали прилегающую к церкви территорию всем миром: вскапывали землю, высаживали однолетние и многолетние цветы: розы, кустарники, боролись с сорняками. Несколько саженцев березок высадили вдоль стены с северной стороны , чтобы в звенящее от зноя лето не засохли их тонкие прутики, а вечерами поливали неустанно.

Открою маленький секрет: в крыше церкви замурован сосуд с именами всех - всех людей, так или иначе причастных к возведению символа христианской веры: знайте и помните их, потомки! Возвышаются купола церкви, устремляясь ввысь, разносится колокольный звон окрест по праздничным дням, наполняя сердца и души верующих теплом, светом и надеждой. Эта встреча уверовала меня в душевной доброте простых людей. Затем я пришла к старожилу нашего села Марминовой Галине Гученовне. Галине Гученовне на сегодняшний день 84 года, но в моей просьбе поделиться своим отношением к ступе, она не отказала. Вот в частности, что она мне рассказала: «Я узнала о строительстве Ступы Просветления от своей дочери Зины. В душе моей сразу стало радостно. Я ходила в контору и благодарила Любовь Анатольевну за это благородное дело. Конечно, я тоже внесла пожертвование на строительство ступы. В момент открытия ступы меня попросили принять участие в этом нужном мероприятии. Я, как старожил села, разрезала ленточку, и была слегка смущена. По лунному календарю в благоприятный день я хожу к ступе и молюсь за всех хороших людей, прошу у бога здоровья моим детям, внукам, правнукам. Очень хорошее дело сделали люди нашего села». В воскресенье после сбора материала по двум святыням нашего села я опять пришла к ним. . Еще издали слышны звуки благовестия. Воздух, как бы наполнен голосом большого колокола, к которому вскоре присоединяется перезвон других колоколов. Это не просто "гонг," созывающий людей в церковь, а мелодия, одухотворяющая окрестности церкви, напоминающая о молитве тем, кто занят трудом или находится в пути, кто погружен в монотонность будней. Большой смысл заключен в названии "благовест," ибо колокольный звон - своего рода музыкальная проповедь, вынесенная за порог церкви; она возвещает о вере, о жизни, пронизанной ее светом. А рядом стоит Ступа Просветления. Задумчиво, добро, но вместе с тем монументально возвышается она в центре села, как бы призывая совершать только добрые дела. Я долго стою рядом с этими святынями и соглашаюсь с теми людьми, которые считают, что именно здесь чувствуешь себя спокойно, умиротворенно. И хочется считать, что добрых людей много на земле. Я кричу: «Люди, давайте будем добрей и внимательней друг к другу»!

















Вывод: Ступы, хурулы, церкви всегда были для человека особенным местом. В них словно чувствуется присутствие Бога. Чистое, светлое место, где можно отдохнуть душой. А в старые времена таких мест было несравненно выше! Ни одно событие в жизни не проходило без участия духовенства. Поэтому значение таких мест велико. Я считаю, что строить ступы и церкви надо обязательно. Тогда не будет войн и зла.. В ходе исследования я познакомилась с историей строительства Ступы Просветления и церкви Успения Божьей Матери, с именами людей, которые вложили много сил для того, чтобы стояли у нас эти великие две святыни. Я узнала мнение людей об этом благородном деле. Я думаю, что моя исследовательская работа останется в истории села, как документ, подтверждающий человеческую доброту и милосердие.





Приложение1.



Исследовательская работа Две святыни моего селаИсследовательская работа Две святыни моего села Встреча с Софьей Порфирьевной. В церкви Исследовательская работа Две святыни моего селаИсследовательская работа Две святыни моего села У Кермен Владимировны. Встреча с Галиной Петровной. Исследовательская работа Две святыни моего селаИсследовательская работа Две святыни моего села Высокочтимые ламы. Обряд «Освящение огнем»

Приложение 2.

Исследовательская работа Две святыни моего селаИсследовательская работа Две святыни моего села

Момент открытия Ступы Просветления. Освящение церкви Успения Божьей матери

Исследовательская работа Две святыни моего селаИсследовательская работа Две святыни моего села

Разговор с Верой Николаевной. Галина Гученовна - старожил села

Исследовательская работа Две святыни моего села

Литература

1. 1. Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии. Историко -этнографические очерки. - Элиста: Калм.кн. изд.1994г

2. Емельяненко В. Г., Аюшова Ц. Н. О родном крае. Элиста: АПП "Джангар" 1999г

3. Коокуева А. Сокровища Буддизма. Элиста: АПП "Джангар" 2004г

5. Сайты интернета

6. Вырезки из газет

  1. Исмаилова С.Т. Энциклопедия для детей: Т. 5, часть 1 (История России и её ближайших соседей)

  2. Исмаилова С.Т. Энциклопедия для детей: Т. 5, часть 3 (История России XX век).

  3. Щапов Я.Н., "Церковь в древней Руси" (до конца XIII в.), "Политиздат", 1989 г.

  4. Встречи с односельчанами.

17



© 2010-2022