- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по азбуке
Рабочая программа по азбуке
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Идиятова Г.Ф. |
Дата | 09.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по обучению грамоте
1 класс
«Начальная школа 21 века»
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Обучение грамоте» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по обучению грамоте под ред. Н.В. Виноградова (Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». - 3 - е изд., дораб. и доп. - М.: Вентана - Граф, 2009.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Общая характеристика учебного предмета. Курс «Русский язык. Обучение грамоте» является первым этапом в системе изучения русского языка и литературного чтения в начальной школе. С обучения грамоте начинается учеба в школе, а это значит, что именно в процессе обучения грамоте начинается реализация положений системно-деятельностного подхода - основы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- учет различных видов деятельности учащихся и форм общения педагогов с детьми для решения целей образования и воспитания;
- обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.
- переход от свойственного дошкольникам наглядно-образного мышления к логическому;
- переход от ведущей в дошкольном возрасте игровой деятельности к деятельности учебной.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Обучение грамоте» В процессе обучения грамоте закладываются основы формирования таких важнейших сторон личности младшего школьника, как
- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
- способность к организации собственной деятельности;
- доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Содержание и построение курса обучения грамоте дает возможность углубленно заниматься формированием таких метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, как:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
- использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Важно отметить, что обучение грамоте - только первый этап работы над достижением данных метапредметных результатов. В полном объеме они могут быть достигнуты только к окончанию начальной школы совместными усилиями всех учебных предметов. Более детально метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия» и конкретизированы в тематическом планировании в столбце 3 «Характеристика деятельности учащегося (универсальные учебные действия). Предметные результаты обучения отражены в содержании программы (раздел «Содержание курса»). Планируемые результаты основной образовательной программы обеспечивают связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП и представлены в разделе «Содержание обучения».
Содержание курса Слово и предложение Выделение предложений из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Универсальные учебные действия:
- моделировать состав предложения;
- корректировать предложения, содержащие смысловые ошибки;
- выделять существенные признаки, синтезировать их: различать слово и предложение; определять, находить задуманное слово по его лексическому значению;
- контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.
Фонетика Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак - рак). Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Построение моделей звукового состава, отражающих качественные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели. Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой. Универсальные учебные действия:
- моделировать звуковой состав слова, отражая в модели качественные характеристики звуков;
- сравнивать, сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками;
- классифицировать: звуки по заданному основанию (твёрдые и мягкие согласные звуки; гласные - согласные и т. д.); слова по количеству слогов и месту ударения;
- анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели;
- обосновывать выполняемые и выполненные действия;
- осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную модель с образцом;
- контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания;
- находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа, ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука;
- объяснять причину допущенной ошибки.
Графика Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости - мягкости предшествующих согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й'] в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков. Русский алфавит как последовательность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление). Универсальные учебные действия:
- соотносить звук и соответствующую ему букву;
- обозначать гласные звуки буквами, объясняя выбор буквы гласного звука в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного;
- соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами - названиями картинок;
- дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки; буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство;
- классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й'];
- структурировать последовательность слов в алфавитном порядке;
- находить и исправлять ошибки, допущенные при обозначения звука буквой;
- объяснять причину допущенной ошибки.
Чтение Соотношение между звуковой и буквенной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтение слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов и стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами как результат совершенствования механизма чтения. Обучение орфоэпическому чтению при переходе к чтению целыми словами. Скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом ребенка. Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Чтение по ролям. Использование орфографического чтения как средства самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Универсальные учебные действия:
- применять знание позиционного принципа чтения при чтении прямых слогов;
- сравнивать слова, получающиеся при изменении одной гласной буквы;
- осознавать смысл прочитанного;
- находить содержащуюся в тексте информацию;
- определять основную мысль прочитанного произведения;
- обсуждать прочитанный текст с одноклассниками;
- аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста;
- формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте;
- интерпретировать информацию, представленную в тексте в явном и неявном виде;
- использовать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое в зависимости от целей.
Восприятие художественного произведения1 (литературное слушание). Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником. Понимание текста: тема, главная мысль, герой, основная сюжетная линия. Работа с воображаемыми ситуациями («что бы ты сделал на месте героя, как бы ты себя вёл»). Первоначальное знакомство с литературными жанрами - стихи, рассказы, сказки (народные и авторские), загадки, пословицы и др. Универсальные учебные действия:
- осознавать смысл текста при его прослушивании;
- понимать информацию, содержащуюся в воспринимаемом на слух тексте;
- определять основную мысль текста;
- различать стихотворения, рассказы, сказки на основании отличительных особенностей данных жанров.
Письмо Практическое освоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Поэлементный анализ букв. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Различение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство. Письмо слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Овладение разборчивым аккуратным письмом. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Списывание слов, предложений, небольших текстов. Приемы и последовательность действий при списывании. Универсальные учебные действия:
- анализировать систему ориентиров на страницах прописей (точка начала движения, стрелка, указывающая направление движения) и следовать данным ориентирам;
- составлять алгоритм предстоящих действий;
- объяснять последовательность своих действий;
- моделировать буквы из набора элементов;
- анализировать деформированные буквы, определять недостающие элементы, реконструировать буквы;
- группировать буквы по разным основаниям: по наличию в них определенных элементов; по сходству обозначаемых ими звуков;
- осознавать смысл написанного;
- контролировать собственное написание, сравнивая его с предложенным образцом;
- контролировать этапы своей работы при списывании;
- принимать участие в обсуждении критериев для оценивания написанного;
- оценивать собственное написание с учетом выработанных критериев (разборчивое аккуратное начертание букв).
Орфография и пунктуация Знакомство с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- обозначения гласных после шипящих (ча - ща, чу - щу, жи - ши);
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложений.
- группировать слова, которые пишутся с заглавной или со строчной буквы. Объяснять свои действия;
- применять изученные правила при списывании слов и предложений, при письме под диктовку;
- осознавать алгоритм списывания;
- контролировать и уметь объяснить собственное написание, соответствующее изученным правилам;
- использовать орфографическое чтение как средство контроля за правильностью написанного;
- исправлять допущенные на изученные правила ошибки и объяснять свои действия.
Развитие речи Слово. Предложение. Речь. Восприятие речи учителя и одноклассников. Практическое овладение учебным диалогом: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации. Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка в условиях бытового и учебного общения. Составление небольших рассказов описательного и повествовательного характера (на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений). Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Универсальные учебные действия:
- строить устное речевое высказывание;
- составлять небольшой текст с опорой на серию сюжетных картинок; на сюжетную картинку;
- составлять небольшие описательные и повествовательные рассказы;
- участвовать в учебном диалоге;
- осознавать недостаточность имеющейся информации, задавать учителю и одноклассникам вопросы;
- включаться в совместную работу;
- высказывать собственное мнение и обосновывать его.
Планируемые результаты освоения программы по обучению грамоте
Ученик научится:
различать, сравнивать:
- звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки;
- звук, слог, слово;
- слово и предложение;
кратко характеризовать:
- звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие);
- условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;
решать учебные и практические задачи:
- выделять предложение и слово из речевого потока;
- проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех - пяти звуков;
- плавно читать по слогам слова, предложения, небольшие тексты2;
- осознавать смысл прочитанного;
- правильно писать сочетания ча - ща, чу - щу, жи - ши под ударением;
- писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
- ставить точку в конце предложения;
- грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают) объемом 10-20 слов;
Ученик получит возможность научиться:
- различать и сравнивать звонкие и глухие согласные звуки;
- читать целыми словами и предложениями;
- самостоятельно читать небольшие по объему художественные произведения;
- выделять в словах слоги в устной работе;
- правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
- переносить слова (в случаях однозначного деления слова на слоги);
- участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- соблюдать орфоэпические нормы.
Содержание курса «Обучение грамоте» и характеристика деятельности учащихся № Раздел программы Программное содержание Характеристика деятельности учащихся (универсальные учебные действия) 1 Слово и предложение Предложение как объект изучения.
Слово как объект изучения.
Предложение в речевом потоке. Работа с предложением. Слово и предложение.
Слово как объект изучения, материал для анализа. Слово как единство звучания и значения. Активизация и расширение словарного запаса.
Выделять предложения из речевого потока и обозначать их полоской. Моделировать состав предложения в процессе игры «Живые слова». Выделять в предложении слова, изменять порядок слов в предложении. Составлять предложения с заданным словом с последующим распространением предложений. Корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки. Определять количество слов в предложении при четком произнесении учителем предложения с продолжительными паузами между словами. Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. Различать слово и предложение. Обозначать каждое слово предложения полоской. Объяснять различие между предметом и обозначающим его словом. Наблюдать над значением слова. Определять (находить) задуманное слово по его лексическому значению. 2 Фонетика Звуки речи.
Гласные и согласные звуки. Гласные звуки: ударные и безударные. Согласные звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Единство звукового состава слова и его значения. Изолированный звук. Последовательность звуков в слове. Моделирование звукового состава слова.
Особенность гласных звуков - отсутствие при произнесении этих звуков преграды. Особенность согласных звуков - наличие при их произнесении преграды. Различение гласных и согласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков. Качественная характеристика звуков (гласные, твердые и мягкие согласные). Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная функция звонких и глухих согласных звуков. Действия контроля и самоконтроля в процессе моделирующей деятельности.
Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Ударение. Ударный гласный звук в слове.
Различать звучание и значение слова. Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Произносить самостоятельно слово с интонационным выделением заданного звука. Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Группировать (классифицировать) слова по первому звуку. Группировать (классифицировать) слова по последнему звуку. Подбирать слова с заданным звуком. Устанавливать количество и последовательности звуков в слове. Моделировать последовательность звуков слова с использованием желтых фишек. Сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками.
Устанавливать различие в произношении гласных и согласных звуков. Различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие. Объяснять (доказывать) выбор фишки при обозначении звука. Характеризовать заданный звук: называть его признаки. Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета. Классифицировать звуки по заданному основанию (твёрдые и мягкие согласные звуки; гласные - согласные и т. д.). Различать звонкие и глухие согласные звуки. Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели. Соотносить заданное слово с соответствующей ему моделью, выбирая её из ряда предложенных. Подбирать слова, соответствующие заданной модели. Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную модель с образцом. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа.
Делить слова на слоги. Доказывать (объяснять) количество слогов в слове. Приводить примеры слов с заданным количеством слогов. Анализировать слово: определять место ударения в слове. Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком. Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Сравнивать слова с соответствующими им слогоударными схемами. Приводить примеры слов к заданной слогоударной схеме. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука. Объяснять причину допущенной ошибки. 3 Графика Звуки и буквы. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости - мягкости согласных звуков.
Функция букв е, ё, ю, я.
Буквы, обозначающие согласные звуки.
Мягкий знак.
Русский алфавит.
Звук и буква. Буква как знак звука. Буквы, обозначающие гласные звуки. Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкости предшествующего согласного.
Функции букв е, ё, ю, я.
Буквы, обозначающие согласные звуки. Одна буква для обозначения парных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Разные способы обозначения буквами звука [й'].
Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Название букв русского алфавита. Последовательность букв в русском алфавите. Алфавитный порядок слов.
Соотносить звук и соответствующую ему букву. Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) работу букв, обозначающих гласные звуки в открытом слове: показатель твердости-мягкости предшествующих согласных звуков и обозначение гласного звука. Обозначать гласные звуки буквами, выбирая букву гласного звука в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного. Соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами-названиями картинок. Обозначать буквами е, ё, ю, я звук [й'] и последующий гласный звук. Обозначать согласные звуки буквами. Объяснять выбор буквы для обозначения согласного звука. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с-з, ш-ж, с-ш, з-ж, р-л, ц-ч и т. д.). Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о-а, и-у, п-т, л-м, х-ж, ш-т, в-д и т. д.) Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й']. Объяснять функцию буквы Ь.
Осознавать алфавит как определенную последовательность букв. Воспроизводить алфавит. Восстанавливать алфавитный порядок слов. 4 Восприятие художественного произведения Первоначальное знакомство с литературными жанрами. Малые фольклорные формы.
Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или хорошо читающим одноклассником. Смысл воспринимаемого на слух литературного произведения. Знакомство с литературными жанрами - стихотворения, рассказы, сказки (народные и авторские). Знакомство с малыми фольклорными формами: загадки, пословицы.
Воспринимать на слух литературные произведения. Осознавать смысл текста при его прослушивании. Различать стихотворения, рассказы, сказки.
5 Чтение Слоговое чтение. Чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Осознанность и выразительность чтения небольших текстов и стихотворений.
Орфоэпическое чтение. Орфографическое чтение
Способ чтения прямого слога: ориентация на букву, обозначающую гласный звук. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Отработка техники чтения: плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка Работа над осознанностью чтения слов, предложений, коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Два вида чтения - орфографическое и орфоэпическое. Орфоэпическое чтение как воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи с учетом орфоэпических правил при переходе к чтению целыми словами. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Читать слоги с изменением буквы гласного. Отрабатывать способ чтения прямых слогов с использованием пособия «окошечки». Читать слова, получающиеся при изменении гласной буквы. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. Устанавливать соответствие прочитанных слов с картинками, на которых изображены соответствующие предметы. Осознавать смысл прочитанного. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. Находить содержащуюся в тексте информацию. Определять основную мысль прочитанного произведения. Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Обсуждать прочитанный текст с одноклассниками. Аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста. Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретировать информацию, представленную в тексте в явном виде. Интерпретировать информацию, представленную в тексте в неявном виде.
Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое по целям. Овладевать орфоэпическим чтением.
6 Письмо Гигиенические требования при письме.
Развитие мелкой моторики.
Ориентация в пространстве листа тетради и пространстве классной доски.
Письменные прописные и строчные буквы.
Функция небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Гигиенические требования к правильной посадке, к положению тетради на рабочем столе, к положению ручки в руке. Особенности правильной посадки, положения тетради и положения ручки в руке первоклассников, пишущих правой и левой рукой. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Ориентация в пространстве листа тетради: верхний правый угол/верхний левый угол/ нижний правый угол/нижний левый угол тетради. Ориентация в пространстве классной доски. Алгоритм действий на страницах прописей. Параллельные прямые и наклонные линии, левые и правые полуовалы. Рабочая строка прописей. Середина надстрочного пространства. Линии сложной траектории на рабочей строке. Печатные заглавные и строчные буквы. Письмо печатными буквами. Письменные прописные (заглавные) и строчные буквы. Создание единства звука, зрительного образа обозначающей его буквы и двигательного образа этой буквы. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным письмом.
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Приемы и последовательность правильного списывания текста. Алгоритм списывания с печатного и письменного шрифта. Списывание слов, предложений, текстов.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Объяснять правильную правильную посадку, положение тетради на рабочем столе, положение ручки в руке. Анализировать особенности правильной посадки, положения тетради и положения ручки в руке при письме правой и левой рукой.
Выполнять пальчиковую гимнастику и гимнастику для рук.
Ориентироваться в понятиях «лево», «право», «слева», «справа», «верх», «низ». Находить заданное положение на рабочем листе прописей. Выполнять указание учителя по проведению линий, начинающихся и заканчивающихся в заданных точках. Ориентироваться на точку начала движения, на стрелку, указывающую направление движения. Проводить линии от определенной точки в заданном направлении.
Анализировать поэлементный состав печатных и письменных заглавных и строчных букв. Сравнивать начертания заглавных и строчных печатных букв. Сравнивать начертания заглавных и строчных письменных букв. Сравнивать начертания печатных и письменных букв (заглавных и строчных). Моделировать буквы из набора элементов, различных материалов (проволока, пластилин и др.). Анализировать деформированные буквы, определять недостающие элементы, реконструировать буквы. Сравнивать написанные буквы с предложенным в прописях и на доске образцом написания. Различать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство. Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква, выбирать лучшую из написанных букв. Писать печатные и письменные прописные и строчные буквы. Писать буквы, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм. Принимать участие в выработке критериев для оценивания написанного. Оценивать собственное написание с учетом выработанных критериев (разборчивое аккуратное начертание букв). Группировать буквы по наличию в них определенных элементов; по сходству обозначаемых ими звуков (звонкие - глухие согласные звуки др.). Находить в текстах слова с заданной буквой. Соотносить слова, написанные печатным и письменным шрифтами. Выкладывать слова из разрезной азбуки. Записывать под диктовку отдельные слова и предложения, состоящие из трех-пяти слов со звуками в сильной позиции. Читать написанное, осознавать смысл написанного. Объяснять характеристики разборчивого аккуратного письма. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм списывания. Использовать алгоритм порядка действий при списывании. Списывать слова, предложения, небольшие тексты, написанные печатным и письменным шрифтом в соответствии с заданным алгоритмом. Контролировать этапы своей работы. Писать предложения с пробелами между словами. Использовать знак переноса. 7 Орфография Правила правописания и их применение.
Раздельное написание слов. Гласные после шипящих в ударных слогах (ча-ща, чу-щу, жи-ши) Заглавная буква в начале предложения. Заглавная буква в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения. Перенос слов.
Анализировать текст на наличие в нем слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу, жи - ши. Выписывать из текста слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу, жи - ши. Списывать слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу, жи - ши. Вписывать пропущенные буквы в слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу, жи - ши. Оформлять начало и конец предложения: писать прописную букву в начале предложения и ставить точку в конце предложения. Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы. Подбирать и записывать имена собственные на заданную букву. Переносить слова с одной строки на другую. Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.
8 Развитие речи Рассказы повествовательного и описательного характера.
Рассказы по серии сюжетных картинок. Связный рассказ на основе прочитанных слов. Учебный диалог: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации. Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка. Речевой этикет в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой. Небольшие рассказы описательного и повествовательного характера на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений.
Составлять текст по серии сюжетных картинок. Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Осознавать недостаточность информации, задавать учителю и одноклассникам вопросы. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Формулировать и обосновывать собственное мнение. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. Составлять небольшие описательные рассказы. Составлять небольшие повествовательные рассказы.
Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (литературное чтение, русский язык (письмо) на первое полугодие.
Дата план.
Дата провед.
№
Тема урока литературного чтения
Кол-во часов
Примечание
№
Тема урока русского языка (письмо)
Кол-во часов
Примечание
1 четверть (чтение 37 ч, письмо 46 ч).
1 Знакомство с «Букварем». Введение понятия «предложение».
1
1 Знакомство с новым предметом. Гигиенические правила письма. Ориентировка на странице прописей.
1
2 Отработка алгоритма действий на страницах прописей. Литературное слушание. Стихи о Родине С. Дрожжин «Привет».
1
2 Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение».
1
3 Отработка алгоритма действий на страницах прописей.
1
3
Введение понятия «слово».
1
4 Отработка алгоритма действий на страницах прописей.
1
4 Рассказ по сюжетной картинке.
1
5 Отработка понятия «слово». Проведение вертикальных параллельных линий.
1
5 Интонационное выделение первого звука в словах.
1
6 Деление предложения на слова. Проведение вертикальных параллельных линий.
1
7 Отработка алгоритма действий на страницах прописей. Литературное слушание. Рассказы о Родине. С. Романовский «Москва».
1
6 Интонационное выделение первого звука в словах.
1
8 Сравнение звуков. Проведение наклонных параллельных линий.
1
7 Знакомство со схемой звукового состава слова.
1
9 Интонационное выделение заданного звука в слове, определение его места в слове. Проведение параллельных линий.
1
8 Звуковой анализ слова «мак».
1
10 Знакомство с рабочей строкой. Полуовалы.
1
9 Звуковой анализ слов «сыр», «нос».
1
11 Сравнение слов по звуковой структуре. Ориентировка на рабочей строке. Проведение полуовалов.
1
12 Проведение овалов на рабочей строке. Литературное слушание. Сказки о природе. В. Белов «Родничок».
1
10 Рассказ по сюжетным картинкам. Звуковой анализ слов «кит», «кот».
1
13 Звуковой анализ слов «кит», «кот». Сравнение этих слов по звуковой структуре. Рабочая строка. Проведение овалов.
1
11 Звуковой анализ слов «лук», «лес». Сравнение этих слов по звуковой структуре.
1
14 Развитие свободы движения руки. Проведение линий. Различение линий.
1
12 Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета.
1
15 Отражение качественных характеристик звуков в моделях слова. Различение овалов и кругов. Письмо элементов букв.
1
13 Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».
1
16 Отражение качественных характеристик звуков в моделях слова. Письмо элементов букв.
1
17 Ориентировка на рабочей строке. Проведение линий. Письмо элементов букв. Литературное слушание. Сказки о природе. М. Михайлов «Лесные хоромы».
1
14 Знакомство с буквой «А, а».
1
18 Письмо заглавной и строчной буквы «А, а».
1
15 Знакомство с буквой «Я, я».
1
19 Письмо заглавной и строчной буквы «Я, я».
1
16 Буква «я» в начале слова (обозначение звуков [й'] и [а]).
1
20 Закрепление правил обозначение звука [а] буквами.
1
17 Знакомство с буквой «О, о».
1
21 Письмо заглавной и строчной буквы «О, о».
1
22 Закрепление правил обозначение звуков [а] и [о] буквами. Литературное слушание. Рассказы о детях. В. Железников «История с азбукой».
1
18 Знакомство с буквой «Ё, ё».
1
23 Письмо заглавной и строчной буквы «Ё, ё».
1
19 Буква «ё» в начале слова (обозначение звуков [й'] и [о]).
1
24 Закрепление правил обозначение звуков [а] и [о] буквами.
1
20 Знакомство с буквой «У, у».
1
25 Письмо заглавной и строчной буквы «У, у».
1
21 Знакомство с буквой «Ю, ю».
1
26 Письмо заглавной и строчной буквы «Ю, ю».
1
27 Закрепление правил обозначения звуков [у], [о] и [а] буквами. Литературное слушание. Веселые рассказы о детях. Л. Пантелеев «Буква «ты».
1
22 Буква «ю» в начале слова (обозначение звуков [й'] и [у]).
1
28 Закрепление правил обозначения звуков [у], [о] и [а] буквами.
1
23 Знакомство с буквой «Э, э».
1
29 Письмо заглавной и строчной буквы «Э, э».
1
24 Знакомство с буквой «Е, е».
1
30 Письмо заглавной и строчной буквы «Е, е».
1
25 Буква «е» в начале слова (обозначение звуков [й'] и [э]).
1
31 Закрепление правил обозначения гласных звуков буквами. Письмо изученных букв.
1
32 Закрепление правил обозначения звуков [у], [о], [а] и [э] буквами. Литературное слушание. Сказки о животных. В. Сутеев. «Дядя Миша».
1
26 Знакомство с буквой «ы».
1
33 Письмо строчной буквы «ы».
1
27 Знакомство с буквой «И, и».
1
34 Письмо заглавной и строчной буквы «И, и».
1
28 Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков.
1
35 Отработка написания изученных букв.
1
29 Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук.
1
36 Повторение правила обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости-мягкости согласных звуков.
1
37 Отработка написания изученных букв. Чтение и письмо слогов, слов с изученными буквами. Литературные (авторские) сказки. Ш. Перро «Красная Шапочка».
1
30 Знакомство с буквой «М, м».
1
38 Письмо заглавной и строчной буквы «М, м».
1
31 Знакомство с буквой «Н, н».
1
39 Письмо заглавной и строчной буквы «Н, н». Письмо слогов, слов.
1
32 Знакомство с буквой «Р, р».
1
40 Письмо заглавной и строчной буквы «Р, р». Письмо слогов, слов.
1
33 Знакомство с буквой «Л, л».
1
41 Письмо заглавной и строчной буквы «Л, л».
1
42 Отработка написания изученных букв. Чтение и письмо слогов, слов с изученными буквами. Литературное слушание. Малые жанры фольклора (потешки, считалки, загадки, пословицы и поговорки).
1
34 Знакомство с буквой «Й, й».
1
43 Письмо заглавной и строчной буквы «Й, й».
1
35 Проверочная работа. Навык чтения вслух (способ чтения, правильность и понимание).
44 Отработка написания изученных букв. Чтение и письмо слогов, слов с изученными буквами.
1
36 Введение понятия «слог».
1
45 Отработка написания изученных букв.
1
37 Знакомство с буквой «Г, г». Введение понятия «ударение».
1
46 Письмо заглавной и строчной буквы «Г, г».
1
По плану:
37 ч
По плану:
46 ч
Дано:
Дано:
2 четверть (чтение 26 ч, письмо 33 ч).
47 Отработка написания изученных букв. Чтение и письмо слогов, слов с изученными буквами. Литературное слушание. Стихи о животных. А. Блок. «Зайчик».
1
38 Знакомство с буквой «К, к».
1
48 Письмо заглавной и строчной буквы «К, к».
1
39 Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова.
1
49 Дифференциация букв «Г, г» - «К, к».
1
40 Знакомство с буквой «З, з».
1
50 Письмо заглавной и строчной буквы «З, з».
1
41 Знакомство с буквой «С, с».
1
51 Письмо заглавной и строчной буквы «С, с».
1
52 Чтение и письмо слогов, слов с изученными буквами. Литературное слушание. Рассказы для детей. М. Пришвин «Лисичкин хлеб».
1
42 Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова.
1
53 Дифференциация букв «З, з» - «С, с».
1
43 Знакомство с буквой «Д, д».
1
54 Письмо заглавной и строчной буквы «Д, д».
1
44 Знакомство с буквой «Т, т».
1
55 Письмо заглавной и строчной буквы «Т, т».
1
45 Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости.
1
56 Дифференциация букв «Д, д» - «Т, т».
1
57 Чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. Литературное слушание. Стихи о детях. Е. Благинина «Тюлюлюй».
1
46 Текущая проверка уровня начитанности.
1
58 Закрепление изученного материала. Письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами.
1
47 Знакомство с буквой «Б, б».
1
59 Письмо заглавной и строчной буквы «Б, б».
1
48 Знакомство с буквой «П, п».
1
60 Письмо заглавной и строчной буквы «П, п».
1
49 Знакомство с буквой «В, в».
1
61 Письмо заглавной и строчной буквы «В, в».
1
62 Чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. Литературное слушание. Стихи С. Я. Маршака. С. Я. Маршак «Тихая сказка».
1
50 Знакомство с буквой «Ф, ф».
1
63 Письмо заглавной и строчной буквы «Ф, ф».
1
51 Знакомство с буквой «Ж, ж».
1
64 Письмо заглавной и строчной буквы «Ж, ж».
1
52 Знакомство с буквой «Ш, ш».
1
65 Письмо заглавной и строчной буквы «Ш, ш».
1
53 Чтение слов и предложений с изученными буквами.
1
66 Чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами.
1
67 Письмо слогов ча, чу, жи-ши, слов и предложений с ними. Литературное слушание. Сказки В. Сутеева. В. Сутеев «Елка».
1
54 Знакомство с буквой «Ч, ч».
1
68 Письмо заглавной и строчной буквы «Ч, ч».
1
55 Знакомство с буквой «Щ, щ».
1
69 Письмо заглавной и строчной буквы «Щ, щ».
1
56 Знакомство с буквой «Х, х».
1
70 Письмо заглавной и строчной буквы «Х, х».
1
57 Знакомство с буквой «Ц, ц».
1
71 Письмо заглавной и строчной буквы «Ц, ц».
1
72 Диагностическое обследование по русскому языку.
1
58 Знакомство с буквой «ь». Особенности буквы «ь».
1
73 Письмо строчной буквы «ь».
1
59 Проверка навыка чтения (способа чтения, правильности, понимания).
1
74 Слова с разделительным мягким знаком.
1
60 Знакомство с разделительной функцией мягкого знака.
1
75 Слова с разделительным мягким знаком.
1
61 Знакомство с особенностями «ъ».
1
76 Письмо строчной буквы «ъ».
1
77 Письмо слогов ча-ща, чу-щу, жи-ши, слов и предложений с ними. Литературное слушание. Сказка К. И. Чуковского «Муха - Цокотуха».
62 Алфавит. Закрепление изученного материала.
78 Закрепление изученного материала.
63 Алфавит. Закрепление изученного материала.
79 Закрепление изученного материала.
По плану:
26 ч
По плану:
33 ч
Дано:
Дано:
По плану за 1 полугодие:
63 ч
По плану за 1 полугодие:
79 ч
Дано в 1 полугодии:
Дано в 1 полугодии:
Методическое обеспечение программы:
-
Примерная программа по обучению грамоте под ред. Н. Ф.Виноградовой. М.: «Вентана-Граф», 2009 г.
-
Журова Л Е., Евдокимова А. Е. Букварь. Ч. 1. М.: «Вентана-Граф», 2010 г.
-
Ефросинина Л. А. Учебная хрестоматия. Уроки слушания. Литературное чтение. М.: «Вентана-Граф», 2010 г.
-
Безруких М. М., Кузнецова М. И. ч. 1, 2, 3. М.: «Вентана-Граф», 2010 г.
-
Ефросинина Л. А. Методическое пособие. Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс. М.: «Вентана-Граф», 2010 г.
-
Ефросинина Л. А. Оценка знаний. Литературное чтение. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания. Ч. 1. М.: «Вентана-Граф», 2009 г.
1 Уроки проводятся один раз в неделю 2 Требования к скорости чтения детям не предъявляются, что обусловлено достаточно большими индивидуальными различиями первоклассников в темпе их работы..