Рабочая программа «Основы здорового образа жизни»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе:

- ФГОС НОО , утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22. 12. 2009г., регистрационный № 15785, с изменениями (приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 г.№ 1241);

- федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе ОУ, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом № 2080 от 24 декабря 2010 г.;

- САНПиН 2.4.2. № 2821-10, зарегистрированные в Минюсте России 03.03.11 года, регистрационный № 19993;

и ориентирована по следующему методическому комплекту:

  1. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2004.

  2. 4. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. - М.: «ВАКО», 2010.

  3. Лях В. И. Мой друг - физкультура: учеб. для учащихся 1-4 кл. нач. шк. - М.: Просвещение, 2010.

  4. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. - М.: «ВАКО»


Общая характеристика учебного предмета

Программа направлена на формирование культуры безопасного поведения и здорового образа жизни, способствующего социальному, личностному, интеллектуальному, познавательному и эмоциональному развитию обучающихся, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы благодаря сохранению и укреплению здоровья как биосоциальной базы, необходимой для достижения целей на каждом этапе своего жизненного пути. При этом здоровье рассматривается как персональный жизненный ресурс, условие реализации интеллектуального, нравственного, физического и репродуктивного потенциала человека.

Цель программы: cохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.

Основные задачи программы:

  • обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека;

  • расширить представление учащихся о дорожной среде;

  • систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене;

  • научить ориентироваться в экстремальных ситуациях.

  • желание быть здоровым душой и телом;

  • стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;

  • приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о том, от чего зависит наше здоровье.

  • обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с собой и с миром;

  • формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Структура курса

Курс «Основы здорового образа жизни» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

Актуальность данного курса подкрепляется практической деятельностью, что способствует повышению интереса к познанию здорового образа жизни, позволяет повысить учебную мотивацию обучающихся.

Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.

Занятия проводятся в форме бесед и дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств обучения, наглядных пособий, проведение индивидуальных и групповых работ.

Содержание учебного предмета


Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомий и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.



Этический блок (4 ч)

Человек на планете Земля. В дружбе с природой. Спор и ссора. Умение вести дискуссию. Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире. Проявление заботы в моем городе, в моей школе.

Психологический блок (12 ч)

Этот странный взрослый мир. Как я помню то, что помню: что мы помним друг о друге и близких. Язык жестов и движений: позы, жесты, дистанция и манера одеваться. Застенчивость, агрессивность, пассивность и гиперактивность. Кто «Я» такой.

Правовой блок (7 ч)

Правила в жизни человека. Проявление милосердия, терпимости. Ответственность за жестокое поведение. Правила поведения в школе и на улице. Опасные ситуации. Стихийные бедствия. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Семьеведческий блок (4 ч)

Что такое труд. Трудом славен человек! Труд в моей семье. Что я больше всего люблю делать.

Медико-гигиенический блок (7 ч)

Секреты сохранения здоровья. Здоровье и благополучие. Полезные и вредные привычки. Вред применения наркотиков, алкоголя, никотина, токсических веществ.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

В результате изучения курса основ здорового образа жизни обучающийся 4 класса должен обладать следующими учебными действиями :

Познавательные УУД: понимать, какое чувство провоцирует на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость); стараться избегать стрессов; уметь находить причину и последствия событий; выбирать правильное для своего здоровья поведение; отвечать за своё решение; уметь противостоять вредным привычкам; заниматься самовоспитанием; уметь сказать нет, если кто-нибудь будет предлагать попробовать алкоголь или наркотики; уметь оказывать помощь своим одноклассникам; поддерживать и помогать членам своей семьи.

Личностные УУД: осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); формулировать самому простые правила поведения в природе; искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций; уважать иное мнение; вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; учиться обнаруживать и формулировать учебную проблем; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Коммуникативные УУД: организовывать взаимодействие в группе; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументировать её; учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.




Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 3-го класса предусматривает обучение в объеме 1 часа в неделю, всего в год -34 часа, в том числе и на обязательные практические занятия:

• работа с дидактическим материалом (в игровой форме);

• изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос и письменный (тест).





Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Содержание темы

Количество часов

Дата проведения



п/п

Всего

Теоретические

Практические

план

факт

1

Чего не надо бояться

1


1

2

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

2

1

1

3

Почему мы говорим не правду

2


2

4

Почему мы не слушаемся родителей?

2

1

1

5

Надо уметь сдерживать себя

2


2

6

Не грызи ногти, не ковыряй в носу

2

1

1

7

Как относиться к подаркам

2

1

1

8

Как следует относиться к наказаниям

1


1

9

Как нужно одеваться

1

1


10

Как вести себя с незнакомыми людьми

2

1

1

11

Как вести себя, когда что-то болит

1


1

12

Как вести себя за столом

2

1

1

13

Как вести себя в гостях

1


1

14

Как вести себя в общественных местах

2

1

1

15

«Нехорошие слова». Недобрые шутки

1

1


16

Что делать, если не хочется в школу

1


1

17

Чем заняться после школы

1


1

18

Как выбрать друзей

1

1

1

19

Как помочь родителям

1


1

20

Как помочь больным и беспомощным

1

1

1

21

Повторение

2

1

1

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1. Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья. - М.: Педагогическое общество России, 2010.

2. Волков Б. С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

3. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. - М.: ВАКО, 2004.

4. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. - М.: «ВАКО», 2010.

4. Лях В. И. Мой друг - физкультура: учеб. для учащихся 1-4 кл. нач. шк. - М.: Просвещение, 2010.

5. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. - М.: «ВАКО», 2004.







© 2010-2022