- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа «Основы здорового образа жизни»
Рабочая программа «Основы здорового образа жизни»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Балдова О.В. |
Дата | 03.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе:
- ФГОС НОО , утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22. 12. 2009г., регистрационный № 15785, с изменениями (приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 г.№ 1241);
- федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе ОУ, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом № 2080 от 24 декабря 2010 г.;
- САНПиН 2.4.2. № 2821-10, зарегистрированные в Минюсте России 03.03.11 года, регистрационный № 19993;
и ориентирована по следующему методическому комплекту:
-
Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2004.
-
4. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. - М.: «ВАКО», 2010.
-
Лях В. И. Мой друг - физкультура: учеб. для учащихся 1-4 кл. нач. шк. - М.: Просвещение, 2010.
-
Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. - М.: «ВАКО»
Общая характеристика учебного предмета
Программа направлена на формирование культуры безопасного поведения и здорового образа жизни, способствующего социальному, личностному, интеллектуальному, познавательному и эмоциональному развитию обучающихся, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы благодаря сохранению и укреплению здоровья как биосоциальной базы, необходимой для достижения целей на каждом этапе своего жизненного пути. При этом здоровье рассматривается как персональный жизненный ресурс, условие реализации интеллектуального, нравственного, физического и репродуктивного потенциала человека.
Цель программы: cохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.
Основные задачи программы:
-
обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека;
-
расширить представление учащихся о дорожной среде;
-
систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене;
-
научить ориентироваться в экстремальных ситуациях.
-
желание быть здоровым душой и телом;
-
стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
-
приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о том, от чего зависит наше здоровье.
-
обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с собой и с миром;
-
формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Структура курса
Курс «Основы здорового образа жизни» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Актуальность данного курса подкрепляется практической деятельностью, что способствует повышению интереса к познанию здорового образа жизни, позволяет повысить учебную мотивацию обучающихся.
Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.
Занятия проводятся в форме бесед и дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств обучения, наглядных пособий, проведение индивидуальных и групповых работ.
Содержание учебного предмета
Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомий и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Этический блок (4 ч)
Человек на планете Земля. В дружбе с природой. Спор и ссора. Умение вести дискуссию. Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире. Проявление заботы в моем городе, в моей школе.
Психологический блок (12 ч)
Этот странный взрослый мир. Как я помню то, что помню: что мы помним друг о друге и близких. Язык жестов и движений: позы, жесты, дистанция и манера одеваться. Застенчивость, агрессивность, пассивность и гиперактивность. Кто «Я» такой.
Правовой блок (7 ч)
Правила в жизни человека. Проявление милосердия, терпимости. Ответственность за жестокое поведение. Правила поведения в школе и на улице. Опасные ситуации. Стихийные бедствия. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.
Семьеведческий блок (4 ч)
Что такое труд. Трудом славен человек! Труд в моей семье. Что я больше всего люблю делать.
Медико-гигиенический блок (7 ч)
Секреты сохранения здоровья. Здоровье и благополучие. Полезные и вредные привычки. Вред применения наркотиков, алкоголя, никотина, токсических веществ.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
В результате изучения курса основ здорового образа жизни обучающийся 4 класса должен обладать следующими учебными действиями :
Познавательные УУД: понимать, какое чувство провоцирует на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость); стараться избегать стрессов; уметь находить причину и последствия событий; выбирать правильное для своего здоровья поведение; отвечать за своё решение; уметь противостоять вредным привычкам; заниматься самовоспитанием; уметь сказать нет, если кто-нибудь будет предлагать попробовать алкоголь или наркотики; уметь оказывать помощь своим одноклассникам; поддерживать и помогать членам своей семьи.
Личностные УУД: осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); формулировать самому простые правила поведения в природе; искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций; уважать иное мнение; вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; учиться обнаруживать и формулировать учебную проблем; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Коммуникативные УУД: организовывать взаимодействие в группе; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументировать её; учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 3-го класса предусматривает обучение в объеме 1 часа в неделю, всего в год -34 часа, в том числе и на обязательные практические занятия:
• работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
• изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос и письменный (тест).
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№
Содержание темы
Количество часов
Дата проведения
п/п
Всего
Теоретические
Практические
план
факт
1
Чего не надо бояться
1
1
2
Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным
2
1
1
3
Почему мы говорим не правду
2
2
4
Почему мы не слушаемся родителей?
2
1
1
5
Надо уметь сдерживать себя
2
2
6
Не грызи ногти, не ковыряй в носу
2
1
1
7
Как относиться к подаркам
2
1
1
8
Как следует относиться к наказаниям
1
1
9
Как нужно одеваться
1
1
10
Как вести себя с незнакомыми людьми
2
1
1
11
Как вести себя, когда что-то болит
1
1
12
Как вести себя за столом
2
1
1
13
Как вести себя в гостях
1
1
14
Как вести себя в общественных местах
2
1
1
15
«Нехорошие слова». Недобрые шутки
1
1
16
Что делать, если не хочется в школу
1
1
17
Чем заняться после школы
1
1
18
Как выбрать друзей
1
1
1
19
Как помочь родителям
1
1
20
Как помочь больным и беспомощным
1
1
1
21
Повторение
2
1
1
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1. Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья. - М.: Педагогическое общество России, 2010.
2. Волков Б. С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
3. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. - М.: ВАКО, 2004.
4. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. - М.: «ВАКО», 2010.
4. Лях В. И. Мой друг - физкультура: учеб. для учащихся 1-4 кл. нач. шк. - М.: Просвещение, 2010.
5. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. - М.: «ВАКО», 2004.