Урок по русскому языку Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Знаки препинания в предложениях с прямой речью,

когда прямая речь стоит после слов автора.

Цель: - развить умение ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора; - закрепить навыки построения схемы предложения с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора; - воспитывать культуру учебной деятельности.

Задача урока: отрабатывать пунктуационные навыки при прямой речи, стоящей после слов автора. Тип урока: введение нового знания. Вид урока: проблемно-диалогический. Методы: компьютерная презентация, словесный, наглядный. Приемы: беседа, индивидуальная и самостоятельная работа, взаимопроверка, самопроверка. Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки для учащихся, карточки схем прямой речи

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы

Будем слушать рассуждать

И друг другу помогать.

- Запишите дату, классная работа.

II. Элементы чистописания.

1 строчка (для каждого индивидуально)

Пословица:

При счастье бранятся,

При беде мирятся.

Когда так говорят?

- Подчеркните знакомые орфограммы.

III. Языковая разминка.

Начнем с языковой разминки.

1. Перед вами текст прямой речи. Из чего состоит текст?

Дуб сказал тростинке: «Как ты слаба? Подует маленький ветерок, и ты затрясешься, зашатаешься, даже пригнешься к земле. А сядет на тебя воробей, ты от него сгибаешься к земле. Как ты жалка!»

- А что бы вы сказали дубу?

2. Запишите сложное предложение с однороднами членами. Выполните синтаксический разбор

Подует маленький ветерок, и ты затрясешься, зашатаешься, даже пригнешься к земле. А сядет на тебя воробей, ты от него сгибаешься к земле. (повеств.,невоскл., сложное, из 2-х частей)

[ ======= ----------]1, и [ ------ ======, ======, ====, =====]2.

(Повеств., невоскл., сложн., сост. Из 2х ч., распростр., с однородн. Чл. Пр. во 2 части)

3. Подчеркните изученные орфограммы в словах и между словами.

4. Выпиши 2 слова, в которых количество звуков не соответствует количество букв (подует, маленький, затрясешься, пригнешься).

5. Запиши слова, соответствующие схеме:

Урок по русскому языку Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автораУрок по русскому языку Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автораУрок по русскому языку Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автораУрок по русскому языку Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автораУрок по русскому языку Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автораУрок по русскому языку Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автораУрок по русскому языку Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора

(маленький, ветерок)

5. Выпишите из текста словарные слова, составьте словосочетания сущ.+прил.

Ветерок маленький, нежный, тихий

(какой суф. ОК, что означает, указывает: умень-ласк. Значение)

Воробей смелый, шустрый, бойкий, быстрый.

Проверьте (слайд № 1)

IV. Повторение изученного

- Когда мы используем предложения с прямой речью. (когда хотим передать чужую речь дословно, без изменений)

- Из чего она состоит. (Прямая речь состоит из прямой речи и слов автора)

- Что такое прямая речь? (Прямая речь - это слова, преданные от имени говорячего0

-Что показывают слова автора? (Слова автора показывают, кому пренадлежит речь)

V. Изучение нового материала.



  1. Постановка проблемного вопроса

- Где в предложении находятся слова автора и прямая речь.

- Как это отражается на письме?

2. Наблюдение на слайде № 2

- Прочитайте предложение, найдите слова автора и прямую речь.

Мама спросила Катя, ты выполнила уроки?

- Какие слова в предложении стоят на первом месте?

Обозначим слова автора буквой «А», а прямую речь буквой «П».

Сравни кавычки на письме с печатным образцом.

- Можно ли прямую речь и слова втора поменять местами? Попробуйте.

- Понаблюдайте, что изменится в зависимости от последовательности слов автора и прямой речи?

«Катя, ты выполнила уроки?» - спросила мама.

«П?» - а.

- Сегодня мы рассмотрим случай, когда слова автора стоят перед прямой речью.

Сформулируйте тему нашего урока. (Слайд)

Наша задача: правильно оформлять предложение с прямой речью на письме:

Мама спросила: «Катя, ты выполнила уроки?»

А: «П?»

Беседа по итогам наблюдений.

- Какой знак препинания ставится после слов автора ( : )

- Как выделяется прямая речь? (берется в кавычки)

КАВЫЧКИ - это двойной знак, т.е. он ставится 2 раза, в начале и в конце прямой речи, сначала внизу, а затем вверху.

- Почему П заключается в кавычки? («чтобы знать ее границы).

- С какой буквы начинается первое слово в прямой речи?

- Какой знак может стоять в конце прямой речи (.!?)

- Может ли прямая речь состоять из нескольких предложений? (да)

-Где Вы наблюдали (вчера упр. 84)

VI. Работа над правилом.

1. Прочитайте правило на с. 75.

- О чем оно?

(о знаках препинания при прямой речи)

- С какими знаками препинания в предложении мы встречаемся впервые (двоеточие, кавычки)

- Сравни печатные « » " "

- Расскажите схемы : о предложении с прямой речью

Пр. речь - повеств., невоскл., А:,П.

Пр. речь - повеств., воскл., А:,П!

Пр. речь - вопрос., невоскл. А:,П?

Пр. речь - побудит, невоскл., А:,П…

Физминутка

VII. Первичное закрепление.

Упражнение 85(по вариантам).

1е предложение - разбор с учителем (по заданию: выдели прямую речь, составь схему).

- Только ли знаки препинания при прямой речи?

- Сложное предложение с союзом.

- Простое предложение с однородными членами.

Найди схему.

Небрежно оброшел - невнимательно относящийся к своей работе, обязанностям, небрежно-невнимательно относиться к чему-нибудь.

Словарная работа - новое слово КОРИДОР (Сколько слогов?)

- Составьте с этим словом предложение с прямой речью по нашей теме.

Коридор - 1. Проход (обычно длинный, узкий), соединяющий отдельные части квартиры, здания.

2. Полоса пролета для самолетов. 3.Коридорный - слуга в гостинице, обслуживающий ряд комнат.

VIII. Итого урока. Рефлексия.

- Кто учитель?

- Что такое прямая речь?

- Что показывают слова автора?

- С какими знаками мы встретились впервые?

- Найдите ошибки в следующем тексте правила (слайд):

- прямая речь всегда стоит после слов автора.

- Прямая речь заключается в скобки.

- После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

Д/з с. 84, упр. 2

А теперь ваша самооценка.

- если вы очень довольны своей работой, то покажите зеленый кружок.

- если вы в целом довольны своей работой, покажите желтый кружок.

- если вы не довольны своей работой, покажите красный кружок.

Я: Большое спасибо за работу, за творчество, вы работали очень плодотворно. Молодцы.





МБОУ Старская средняя общеобразовательная школа

Дятьковского района Брянской области





Открытый урок в 4 классе

Тема. Знаки препинания в предложениях

с прямой речью, когда прямая речь

стоит после слов автора.



Образовательная систем «Школа 2100»









Провела и подготовила:

Учитель начальных классов

Высшей квалификационной категории

Помозова Галина Николаевна









Старь - 2012

© 2010-2022