Устный журнал Занимательно о русском языке

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пьянкова Анна Леонидовна,

учитель начальных классов

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Общеобразовательная гимназия № 3 им. К.П. Гемп»

города Архангельска


Устный журнал «Занимательно о русской языке»

(для учащихся 3 - 4 класса)
Цель: Прививать интерес к изучению русского языка, помочь учащимся увидеть богатство и красоту родного языка.
Задачи:

  1. Развивать умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  2. Прививать навык использования словарей для поиска необходимой информации, для выполнения поставленной задачи.
  3. Развивать умение анализировать и обобщать информацию.
  4. Обогащать словарный запас детей.
  5. Развивать коммуникативные и творческие способности учащихся.
  6. Формировать умение работать в группе, сотрудничать.

Оборудование для проведения мероприятия:
  1. Толковые словари Даля, Ожегова, Лопатина.
  2. Фразеологический словарь русского языка.
  3. Задания для работы в группах (на отдельных листах цитаты, пословицы, фразеологизмы, шарады)
  4. «Странички» устного журнала, портреты писателей (на доске).
  5. Учащиеся заранее подготовили стихи А. Усачева.

Проведение устного журнала Учитель: - Сегодня на занятии мы будем говорить о русском языке. Мы встречаемся с русским языком ежедневно, ежеминутно. Не только в школе на уроках русского языка, но и при изучении других предметов, и в повседневной жизни, когда общаемся с родными и друзьями. Мы привыкли, что русский язык - это уроки, это правила и различные орфограммы, части слова и части речи, изложения и диктанты. Трудно, сложно… А кому-то, может быть, и скучно… Но русский язык может быть очень интересным и занимательным. И это мы увидим в нашем устном журнале, который называется «Занимательно о русском языке».
Открываем первую страничку устного журнала. Страничка называется «Классики о русском языке».
Работа в группах (4 группы): - Прочитайте цитаты известных писателей, живших в 19 - 20 веках, и объясните, как вы понимаете эти слова. Цитаты:

  1. «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». (К.Г. Паустовский)
  2. «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи». (Н.В.Гоголь).
  3. «Русский язык в умелых руках и опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». (А.И. Куприн).
  4. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» (И.С. Тургенев).
Учитель: - Лев Николаевич Толстой - классик русской литературы - говорил: «Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего».
- Что общего вы могли заметить в высказываниях писателей о русском языке? (Писатели подчеркивают красоту, выразительность, величие и богатство русского языка).


- А современный поэт Андрей Усачев говорит о русском языке с юмором и весело играет

словами. Мы убедимся в этом, когда прослушает стихотворение «Великий могучий русский язык».

(Читают подготовленные ученики) Андрей Усачев Великий могучий русский язык. Великий могучий русский Язык показал я французу, А он показал - французский, А я дал месье по пузу! Мы в бой с ним вступили близкий, Катались, вопили, рычали… Но тут показал нам английский Нахальный один англичанин.
Тогда мы с французов встали И два языка показали. Он сразу полез с нами в драку, И в боксе он был неслабым: Мы с ним показали поляку, Китайцу и двум арабам. С трудом нас разняли прохожие… И поняли мы, дураки: Какие у нас похожие Великие языки!
- Какое слово обыграл поэт в своём стихотворении? (язык)
Вторая страничка «Пословица - мудрость народа». Учитель: - Эта страничка нашего журнала посвящена пословице. Пословица недаром молвится. Без пословицы не проживёшь. Пословица - мудрость народа. Что же такое пословица? Найдите ответ на этот вопрос в толковых словарях.
Ученики работают в группах со словарями Ожегова, Даля, Лопатина. Затем учащиеся высказывают то, что узнали о пословицах. Словарь Ожегова: «Пословица - краткое народное изречение с назидательным смыслом, народный афоризм». («Афоризм - краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение».) Словарь Даля (стр.334): «Пословица - краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказания, или в виде житейского приговора;… не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа…» Словарь Лопатина: «Пословица - краткое народное изречение, законченное высказывание с назидательным смыслом». Одна группа готовит своё мнение.
Обобщение учителя: - Пословица представляет собой краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи образное изречение. Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди часто используют пословицы в речи. От этого речь становится яркой, образной. Работа в группах: Собрать «рассыпавшиеся» пословицы и объяснить, о чём они, чему учат нас.

  1. (Пословицы о труде)
    • Землю красит солнце, а человека труд.
    • Дерево сильно корнями, а человек - трудом.
    • Маленькое дело лучше большого безделья.
    • Без дела жить - только небо коптить.
  2. (Пословицы о дружбе)
    • Человек без друзей, что дерево без корней.
    • Нет друга - ищи, а найдёшь - береги!
    • Дружба и братство дороже любого богатства.
    • Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
  3. (Пословицы о Родине)
    • Родина - мать, умей за неё постоять.
    • Своя земля и в горсти мила.
    • На чужой сторонушке рад своей воронушке.
    • Одна у человека мать, одна у него и Родина.
  4. (Пословицы о книге)
    • Испокон века книга растит человека.
    • Возьми книгу в руки - не будет скуки.
    • Грамоте учиться - всегда пригодится.
    • Кто много читает, тот много знает.

- Какие ещё вы знаете пословицы? Учитель: - На этой страничке мы встретились с пословицами. Вот как сказал о пословицах В.И.Даль: «Пословица - это свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и народная правда, своего рода судебник, никем не судимый». Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно, точно. Читайте, запоминайте пословицы. Они помогут вам стать мудрее и добрее!
Третья страничка нашего журнала посвящена фразеологизмам. - Часто в речи мы используем фразеологизмы - устойчивые сочетания слов с самостоятельным значением - такие как: бить баклуши, клевать носом, обвести вокруг пальца. Поэт Андрей Усачев объяснил, что такое фразеологизмы так: …Это фразы, Смысл которых - МЕЖДУ СТРОК. Вы поймёте это сразу, Если ВАРИТ КОТЕЛОК.
- Сегодня мы познакомимся с некоторыми фразеологизмами и попробуем их объяснить. Работа в группах: Объяснить значение фразеологических оборотов. Одна группа работает с фразеологическим словарём.
Фразеологизмы:
  • Бить баклуши
  • Брать быка за рога
  • Мышиная возня
  • Медвежья услуга
  • В ежовых рукавицах
  • Дать по шапке
  • Спустя рукава
  • Засучив рукава
  • Зарубить на носу
  • Вешать нос

Заслушиваем объяснения детей: сначала ученики высказывают своё мнение, затем - группа зачитывает ответы по словарю.
Бить баклуши. Праздно проводить время, бездельничать. Первоначально означало: раскалывать, разбивать осиновый чурбан на маленькие чурки - баклуши - для изготовления мелких изделий (ложек, поварёшек и др.), то есть делать очень несложное дело. Брать быка за рога. Начинать действовать энергично, решительно и сразу с самого главного. - А вот как об этом написал Андрей Усачев. (Читает подготовленный ученик) Андрей Усачев. Брать быка за рога. Читал дураку наставленья отец. Сурова была его речь и строга: - Когда ты ВОЗЬМЁШЬСЯ ЗА УМ, наконец? Ты должен уметь БРАТЬ БЫКА ЗА РОГА!

Сын понял буквально отцовский урок. К быку подошёл и схватился за рог… Но только дурак ВЗЯЛ БЫКА ЗА РОГА, Бык сразу же начал ВАЛЯТЬ ДУРАКА. Мышиная возня. Мелочные хлопоты, заботы. А.Усачев. Мышиная возня. Кота отправили на дачу. Сижу один и горько плачу: Теперь на кухне у меня Идёт МЫШИНАЯ ВОЗНЯ. Медвежья услуга. Неумелая, неловкая услуга, которая вместо помощи приносит вред и неприятности. В ежовых рукавицах. Быть у кого-то в большой строгости. Дать по шапке (давать по шапке). Выгонять, прогонять откуда-либо, увольнять, снимать с должности. А Усачев. Дать по шапке. Однажды Колька с Петькой Стащили лук у бабки. Я слышал, что за это Им кто-то ДАЛ ПО ШАПКЕ. И мы полезем к бабке И наворуем репки…
Пусть нам дадут по шапке, А может, и по кепке! Ещё, на всякий случай, Надёргаю морковки - Пускай дают до кучи Мне новые кроссовки! Спустя рукава и засучив рукава. Эти выражения зародились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин рукава достигали 95 см, а у женщин были длиннее на 40 см. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами! Будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить, закатать. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, что они работают спустя рукава. Об умелом и старательном работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их и засучивать не надо. Зарубить на носу. Запомнить крепко - накрепко. В древности неграмотные люди делали на дощечках зарубки для памяти. Взял человек что-то у богатого в долг, для памяти сделал на дощечке зарубки, расколол её пополам, взял свою половинку и носит её с собой, - отсюда и нос. Вешать нос. Выражение означает: приходить в уныние, в отчаяние, огорчаться. А призыв «Не вешай нос» - значит не грусти, не огорчайся, не унывай. А Усачев. Не вешай нос! Подошёл ко мне сосед, Чисто выбрит и одет: Всё в порядке, честь по чести… Только носа нет на месте. Я от страха в землю врос: - Извините, где ваш нос??! Но сосед мой странно весел: - Я вчера свой НОС ПОВЕСИЛ В раздевалке, на гвозде… А хватился - нет нигде! - Вот несчастье! - Вовсе нет! - Заявляет мне сосед.- Отчего я нынче весел? Там какой-то дурачок Рядом ГОЛОВУ ПОВЕСИЛ Вместе с шапкой на крючок! Вот ему, поди, обидно, Да и вид не деловой… А по мне так сразу видно, Что я парень С ГОЛОВОЙ!
- Сегодня мы познакомились с некоторыми фразеологизмами, узнали их значение и происхождение. Изучение фразеологизмов является необходимым для усвоения русского языка и повышения культуры речь. Правильное и уместное использование фразеологических оборотов сделает вашу речь яркой, образной и выразительной.
Следующая страничка устного журнала называется «Отгадай-ка!» и посвящается шарадам. - Что такое шарада? Найти точный и правильный ответ на этот вопрос нам помогут толковые словари.
Работа в группах: Учащиеся ищут в словарях объяснение слова «шарада». Одна группа высказывает своё мнение.
Словарь Даля (Стр.622): «Шарада - загадка, слово со значением каждого слога». Словарь Лопатина: «Шарада - загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей, представляющих отдельные слова; такая загадка, образно представляемая в живых сценах». Словарь Ожегова: «Шарада -
- Итак, попробуем отгадать эти особенные загадки, связанные с русским языком. Работа в группах: Учащиеся получают листы с текстами шарад.
Мой первый слог - предлог, Второй - сигнал беды. А весь я иногда Вам нужен для воды. (на-сос)
В «списке» вы мой обнаружите корень, Суффикс в «собрании» встретите вскоре, В слове «рассказ» вы приставку найдёте. В целом - по мне на уроки пойдёте. (расписание)
Начало - нота, Потом - оленя украшенье. А в целом - место Оживленного движенья. (до-рога)
Я - травянистое растение С цветком сиреневого цвета. Но переставьте ударение - И превращаюсь я в конфету. (ирис - ирис)
Начало деревом зовётся, Конец - читатели мои. А в книге целое найдётся, Там в каждой строчке есть они. (бук-вы)
С Б - мучительной бываю, С М - одежду пожираю, С Р - актёру я нужна, С С - для повара важна. (Боль - моль - роль - соль).
Загадку ты решишь свободно: Я - небольшая часть лица. Но прочитай меня с конца - Во мне увидишь что угодно. (Нос - сон).
Мой первый слог короткий - нота. Его найти легка забота. Люблю второй слог раннею весной - Цветущий, он особенно хорош. А целое - у здания найдёшь. (фа-сад)

Подведение итогов. - Вот и перелистнули мы последнюю страничку нашего устного журнала.
Что нового и интересного вы узнали сегодня о русском языке? (ответы учащихся)
- На занятии мы читали цитаты классиков о русском языке, встретились с мудрыми и поучительными пословицами, познакомились с яркими и выразительными фразеологизмами, учились отгадывать весёлые шарады. Мы увидели, насколько русский язык красив, богат, выразителен. И позвольте напомнить вам слова К.Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». Надеюсь, что вы сегодня на занятии смогли убедиться, что русский язык - может быть интересным и занимательным! Спасибо за работу.

8

© 2010-2022