- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению Путешествие по сказке А. С. Пушкина Сказка о рыбаке и рыбке
Конспект урока по литературному чтению Путешествие по сказке А. С. Пушкина Сказка о рыбаке и рыбке
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лобова Л.Н. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г.Светогорска»
Конспект урока
по теме «Путешествие по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
2 класс
Выполнила: учитель начальных классов
МБОУ «СОШ г.Светогорска»
Лобова Людмила Николаевна
Тема: Путешествие по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Тип урока: урок-обобщения Цель: систематизация и обобщение знаний по сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Задачи:
- На основе повторения и обобщения ранее изученного материала, из разрозненных рисунков создать книгу, где порядок иллюстраций будет соответствовать содержанию сказки (установить связи)
- Побудить у учащихся к активности, продемонстрировать знание содержания сказки (выражать свое отношение к героям, театрализировать отрывки, читать по ролям, цитировать наизусть, находить отрывок по цитате, решать кроссворд.
- Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля (анализировать выступления, комментировать чтение, оценивать свою работу, работу команд).
Формирование УУД: Личностные: - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты: - активизация словарного запаса и развитие связной речи; - формирование умения самостоятельной работы, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся; - воспитание интереса к русской литературе.
Оборудование: презентация, рисунки учащихся к сказке, обложка для будущей книги иллюстраций к сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», рисунок рыбки у каждого ученика, костюмы для инсценирования отрывка, портрет А.С. Пушкина, учебник «Литературное чтение для 2 класса.
Ход урока
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД Время
1 Организационный момент. Мотивация к работе - Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь с ними. - Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке. Приветствуют гостей. Настраиваются на работу Положительное отношение к учению, чтению, познавательной деятельности (Л)
1мин.
2 Постановка учебной задачи. Формирование уч-ся цели урока
Работа в группах Учитель читает стихотворение
Вышли на берег мы моря, Ходят волны на просторе. Рыбка в море уплывает, Только хвостиком виляет.
-Ребята, как вы думаете, а почему я начала урок с этого стихотворения!
- Настя Анисимова подготовила сообщение о проделанной нами работе.
- Посмотрите, какую большую работу мы с вами проделали.
- А сейчас внимательно посмотрите на рисунки. Соответствует ли порядок рисунков тексту. -Почему?
- Давайте мы их расположим в нужном порядке. Работать будем в группах. Задача каждой группы - расположить рисунки в нужном порядке. - А сейчас все сядут. Останутся только эксперты. Посмотрите внимательно нет ли ошибок. Ребята, вы тоже проверяйте. - Что скажут эксперты? - Что скажите вы ребята? (Если ошибки есть, то дети указывают в каком месте, почему так считают и исправляют их) - Я тоже не заметила ни одной ошибки.
- Ребята, а зачем мы это делали?
-Мне нужны помощники. От каждой группы по одному человеку. Снимите рисунки в том порядке, в котором они расположены и отдайте их мне.
- Сейчас я положу рисунки на стол. Представьте, что вдруг открылось окошко, подул ветер и все листы разлетелись.
- Как сделать, чтобы этого не случилось?
-А если мы это сделаем, то что у нас получится? (Если дети не могут дать ответ на вопрос, то учитель показывает книгу. -Посмотрите, здесь тоже все странички сшиты.)
- Чего не хватает у нашей книги?
- Женя Терентьева подготовила обложку. Посмотрите, какая она красивая!
Учитель берет степлер и скрепляет все странички.
- Посмотрите, какие красивые книжечки создали ребята, которые учились у меня раньше.
- Ребята, зачем нужен был этот этап урока?
- Молодцы, ребята! Вы определили цель нашего урока.
Слайд 1.
Цель
Создание книги иллюстраций к сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Учащиеся слушают стихотворение
- Я думаю, что мы продолжим работать над сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» - На уроках чтения мы читали сказку, анализировали ее содержание, определили главную мысль сказки, дали характеристику старике и старухе, учили наизусть отрывки из сказки. На уроке рисования мы рисовали рисунки. На уроке русского языка подбирали цитаты к рисункам и записывали их. На уроке технологии оформляли выставку рисунков.
- Нет.
-Потому что рисунки перепутаны.
Дети работают в группах. Располагают рисунки в нужном порядке.
Дети проверяют
- Ошибок нет. - Ошибок нет.
- Чтобы вспомнить порядок сказки. Дети выходят, снимают рисунки и отдают учителю
- Сшить, скрепить, сшить.
-Книга
- Обложки
Дети рассматривают обложку.
Дети рассматривают книги
- Чтобы мы создали книгу иллюстраций к сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Умение определять цель урока (Р).
Умение обосновывать свои суждения (П)
В сотрудничестве с учителем умение ставить новые задачи (Р)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (К)
10
3 Работа по теме урока
Инсценирование отрывка из сказки - А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей книге.
Слайд 2
Путешествие по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
- Сейчас я открою страницу….
- О чем нам рассказывает эта страничка?
- Давайте оживим эту страницу.
Инсценирование отрывка Вот пошел он к синему морю, (Помутилось синее море.) ………………………………… Не хочу быть черною крестьянкой, Хочу быть столбовою дворянкой.
- Кому понравилось выступление ребят? - Что именно понравилось?
- А сейчас давайте отдохнем.
- О том, как старик попросил у рыбки новую избу
Выходят дети в костюмах и инсценируют отрывок из сказки
- Мне понравилось, что речь ребят была выразительной. - А мне понравилось, как Настя передала свое недовольство стариком.
Умение инсценировать сказку (П)
5 мин
Физкультминутка
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Как рыбки плывут покажи.
Рыбки плавают, ныряют
В голубой, морской воде.
То согнутся, разогнутся,
То зароются в песке
Ноги на ширине плеч, покачивание руками справа - налево, изображая волны. Руки перед грудью со сложенными ладонями. Наклоны. Приседание Установка на здоровый образ жизни (Л)
2 мин
Продолжение работы по теме урока
Чтение отрывков наизусть
Игра на ориентирование. Работа в парах
Работа в группах - Продолжим наше путешествие.
- Вы учили отрывки из сказки. Сейчас я наугад открою страничку…
- Кто хочет прочитать наизусть отрывок к этой иллюстрации?
- Открою эту страничку. Кто хочет прочитать отрывок?
- Чье выступление вам больше понравилась? Почему?
- Молодцы, ребята! Вы оба заслуживаете похвалу.
- А сейчас я предлагаю вам поирать в игру на ориетирование. Работать будете в парах. - Я буду открывать любую страничку и читать цитату, а вам в тексте учебника нужно найти отрывок. Договоритесь между собой, кто этот отрывок будет читать.
(Учитель открывает любую страничку и читает цитату)
- Кто уже нашел? Где нужно читать?
- Прокомментируйте, как читала Катя?
(Учитель предлагает детям прочитать 3 отрывка)
-Зачем был нужен этот этап урока?
- Кто нашел все отрывки? Молодцы, ребята!
- Нам осталось выполнить последнее задание. Решить кроссворд.
-Работать будете в группах. Капитаны групп подойдите и получите задание.
Дети получают карточки с кроссвордом
1.Персонаж сказки (рыбка) 2.Большая рыболовная сеть (невод) 3.Первое желание старухи (корыто) 4.Плата за что-то (откуп) 5.Каким уважительным словом называла рыбка старика (старче)
- Давайте проверим, как вы справились с заданием.
Слайд3 На слайде появляются слова
- Встаньте ребята той группы, у которой все было правильно. - У кого была 1ошибка? 2? 3?
- Зачем мы решали кроссворд?
Дети читают отрывки наизусть
-Мне больше понравилось выступле-ние Егора. Он читал отрывок выразительно и смог передать…… (Заслушиваются ответы других детей)
Дети слушают учителя
Дети ищут отрывок в тексте учебника
С. ….
Дети комментируют чтение своих одноклас-ников ( Катя, читала выразительно, целым словом, соблюдала паузы и логические ударения)
- Чтобы узнать, как мы умеем ориентироваться в тексте.
Дети работают в группах, решают кроссворд
Ученики по очереди читают задания, остальные проверяют.
- Я думаю, чтобы проверить знаем ли мы содержание сказки
Умение читать отрывок с соответствующей интонацией (П)
Учёт разных мнений и умение обосновать собственное (К)
Умение взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания (Л)
6 мин
6 мин
8 мин
4 Подведение итогов - Наше путешествие подошло к концу. -Давайте подведем итог нашей с вами работы.
-Какова была цель нашего урока?
- Достигли мы ее?
- Нам нужно было создать книгу иллюстраций.
- Да. У нас есть книга. Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (Р)
5 Рефлексия - Что у нас получилось? - Что не получилось?
- Как вы думаете, кто был самым активным? -Кто был недостаточно активным?
- За работу на уроке я хочу поставить оценки. (Учитель называет уч-ся и комментирует оценки)
Критерии оценивания
Выразительное чтение.
Полные ответы.
Умение выразить свое мнение.
Как работал в группе.
Как ориентируется в тексте.
- А теперь каждый оцените свою работу. У вас на партах лежат золотые рыбки. Если вы считаете, что вы активно работали весь урок, то поставьте рыбку на эту волну. (Около каждой таблички волна)
Я активно работал весь урок
- Если считаете, что вы работали весь урок, но вам помогали, то на эту волну.
Я принял участие в работе. Мне помогали
- Если вы не очень довольны своей работой, но в дальнейшем будете стараться, то на эту…
Я не очень доволен своей работой. В дальнейшем буду стараться
Дети высказывают свое мнение
Дети подходят к доске и ставят рыбок на «свою» волну
Самооценка; осознан-ность учения; адекватное реагирование на трудности; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников (Л)
Социализация учащихся; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу (К)
5 мин
6 Домашнее задание Слайд 4 1.Составьте свой словарик слов к сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
2. Придумайте свою сказку «О рыбаке и рыбке»
Принимают домашнее задание в соответствии с уровнем своего развития
2 мин Литература Поурочные разработки