Урок русского языка в 4 классе Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Организационная информация Автор/ы урока Котельникова Юлия Евгеньевна Образовательное учреждение Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №653 с углубленным изучением иностранных языков (хинди и английского) Калининского района Санкт-Петербурга Город Санкт-Петербург Предмет Русский язык Класс 4А Продолжительность урока 45 минут

Методическая информация Тема урока Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться Автор учебника, по которому ведётся обучение Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса в 2-х ч. Часть 2. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. Классификация урока Урок с использованием технологии модерации Цели урока
образовательная - организовать деятельность учащихся по изучению специфики возвратных глаголов развивающая - способствовать развитию умения анализировать информацию и представлять ее в графической форме; способствовать развитию творческого подхода при решении практических задач воспитательная - способствовать формированию навыков коллективной деятельности; уважительного отношения к интересам других
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/ ученики/ коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия постановка учебной задачи; поиск и обработка необходимой информации; создание графической модели; планирование и сотрудничество в поиске и обработке информации Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению
Актуализация: разбор глагола как части речи Усвоение новых знаний: правописание возвратных глаголов Закрепление: связь слов в предложении

Технологическая карта урока:


Этап урока Содержание этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Диагностика результатов Регламент Инициация Создание атмосферы доверия Актуализация знаний - предлагает команде собрать предложение, изменив слова: Белый, раздвинуть, сухой, зелёный, подснежник, трава, лист. - предлагает обозначить орфограммы; - предлагает разобрать глагол как часть речи. - из предложенных слов собирают предложение и записывают его в тетради; - обозначают орфограммы; - разбирают глагол как часть речи. - собрано и записано предложение; - обозначены орфограммы; - правильно разобран глагол. 9.00-9.05 Вхождение в тему Формулирова-ние темы урока На доске строчки: - Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани… - Кто автор этого произведения? Как оно называется? (Корней Чуковский, «Мойдодыр».) - Назовите глаголы. Найдите среди них лишний глагол. (Нырять.) Почему он лишний? (Нет -ся на конце.) - Что общего у всех остальных глаголов? (Есть -ся.) - Какие вопросы у вас возникают? (Что такое -ся? Как называются такие глаголы?) - Какие вопросы можно задать к теме урока? (Учитель вместе с детьми составляет план.) - правильные ответы на вопросы; - составленный план. 9.05-9.10 Формирова-ние ожиданий учащихся Выяснение ожиданий и опасений учащихся Предлагает определить своё отношение к теме с помощью сигнальных карточек «Я надеюсь» (зелёный) «Я сомневаюсь» (жёлтый) « Я опасаюсь» (красный) Прикалывают на учебник сигнальную карточку Карточка на учебнике 9.10 -9.15 Интерак-тивная лекция Изучение новой темы 1. Введение понятия возвратный глагол. Наблюдение по учебнику (с. 94). а) Упр. 274 - сравниваются глаголы с -ся и без -ся. - Что такое -ся? (Это суффикс.) - В чём особенность этого суффикса? (Он стоит в конце слова после -ть.) Справка учителя. Раньше суффикс -ся был самостоятельным словом - местоимением - и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам». Проверьте, сохранил ли -ся такое значение в глаголах: умыться (умыть себя) решаться (решает сам). Сделайте вывод: как различаются глаголы с -ся и без -ся по смыслу? (Глаголы с суффиксом -ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека.) - Как называется такая форма глагола? Вы найдёте самостоятельно в тексте правила (с. 95). Прочитайте 1-й вывод в рамке. - Как же называются глаголы с суффиксом -ся? - Запишите тему урока в тетрадях. - Какие ключевые слова можете назвать? - Что такое -сь? Это другой вариант суффикса -ся (умылась, открылась.) - Что ещё нового об этом суффиксе узнали? В чём его необычность? (Входит в основу слова, стоит после окончания.) 2. Выведение правила написания -ться и -тся. а) Наблюдение по учебнику с. 94-95 (упр. 274). Прочитайте два столбика глаголов с -ся. - Чем отличаются глаголы в этих столбиках? (Есть ь перед -ся и нет ь.) - Какую ошибку можно допустить при написании глаголов с суффиксом -ся? (Ошибиться в выборе ь.) - Произнесите ещё раз эти глаголы. Что вы слышите на месте этих буквосочетаний? ([ца].) Значит, произносятся глаголы, оканчивающиеся на -ться/-тся одинаково, а пишутся по-разному. Как же выбрать правильное написание? б) Упр. 274. Продолжение наблюдения. - Прочитайте ещё раз все слова в 1-м столбике, а затем во 2-м. - Что можно написать вместо точек? - Что ещё объединяет эти глаголы? (Подсказка: на какой вопрос отвечают?) - Запишите карандашом вопросы вместо точек. - В какой форме ь пишется, а в какой не пишется? - Запишите название формы рядом с вопросом. - Какая есть закономерность в вопросе и словах одного столбика? (В вопросе есть ь, в глаголе есть ь, в вопросе нет, в глаголе нет.) Сделайте вывод: что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов, оканчивающихся на [ца] (-тся и -ться?) (Надо поставить вопрос к глаголу и определить его форму.) 3. Сравнение вывода учеников с правилом в рамке (с. 95). - Прочитайте 2-е правило в рамке и текст после него. - Как обозначается орфограмма? (Подчёркивается ь или сочетание тс.) - Какие два способа проверки запомнили? Как они обозначаются графически? - Составьте схему правила. Урок русского языка в 4 классе Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться Составленная схема 9.15 -9.25 Разминка Снятие усталости и напряжения Даёт задание.

Встают. Если слышат глагол, хлопают над головой 2 раза. Если слышат существительное, топают ногами 2 раза. Фронтальный контроль 9.25-9.27

Слова: мельница, здороваться, хочется, ящерица, красавица, дожидается, моется, лестница, капельница, отправляются, матрица, делиться, гусеница, виднеется, удивляется, умница, лечиться, глазница, решиться, удивляется, каракатица, пятница, пытаться, рукодельница, причёсываться Проработка содержания Развитие умение писать возвратные глаголы Фронтальная проверка работ
Упр. 275. Одно слово с комментированием, затем самостоятельно. Резерв упр.276 Взаимопроверка 9.27-9.37 Подведение итогов Ключевые слова урока Предлагает записать ключевые слова урока

Записывают ключевые слова Возвратный, - ся Глаголы на -тся/-ться 9.37-9.41 Рефлексия Осмысление деятельности Опрос учащихся Прикалывают на учебник вторую сигнальную карточку Вторая сигнальная карточка 9.41-9.43 Домашнее задание
Диктует домашнее задание Запись домашнего задания Упр.276 Резерв с.109 упр.6 9.43-9.45

© 2010-2022