- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по литературному чтению на тему С. Г. Козлов «Зимняя сказка (2 класс)
Урок по литературному чтению на тему С. Г. Козлов «Зимняя сказка (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Плещева Н.Н. |
Дата | 13.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка Урок литературного чтения. Тема раздела: «Герои литературных сказок» Урок третий в разделе. Тема: С.Г. Козлов «Зимняя сказка» 2 класс, УМК «Перспектива» Педагоги школы стремятся к тому, чтобы наши выпускники были доброжелательными, умеющими слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение. Эти качества воспитываются, в частности, и на уроках литературного чтения. «Чтение - это один из истоков мышления и умственного развития». (В.А. Сухомлинский) На уроках литературного чтения ученик развивает коммуникативные умения, нравственные и эстетические чувства, способности к творческой деятельности. Актуальность выбранной темы связана с тем, что изучение сказок в начальной школе является важным компонентом обучения. Сказка для детей - необходимая духовная потребность, она воспитывает и учит. * Урок был проведен в прошлом году во втором классе. Для правильной постановки развивающих задач в учебном процессе вообще и на данном уроке в частности была проведена диагностика ведущего типа восприятия, темперамента, интеллекта учеников. Один из этапов исследования показал,что17 человек имеют визуальный канал восприятия, 5 аудиальный, 4 человека кинестетический. По темпераменту- сангвиники и холерики, по интеллекту - 14 человек левополушарные, 12- правополушарные. Поэтому на данном уроке использую разные формы, методы и приемы деятельности с обучающимися, позволяющие достигнуть максимального результата(презентация, опорные слова, составление схем, слушание); формы организации познавательной деятельности следующие: индивидуальная (на этапе актуализации знаний), фронтальная (на этапе выдвижения гипотез), в группах (на этапе познавательной деятельности по созданию новых знаний). Ведущий метод - деятельностный. Итак, структура урока выдержана в соответствии с особенностями деятельностного метода, который представлен на уроке открытия новых знаний. Цели и задачи данного учебного занятия представлены на слайде.
Тип урока: урок открытия новых знаний. Цель и ожидаемый результат: проанализировать новое произведение, подвести учеников к осознанному определению главной мысли сказки - помогать другу в беде. Личностные УУД: умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, отстаивать собственную точку зрения. • Проявлять:- интерес к изучению темы; - интерес к чтению литературных сказок авторов; Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия. Выполнять учебное задание по алгоритму. Познавательные:Актуализировать знания учеников по изученному материалу о сказке. Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения. Учиться составлять план к сказке. Коммуникативные:Уметь работать в группах. Оборудование к уроку: Для учителя:
- Презентация
- Книга С.Козлов «Ежик в тумане»
- Видео «Песенка про сказку» Исполняют Никитины.
- Книги Козлова
- Тексты сказки С.Г. Козлова «Зимняя сказка»
- Маркеры
- Листы А4
- Конверты с заданиями для работы в группах.
- Цветные конверты со снежинками.
Ход урока
-
Организационный момент.
Цель: Положительно настроить на учебную деятельность на уроке.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
УУД
- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте проверим всё ли готово к уроку?
-Я предлагаю вам встать в круг, взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться и сказать приятные слова.
-Чему мы учимся на уроках литературного чтения?
- А что значит уметь учиться?
-Девиз нашего урока:
«Было бы желание, а путь найдётся!»
- Объясните, как понимаете этот девиз.
- Тот путь, который поможет открыть новые знания самим
Самоконтроль готовности к уроку
-Читать
-Рассуждать
-Понимать
Уметь учиться (таблички появляются на доске)
-Открывать новые знания, учиться применять новые знания
Высказывания детей.
Личностные
(поддержка друг друга)
Коммуникативные
(умение сотрудничать друг с другом)
Результат: созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
-
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цель: Вспомнить изученный материал о сказке. Найти затруднение.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
УУД
-
Послушайте песенку. Она поможет вам узнать, что мы будем читать на уроке.
Демонстрирует видеоролик - Песенка о сказке в исполнении Сергея и Татьяны Никитиных.
- Давайте вспомним, что мы знаем о сказках.
- Значит, мы все знаем о сказках?
- Что значит, понимать сказку?
- Всегда ли мы правильно определяем главную мысль сказки? - Написал сказку Сергей Григорьевич Козлов. (слайды в презентации) Чтение сказки с ученицей. Проверка первичного восприятия сказки. - Посмотрите на слайд и закончите предложения
-
Мне понравилось то, что…
-
Меня рассмешило то, что…
-
Меня взволновало то, что…
*Меня обрадовало то, что…
- Какая это сказка: авторская или народная? Волшебная, бытовая или о животных? - Назовите главную мысль сказки. Учитель пишет на доске - Сказка одна, значит, и главная мысль тоже должна быть одна. Какой прием поможет нам разобраться в этом затруднении?
- Сказка
-Сказки бывают авторские, народные.
- волшебные, бытовые, о животных. (таблички появляются на доске)
- Наверно, нет.
-Узнать, чему учит сказка.
- Узнать главную мысль сказки.
-Нет.
Ученик рассказывает о Козлове.
Высказывания детей.
Ответы детей.
- Быть добрым.
- Не есть снег. - Помогать другу.
Познавательные (выделение представленной информации)
Познавательные (логические - анализ объектов с целью выделения признаков)
Результат: Дети вспомнили, что знают о сказке. Нашли затруднение.
-
Целеполагание, построение проекта выхода из затруднения.
Цель: Поставить цель урока, задачи, составить план учебных действий.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
УУД
-Назовите цель урока
(табличка появляется на доске)
- Как будем узнавать новые знания?
Появляется табличка «Я сам»
-Как мы будем узнавать, чему учит сказка?
Учитель прикрепляет таблички на доску.
-- Перечитайте сказку и скажите, сколько событий в сказке.
- Назовите героев сказки -Придумайте героям условные обозначения.
-Я тоже готовилась к уроку и разделила весь текст на события.
У каждой группы по одному событию.
Возьмите желтые листы. На них прочитайте свой текст.
План работы в группе.
1. Перечитать событие самостоятельно - я сам.
2. Изобразить с помощью условных знаков это событие на листе.
3. Придумать название этому событию.
4. Записать на цветном листе.
5. Приготовить выступление.
- Узнать главную мысль сказки.
- Мы сами.
-
Прочитать сказку.
-
Узнать героев.
-
Разделить на события.
-
Нарисовать схему к событиям.
-
Сделать вывод.
Перечитывают сказку самостоятельно, пробуя разделить ее на события Ответы детей (5)
Называют героев сказки и придумывают им условные обозначения. Ежик Медвежонок Снежинки
Дети работают по плану в группах. Руководители групп читают задание. Все выполняют.
Регулятивные (составление плана и последовательности действий)
(принятие цели и постановка задач урока)
(удержание цели урока)
Коммуникативные
(планирование сотрудничества)
Познавательные (поиск информации, знаково-символические)
Познавательные (информационные - представление информации)
Познавательные (сравнение, анализ)
Результат: дети поставили цель урока, задачи, составили план выхода из затруднения, познакомились со сказкой, учатся составлять схему к событиям сказки. Физкультминутка. «Лови снежинку» Цель: Цель: избежание перегрузки учащихся, поддержание эмоционального настроя.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
УУД Включает музыку и слайды в презентации Дети выполняют
Результат: проявление заботы о своем здоровье IV.Реализация построенного проекта и первичное проговаривание. Цель: Выяснить, какова главная мысль сказки.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
УУД На доске появляются схемы к событиям.
- Сравните схему первого и последнего события. Что изменилось?
- Почему ежик помог медвежонку?
- Выберите главную мысль из ранее предложенных вами.
Выступления руководителей групп
- Сначала был только один герой - медведь, а потом появился еще ежик.
- Они друзья.
- Помогать другу.
Регулятивные (удержание цели
Познавательные (сравнение, анализ)
Результат: Дети назвали главную мысль сказки.
- Рефлексия.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
УУД - Назовите цель урока.
- Достигли мы цели? -Что помогло нам правильно выбрать главную мысль? - Этот прием можно применять к любой сказке, чтобы узнать главную мысль.
- Как вы думаете, что лежит в цветных конвертах?
- Оцените свою работу на уроке.
Если у вас все получалось, то снежинку прикрепите на зеленый круг.
Если что-то не получилось, то-на желтый.
Если совсем ничего не получилось, то - на красный Звучит музыка. Учитель появляется в образе снежинки -Как много здесь моих сестер, Снежинкой главной с давних пор Считаюсь я, мои друзья И прилетела к вам не зря.
Вас за урок благодарю И вам задание дарю.
- Узнать главную мысль сказки «Зимняя сказка» С.Г. Козлова. - Да. -Схемы.
Дети оценивают свою работу на уроке, прикрепляя снежинки к слайду.
Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
Результат: Дети учатся оценивать свою работу на уроке на основе критерия.
- Выбор домашнего задания.
Цель: Повторить сказку или придумать свою.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
УУД Кто хочет сказку перечесть, Перечитайте, время есть. Вы - разыграйте по ролям. Доставьте наслажденье нам. Кто хочет мне пересказать, Перескажите, так держать
- Выберите домашнее задание
Дети выбирают и записывают в дневники.
Варианты:
1.Перечитать сказку по ролям.
2. Пересказать сказку.
3. Придумать свою «Зимнюю сказку»
Личностные (выбор)
9