Урок по литературному чтению на тему С. Г. Козлов «Зимняя сказка (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок по литературному чтению на тему С.Г. Козлов «Зимняя сказка (2 класс)Урок по литературному чтению на тему С.Г. Козлов «Зимняя сказка (2 класс)Урок по литературному чтению на тему С.Г. Козлов «Зимняя сказка (2 класс)Урок по литературному чтению на тему С.Г. Козлов «Зимняя сказка (2 класс)Урок по литературному чтению на тему С.Г. Козлов «Зимняя сказка (2 класс)

Пояснительная записка Урок литературного чтения. Тема раздела: «Герои литературных сказок» Урок третий в разделе. Тема: С.Г. Козлов «Зимняя сказка» 2 класс, УМК «Перспектива» Педагоги школы стремятся к тому, чтобы наши выпускники были доброжелательными, умеющими слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение. Эти качества воспитываются, в частности, и на уроках литературного чтения. «Чтение - это один из истоков мышления и умственного развития». (В.А. Сухомлинский) На уроках литературного чтения ученик развивает коммуникативные умения, нравственные и эстетические чувства, способности к творческой деятельности. Актуальность выбранной темы связана с тем, что изучение сказок в начальной школе является важным компонентом обучения. Сказка для детей - необходимая духовная потребность, она воспитывает и учит. * Урок был проведен в прошлом году во втором классе. Для правильной постановки развивающих задач в учебном процессе вообще и на данном уроке в частности была проведена диагностика ведущего типа восприятия, темперамента, интеллекта учеников. Один из этапов исследования показал,что17 человек имеют визуальный канал восприятия, 5 аудиальный, 4 человека кинестетический. По темпераменту- сангвиники и холерики, по интеллекту - 14 человек левополушарные, 12- правополушарные. Поэтому на данном уроке использую разные формы, методы и приемы деятельности с обучающимися, позволяющие достигнуть максимального результата(презентация, опорные слова, составление схем, слушание); формы организации познавательной деятельности следующие: индивидуальная (на этапе актуализации знаний), фронтальная (на этапе выдвижения гипотез), в группах (на этапе познавательной деятельности по созданию новых знаний). Ведущий метод - деятельностный. Итак, структура урока выдержана в соответствии с особенностями деятельностного метода, который представлен на уроке открытия новых знаний. Цели и задачи данного учебного занятия представлены на слайде.















Тип урока: урок открытия новых знаний. Цель и ожидаемый результат: проанализировать новое произведение, подвести учеников к осознанному определению главной мысли сказки - помогать другу в беде. Личностные УУД: умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, отстаивать собственную точку зрения. • Проявлять:- интерес к изучению темы; - интерес к чтению литературных сказок авторов; Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия. Выполнять учебное задание по алгоритму. Познавательные:Актуализировать знания учеников по изученному материалу о сказке. Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения. Учиться составлять план к сказке. Коммуникативные:Уметь работать в группах. Оборудование к уроку: Для учителя:

  • Презентация
  • Книга С.Козлов «Ежик в тумане»
  • Видео «Песенка про сказку» Исполняют Никитины.
  • Книги Козлова
Для учеников:
  • Тексты сказки С.Г. Козлова «Зимняя сказка»
  • Маркеры
  • Листы А4
  • Конверты с заданиями для работы в группах.
  • Цветные конверты со снежинками.
Учебно-методический комплект: Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. - М.: Просвещение, 2009;





Ход урока

  1. Организационный момент.

Цель: Положительно настроить на учебную деятельность на уроке.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте проверим всё ли готово к уроку?

-Я предлагаю вам встать в круг, взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться и сказать приятные слова.

-Чему мы учимся на уроках литературного чтения?


- А что значит уметь учиться?

-Девиз нашего урока:

«Было бы желание, а путь найдётся!»

- Объясните, как понимаете этот девиз.

- Тот путь, который поможет открыть новые знания самим

Самоконтроль готовности к уроку



-Читать

-Рассуждать

-Понимать

Уметь учиться (таблички появляются на доске)

-Открывать новые знания, учиться применять новые знания

Высказывания детей.

Личностные

(поддержка друг друга)

Коммуникативные

(умение сотрудничать друг с другом)


Результат: созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель: Вспомнить изученный материал о сказке. Найти затруднение.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

  • Послушайте песенку. Она поможет вам узнать, что мы будем читать на уроке.

Демонстрирует видеоролик - Песенка о сказке в исполнении Сергея и Татьяны Никитиных.

- Давайте вспомним, что мы знаем о сказках.

- Значит, мы все знаем о сказках?

- Что значит, понимать сказку?

- Всегда ли мы правильно определяем главную мысль сказки? - Написал сказку Сергей Григорьевич Козлов. (слайды в презентации) Чтение сказки с ученицей. Проверка первичного восприятия сказки. - Посмотрите на слайд и закончите предложения

  • Мне понравилось то, что…

  • Меня рассмешило то, что…

  • Меня взволновало то, что…

*Меня обрадовало то, что…

- Какая это сказка: авторская или народная? Волшебная, бытовая или о животных? - Назовите главную мысль сказки. Учитель пишет на доске - Сказка одна, значит, и главная мысль тоже должна быть одна. Какой прием поможет нам разобраться в этом затруднении?



- Сказка

-Сказки бывают авторские, народные.

- волшебные, бытовые, о животных. (таблички появляются на доске)

- Наверно, нет.

-Узнать, чему учит сказка.

- Узнать главную мысль сказки.

-Нет.

Ученик рассказывает о Козлове.









Высказывания детей.





Ответы детей.

- Быть добрым.

- Не есть снег. - Помогать другу.

Познавательные (выделение представленной информации)







Познавательные (логические - анализ объектов с целью выделения признаков)


Результат: Дети вспомнили, что знают о сказке. Нашли затруднение.

  1. Целеполагание, построение проекта выхода из затруднения.

Цель: Поставить цель урока, задачи, составить план учебных действий.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

-Назовите цель урока

(табличка появляется на доске)

- Как будем узнавать новые знания?

Появляется табличка «Я сам»

-Как мы будем узнавать, чему учит сказка?

Учитель прикрепляет таблички на доску.



-- Перечитайте сказку и скажите, сколько событий в сказке.



- Назовите героев сказки -Придумайте героям условные обозначения.



-Я тоже готовилась к уроку и разделила весь текст на события.

У каждой группы по одному событию.

Возьмите желтые листы. На них прочитайте свой текст.

План работы в группе.

1. Перечитать событие самостоятельно - я сам.

2. Изобразить с помощью условных знаков это событие на листе.

3. Придумать название этому событию.

4. Записать на цветном листе.

5. Приготовить выступление.

- Узнать главную мысль сказки.

- Мы сами.



  • Прочитать сказку.

  • Узнать героев.

  • Разделить на события.

  • Нарисовать схему к событиям.

  • Сделать вывод.

Перечитывают сказку самостоятельно, пробуя разделить ее на события Ответы детей (5)





Называют героев сказки и придумывают им условные обозначения. Ежик Медвежонок Снежинки

Дети работают по плану в группах. Руководители групп читают задание. Все выполняют.

Регулятивные (составление плана и последовательности действий)

(принятие цели и постановка задач урока)

(удержание цели урока)

Коммуникативные

(планирование сотрудничества)

Познавательные (поиск информации, знаково-символические)



Познавательные (информационные - представление информации)

Познавательные (сравнение, анализ)


Результат: дети поставили цель урока, задачи, составили план выхода из затруднения, познакомились со сказкой, учатся составлять схему к событиям сказки. Физкультминутка. «Лови снежинку» Цель: Цель: избежание перегрузки учащихся, поддержание эмоционального настроя.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД Включает музыку и слайды в презентации Дети выполняют
Результат: проявление заботы о своем здоровье IV.Реализация построенного проекта и первичное проговаривание. Цель: Выяснить, какова главная мысль сказки.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД На доске появляются схемы к событиям.

- Сравните схему первого и последнего события. Что изменилось?



  • Почему ежик помог медвежонку?
  • Выберите главную мысль из ранее предложенных вами.

Выступления руководителей групп



  • Сначала был только один герой - медведь, а потом появился еще ежик.


- Они друзья.

- Помогать другу.


Регулятивные (удержание цели

Познавательные (сравнение, анализ)
Результат: Дети назвали главную мысль сказки.

  1. Рефлексия.
Цель: Формировать у обучающихся умение оценивать свою работу на уроке.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД - Назовите цель урока.



- Достигли мы цели? -Что помогло нам правильно выбрать главную мысль? - Этот прием можно применять к любой сказке, чтобы узнать главную мысль.

- Как вы думаете, что лежит в цветных конвертах?

- Оцените свою работу на уроке.

Если у вас все получалось, то снежинку прикрепите на зеленый круг.

Если что-то не получилось, то-на желтый.

Если совсем ничего не получилось, то - на красный Звучит музыка. Учитель появляется в образе снежинки -Как много здесь моих сестер, Снежинкой главной с давних пор Считаюсь я, мои друзья И прилетела к вам не зря.
Вас за урок благодарю И вам задание дарю.

- Узнать главную мысль сказки «Зимняя сказка» С.Г. Козлова. - Да. -Схемы.







Дети оценивают свою работу на уроке, прикрепляя снежинки к слайду.

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
Результат: Дети учатся оценивать свою работу на уроке на основе критерия.

  1. Выбор домашнего задания.

Цель: Повторить сказку или придумать свою.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД Кто хочет сказку перечесть, Перечитайте, время есть. Вы - разыграйте по ролям. Доставьте наслажденье нам. Кто хочет мне пересказать, Перескажите, так держать

- Выберите домашнее задание

Дети выбирают и записывают в дневники.

Варианты:

1.Перечитать сказку по ролям.

2. Пересказать сказку.

3. Придумать свою «Зимнюю сказку»

Личностные (выбор)

9


© 2010-2022