РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено Согласовано Утверждено

Руководитель МО 3аместитель директора по УВР Директор школы

Протокол №_____ от _____2014г Приказ №____ от _______2014г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сещинская средняя общеобразовательная школа



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Занимательная грамматика»

на 2014-2015 учебный год

класс 2 «А»

учитель Сейранова Светлана Алексеевна



Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (М.:Просвещение,2014г ); примерных программ внеурочной деятельности ;авторской программы Л.В. Петленко, В.Ю. Романова «Удивительный мир слов» (сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы /под редакцией Н,Ф, Виноградовой . М.: Вентана Граф., 2012.) ; БУП Брянской области (Приказ №3208-04-0 от 04.04.2014г); плана внеурочной деятельности МБОУ Сещинской СОШ (протокол №1 от 26.08.2014г). Цели курса Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей: - осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека; -знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач; - овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний. В факультативном курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
. Общая характеристика курса
. «Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры. Место курса в учебном плане.
Изучение факультатива целесообразно начинать с 2 по 4 класс в объёме 33 ч в год (1 ч в неделю в каждом классе). Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Ценностные ориентиры содержания курса. Важными ориентирами содержания данного курса являются: - развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи; -формирование представлений о языке как универсальной ценности; - изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства; - развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.); - формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования; - развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку; -включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Планируемые результаты освоения предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка. Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику. Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п. Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы. Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Содержание программы 2 класс Мир полон звуков Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим. Для чего служит человеческая речь? Как устроен речевой аппарат. Звуки и слова. Связаны ли между собой звуки и смысл? Такие разные гласные и согласные. Особенности артикуляции гласных и согласных звуков. Звукопись как приём художественной речи. Правильное ударение и произношение слов. Азбука, прошедшая сквозь века Солунские братья. Как появились буквы современного русского алфавита. Кириллица, название букв древней азбуки. Сравнение кириллицы и современного алфавита. Использование букв алфавита для обозначения чисел. Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений). Как появилась буква «Ё». Особенности использования букв. Строчные и прописные буквы. Всему название дано Какие слова появились первыми. Звукоподражательные слова у разных народов. Лексическое богатство языка. Как выбирают имя человеку? Как улицы получают свои названия? Какие русские имена встречаются на карте мира? О чём может рассказать слово «борщ»? Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. Как делаются слова История происхождения слов. Поиск информации о происхождении слов. Слова производные и непроизводные. Словообразовательные связи слов. Корень - главная часть слова. Группы однокоренных слов. Секреты правильной речи Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю. Сочетание слов по смыслу. Ограничения сочетаемости слов. Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью. Нарушение сочетаемости слов. Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению. Исправление ошибок в словоупотреблении. Многозначные слова. «Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении). Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы. Стилистическая окраска слов. Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары. Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи. Слова исконно русские и заимствованные. История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.










































Тематическое планирование
№п/п № в теме Дата факт Дата план. Название раздела, темы Основные виды деятельности учащихся Формы контроля Примечание 1 1

Мир полон звуков (7 ч) Звуки вокруг нас - участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; - анализировать информацию, представленную на рисунке; - сравнивать произношение гласных и согласных звуков; - наблюдать за функцией и ударением в слове; - контролировать правильность постановки ударения в словах; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах); - находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
- разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов; -игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»; - проект «Как я говорил, когда был маленьким»; - мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».

2 2

Фабрика речи.
3 3

Бессмыслица + бессмыслица = смысл.
4 4

Полоса препятствий.
5 5

Рисуем звуками.
6













7 6













7

Трудности словесного ударения













Презентация проекта « Как я говорил, когда был маленьким» 8 1

Азбука, прошедшая сквозь века (6 ч) Буквы старые и новые.
- сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов; - интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности; - наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов - чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы; -конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки); - рисование: «Весёлая буква Ё».

9 2

Так считали наши предки.
10 3

Страницы древних книг.
11 4



Живая и весёлая буква алфавита 12





13 5





6

Загадки русской графики



Экскурсия в школьную библиотеку.


14 1

Всему название дано (5 ч) Рождение языка.
- формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; - составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; - воспринимать на слух и понимать информационный текст; - сравнивать толкование слова в различных словарях; -самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта; -оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.
- игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»; - мини-сочинение «Я - сын, ученик, спортсмен…»; - проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»; - конкурс «Придумываем название для новых конфет».

15 2

Сколько слов в языке?
16 3

Имена, имена, имена…
17 4

Увлекательные истории о самых простых вещах.
18 5

Словари - сокровищница языка
19 1

Как делаются слова (4 ч) «Дальние родственники».
-моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова; - самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях; - наблюдать образование слов в русском языке; - анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов; - анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными; - находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
- игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»; - лингвистический эксперимент «Свойства корня»; - проект «Как конфеты получают свои названия».

20 2

Слова «готовые» и «сделанные».
21 3

Есть ли «родители» у слов? 22 4

Внимание, корень!
23 1

Секреты правильной речи (13 ч) Словарное богатство русского языка.
- наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю; - выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи; - различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; -подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; - оценивать уместность использования слов в тексте; -наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах; -соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника; -самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.
-игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»; - решение кроссвордов; - составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»; - составление шуточных рассказов и стихов.

24 2

Что нам стоит слово построить?
25 3

Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик».
26 4

Выбираем точное слово.
27 5

Одно или много?

28 6

Когда у слов много общего?
29 7

Когда значения спорят?
30 8

Слова одинаковые, но разные.
31 9

«Местные жители» и «иностранцы».
32 10

Как рождаются фразеологизмы?
33 11

Выбор фразеологизма в речи.
34 12

Решение кроссвордов. Заключительное занятие. .



Описание материально технического обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия

  1. Наборное полотно, образцы письменных букв.

  2. Касса букв и сочетаний.

  3. Модели звукового состава слова.

  4. Лента букв.

  5. Наборы сюжетных картинок (предметных, цифровых).

  6. Словари по русскому языку: толковый, фразеологизмов, морфемный и словообразовательный.

  7. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы.

Технические средства обучения

Информационно-коммуникативные средства:

  1. Электронные учебные пособия:
    Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 2 класс

  2. Классная доска магнитная с креплениями для таблиц.

  3. Персональный компьютер с принтером.

  4. Ксерокс.

  5. Мультимедийный проектор.

  6. Экспозиционный экран 150 х 150.

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные цифровые образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.

Учебно-практическое оборудование

  1. Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, треугольник, ластик.

  1. Материалы: бумага писчая.

Оборудование класса

  1. Ученические двуместные столы с комплектом стульев.

  2. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.





    © 2010-2022