«Молиться всей Церковью», конспект урока по истокам

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования Вологодской области

Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Вологодский институт развития образования»







ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

по курсу


«Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся

в рамках образовательной программы «Истоки»






Исполнитель: Алмазова Светлана Борисовна,

Учитель начальных классов,

МОУ « Начальная школа- детский сад № 109 « Букваренок»










Вологда

2014


Технологическая карта урока


Предмет: Истоки Класс 4 Базовый учебник :учебник А.В.Камкин « Истоки»,с.127-137, рабочая тетрадь « Истоки», ч.2, с.36-37. Тема урока : « Молиться всей Церковью», радел « Традиции праздника». Цель урока : ознакомление учащихся с традициями основных православных праздников ( Рождество Христово, Пасха, Спас), осмысление их ценностей. Задачи урока:- донести до учащихся значение слов « пасха, Рождество, Спас», их традиции; - развивать умение работать с текстом, коммуникативных умений, познавательной творческой активности, творческих способностей. - воспитывать у учащихся уважение к православным традициям, уважения и любви к людям. - Формирование УУД: -Коммуникативных умений: -выражать свою собственную оценку услышанного и прочитанного; - говорить выразительно, эмоционально; -говорить самостоятельно в ресурсном круге, в группе; -понятно и грамотно формулировать свою мысль. - проявлять социально-психологические умения(вступать и поддерживать беседу, уметь слушать и слышать отвечающего, считаться с мнение других, умение приходить к общему согласию при работе в группе). -проявлять психологические умения; -проявлять нормы речевого этикета; -проявлять умение пользоваться невербальными средствами общения; Управленческих способностей: - умение управлять собственной деятельностью в ресурсном круге, группе; - делать нравственный выбор; - принимать собственное решение группы; -умение определять и удерживать тему и цель урока; -умение структуировать время, выделенное для выполнения заданий; -умение достигать результата; - давать нравственную оценку своим и чужим поступкам. Развитие эмоционально-чувственной сферы младшего школьника( проявление внимания, эмоциональной отзывчивости, благоговения перед Святыми и святынями.проявление положительных эмоций) -проявление мотивации взаимодействовать со сверстниками и педагогом в АФО; -проявление мотивации на самосовершенствование; - проявление интереса к познанию мира. Формирование в жизни навыков доброжелательного и доброделательного поведения.


Тип урока : изучение нового материала Необходимое оборудование : мультимедийная презентация. Основные понятия : Церковь, праздник, крестный ход, богослужение, водосвятие, моление, духовная радость.



Структура урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5


Подготовительный этап. Присоединение, актуализация знаний.





































































































Основной этап.Изучение нового материала, проведение АФО.















































































































































































































































































































































































































Заключительный этап.Рефлексия.




















Добрый день , я рада видеть вас сегодня в этот солнечный день на уроке. Думаю, что он нам принесет радость общения и надеюсь почувствовать вашу поддержку в ходе нашей беседы.

-Скажите, с каким разделом мы работаем на протяжении нескольких уроков?

А что такое праздник? Предлагаю встать в ресурсный круг и высказать свое мнение.( я заканчиваю словами)

-Праздник - это радость, а радость- приближение к Богу.

-Наш раздел называется « Традиции праздника», а что такое традиции?

- о традициях каких праздников мы уже говорили?

-А как вы понимаете выражение « гулять всем миром»?

-Назовите еще изученные праздники и традиции, связанные с ними.



















-Какие еще праздники не назвали?

-Так о чем мы будем говорить сегодня на уроке. О каких праздниках?

-Сегодня мы будем говорить о православных праздниках, о их традициях. Откройте учебник и прочитайте тему нашего урока.

Прежде, чем знакомиться с этими праздниками, может. Кто их назовет?

Тему мы определили ,а какую цель поставим перед собой?

-Мы сегодня будем вести речь об основных праздниках православия.

Кто принял тему и цель урока, помашите мне.

Что ж,если вы единогласно принимаете, приступаем к осуществлению цели урока.





Церковные праздники,еще их , как я уже говорила, называют православные, проводимые вы честь событий Священной истории, особо чтимых святых и икон. А что такое православие?

Где мы можем узнать точное определение этому слову?





Князь Владимир Красное солнышко вошел в историю как креститель Руси. К тому времени многие страны Европы приняли христианство. На Русь христианство пришло из Византии. Древние славяне почитали множество богов, в отличие от этой веры христиане считают, что миром управляет единый Бог. Год крещения Руси 988 г.

Мы живем в России, в той стране, где жили наши предки. Как вы считаете, нужно ли изучать историю православных праздников, их традиции?

-Сейчас идет Великий пост, сколько дней он продолжается?

А каким православным праздником заканчивается?

Действительно, и главным православным праздником издавна признается Пасха. Это праздник праздников, самый радостный и торжественный.Может, вы поделитесь своими знаниями по поводу этого праздника?





Молодцы.А кто ответит на вопрос, почему яйца красят?Пекут куличи?





Еще делают творожную пасху ( ХВ).Это все освещают ( кропят) святой водой- водосвятие.Обязательно приветствуют « Христос Воскресе…..А что отвечают?

Совершают ночную праздничную Божественную литургию и как уже было сказано, Крестный ход вокруг Храма с зажженными свечами.

( все подтверждается слайдами).И .конечно,колокольный звон.Послушайте (аудио).

А какое же значение имеет пасха для людей?Внимательно меня послушайте и постарайтесь ответить на этот вопрос. - Пасха празднуется в разные дни, у нее нет определенного числа. Дата празднования определяется солнечным и лунным календарями. Приходится он обязательно на воскресный день. Это самый главный христианский праздник в году. В этот день Иисус Христос воскрес из мертвых. В пятницу Иисус Христос был распят на кресте. По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос ожил, воскрес из мертвых. Его тело преобразилось. Не для всех он был виден, но для своих учеников он являлся в том виде в котором они его знали. На сороковой день после Воскресения Он вознесся на Небеса. Верующие люди считают, что своим воскресением Иисус Христос спас людей от духовной смерти и даровал надежду на жизнь вечную. В этот день молятся и ликуют все крещеные- вся Церковь! Итак, о каком празднике шла сейчас речь и какое значение имеет этот праздник для людей? К малышу на День рожденья Дружно прибыли волхвы. Принесли в подарок деньги? Нет? А что? Скажите вы….. Догадались, о каком празднике будем вести речь? Да,и праздник полностью называется Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.Об этом празднике нам расскажет одноклассник.(подготовленный ученик рассказывает о Рождестве Христове). Рождество Христово Рождество Христово - главный христианский праздник из числа двунадесятых. Этот праздник празднуется 7 января по новому стилю (25 декабря по ст. стилю). Рождество Господа Иисуса Христа совершилось в городе Вифлееме, в убогой пещере, служившей в непогоду укрытием для


скота. Пресвятая Дева Мария спеленала Божественного Младенца и положила его в ясли. В святую ночь, когда родился Спаситель мира, Ангелы воспели на небесах: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». В честь какого события отмечают этот праздник? Посмотрите на с.133 учебника.Что вы видите? Расскажите, что вы видите на ней? Какие традиции и обычаи связаны с этим праздником? Хорошо,а сейчас послушайте рассказ, связанный с традицией наряжать елку.(учащийся рассказывает)

О Ёлочке

Существует красивая сказка о том, что когда в городе Вифлееме

родился Господь наш Иисус Христос, то не только мудрые волхвы

с Востока принесли ему дары, но и все звери, птицы и даже

растения. Растениям было что подарить Младенцу Иисусу - плоды,

цветы, сладкое благоухание. И только опечаленная Ёлочка ,

проделавшая длинный путь из северных земель, теперь не решалась

войти в хлев, где лежал в яслях Божественный Младенец. Ей

казалось, что всё, что она может подарить Богу, никуда не годится,-

простые шишки, липкая смола, колючие иголки… В скромности

своей она считала себя хуже других деревьев, которые достойны

были принести Богу дары.

Но Господь очень любит скромность, смирение и простоту, и

принимает их как лучшие дары Себе. На изумленную Ёлочку вдруг

хлынул с Небес звездный дождь, и она засверкала, украшенная

звездами, стала вдруг краше всех деревьев…

На праздник Рождества Христова молоденькими елочками

украшают храмы. Вот какой чести удостоилось скромное дерево…

- А мы какой подарок можем принести на День

рождения Христу?

-О каком празднике мы говорили, какие традиции с ним связаны?

Рождество второй после Пасхи праздник по значению. Остальные праздники распределены по всему году и напоминают о священных событиях. Есть, которые не относятся к числу самых важных, но заняли в календаре особое место .О них мы прочитаем в учебнике на с 131 со 2 абзаца.

О чем прочитали, о каких традициях?

Во имя чего народ собирается на этот праздник?

Откройте тетрадь на с.37,зачитайте название активного занятия.

Первое задание самостоятельно. Один зачитывает задание .На выполнение его даю 3 минуты.

Следующее задание - работа в четверке. Приступаем.

Заслушаем мнение первой выполненной задание четверке.

Встаньте, кто согласен с решением данной группы.

Послушайте экспертную оценку.( называю).

Какой вывод можем сделать?

Какая тема была на уроке? Какую цель мы ставили?

Встаньте, кто считает, что достиг цели урока.

Мне приятно, но я хочу убедиться до конца, всем ли все было понятно. Выполните, пожалуйста, задание 1, 2 в тетради на с.36.

Кто желает поделиться своим мнением?

А остальные ответы я увижу, проверив ваши тетради.

Дома предлагаю еще раз посмотреть текст учебника о праздниках, которых шла речь на уроке и выполнить задание в тетради на с.36 № 5,6.7.Посмотрите,его нужно выполнить с помощью родителей. Кому непонятно домашнее задание?

Так что приносят православные праздники людям?

Надеюсь, что наш урок поистине принес нам радость общения друг с другом Спасибо за урок.




-Традиции праздников.





Идет работа в ресурсном круге.

-То, что перешло от одного поколения к другому.

-о мирских ( где гуляют всем миром)

-Все люди из близлежащих селений).



-Праздники, связанные с земледельческим календарем: масленица( пекут блины…),Семик( хороводы у березок, качание на качелях…), общинные-братчина.

Семейные праздники ( крестины, именины)

Государственные праздники( День Победы, День единства….)

-церковные

Ответы детей.











Молиться всей церковью.



Высказывания детей.

Познакомиться с православными праздниками и их традициями.



Определенные действия детей.





















Предположения детей.



В толковом словаре.

Один уч-ся зачитывает значение слова в толковом словаре Д.Н.Ушакова.





















Высказывания детей.







40 дней



Пасхой.











Это Воскресение Христово.С ним связаны обычаи красить яйца, печь куличи, крестный ход….



Красный цвет- символ пролитой невинной крови Христа, кулич напоминает о воскресшем Христе.









Во истину Воскресе!























Дети слушают сообщение педагога.







































Отвечают на вопрос.









Золото, ладан, смирну.

Предположения детей.

















Дети слушают одноклассника.































Икону « Рождество Христово»

Ответы детей.

Ночное праздничное Богослужение, исповедь, причастие, наряжают елку, дарят друг другу подарки…

Дети слушают.





























































































-Послушание, скромность , покаяние, старание в учебе.

Обобщения детей об услышанном.

Дети читают текст по цепочке.

Водосвятие, выносится Крест из алтаря к молящимся, освящение меда.

Ответы по прочитанному.

Открывают и зачитывают.

Самостоятельное выполнение задания.

Выполнение задания в четверке, обсуждение, приход к общему мнению.

Лидер высказывает общее мнение группы, аргументируя ответ.

Дети сравнивают сои ответы .

Все группы выполнили задание верно.

Ответы учащихся.

рефлексия

Самостоятельное выполнение задания.









1-2 ученика отвечают.













Дети записывают домашнее задание.











Большую духовную радость, они помогают хранить в душе и сердце каждого веру и надежду, учиться любви и мудрости.

Психологический аспект.













Управленческий аспект.







Управленческий аспект.



Коммуникативный аспект.

Психологический аспект.







Управленческий аспект.



Коммуникативный аспект.











Управленческий аспект



Социокультурный аспект.

Коммуникативный аспект.













Управленческий аспект.

Коммуникативный аспект.













Психологический аспект.







Социокультурный аспект.





















Управленческий аспект.

Коммуникативный аспект.























Социокультурный аспект.коммуникативный аспект.



























Управленческий аспект.

Коммуникативный аспект.

Психологический аспект.





























Психологический аспект.управленческий аспект.













Коммуникативный аспект.

































Управленческий аспект.









Коммуникативный аспект.







Психологический аспект.









Управленческий аспект.

Коммуникативный аспект.

























Управленческий аспект.





Коммуникативный аспект.



Социокультурный аспект.



































































































Коммуникативный аспект.

Психологический аспект.

Социокультурный аспект.

















Управленческий аспект.

Психологический аспект.







Коммуникативный аспект.







Управленческий аспект.

Коммуникативный аспект.

Психологический аспект.



















Коммуникативный аспект.

Психологический аспект.





Управленческий аспект.







Психологический аспект.







Управленческий аспект.









Психологический аспект.



















Управленческий аспект.













Социокультурный аспект.

Коммуникативный аспект.

Управленческий аспект.






























© 2010-2022