Статья на тему: Диалоговые технологии как средство формирования навыков учебного сотрудничества у младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ю. В. Панина

ДИАЛОГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В основе современного начального образования лежат взаимоотношения учащихся друг с другом. Взаимодействие и сотрудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности. Сотрудничать - значит действовать вместе, принимать участие в общем деле [3]. Сотрудничество - это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности [2]. Анализ научных работ позволил сделать вывод, что «учебное сотрудничество» не единственный термин, используемый исследователями для обозначения данной формы учебной работы. Используются также следующие понятия: «совместная учебная деятельность» (В. Я. Ляудис,A. К. Маркова, Т. А. Матис), «совместная мыслительная деятельность (А. К. Белоусова), «групповая работа» (X. И. Лийметс), «совместно-распределённая деятельность» (В. К. Дьяченко). Объяснение такой неоднозначности мы видим в двойственной природе процесса обучения, который рассматривается и с позиции педагога (обучение как процесс преподавания) и с позиции ученика (обучение как процесс учения, научение). Следовательно, целесообразно, с нашей точки зрения, разделить понятия «обучение на основе сотрудничества» и «учебное сотрудничество» («научение вместе»). «Обучение в сотрудничестве» - это процесс, включающий в себя и деятельность педагога (преподавание), и деятельность учащегося (учение) в своей неразделенной совокупности. Термин «учебное сотрудничество» характеризует именно совместную учебно-познавательную деятельность учащихся, которая в последнее время определяется как «учебная работа в группах сотрудничества» [1]. Учебное сотрудничество основывается на умении видеть позицию другого, оценивать ее, принимать или не принимать, соглашаться или оспаривать, а главное - иметь собственную точку зрения, отличать ее от другой, уметь ее обозначать. Особенность сотрудничества проявляется в согласованном взаимодействии субъектов деятельности, включающем в себя взаимную поддержку, взаимопомощь, взаимную ответственность, сопровождающееся взаимными услугами и положительными эмоциями. Всеми перечисленными свойствами и умениями, придя в начальную школу, дети еще не обладают, и перед педагогом стоит задача через педагогические технологии сформировать необходимые навыки сотрудничества. Для формирования навыков учебного сотрудничества необходимо выделить его составляющие. Г.А. Цукерман, в своих исследованиях, выделяет следующие компоненты сотрудничества: способность строить свое действие с учетом действий партнера; умение распределять действия и операции; умение обнаруживать разницу эмоциональных состояний участников совместного действия; общение, благодаря которому планируются адекватные учетной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов деятельности; инициативность как способность добывать недостающую информацию с помощью вопросов; способность решать конфликты рационально [4]. Как можно заметить основой сотрудничества является общение между участниками процесса. На этом основании в качестве одного из средств формирования навыков учебного сотрудничества целесообразно использовать диалоговые технологии. В процессе диалога происходит развитие самостоятельности и критичности мышления, инициативы и собственной позиции учащихся, стремления обсудить и решить поставленную перед ними проблему. Одним из наиболее применяемых видов диалоговых технологий является дискуссия. В нашей работе используются две формы дискуссии. Первая - это микродискуссия, происходящая в группах совместно работающих детей, которым для решения общей задачи необходимо договориться об общем способе действия и согласовать свои точки зрения, впервые ими обнаруженные. Применяется на конкретных этапах урока. Вторая форма - это общеклассная дискуссия, которую организует учитель, предлагая учебную задачу всему классу. При этом в условии задачи имеется некое противоречие, благодаря которому дети понимают, что имеющихся у них способов действий явно недостаточно и им необходим поиск новых. Эффективным является включение этого вида дискуссии на этапе актуализации нового знания во время урока. Особую роль в реализации дискуссии отводят учителю. Педагог, являясь участником дискуссий, равноправным партнером помогает детям практически осваивать и реализовывать принципы дискуссии: - сосредотачиваться на теме, предмете обсуждения; - вносить позитивный вклад в общий разговор: выделять, что ценного предложили другие, и давать собственные ценные предложения. В процессе этого формируется умение видеть позицию другого, оценивать ее, что является неотъемлемой частью учебного сотрудничества. - поддерживать положительный эмоциональный настрой, быть терпимым, внимательным, спокойным при восприятии других детей, доброжелательно относиться к сверстникам; - стремиться к достижению цели, принятию общего решения, что является основой для дальнейшего выстраивания действий с учетом действий партнера, как одной из составляющих учебного сотрудничества. Сотрудничество невозможно без создания особой доброжелательной среды, в которой ребенок чувствовал бы себя спокойно, уверенно, открыто мог высказывать свои мнения. В процессе обучения в диалоге создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс овладения знаниями. Все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Учебная деятельность, проходящая в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, не только позволяет получать новое знание, но и развивает познавательную деятельность, переводит её на более высокий уровень кооперации и сотрудничества.

Литература

  1. Африна, Е. Учебная работа в группах сотрудничества // Народное образование. 2006. № 5. С. 81-90
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: - Ростов н/Д : Феникс, 1997.
  3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.: Язъ, 1992.
  4. Цукерман Г. А., Елизарова Н. В., Фрумина М. И., Чудинова Е. В. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. 2000. № 2


© 2010-2022