- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению В лесу стояла елочка С. Михалков. 2 класс
Конспект урока по литературному чтению В лесу стояла елочка С. Михалков. 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Панюшкина С.В. |
Дата | 11.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Название УМК: «Школа 21 века» Предмет: Литературное чтение Класс: 2
Тема урока: С. Михалков « В снегу стояла ёлочка». (раздел Здравствуй, праздник новогодний!)
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Цель урока: учить школьника читать стихотворный текст, создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся..
Задачи урока:
Образовательно-развивающие:
- через анализ произведения и особенности главных героев учить выразительному чтению;
-развивать интерес к чтению и расширять читательский опыт учащихся знакомством со стихами современных поэтов;
-формирование способностей конструктивному взаимодействию, сотрудничеству при работе в малых группах;
Воспитательные:
-воспитывать у учащихся радость от процесса творчества;
-воспитывать бережное отношение к природе, чувства сострадания и сопереживания.
Личностные результаты: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
-Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, осуществлять анализ текста с выделением существенных признаков находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
-Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию.
Оборудование: для учителя: компьютер, экран, проектор, портрет С.В.Михалкова
для учащихся:
-
Учебник Л.А.Ефросинина. - Литературное чтение: 2 класс,
-
Л.А.Ефросинина. - Литературное чтение:2 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - Граф.- 2010.- ( «Начальная школа XXI века»)
-
Лист для моделирования обложки;
-
Лист для литературного диктанта;
-
Цветные карандаши.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Начинаем урок литературного чтения. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите своему соседу вместе с улыбкой хорошее настроение. Мне будет очень приятно услышать ваши правильные, грамотные ответы.
2.Актуализация опорных знаний и фиксация индивидуальных затруднений.
-Мы закончили изучение одного из разделов учебника. Вспомните его название.
/ «Снежок порхает, кружится»…/
Сейчас повторим, произведения, каких авторов вы изучили. Для этого напишем литературный диктант. Я зачитаю отрывки из произведений, а вы запишите фамилию автора.
Положите перед собой лист.
( Дифференцированная работа: один ученик запишет фамилии - высокий уровень, другой расположит карточки с фамилиями авторов в порядке зачитывания отрывков - низкий уровень)
Приготовились, слушайте внимательно.
-
«Самый первый снег робок и тих. Ложится на чёрную октябрьскую землю: «Ой, извините!»
-
«Шёл Морозко первый раз по лесу и ноги промочил. На земле ещё осенние лужи были, в болотах воды полно, а лесные озёра от ливней даже из берегов вышли»
-
«Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой»
-
«Жучку простили, молоком напоили, приняли в милость, на старое место приставили, стеречь дом заставили»
-
«В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.»
Взаимопроверка, самооценка.
-
Подчеркните фамилии поэтов / Суриков, Некрасов/
-
Какие стихотворения они написали? / «Детство», «Саша»/
-
Чем эти стихотворения похожи?/ темой - о детях, о зиме/
-
Каких поэтов вы ещё знаете?
3.Мотивация к деятельности(самоопределение),Построение проекта выхода из затруднения(цель, тема, план, средство).
- Молодцы, а для чего нам важно знать авторов, названия их произведений?
/чтобы быть грамотным, а значит культурным человеком, чтобы приятно и интересно было общаться с другими людьми, не стыдно было в библиотеке, книжном магазине, чтобы участвовать и побеждать в конкурсах /
-Из какого раздела произведения, о которых мы с вами говорили?
( «Снежок порхает, кружится»)
-Ребята, а какой большой праздник мы ждём зимой? ( Новый год)
-Вы любите Новый год? За что?
Любовь Александровн Ефросинина, автор нашего учебника «Литературное чтение», знала об этом и поместила для нас замечательные и интересные произведения об этом празднике.
- Как узнать, в какой раздел она их поместила? / воспользоваться содержанием/
-Откройте и прочитайте его название / «Здравствуй, праздник новогодний»/ стр.162
-Перечислите произведения, которые мы будем читать в этом разделе.
-Как вы думаете, с какого произведения мы начнём свою работу?
- Значит какая тема нашего урока? /С.Михайлов «В снегу стояла ёлочка»/
-Подумайте, к какому жанру оно относится? Почему? /стихотворение, так как С.Михалков пишет стихи о детях
-Учитывая, что это стихотворение, какие учебные задачи мы поставим перед собой?
-
Познакомиться с содержанием стихотворения С.В.Михалкова.
-
Научиться читать его выразительно или наизусть
-
Выполнить модель обложки
4.Работа над новым материалом.
1.Первичное восприятие.
-Сейчас нам предстоит познакомиться со стихотворением. Как вы думаете, о чём оно?
-Как мы можем узнать? / по заголовку - о природе/
-А как ещё? / по иллюстрации, прочитать/
-Как найти это произведение?
- Рассмотрим иллюстрацию. Кто идёт? Что ещё видим? Предположите, о чём будем читать?
-А теперь прочитаем стихотворение и проверим все наши догадки.
Самостоятельное чтение стихотворения детьми (учитель работает индивидуально со слабочитающими)
2. Беседа после первичного чтения.
-Итак, о чём читали? Оправдались ли наши предположения?
-Докажите, что это стихотворение.
-Назовите рифмующиеся слова.
3. Анализ произведения при повторном чтении.
А сейчас перечитаем стихотворение, чтобы выяснить, как автор говорит о своих героях и как к ним относится.
1 строфа.
-Перечитайте, как автор описывает елочку.
-Какие слова он использует, чтобы её изобразить?
-Почему Сергей Владимирович говорит именно «зелёненькая чёлочка»? /называет ласково, она ему нравится/
-Какое ещё чувство он испытывает? /удивление, так как она здоровая, полутораметровая/
-Полутораметровая, что это значит? /большая, высокая/
-Как нужно читать эти строки? Поможет словарь настроений /весело, радостно, удивлённо/
-Какую силу голоса выберем? /будем читать громко/
2 и 3 строфа.
-Прочитайте 2 и 3 строфы.
-О чём прочитали? Какое событие произошло в жизни ёлочки?
-Почему ёлочке показалось, что лесник решил её срубить? Что подсказывает рисунок?
/Наступила зима, Новый год, лесник идёт с топором /
-Что же почувствовала ёлочка, когда это поняла? / испугалась, испытала страх, ужас, почувствовала опасность/
-Докажите.
/на рисунке у ёлочки испуганное лицо/
- «Она была замечена,
Была окружена…»
-Ребята, а эти строки мне совсем непонятны. Что Сергей Владимирович хотел нам рассказать? Что не договорил?
/её заметили, потому что она красивая, дети пришли на неё посмотреть, ходили вокруг/
-А что же в это время случилось с ёлочкой? Почему стоит многоточие?
/она потеряла сознание, ничего не помнит от страха/
-Какие слова нам это подсказали? /пришла в себя она/
-Как вы это понимаете?
-А как это объясняется в словаре?
-Какие чувства ёлочки хотел передать Сергей Владимирович?
-Поэтому как их нужно читать? /испуганно, тревожно, таинственно, тихо/
-А как вы думаете, что случилось с ёлочкой, когда она была без сознания?
/…./
-Дочитаем стихотворение до конца, что рассказывает автор?
-Прочитайте, почему у ёлочки пропал страх? /она поняла, что её не срубили/
-Какие чувства появились вместо страха? /удивление, недоумение/
-Что её удивило? Прочитайте. / «фонарики стеклянные…/
Что ещё? / «стоит в лесу она…»/
-Что значит «без сомнения»? /точно уверена/
-Кто же был спасителем «лесной красавицы»?
-Почему он это сделал?
-Что можете о нём сказать? Какой он?
-О чём самом главном хотел сказать автор? /нужно беречь природу/
-Какие слова, и они самые главные, говорят об отношении автора к ёлочке?
-Какие знаки препинания использует Сергей Владимирович и для чего?
/чтобы показать радость, удивление-?! /
-Как нужно читать эти строки?
-Какие выделить слова? /несрубленная, целая, красива, крепка/
-Значит, как мы будем читать эту часть? /удивлённо, радостно, громко/
Обобщение.
-О чём же это стихотворение?
Какова его тема? Расскажите, с каким произведением мы познакомились?
-Какие чувства вызвало у вас стихотворение?
-А что чувствовал автор?
-Выполним модель обложки этого произведения. Придвиньте листочки.
(выполняют модель обложки самостоятельно, при этом некоторые дети получают лист для моделирования.)
- Вы выполнили модели. ( К доске прикрепляю несколько моделей, сделанных ребятами).
-Какие из них выполнены правильно, докажите.
-Поставьте +, если вы верно написали фамилию автора, жанр, тему, название.
-У кого четыре плюса?
-Итак, мы проанализировали стихотворение, выявили чувства ёлочки. Обратимся к задачам урока: для чего выполнили эту работу? /чтобы суметь прочитать выразительно, передать правильную интонацию, суметь показать характер ёлочки, её настроение/
5.Физминутка
6. Выразительное чтение
-А что значит читать выразительно.
-Мы только начинаем учиться читать выразительно, сегодня с помощью интонации постараемся передать чувства и настроение, мы знаем, что нужно соблюдать паузы, где? /на знаках препинания/, логическое ударение, то есть выделять самые главные слова.
7.Работа в парах.
Работать будете в парах. Вспомните правила совместной работы.
1 ряд подготовит выразительное чтение 1 строфы.
-О чём будете читать? Как?
2 ряд- 2 и 3 строфу.
-О чём эти строчки? Как их нужно читать?
3 ряд- 4, 5 и 6 строфу.
-О чём будете читать? Как
Оцените работу своих товарищей.
-Послушаем выразительное чтение ребят 1 ряда (двоих). Кому лучше удалось передать настроение?
-Слушаем ребят 2 ряда. Оценим.
-Чем история закончилась, прочитают ребята 3 ряда. Кто смог лучше передать настроение
-Какие строчки самые главные? Прочитаем их (последние)
-Для чего мы читали выразительно? Что с помощью интонации пытались передать?
Вы так старались читать, что мне тоже захотелось это сделать.
/читает наизусть учитель/
-Оцените мое чтение. Спасибо.
-Давайте вспомним, какие задачи мы ставили перед собой? Всё ли у вас получилось?
А вот мы сейчас и проверим.
- Откройте тетради по литературному чтению, проверим, чему научились.
8. Самостоятельная дифференцированная работа
-Откройте тетради на с.73 и прочитайте задания №1,2,3
-Выберите задание по силам и выполните его.
Проверка.
№1. Прочитайте фамилию, имя, отчество поэта. Проверьте правильность по записи на доске
№2. Что значит «разоделась, пришла в себя»?
№3. какие знаки препинания поставили? Почему?
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке(итог)
-С каким произведением познакомились?
-Как автор относится к ёлочке?
-Рассмотрите портрет С.В.Михалкова. Что вы можете сказать об этом человеке?
С.В.Михалков-красивый человек высокого роста, похожий на своего героя дядю Стёпу, добродушного, сильного, заботливого. Много лет назад, придумав дядю Стёпу, он написал о нём прекрасные стихи. За долгую литературную жизнь Михалков выпустил множество ярких, талантливых книг для детей и взрослых. Стихи. Басни. Сказки. Песни. Пьесы для театра.
Как получаются стихи для детей, такие радостные, сердечные, смешные? Поэт помнит собственное детство, внимательно наблюдает жизнь современных ребят. Но самое главное-это талант-особая, редкая способность чувствовать, находить самые точные нужные слова. Стихотворения Михалкова любят миллионы детей и взрослых.
- На что поэт в этом стихотворении хотел обратить наше внимание?
- А вы будете наряжать ёлочку? Какую? Что вы поняли?
Я очень рада, что вы любите природу, бережно к ней относитесь. Думаю, что никогда не обидите сами и не дадите природу в обиду.
И в заключении предлагаю зажечь ёлочку настроений. Фонариками будут наши фишки.
Красная фишка - я справился отлично
Синяя фишка - затруднялся
Жёлтая фишка - мне было трудно.
10.Информация о домашнем задании.
1.Читать стихотворение выразительно (всем)
2.Нарисовать ёлочку (задание с.73 №4)
3.Можно выучить стихотворение наизусть